Японская иммиграционная политика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2012 в 13:25, доклад

Описание работы

Среди большинства развивающихся в экономическом плане стран Япония постоянно вызывает особый интерес, как пример общества, сумевшего сохранить национальную самобытность, несмотря на любые преобразования и внешние влияния. В нашей стране на смену разрушительной для национального самосознания идеологии советского государства пришла новая внешняя угроза в виде экспансии западной массовой культуры, наиболее опасной именно в нынешних условиях всестороннего кризиса, переживаемого Россией. Здравомыслящий человек признает, что и в начале 21-го столетия национальные особенности продолжают играть важную роль в успехе или неуспехе экономической и социальной модернизации. В случае Японии необходимо учитывать ряд сильных сторон, присущих этому государству, которые позволили ей сохранить традиции. Этническая, религиозная, культурная, а также в очень значительной степени социальная однородность населения вкупе с удалённым географическим положением островного государства, обеспечивают определённую степень национальной сплочённости, которой не существует ни в одной другой стране. Это единство страны позволяет относительно быстро устанавливать консенсус для далеко идущих реформ, когда речь заходит о национальных интересах.

Файлы: 1 файл

Японская иммиграционная политика.docx

— 33.00 Кб (Скачать файл)

Предусматривается, что за свидетельство на статус с правом на работу, иностранец должен заплатить 500 иен. Получение статуса дает иностранцу право заниматься в течение отведённого периода времени только той деятельностью, которая разрешена по этому конкретному статусу.

Несанкционированный выход за отведённые рамки, а они довольно подробно регламентированы в японских нормативных документах, считается серьёзным нарушением режима пребывания и занятости. Особенно внимательно иммиграционная служба Японии отслеживает случаи, при которых незаконная деятельность иностранца имеет целью получение денежного вознаграждения, извлечение прибыли и т.п. Виновные в этом лица могут быть подвергнуты депортации, крупному денежному штрафу или тюремному заключению до 3-х лет. 

Регулирование нелегальной иммиграции

Проблемы нелегального въезда иностранных граждан, в том числе проникновения в страну по фальшивым документам, нарушение статуса и сроков их пребывания продолжают оставаться в Японии достаточно острыми. За последние 5 лет количество высланных из Японии нелегалов выросло более чем в 5 раз и достигло 55,0 тыс. человек. Много неприятностей доставляют японским властям случаи, когда граждане других государств, въезжая в Японию на законных основаниях, остаются здесь сверх разрешённого срока. Эта категория нарушителей гораздо меньше бросается в глаза, но составляет большую часть незаконной иммиграции. Иммиграционная служба Японии принимает различные меры по освобождению страны от нелегалов, которые, в силу невозможности устроиться на работу на законных основаниях, в основном пополняют ряды персонала ночных клубов и баров, или же попадают в банды, т. е. потенциально являются самым криминогенным контингентом.

Служба иммиграции имеет свою собственную патрульную службу, которая наделена правом проверять документы у иностранцев и задерживать тех лиц, у кого они оформлены неправильно или отсутствуют. В ведении данной службы находятся три лагеря для содержания задержанных на время проверки или совершения процедуры принудительной высылки. Срок заключения в них, как правило, не превышает двух недель. В соответствии с действующим законодательством любой сотрудник местного органа самоуправления или муниципалитета должен при обращении иностранного гражданина проверить наличие у него разрешения на пребывание в Японии и при отсутствии такового немедленно сообщить в иммиграционную службу для принятия соответствующих мер. Управление безопасности на море вместе с иммиграционной службой прилагают значительные усилия для ограничения потока нелегалов, используя все средства, в том числе тайных осведомителей и связи с криминальными структурами в странах-поставщиках нелегалов. Полиция, выполняя различные рейды по выявлению нелегалов, осуществляет проверку документов и, в случае задержания нелегалов, как правило, передает иностранца в ведение службы иммиграции, которая имеет собственный компьютерный банк данных, где помещаются сведения о различных преступлениях, совершаемых иностранцами. Основными преступлениями считаются превышение срока пребывания, мелкие административные и уголовные нарушения, проституция, распространение и употребление наркотиков. После обнаружения нарушителя все бремя по его содержанию и высылке из Японии ложится на службу иммиграции.

Японские власти стараются оградить страну от иностранных граждан, преступающих законы, путем их немедленной высылки после, так называемого, суда упрощённой процедуры. Случаи содержания под стражей в японской тюрьме довольно редки — подобная мера устанавливается только за тяжкие преступления. Если иностранец нарушил иммиграционное законодательство, то в большинстве случаев полиция его передает иммиграционной службе и в виде наказания начальником иммиграционной службы принимается решение о депортации (без возбуждения уголовного дела), которое обжалованию не подлежит. Решение о депортации иностранца может быть принято одновременно с осуществлением уголовного преследования в его отношении.

В соответствии с японским законодательством предусмотрены штрафные санкции к лицам, способствующим незаконной деятельности иностранцев. За такие действия эти лица наказываются штрафом до 2 млн. иен или подвергаются тюремному заключению на срок до 3 лет. В последнее время в Японии были ужесточены наказания иностранных граждан за наиболее злостные нарушения иммиграционного режима. С февраля 2000 года в японское иммиграционное законодательство были введены поправки, по которым незаконное пребывание иностранцев стало классифицироваться как самостоятельное преступное деяние и наравне с незаконным въездом влечет теперь за собой уголовное наказание в виде лишения свободы на срок до 3 лет и (или) штрафа в размере 300 тыс. иен. Действие запрета на повторный въезд в Японию для лиц, уличённых в незаконном пребывании, увеличено с одного до пяти лет. 

