Александр Востоков и его вклад в языкознание

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2015 в 13:13, реферат

Описание работы

Цель данного реферата - тщательно познакомиться с жизнью и творческой деятельностью основополож¬ни¬ка сравнительно-истори¬ческо¬го метода в России – с Александром Христофо¬рвичем Востоковым и подробнее узнать о его вкладах в сравнительно-историческое изучение славянских языков. Кроме А. Х. Восткова мы коснемся других пред¬ста-ви¬телей сравнительно-исторического напра¬вления и дадим набросок дальней¬шей судьбы этого метода. Также познакомимся со всеми нам доступ¬ными ра¬бо¬та¬ми А. Х. Востокова. Многие из взглядов, выска¬зан¬ных Восто¬ковым в его грамма¬ти¬ке, являются актуальными в наше время.
В настоящей работе указываются данные не только об А. Х. Востокове и дру¬гих представителях сравнительно-исторического метода, но и о таких лицах, ко¬трые каким-нибудь образом связаны с фактами, показанными в данном реферате.

Файлы: 1 файл

востоков.docx

— 63.43 Кб (Скачать файл)

6.Судьба сравнительно-исторического  направления во второй половине  и в конце XIX века 
  С 70-х гг. XIX века происходило постепенное превращение языкознания в науку наряду с продолжающимся бурным развитием сравнительно-исторических исследований. Прежде всего, конец XIX века в русском языкознании представлял собой этап интенсивного исследования исторических закономерностей в развитии грамматического строя индоевропейских языков.

   Сравнительно-историческое языкознание во всех своих аспектах приобрело новое содержание. На передний план выдвигалось изучение исторического развития языка.  
   Главным представителем этого направления во второй половине и в конце XIX века был знаменитый украинский и русский филолог-славист, философ и культуролог Александр Афанасьевич Потебня (1835-1891). С именем Потебни в истории русского языкознания связывается становление психологического языкознания. Его сравнительно-исторические концепции сопровождены именно психологизмом. С точки зрения психологии он стремился выяснить общие вопросы происхождения и развития человеческого языка. Для Потебни вопрос о происхождении языка явился вопросом чисто психологическим. В своих исследованиях А. А. Потебня поддерживал гипотезу о начальной двучленности грамматического предложения, состоящего из существительного в именительном падеже, обозначающего субъект действия, и сказуемого. Эти положения он освидетельствовал многими примерами из древнерусского, литовского и латышского языков. Он сравнивал не отдельные синтаксические явления, а пытался выявить определенные синтаксические тенденции.  
   Сравнительно-исторический подход к изучению грамматических, в частности и синтаксических явлений был развит профессором Московского университета Федором Евгеньевичем Коршем (1843-1915). В своем труде „Способы относительного подчинения. Глава из сравнительного синтаксиса“ (1877) он указывает, что кроме сравнительной морфологии должен существовать и сравнительный синтаксис. В области сравнительной морфологии Ф. Е. Корш считал полезным изучение семьей родственных языков.  
   Большое влияние на европейское сравнительно-историческое языкознание начала XX века оказали исследования сравнительно-исторической грамматики Филиппа Федоровича Фортунатова (1848-1914). Его наиболее известными работами по сравнительной грамматике являются „Сравнительное языковедение“ (1900) и „Сравнительная фонетика индоевропейских языков“ (1902) и также ряд напечатанных лекционных курсов. Именно в своих лекциях Фортунатов предлагал новые принципы сравнительно-исторических исследований – типологическое изучение языков. Однако основное внимание он обращал на сравнительно-исторический метод).  
    В центре внимания сравнительно-исторического языкознания в конце XIX века стала попытка воссоздать звуковой состав индоевропейского праязыка. Однако в этот период формировалась новая отрасль языкознания – типологическое изучение языков. С этого времени сравнительно-историческое направление в языкознании уходило на задний план и появились новые методы и подходы к изучению языков.  
 
7. Заключение

  В данном реферате была показана лингвистическая ситуация в Европе и в России в конце XVIII в. и в начале XIX в. Главное внимание было обращено к сравнительно-историческому методу в России и к его самому выразительному представителю Александру Христофоровичу Востокову, который признается основоположником этого метода в России. В реферате также были приведены данные о предшественниках и последователях сравнительно-исторического направления. Был описан весь процесс существования сравнительно-исторического метода, т. е. его возникновение, постепенное развитие и его последующее завершение; его дальнейшая судьба связана с появлением новых лингвистических направлений.  
  Была раскрыта жизнь Александра Христофоровича Востокова и его труд всей жизни.

      8. Список использованной литературы

 1.БЕРЕЗИН, Ф. М.: Очерки по истории языкознания в России; конец XIX – начало XX в. Москва, Наука, 1968.

 2.БУЛАХОВ, М. Г.: Восточнославянские языковеды. Минск, Белорусский государственный университет имени В. И. Ленина, 1976.

 3. Новый энциклопедический словарь. - М.: Большая Российская энциклопедия, РИПОЛ Н74 КЛАССИК, 2002. 
4. Информация, размещенная на интернет-сайтах: www.lib.pu.ru, www.fplib.org, www.booksite.ru, www.philol.msu.ru., ww.rulex.ru.

 5.Лев Львович Нелюбин: История науки о языке. Флинта, 2008.

 

 


Информация о работе Александр Востоков и его вклад в языкознание