Биомедицинская этика, ее основные принципы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2015 в 21:25, лекция

Описание работы

Биоэтика, ее предмет и основные направления.
Основные принципы биоэтики.
Основные правила взаимоотношений медработника и пациента.

Файлы: 1 файл

2. Биомедицинская этика, её основные принципы.docx

— 43.33 Кб (Скачать файл)

Биоэтика, ее основные принципы и правила

  1. Биоэтика, ее предмет и основные направления.
  1. Основные принципы биоэтики.

  1. Основные правила взаимоотношений медработника и пациента.

 

1. Биоэтика, ее предмет и основные направления

 
 Что такое биоэтика?

Биоэтику можно определить следующим образом: это междисциплинарное исследование этических проблем человека, возникающих из научных достижений в медицине и биотехнологии, и рассмотренных в свете моральных ценностей и принципов.

Главные ее цели – защита жизни и достоинства человека в ситуациях, порожденных современной биомедициной.

Возникновение биоэтики было связано с крупными открытиями в биологии, ведущими к революции во всей системе ценностей, к революции в морали и культуре. Революция в биологии повлекла за собой проблемы, с которыми никогда раньше не сталкивалось человечество. Эта революция также затрагивает самые фундаментальные вопросы человеческого бытия, занимавшие важное место в традиционной культуре и представлявшие величайшую тайну, в том числе: вопрос нравственного отношения к зарождению новой жизни, концепцию эротической любви и деторождения, проблему отношения к смерти и понимание самой жизни и др.

Биоэтика  рассматривает моральные проблемы в новейших областях медицины, связанные с принятием решений относительно здоровья и продолжения жизни.

Каждый этап человеческой жизни - зачатие, роды, рождение и смерть - сегодня подвержен изменению по воле больного, его родственников и врачей. Человечество в настоящее время готово подчинить своему контролю живые силы природы. Технический прогресс стал сильно влиять на традиционные моральные ценности. Поэтому возникло такое направление, как биоэтика, задача которой - определить границы применения новых орудий жизни и смерти.

Основные направления исследований биологической природы человека:

- модификация поведения с помощью "шоковой терапии",

- генная инженерия,

- суррогатное материнство,

- клонирование,

- этика аборта,

- трансплантация органов,

- изменение пола,

- искусственное продление жизни, эвтаназия.

 

Когда возникла биоэтика?

 

В 1965 г. в США открылся «Институт по изучению социальной этики и наук о жизни» в г. Хастингтоне (Хастингтонский центр), где начали проводиться активные исследования, связанные с проблемами жизни и смерти. Поскольку эти исследования затронули многие этические вопросы, нуждающиеся в специальном рассмотрении, этот момент можно считать моментом возникновения биоэтики.

 

Что такое модификация поведения?

 

Одно из первых направлений биоэтики - модификация поведения ("Behavior Modification"), известное в США как "промывание мозгов", (а у нас как "зомбирование"). Первые опыты проводились в США - в мозг испытуемому вшивались электроды и в нужный момент пропускали электрический ток, чтобы повлиять на изменение поведения испытуемого в нужном направлении. Таким образом, вместе с другими ценностями исчезает моральная автономия личности, меняется сама концепция личности как автономного субъекта, как свободного индивида. Эти программы могут быть эффективными при лечении умственных расстройств, помогают слабоумным в осуществлении внешне рациональных действий, не предполагающих самостоятельного мышления.

В наше время наиболее широко используется методика изменения поведения с помощью "шоковой терапии", осуществляемой средствами массовой информации, и в том числе рекламой. "Шоковая терапия" сегодня осуществляет мощное психологическое воздействие, вызывающее стресс, сомнение в общепризнанных культурных ценностях, фрустрацию.

 

Что такое генная инженерия?

 

Еще раньше возникли теоретические предпосылки для исследования механизмов наследственности - генная инженерия. Это направление стало возможным вследствие развития генетики и евгеники. Термин евгеника (переводится как "хорошее рождение") был впервые предложен в 1883 г. английским антропологом Ф. Гальтоном, который так определил этот предмет: "Изучение подлежащих общественному контролю влияний, могущих улучшить или ухудшить как физические, так и умственные качества грядущих поколений".

 

Каковы признаки личности, по Меллеру?

Отец евгеники - Дж. Меллер (США) мечтал населить Землю гениальными людьми, для этого он предлагал отбор лучших и стерилизацию худших.

