Аксиология как отрасль этики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Мая 2013 в 07:29, реферат

Описание работы

Судьба аксиологии в отечественной философии складывалась непросто. Следует сказать, что сама аксиологическая проблематика стала разрабатываться сравнительно недавно: первые работы по вопросам теории ценностей относятся, как известно, к 60-м гг. XX в., т.е. к периоду «оттепели». В годы «застоя» она вновь оказалась на периферии интересов российских философов, во всяком случае по аксиологии книг почти не издавалось и диссертаций не защищалось. Возрождение интереса к проблеме ценности в философско-научном сообществе относится к середине 80-х гг. И это не случайно: аксиология вместе с этикой и эстетикой оказалась заложницей сложных социально-политических процессов, происходивших в российском обществе, когда на протяжении десятилетий в общественном сознании, хотя и в скрытой форме, господствовал сциентизм.

Содержание работы

1. Аксиология как отрасль этики…………………………………………………..3
2. Различные иерархии ценностей в разных субкультурах………………………9

3. Этический анализ преступной субкультуры…………………………………..13

Список литературы……………………………………………

Файлы: 1 файл

Мораль как отражение иерархии ценностей.doc

— 92.00 Кб (Скачать файл)

Содержание долга культурно  обусловлено и зависит от системы ценностей общества, к которому принадлежит и с которым идентифицирует себя социализированный субъект. У несоциализированного (или слабосоциализированного) субъекта содержание должного и блага ориентировано на натуралистические ценности, т.е. на то, что выступает в виде удовольствия самого индивида. Таким образом, ценностное и императивное может сочетаться в сознании (мировоззрении) индивида по двум основным вариантам: а) у социализированного индивида доминирует социально значимое содержание долга и блага, совпадающее с содержанием долга и блага той социальной группы, с которой он себя идентифицирует; важно, что оно может входить в противоречие с благополучием — материальным и физическим — самого индивида, и б) у не- или слабосоциализированного индивида содержание блага имеет натуралистическую направленность, т.е. ориентировано на его собственное благополучие: физическое, психическое (сознательный отказ от действий и сведений, влекущих за собой отрицательные эмоции), имущественное и т.д.  При этом чувство долга у такого индивида неизбежно будет ослабленным или деформированным: то или иное содержание долга (гражданского, родительского, профессионального) он распространяет на других, но не на себя. Это порождает одну из распространенных форм моральной деформации — моральный субъективизм.

Очевидно, что общество, состоящее из таких индивидов, не может быть устойчивым, не способно к развитию. Это «война всех против всех».

В связи с вышесказанным  особое значение приобретает вопрос о механизмах усвоения индивидом морально-этических представлений и понятий, благодаря которым человек может действовать и действует в окружающем его мире, не только руководствуясь собственными ценностными отношениями, но и учитывая ценностные отношения других людей. Ряд исследователей в качестве способа объективации и материализации ценностного отношения называет язык. В частности, А.Н. Максимов утверждает, что благодаря языку чужое ценностное отношение проникает в сознание человека, накладывается на его ценностное отношение и в этом трансформированном виде выступает в качестве духовной основы его практической деятельности [10]. Но узнать чужие ценностные суждения — еще не значит принять и разделять их. Очевидно, должны существовать и какие-то иные механизмы приобщения человека к ценностям других людей. Если наука отражает объективно существующие связи и зависимости, пренебрежение которыми наглядно и неизбежно наносит ущерб самому индивиду, то морально-этическое знание отражает только то, что существует, так сказать, не в природе (т.е. не само по себе), а в культурном пространстве человеческого бытия. И «жизнь учит» только в той степени, в какой это должное объективируется в моральных отношениях и поступках, т.е. не всегда наглядно и с неизбежностью. Поэтому при самом первом приближении к проблеме можно выделить два основных механизма усвоения индивидом ценностно-императивного знания — это интериоризация и самоидентификация. Названные механизмы существуют объективно, и принцип их работы — предмет изучения науки, в первую очередь психологии и педагогики. Этика концептуально обосновывает конкретное содержание должного. К сфере же компетенции аксиологии в деле формирования целостного мировоззрения человека относится определение места и роли науки, с одной стороны, и этики, эстетики и религии — с другой.

