Библиотечный этикет

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2014 в 09:32, реферат

Описание работы

Суверенность личности пользователя понимается как ее право на индивидуальность, «особость», своеобразие ее развития, в том числе — и читательского, на неприкосновенность «личностного пространства», доступного для постороннего лишь по воле самой личности.
Признание суверенности личности пользователя ведет библиотекаря к осознанию самоценности личности, отказу от примитивной оценки читательского развития.

Файлы: 1 файл

Библиотечный этикет.docx

— 54.39 Кб (Скачать файл)

Так же, как и европейская библиотека, она уделяет много сил для  предоставления услуг инвалидам, пожилым, другим категориям читателей.

Неотъемлемая часть деятельности американской публичной библиотеки — предоставление услуг людям, находящимся  в больницах, тюрьмах, домах престарелых. В таких случаях, как правило, предлагаются услуги передвижных библиотек, доставка книг непосредственно читателю.

Особенность библиотечного обслуживания публичной библиотеки Америки —  наличие этнических и языковых меньшинств среди ее пользователей. Этим категориям читателей предлагается целая программа услуг, способствующие лучшей адаптации пользователя, быстрейшей его интеграции в американское общество. Библиотека, основываясь на понимании нужд и проблем этнических меньшинств, предлагает им образовательные, информационные и культурные услуги. Так, например, Публичная библиотека Нью-Йорка уже много лет издает материалы информационного характера, которые помогают новым эмигрантам арендовать жилье, устроить ребенка в школу, найти работу и т. п.

Таким образом, номенклатура услуг, предоставляемых библиотекой своим пользователям постоянно расширяется. Эта тенденция характерна как для западной, так и для российской библиотеки. Основой устойчивости этой тенденции является, с одной стороны, многообразие читательских интересов, потребностей и запросов, а с другой — расширение возможностей библиотеки, появление новых технологий поиска и предоставления информации.

3. 2. Технология библиотечного  обслуживания

индивидуальных информационных интересов и запросов

— Индивидуальное библиотечное обслуживание: эволюция целей и задач.

— Услуги индивидуального обслуживания в российских и зарубежных библиотеках.

Индивидуальное библиотечное обслуживание, понимаемое сегодня как деятельность библиотекаря в помохць удовлетворения информационных (читательских) запросов конкретного читателя, для российской библиотеки считается традиционным.

Однако надо учитывать, что сам  термин — «индивидуальное обслуживание»  — появился сравнительно недавно, и  его содержательное наполнение претерпело известную эволюцию («руководство чтением», «помохць читателю» и т. п.), которая ярко отразила изменение отношения к читателю и к миссии библиотеки в обществе, что в свою очередь определялось общей социокультурной ситуацией в стране в определенный период развития.

Уже в дореволюционный период был  накоплен значительный опыт индивидуального  обслуживания так называемого «народного» (сначала — крестьянского, позже  — разночинного, рабочего, красноармейского) читателя, помохци ему в поиске нужной литературы и в освоении прочитанного. В отличие от западной традиции, где, по рассказам многих очевидцев, например Н.А. Рубакина, библиотекари обслуживали читателей молча, российские библиотекари с читателями разговаривали, беседовали, стараясь понять не только их читательские, но и житейские потребности. Российский библиотекарь видел себя советчиком, просветителем читателя. Как правило, и либерально настроенные, и консервативные библиотекари, старались не просто обслуживать читателей, а руководить их чтением в целях «истинного просвещения», конечно, так, как они его понимали.

Таким образом, в основе реального, каждодневного общения с читателем  лежало отношение к народу в целом, представление о его способностях и потребностях, понимание его (народа) роли как преимущественно активной или преимущественно пассивной.

Как правило, в читателе видели, прежде всего, объект воспитания, влияния, руководства  — в том числе и посредством  руководства чтением. При таком  подходе вольно или невольно снижалась  ценность каждой читательской личности, ставилось под сомнение ее право  на самоопределение и свободное  культурное развитие.

Как ни странно, такая позиция была характерна как для. дореволюционной России, так и в советский период.

Таким образом, к сожалению, несмотря на имеющиеся другие взгляды, например, концепцию Н.А. Рубакина, высказанную  им еще в конце XIX в., подчеркивающую незыблемое право читателя, в том  числе и ребенка, на самостоятельный  выбор и оценку книги, понятие  «руководство чтением», которое, связывалось, прежде всего, с авторитарным влиянием библиотекаря на читателя, надолго  определило (и подменило) сущность индивидуального  библиотечного обслуживания.