Ему также принадлежит разработка проблемы критериев отбора, для чего он сформулировал следующие признаки личности:

1) интеллигентность;

2) кооперативность (способность к совместным с другими людьми действиям), альтруизм;

3) физическое и  психическое здоровье.

 

Какая связь между генетикой и фашизмом?

 

Открытие законов расщепления наследственных признаков (Г. Мендель, 1900), одинаковых для всех растений и животных, и хромосомной теории наследственности, показало, что у всех живых существ имеется принципиально сходный генетический аппарат. Это относится к человеку. Например, в семьях, где наблюдаются какие-либо физические или умственные отклонения, они передаются по наследству. Из этих теорий были сделаны выводы о роли наследственности в определении биологических видов и рас. Развитие евгеники имело драматичные последствия для человечества: в США и Германии были приняты законы, утверждавшие о существовании принципиальных расхождений между расами в умственных и нравственных качествах. Эта теория стала основой фашизма, утверждавшего, что высокоодаренные расы - это североевропейская (англичане и немцы), а низшие расы - это негры, негроиды, цыгане, евреи и славяне. Цыгане и евреи, по мнению немецких расистов, подлежат полному уничтожению, другие низшие расы должны быть сохранены как рабочая сила. Аналогичные "евгенические" мероприятия были широко развернуты в США и других странах (например Голландии).

 

Почему современное человечество отказалось от расистских идей?

 

Современное человечество отказалось от расистских идей, встав на позиции культурного релятивизма - теории, утверждающей, что все качества личности обусловлены многочисленными факторами, среди которых главную роль играют наследственность и культурная среда, но их можно улучшать и совершенствовать. Поэтому не следует преувеличивать роль генетических факторов. Многие наследственные особенности человека, в первую очередь его умственные способности, не моногенны, а полигенны, т.е. определяются взаимодействием нескольких генов, проявление которых зависит от обстановки, в которой рос и воспитывался ребенок. Задача улучшения наследственности включает эти два направления - генетическое и культурное.

 

  Что такое негативная и позитивная  евгеника?

 

Генетическое улучшение наследственности может осуществляться двумя путями:

1) запретительными  мерами, т.е. "негативной евгеникой", или стерилизацией;

2) поощрительными  мерами, т.е. "позитивной евгеникой", или селекцией.

Негативная евгеника (стерилизация) имеет драматическую историю. Так, в США в 1907 г. был принят закон о принудительной стерилизации в штате Индиана. Стерилизации подлежали психически ненормальные, умственно отсталые, осужденные за половые преступления, хронические алкоголики, проститутки, круглые сироты, бродяги.

В Германии с приходом Гитлера к власти в 1933 г. осуществлялась принудительная стерилизация психически больных, метисов, всех цыган и евреев. В ходе "окончательного решения еврейского вопроса" было уничтожено более 6 млн. евреев. Из захваченных военнопленных сразу уничтожались раненые, больные; физически слабые. Остальные использовались как рабочая сила, а потом уничтожались. Все это осуществлялось под видом "рациональной" цели - "очищения" популяции человека от вредных наследственных задатков. Сегодня известны факты наличия аналогичных законов (тайно проводившихся) в Голландии в середине XX в.

Какова судьба позитивной евгеники, цель которой - обогатить популяцию человека ценными наследственными задатками?

Планы улучшения биологической и генетической наследственности принимают самые разнообразные формы. Так, несколько лет тому назад американец Роберт Грэхем организовал банк для хранения спермы, полученной от лауреатов Нобелевской премии. Предполагалось, что она будет использована для добровольного осеменения женщин, обладающих исключительными интеллектуальными способностями.

Общая задача, поставленная евгеникой, - освободить человечество от вредной наследственности - не решена. Эта задача перешла в генетику и генную инженерию.

Сейчас в США насчитывается более тысячи банков клеток и тканей человека. 343 банка специализируются на хранении половых клеток. 200 банков - на хранении эмбриональных клеток. Создаются транснациональные биологические банки - "Euro skin bank". В 1976 г. все банки США объединились в Ассоциацию и выработали единые стандарты. Таким образом, США обеспечили свою страну и нацию на случай радиационной катастрофы или непредвиденной эпидемии.

Наиболее перспективным сегодня является направление в генетике, изменяющее генетические дефекты и избавляющее людей от наследственных болезней.