 

 

2. Различные иерархии ценностей в разных субкультурах

 

Совокупность ценностей, верований, традиций и обычаев, которыми руководствуется большинство членов общества, называется доминирующей культурой. Однако, поскольку общество распадается на множество групп (национальных, демографических, социальных, профессиональных и т.д.), постепенно у каждой из них формируется собственная культура, т. е. система ценностей и правил поведения. Такие малые культурные миры называются субкультурами.

Все свойства культуры также применимы к понятию «субкультуры», которая появилась в результате сильного удара супериндустриальной революции, которая буквально расколола общество. Благодаря огромному выбору продуктов и культурных изделий появляется и огромный выбор социальных структур. И новые субкультуры, такие как хиппи, битники, теософисты, компьютерщики, культуристы и многие другие, врываются в наше существование. Можно сказать, что мы живем при «субкультурном взрыве». Почему же происходит такое деление общества на различные социальные группировки? Психологи и социологи объясняют это тем, что все мы подвержены глубокому влиянию, наши индивидуальности формируются благодаря субкультурам, которые мы выбираем, осознанно или нет, чтобы индивидуализировать себя. Люди ищут свою индивидуальность, причисляя себя к неформальным культурам, кланам или группам различного характера. Рост субкультур наиболее показателен в профессиональном мире. Много субкультур появилось среди специалистов различных профессий. Тут видна тенденция развития субкультур в тесной связи с развитием науки и технологий. Научная общественность может показаться единым целым, но в действительности она состоит из огромного числа фрагментов.

Научная общественность пересекается с формальными организациями  и движениями, появляется все больше и больше специализированных журналов, проводятся различные конференции и встречи и т.д. Но эти «открытые» отличительные особенности сочетаются также со «скрытыми» отличиями. Например исследователи рака и астрономы не просто занимаются разными вещами, они говорят на разных языках, у них совершенно разные типы личности, они думают, одеваются и живут по-разному. Эти отличия очень часто пересекаются с межличностными отношениями. Говорит женщина-ученый: «Мой муж – микробиолог, а я – физик-теоретик, и иногда я удивляюсь тому, что мы уживаемся друг с другом». Ученые какой-либо специальности стремятся к отличительным особенностям, присущим их клану. Они объединяются в маленькие субкультурные общества, работают над престижем этих обществ, их также заботит благоприятное мнение других людей, заботит их внешний вид, политические убеждения, образ жизни. Процесс разделения на ячейки внутри профессии ярко виден на примере Уолл-Стрит. Уолл-Стрит была одной большой Белой Англо-саксонской Протестантской субкультурой. Представители этой субкультуры имели тенденцию посещать одни и те же школы, вступать в одни клубы, заниматься одним видом спорта (теннис, гольф, сквош), посещать одну церковь (Пресвитерианскую и Епископальную) и голосовать за одну партию (республиканцев).

Сегодня ситуация на Уолл-Стрит  изменилась, но все же молодые люди, вступающие в бизнес, зажаты в тиски  выбором субкультурного членства. Несмотря на то, что в области финансовой индустрии встречается большое  количество греческих, еврейских и  китайский имен, все же здесь существует определенный стиль жизни, высшая ценность группы – безусловное отличие от других.

Субкультура, явление  присущее не только научным и финансовым кругам, является частью хобби, игр, видов  спорта и развлечений. Можно видеть как пример любителей серфинга или парашютного спорта. Данные субкультуры демонстрируют нам то, что досуг может служить основой истинного образа жизни. Здесь можно вспомнить известный лет пять назад художественный фильм «На гребне волны» (американское название “Break point”). Группа серферов представлена там как совершенно обособленная, живущая своей жизнью группа, главной ценностью которой является свобода, не привязанность к одному месту, сплоченность, океан и большие волны. У них свой язык, отличительный внешний вид и манера поведения. Человеку со стороны приходится сложно внедриться в данный клан серферов, это занимает долгое время. Хотя он и становится членом группы, все же отношение к нему остается настороженным и в результате серферы понимают, что он чужак.