Такое положение сохранялось долгое время.

Позднее, уже в советское время, идея руководства чтением была модернизирована, подчинена политической идее «формирования  нового человека» и, как вся образовательная  и воспитательная, в том числе  — и библиотечная работа, «переведена  в идеологическую плоскость».

Идеологический диктат, установившийся в науке России в 1920-50-е гг., особенно остро проявился в науке о  детстве. По мысли ученых этого периода, она должна была «осветить процесс  производства нового человека»; всерьез  рассматривалась задача «создания  наряду с растениеводством и животноводством  однородной с ними науки — человеко-водства» (П.П. Блонский).

Особенное внимание руководителей  чтения привлекал ребенок-читатель, рассматривавшийся как «чистый  лист», податливый «материал» для формирования «нового человека». Руководство  чтением детей рассматривалось, таким образом, как важнейшая  политическая, идеологическая, государственная  задача.

Однако характерной чертой исследований того периода является их нацеленность не на изучение индивидуальности читателя-ребенка (это определялось как либеральная  «ру-бакинщина»), а на читателя «социального», коллективного, «суммарного».

Следует отметить, что уверенность  в эффективности руководства  чтением, в возможности через  чтение влиять на развитие таких качеств  личности, которые требовались государству, опиралась на исследования в области  библиопсихологии, психологии читателя, активно проводившиеся в этот период.

Всестороннее изучение ребенка  — психологическое, педагогическое, социологическое — осуществлялось с целью выявления наиболее эффективных  форм и методов воздействия на детей разных возрастов, которые  могли бы быть использованы педагогами и библиотекарями.

Изучение читателя и психологии книжного влияния (а, значит, и использование  его при руководстве чтением) было одним из важнейших направлений  библиоисихологи-ческих исследований на протяжении долгого времени, частью государственной политики. Если до революции по этим проблемам было опубликовано 90 работ, то только с 1918 по 1928 гг. - 872 работы (!).

Исследования 1920-30-х гг., часто основанные на попытке соединить марксизм и  широко распространившийся в России в этот период психоанализ, учение Фрейда, давали подчас упрощенное, вульгарное представление о читательских типах, о факторах, влияющих на возникновение  и развитие читательских интересов (например, классовая принадлежность) и т. п. Однако практически все  они подчеркивали возможность библиотеки (библиотекаря) влиять на чтение, а через  него — и на личность читателя. Более того, утверждая, например, психотерапевтическое значение книги, говорилось, что «библиотека, (используя возможности руководства чтением)... может быть ячейкой психоневрологической диспансеризации» (В. Невский). Таким образом, руководству чтением в библиотеке приписывались даже возможности по коррекции глубинных структур личности (!).

Детские и школьные библиотеки были объявлены поли-тико-просветительными, идеологическими учреждениями, обязанными воспитывать у подрастающего поколения те качества личности, которые необходимы данному государству. Библиотекарь становился организатором и руководителем чтения. Провозглашалась задача «оформления читателя в желательном духе», велась «формовка читателя». Эта работа осуществлялась как через фильтровку книжного потока, так и через общение библиотекаря и читателя. Общеизвестно, как отфильтровывалась цензурой «старая» детская литература, какие требования предъявлялись "к новой детской книге, как «очищались» фонды и т. п.

Необходимо отметить однако, что, несмотря на видимость, на самом деле власть не была заинтересована в культивировании личности, личностных особенностей, человеческой индивидуальности. Это положение хорошо иллюстрирует и библиотечная практика. Интересно, что даже формы библиотечного общения, по видимости — индивидуальные, на самом деле такими не были: например, распространенная форма руководства чтением — «беседа с читателем» имела, как правило, стандартизированный характер, так как она разрабатывалась не для конкретного, живого читателя, а для «представителя» определенной читательской группы; то же можно сказать и о такой форме руководства чтением, как разработка «круга чтения», «плана чтения» и т. п.

Таким образом, получалось, что и  изучению подвергался «условный» —  усредненный —читатель, и полученные данные служили основой воспитания такого же «условного» читателя.

Общеизвестно, что за годы советской  власти в стране создалась общественная система, значимыми ценностями которой  были конформизм, коллективизм, усредненность. Очевидно, что и библиотечное обслуживание так же строилось на этих основаниях и объективно способствовало их укреплению.

Однообразие представлений о взаимодействии с читателями начало нарушаться лишь в период оттепели, когда наряду с термином «руководство чтением» стали  появляться такие, как «помощь читателю», «обслуживание читателей», «библиотечное  обслуживание» (позже) и др.

