Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2012 в 22:16, курсовая работа
Целью работы является определение форм взаимодействия и партнерства России и ОБСЕ в разрешении конфликтов на постсоветском пространстве.
Цель достигается посредством следующих задач:
• Выявление проблемы взаимодействия России и ОБСЕ по урегулированию грузино-абхазского и грузино-югоосетинского конфликтов;
• Изучение партнерства России и ОБСЕ в рамках «Минской группы» по разрешению Карабахского конфликта;
Введение 3
Глава первая. Взаимодействие России и ОБСЕ в урегулировании грузино-южноосетинского и грузино-абхазского конфликтов. 7
1.1. История грузино-югоосетинских конфликтов. 7
1.2. Взаимоотношения России и ОБСЕ в урегулировании грузино-южноосетинского и грузино-абхазского конфликтов. 11
Глава вторая. Партнерство России и ОБСЕ в урегулировании Карабахского конфликта 18
2.1. Причины и история Карабахского конфликта 18
2.2. Сотрудничество России и ОБСЕ в решении конфликта 21
Глава третья. Сотрудничество ОБСЕ и России в урегулировании Приднестровского конфликта. 27
3.1. Краткая история конфликта и становления Приднестровской молдавской республики (ПМР) 27
3.2. Содействие России и ОБСЕ в разрешении конфликта 28
Заключение 34
Список использованных источников и литературы. 36
Содержание
Введение 3
Глава первая.
Взаимодействие России и ОБСЕ в урегулировании
грузино-южноосетинского и
1.1. История
грузино-югоосетинских
1.2. Взаимоотношения
России и ОБСЕ в
Глава вторая. Партнерство России и ОБСЕ в урегулировании Карабахского конфликта 18
2.1. Причины
и история Карабахского
2.2. Сотрудничество России и ОБСЕ в решении конфликта 21
Глава третья. Сотрудничество ОБСЕ и России в урегулировании Приднестровского конфликта. 27
3.1. Краткая
история конфликта и
3.2. Содействие России и ОБСЕ в разрешении конфликта 28
Заключение 34
Список использованных источников и литературы. 36
Несмотря на то, что в
современном международном
После распада СССР в Азербайджане, Грузии и Молдавии произошла острая конфронтация между властью и народами, которые оказались в новообразованных государствах меньшинствами. Меньшинства превратились в объект откровенной дискриминации и были вынуждены защищать свое право на национальное, да и физическое выживание с оружием в руках.
В результате произошло несколько ожесточенных войн, в которых власти новоиспеченных государств потерпели военное поражение. Так образовалось несколько существующих фактически, но не признанных мировым сообществом государств: Абхазия, Карабах, Приднестровская Молдавская республика и Южная Осетия.
На территории СНГ основными
игроками по урегулированию конфликтов
являются ОБСЕ и Россия. Для России
постсоветское пространство является
зоной стратегических и геополитических
интересов. Для ОБСЕ актуальна проблема
неделимости региона и
Актуальность выбранной темы обуславливается повышенным интересом к проблематике конфликтов на постсоветском пространстве, стратегическими целями России и ОБСЕ в этом регионе и путями разрешения данных конфликтов.
Объектом курсового исследования являются конфликты на постсоветском пространстве.
Предметом является взаимодействие России и ОБСЕ по разрешению конфликтов.
Источниками для написания курсовой работы послужили официальные заявления, встречи и меморандумы ОБСЕ по грузино-югоосетинскому конфликту: встреча Комитета старших должностных лиц, способствующая переговорам между враждующими сторонами в Грузии, направленным на достижение мирного политического урегулирования1, «Концепция урегулирования грузино-осетинского конфликта СБСЕ» (август 1993 г.), подразумевавшую тесное сотрудничество с ООН2, встречи в рамках Венской группы по урегулированию грузино-югоосетинского конфликта3. Заявления «Минской группы» ОБСЕ4. Вестник ОБСЕ по решению Приднестровского конфликта5.
Так же использовались соглашения между конфликтующими сторонами: Соглашение о принципах урегулирования грузинско-осетинского конфликта (Сочи, 24 июня 1992 г.)6, «Меморандум о мерах по обеспечению безопасности и укреплению взаимного доверия между сторонами в грузино-осетинском конфликте»7, «Декларация Азербайджанской Республики, Республики Армения и Российской Федерации»8, «Соглашение о неприменении во взаимных отношениях военной силы и экономических санкций»9, Меморандум «Об основах нормализации отношений между Республикой Молдова и Приднестровьем»10.