На примере серфинга видно как вид спорта становится субкультурой, которая приобретает  вид символизма, который придает  ему характер тайного общества или  религиозного ордена. Реми Надо (Nadeau Remi) в своей книге “The New Society” пишет: «Опознавательный знак серферов – акулий зуб, орден Св. Христофора или мальтийский крест, небрежно висящий у кого-нибудь на шее. В течение долгого времени наиболее приемлемым видом транспорта был старой модели «Форд» с обшитым деревянными панелями кузовом».

Также интересен пример фрагментации общества по сексуально-семейным мнениям. Создаются субкультуры, основанные на супружеском статусе. Это в основном относится к Западному обществу, но определенные элементы этого движения заметны и в России. Мортон Хант, крупный специалист в области семейных отношений описывает то, что он называет «мир прежде женатых». «Эта группа, - говорит Хант, - является субкультурой со своими собственными механизмами совместного существования, своими собственными моделями регулирования раздельной или в разводе жизни, своими собственными возможностями для дружбы, социальной жизни и любви». Если члены подобной субкультуры отдаляются от своих женатых друзей, они очень быстро становятся изолированными от тех, кто еще в «брачной жизни» и стремятся к созданию своих собственных социальных ячеек со своими местами для встреч, со своим собственным отношением ко времени, со своими сексуальными воззрениями и обычаями.

Говоря об аспектах культуры можно упомянуть 4 основных параметра  ценностей, выявленных G.Hofstede в результате исследования, они следующие:

  1. параметр индивидуализма/коллективизма;
  2. дистанция власти (power distance);
  3. терпимость к неопределенности (uncertainty avoidance);
  4. степень социальной дифферентации полов (masculinity-femininity);
  5. взаимоотношение с группой.

Итак, В каждой субкультуре  существуют свои ценности: модели поведения, этические нормы, степень рациональности, моральные установки.

 

Поскольку общество распадается  на множество групп — национальных, демографических, социальных, профессиональных, — постепенно у каждой из них формируется собственная культура, т. е. система ценностей и правил поведения. Малые культурные миры называют субкультурами.

У одного языка — несколько  диалектов. Группы, говорящие на разных диалектах,— субкультуры, группы, говорящие на разных языках,— различные культуры. Когда люди из двух групп, несмотря на несходство деталей образа жизни, разделяют общие базисные ценности и потому могут общаться беспрепятственно, их культуры — всего лишь варианты одной, господствующей, культуры.

Субкультура — это  часть общей культуры нации, в  отдельных аспектах отмечающаяся или  противостоящая целому, но в главных  чертах согласующаяся и продолжающая культуру нации, которая получила название доминирующей культуры. Субкультура  отличается от доминирующей культуры языком, взглядами на жизнь, манерами поведения, прической, одеждой, обычаями. Различия могут быть очень сильными, но субкультура не противостоит доминирующей культуре. Она включает ряд ценностей доминирующей культуры и добавляет к ним новые ценности, характерные только для нее.

Контркультура обозначает такую субкультуру, которая не просто отличается от доминирующей культуры, но противостоит, находится в конфликте  с господствующими ценностями.

Примером контркультуры, по мнению известного американского социолога Н. Смелзера, служит культура богемы. «Среди других ценностей богемы выделяются стремление к самовыражению, желание жить сегодняшним днем, требование полной свободы, поощрение равенства мужчин и женщин и любовь к экзотике. Это подразумевает отрицание таких ценностей господствующей культуры, как самодисциплина, самоограничение в настоящем ради награды в будущем, материализм, успех в соответствии с общепринятыми правилами».

Возникновение контркультуры  на самом деле — явление вполне обычное и распространенное. Доминирующая культура, которой противостоит контркультура, упорядочивает только часть символического пространства данного общества. Она не способна охватить все многообразие явлений. Оставшееся делят между собой суб- и контр культуры. Те и другие крайне важны доминирующей культуре, хотя на одних она смотрит с недоверием, а на других — с враждебностью. Контркультурами были раннее христианство в начале новой эры, затем религиозные секты, позже средневековые утопические коммуны, а затем идеология большевиков.