Следует сказать также, что на закате существования тоталитарной идеологии  стало активно формироваться  и укрепляться понимание того, что библиотека вообще не должна осуществлять руководство чтением взрослого  читателя. Более того, сам термин «руководство чтением» был дискредитирован  как изживший свой временной ресурс.

Во взаимоотношениях библиотеки и  читателя (пользователя) происходили  заметные перемены, и, прежде всего, заметно  усилилась информационная функция  библиотеки, что определилось как  информатизацией всей жизни общества, расширением и усложнением информационных потребностей пользователей, так и  изменениями в профессиональном сознании самого библиотекаря, касающимися  его отношения к читателям.

Сегодня цель индивидуального библиотечного  обслуживания может быть сформулирована как помощь личности в ее социализации через чтение и получение информационной поддержки библиотеки.

В задачи индивидуального обслуживания входит:

— удовлетворение информационных потребностей читателя;

— содействие повышению уровня культуры чтения и информационной культуры читателя;

— организация сотрудничества читателя и библиотекаря на всем протяжении пользования читателем библиотекой.

Таким образом, индивидуальное библиотечное обслуживание сегодня должно способствовать самораскрытию, самопознанию, самовыражению  читателя во всех сферах его жизнедеятельности: учебной, профессиональной, досуговой и др.

Индивидуальное библиотечное обслуживание направлено на решение, как известно, следующих основных задач:

— удовлетворение информационных потребностей читателя, выраженных в форме запроса;

— помощь в осознании стержневого интереса в структуре информационных потребностей (эта задача остро стоит перед подростком, юношей) и тематики чтения;

— содействие повышению уровня культуры чтения и информационной культуры личности;

— создание условий для постоянного делового и межличностного контакта между библиотекарем и пользователем (читателем).

Решение поставленных задач требует  использования определенной технология библиотечного обслуживания, то есть соответствующих методов и форм индивидуального библиотечного  обслуживания. В ходе длительной практической работы библиотек по данному направлению  их круг в целом сложился.

К наиболее эффективным формам и  методам, или услугам индивидуального  библиотечного обслуживания можно  отнести следующие:

— индивидуальная беседа;

— индивидуальное информирование;

— индивидуальная рекомендация и др.

Эти формы и методы являются универсальными для библиотек всех типов и  видов, хотя и проявляются в различных  условиях и по отношению к разным категориям читателей специфически.

Такая услуга, как индивидуальная беседа считается базовой в индивидуальном библиотечном обслуживании.

В зависимости от конкретных условий  и цели общения индивидуальная беседа может иметь несколько модификаций  и смыслов: ориентирующая (при первичной  записи в библиотеку); тактическая (при  рекомендации книги, тематики чтения и  т. п.), корректирующая (при общении  по поводу прочитанного, при оказании помощи в повышении уровня культуры чтения и информационной культуры).

Следует сказать, что при внешней  простоте использования проведение индивидуальной беседы на практике весьма сложно. Оно требует от библиотекаря не только хорошей подготовки в области  психологии личности и социальной психологии, но и таких природных личных качеств (которые поддаются, в известной  степени, развитию), как доброжелательность, эмпатия (способность к сочувствию), обаяние и т. п. Конечно, все они должны сочетаться с высоким профессиональным уровнем, квалифицированностью, знанием своего предмета. Однако многочисленные исследования подтверждают тот факт, что пользователь, даже очень требовательный, склонен скорее простить библиотекарю незнание, чем нежелание помочь, грубость и т. п. Поэтому следует всегда помнить, что использование какой-либо формы и метода индивидуального библиотечного обслуживания будет эффективным лишь в том случае, если будет достигнут человеческий контакт между участниками общения.

Ориентирующая (при первичной записи в библиотеку) индивидуальная беседа чрезвычайно важна, прежде всего, как  первый контакт читателя с библиотекой. От того, с каким впечатлением читатель уйдет из библиотеки зависит вся  его дальнейшая «библиотечная судьба», не только отношение к данной конкретной библиотеке, но, возможно, и к библиотекам  вообще и даже — к книгам. Это  в полной мере можно отнести к  любому читателю, но особенно — к  юному: ребенку, подростку, впервые  познакомившемуся с библиотекой, и  который, вероятно делает в этот момент непростой выбор: библиотека или  компьютерный клуб? Все это накладывает  на библиотекаря, проводящего беседу, серьезные обязательства. Желательно, чтобы такую ориентирующую беседу вел самый квалифицированный  сотрудник библиотеки.

Информация о работе Библиотечный этикет