 

  Какое место занимает проблема  аборта в биоэтике?

 

Данная проблема занимает центральное место в биоэтике, поскольку она связана с целым комплексом других важнейших вопросов. Можно ли манипулировать плодом и каковы пределы этих манипуляций?

Нужно ли рожать ребенка если известно, что он будет обречен на бесконечные страдания, неизлечимую болезнь, или если этот ребенок результат насилия? Должна ли женщина рожать больного и слабого ребенка, если она может родить другого, здорового? Можно ли использовать эмбрион в научных исследованиях? Следует ли выбраковывать эмбрионы и каковы критерии?

Если поддерживается идея генетического улучшения человеческого рода, то необходимо разрешить аборт, и наоборот.

 

Каковы этические проблемы, связанные с трансплантацией органов?

 

Первая пересадка сердца и печени была осуществлена в 1967 г. в Южной Африке и в США. Технические возможности позволяют сегодня осуществлять эту операцию (а также пересадку почки, костного мозга, нервной ткани мозга) во многих странах, но вместе с тем возникают сложные этические проблемы. Первая проблема: где найти необходимое количество доноров? Ведь донор должен быть здоровым и мертвым.

Вторая проблема: кому отдавать предпочтение при выборе реципиента - более тяжело больному, или тому, кто больше ждет, или более молодому? Это проблема приоритетов - кто имеет преимущественное право на трансплантат - кто опаснее болен или у кого больше шансов прожить дольше? Справедливо ли предоставлять печень алкоголику, если ее ждут нормальные люди? Другая этическая проблема состоит в угрозе превращения человека в биомассу, в объект коммерческого интереса.

Кроме того, существует опасность того, что здоровые люди (но бедные) могут стать жертвами больных (но богатых). Возникает парадоксальная ситуация, когда богатые и больные люди нуждаются в бедных и здоровых для того, чтобы купить их органы.

 

Каковы этические проблемы искусственного оплодотворения, суррогатного материнства и клонирования?

 

В 60-х гг. началась эпоха искусственного оплодотворения, поставившая новые проблемы. Суррогатное материнство бывает двух видов: 1) чужая женщина вынашивает ребенка, произведенного от его генетической матери и генетического отца; 2) женщина вынашивает своего ребенка от анонимного отца.

В первом случае может возникнуть конфликт, если суррогатная мать не захочет отдать ребенка. Во втором случае возникает проблема анонимности доноров, угрожающая браками между кровными родственниками.

Здесь возникает философская проблема нового понимания семьи, нового понимания материнства и отцовства, ведь современная медицинская практика деторождения меняет всю систему традиционной семьи, основанной на особых отношениях между мужчиной и женщиной, а также между родителями и детьми.

 

 Что такое эвтаназия?

 

Эвтаназия переводится как "добрая смерть", но может ли смерть быть "доброй"? Имеется в виду "легкая смерть", безболезненная, без мучений и страданий, смерть как тихое засыпание.

Вопрос об эвтаназии впервые был поднят в 30-х гг. XX века в США и Великобритании. Бесчеловечный опыт нацизма, официально взявшего на вооружение идею эвтаназии и отправившего в газовые камеры сотни тысяч людей, оказал отрезвляющее влияние на сторонников эвтаназии. Однако уже в 60-х гг. они снова активизировались. В 80-х эвтаназия с определенными ограничениями была легализована в некоторых странах (США, Нидерланды).

Сегодня принято понимать эвтаназию не как легкую смерть, а как решение по ее поводу. Проблема заключается в следующем: предоставить больного технике и природе, обрекая на тяжелую, долгую и болезненную смерть или путем совершения (или несовершения) каких-либо действий помочь ему умереть. Вопрос сводится к отказу больного на лечение, результатом которого является смерть. Эвтаназию определяют как "решение о смерти, ради того, кто умирает"'.

Различают два вида эвтаназии: активная (активные действия, способствующие быстрому и безболезненному умиранию) и пассивная (отказ от лечения нуждающегося в нем человека, непредоставление своевременного и необходимого лекарства и т.д.).

Хосписы - специальные больницы, способствующие эвтаназии неизлечимо больных людей.

Добровольная эвтаназия равна суициду, или самоубийству.

Как относиться к эвтаназии? Это непростой вопрос, связанный с другим, не менее важным философским вопросом: как относиться к смерти?

Информация о работе Биомедицинская этика, ее основные принципы