Иногда провести четкие различия между субкультурой и контркультурой затруднительно или невозможно. В  таких случаях на равных правах к  одному явления применяют оба  названия.

 

3. Этический  анализ преступной субкультуры

 

 

Преступная субкультура, произрастающая в коллективных тюрьмах, которые называют «фабриками насилия», отличается специфическим поведением, правилами и даже языком. Здесь своя система иерархии и привилегий. «Особо привилегированные» (босс, бугор, рог зоны) — неформальные лидеры, имеют лучшее спальное место, лучшую пищу, эксплуатируют других. «Просто привилегированные» (борзый, отрицал) — сподручные и советники босса. Они — исполнители его воли и толкователи норм. Ниже по лестнице стоят «нейтральные» (пацаны) — основная масса осужденных. Им запрещается контактировать и оказывать помощь «непривилегированным» (шестерки, чушки, шныри), которые используются для грязной работы и служат орудием издевательств над «лишенными привилегий» (опущенные, обиженные). Для поддержания внутригрупповой стратификации (структуры) используется особый механизм «прописка». Она проводится в форме игры, загадок и других процедур испытания. Борьба за сохранение или повышение статуса носит, как правило, остроконфликтный характер и отличается особой агрессивностью, жестокостью и культом насилия. Конфликт с лидером чреват трагическими последствиями, которые нередко принимают форму самоубийства или членовредительства.

 

 

Список литературы

 

 

  1. Анисимов С.Ф. Духовные ценности: производство и потребление. М., 1988.
  2. Бердяев Н.А. О назначении человека. Опыт парадоксальной этики. М., 1998.  С.  25.
  3. Брагина Н.Н., Доброхотова Т.Л. Функциональные асимметрии человека.  М., 1988.
  4. Выжлецов Г.П. Ценности российской духовности: кризис и возрождение // Человек и духовно-культурные основы возрождения России. СПб., 1996. С. 12—33.
  5. Выжлецов Т.П. Аксиология: становление и основные этапы развития // Социально-политический журнал.   1996.   № 1.
  6. Духовность, художественное творчество, нравственность (материалы «круглого стола») // Вопросы философии. 1996. № 2.
  7. Зуй М.И. Онтологические предпосылки этики // Философские науки.  1991. № 10.
  8. Каган М.С.  Философская теория ценности.   СПб., 1997.
  9. Каган М.С. О духовности (опыт категориального анализа) // Вопросы философии. 1985. №9.
  10. Куляскина И.Ю. Вестник Московского университета. Серия 7. Философия. №3, 2002.  С. 90-97.
  11. Максимов А.Н. Философия ценностей.  М., 1997.  С. 133.
  12. Максимов А.Н. Философия ценностей. М., 1997, и др.
  13. Панфилов О.М. Ценностные отношения: природа и генезис.  СПб., 1994.
  14. Платонов Г.В., Косичев А.Д. Проблемы духовности личности (состав, типы, назначение) // Вести.  Моск. ун-та.  Сер.  7.  Философия.   1998. № 2—3.
  15. Разин А.В. Ценностная ориентация и благо человека // Вестн.   Моск. ун-та.   Сер.   7.   Философия.   1996.   № 1.
  16. Смирнов П.И. Ценностные основания общества.  СПб., 1994.
  17. Франк С.Л. Этика нигилизма // Вехи. Интеллигенция в России: Сб. статей 1909-1910 гг. М., 1991. С.   158.
  18. Багреева Е.Г. Социокультурные проблемы в криминологии. М., 2001
  19. Гусейнов А.А. Введение в этику. М., 2005
  20. Основы этических знаний / Под ред. М. Росенко. СПб., 2002
  21. Разин А.В. Этика: история и теория. М., 2002
  22. Кравченко А.И. Культурология: Учебное пособие для вузов. - 3-е изд.- М.: Академический проект, 2001.

Информация о работе Аксиология как отрасль этики