Криминальная ситуация

Продолжается  рост организованной и «стихийной» преступности среди иностранцев, проживающих в Японии (в том числе и американских военнослужащих, расквартированных на военных базах в этой стране) Национальное полицейское управление сообщает, что количество нарушений правопорядка иностранными гражданами достигло в 1999 году 34 398 случаев. Это на 8,2% больше, чем в году предыдущем. 13 436 иностранцев были арестованы по обвинению в совершении уголовных правонарушений, что незначительно отличается от показателей прошлого (1998) года. Наибольшее количество преступлений совершено китайцами (5352 или 39,8% от общего количества). Выходцы из обеих Корей составляют вторую по объёму (2058 случаев) криминальную группу, за ними следуют граждане Филиппин, Таиланда и Бразилии. Ещё почти 20 процентов преступлений приходится на долю представителей других азиатских стран. Полицейское управление констатирует, что китайская преступность имеет наиболее организованные формы, и контролирует часть теневого бизнеса, связанного с торговлей наркотиками, проституцией и финансовыми аферами. Около 60% арестованных нарушили визовый режим Японии. Количество тяжких преступлений — убийств, похищений людей, изнасилований, ограблений и поджогов, выросло среди иностранцев на 7,3% (338 случаев), в том числе, обвинений в ограблениях предъявлено 278. Полиция считает, что такая статистика иллюстрирует общую тенденцию роста «тяжёлого криминала». Особую тревогу вызывает тот факт, что около половины преступлений (50,2%), совершенно преступными группами иностранцев, и их число постоянно растет.

Японские власти особенно внимательно изучают негативные последствия иммиграционной политики в Германии и Австралии. В этих странах организованная по этническому происхождению преступность особо значительна и агрессивна. Бездумная политика приводит ко всё большему обострению внутренних конфликтов между представителями различных этнических групп и основного белого большинства.

Проблема  стареющего населения  и пути её решения

Нельзя не сказать о проблеме стареющего населения. В первую очередь речь идет о принципиальном перераспределении возрастной структуры японского населения. Как по снижению рождаемости, так и по количеству долгожителей Япония стоит на первом месте в мире. Проблема обостряется тем, что в отличие от западных промышленно развитых государств, в Японии не приветствуется значительная иммиграция, которая частично скорректировала бы негативное демографическое развитие на рынке труда. Поскольку маловероятно, что Япония резко снизит свои традиционно очень высокие барьеры для иммиграции, в качестве решения остается только ярко выраженная переориентация семейной политики в сторону поощрения роста населения. Такая политика должна иметь два направления: прежде всего, молодое поколение должно быть снова готово к заключению ранних браков и к созданию многодетных семей. И то, и другое противоречит убеждениям многих молодых женщин в вопросах профессии, карьеры и брака — особенно в крупных городах, в которых проживает значительная часть населения Японии. Как можно произвести глубокие перемены в менталитете, которые во многом будут равносильны возвращению к традиции, сейчас остается только гадать. Лишь осознание того, что речь идет о национальном кризисе с опасными последствиями, может изменить ситуацию. Второй фактор, который может противодействовать новейшей переориентации на рост населения, относится к области экологии. С точки зрения расходования ресурсов и нагрузки на окружающую среду Япония уже давно перенаселена, и эта тенденция сохранится ещё долго, несмотря на снижение численности населения. Именно поэтому в Японии нет панических заявлений о демографическом кризисе, проблема рассматривается в совокупности.

Критика японской политики извне

Со стороны экономически развитых стран, и особенно со стороны США, Япония постоянно критикуется за свою иммиграционную политику. От Японии постоянно требуют либерализации иммиграционных законов, обвиняя страну в «ксенофобии» и «шовинизме». В феврале 2000 г. прошёл громкий судебный процесс. Американец обвинил японский банк в дискриминации по национальному признаку. «Асахи Банк» отказал американцу в предоставлении кредита на покупку недвижимости в Японии. Даже если супруг или супруга иностранца является гражданином Японии, арендовать дом или квартиру на длительный срок становится большой проблемой. О приобретении в собственность недвижимости или земли в Японии не идёт даже речь. Именно этим фактом недовольны американцы, которые стремятся всячески проникнуть на внутренние рынки недвижимости в Японии. В тоже время иностранец вполне легко может приобрести себе движимое имущество, например автомобиль. Такая система приносит экономическую выгоду стране и охраняет её от вмешательства во внутренние дела.

Другой иллюстрацией строгости японских законов служит процесс 1994 года, когда суд отказал  в визе филиппинской женщине, хотя она и была замужем за японцем. После долгих разбирательств ей позволили остаться в стране максимум на год.

В 1999 году министр юстиции Японии позволил сойти на японскую землю американскому актёру, а теперь и губернатору Калифорнии Арнольду Шварцнеггеру без обязательного для иностранца прохождения всех визовых процедур, за что был немедленно уволен. США выразили протест по поводу отставки министра.

Трактуя подобные примеры как нарушения прав человека, без сомнения, США и дальше будут всячески оказывать давление на Японию.

Что касается японцев, то 80% процентов населения высказываются за ужесточение иммиграционной политики и обеспокоены ростом числа иммигрантов не японского происхождения. Мотивируют же японцы свою обеспокоенность не экономическими причинами, безработицей, падением оплаты тяжёлого «грязного» труда или даже фактом смешения рас, а тем, что подобная политика может привести к нарушению социальной гармонии в обществе и к нарушению гармонии в природе в целом.

Информация о работе Японская иммиграционная политика