Еще одной группой источников являются заявления высших должностных лиц: Интервью с президентом Э.Кокойты11, поручения предыдущего президента России Медведева12, заявления президента Медведева в связи с началом военных действий13.
Касательно литературы в курсовой работе представлены доклады организации Human Rights Watch14, института стран СНГ15.
Касательно монографий по проблематике грузино-югоосетинского и грузино-абхазского конфликтов были использованы материалы Александрова Г.16, Зверева А.17, по проблеме карабахского конфликта: Сванте Корнелла18, Арифа Юнусова19.
Целью работы является определение форм взаимодействия и партнерства России и ОБСЕ в разрешении конфликтов на постсоветском пространстве.
Цель достигается посредством следующих задач:
Методологическая основа
исследования состояла в применении
метода диалектики как общенаучного
метода познания, а также сравнительно-
Структура работы обусловлена целью и задачами и состоит из введения, трех глав, заключения и библиографического списка.
В советский период Южная Осетия была автономной областью Грузинской ССР. Накануне распада СССР она заявила о своих претензиях на независимость. Осенью 1990 г. Южная Осетия провозгласила полный суверенитет в составе СССР и бойкотировала выборы, в результате которых в Грузии пришла к власти националистическая партия Звиада Гамсахурдиа. Новое правительство резко негативно отнеслось к объявленному Южной Осетией суверенитету и в декабре 1990г. упразднило автономию, что привело к нарастанию напряженности и вооруженному конфликту в 1991-92 гг. Прямые боестолкновения между югоосетинскими силами и грузинской полицией и полувоенными формированиями начались в январе 1991 г. и продолжались около года в форме партизанской войны с периодическим участием России фактически на стороне Южной Осетии.
В начале1990-х гг. в Грузии происходил и конфликт вокруг Абхазии – еще одной грузинской автономии советского периода. В результате войны1992-93 г. около8 тыс. человек погибли, 18 тыс. были ранены, более200 тыс. грузин были вынуждены оставить свои дома20.
Первый грузино-югоосетинский
конфликт завершился фактическим выходом
Южной Осетии из состава Грузии.
24 июня 1992 г. в Сочи президенты России
и Грузии Борис Ельцин и Эдуард
Шеварднадзе подписали
В течение больше десяти
лет процесс поддержания мира
и поиска урегулирования медленно
продвигался, перемежаясь длительными
периодами бездействия. За12 лет ситуация
вооруженного противостояния ни разу
не возникала. В январе2004 г. президентом
Грузии был избран Михаил Саакашвили,
сделавший восстановление территориальной
целостности страны одним из главных
приоритетов своей политики. Поначалу
Тбилиси попытался вернуть
В конце1990-х гг. российские власти начали активно предлагать жителям Южной Осетии и Абхазии российское гражданство и щедро раздавать российские загранпаспорта. По заявлению югоосетинских властей, к концу2007 г. российские паспорта имелись у 97% жителей23. В ситуации, когда Россия в 2000 г. ввела с Грузией визовый режим, это позволяло жителям Южной Осетии и Абхазии свободно пересекать российскую границу и получать российские пенсии и другие социальные льготы.
Во время кампании по борьбе с контрабандой несколько подразделений грузинского МВД в мае2004 г. высадились с вертолетов в трех селах Горийского района близ административной границы и в одном селе под административным управлением Цхинвали внутри Южной Осетии. Они стали устанавливать блокпосты и ограничивать движение автотранспорта. Это привело к возобновлению боестолкновений в последующие несколько месяцев, однако до полномасштабных военных действий дело не дошло. В августе в рамках СКК была достигнута договоренность о прекращении огня24.
После этого кризиса ситуация
с безопасностью в Южной Осетии
оставалась напряженной на фоне постоянных
перестрелок между сторонами, периодически
сопровождавшихся потерями, и роста
преступности. В конце 2006 г. Тбилиси
предпринял еще одну попытку мирным
путем изменить статус-кво через
активную поддержку альтернативной
югоосетинской администрации
Сохранялась нестабильность на фоне периодических боестолкновений, переговоры между Тбилиси и Цхинвали в рамках СКК зашли в тупик. Грузия настаивала на изменении формата СКК, считая его несбалансированным: в Тбилиси говорили о необходимости ограничения роли России и о необходимости привлечения к переговорам ЕС, США и ОБСЕ. В Цхинвали выступали против любого изменения формата и при активной поддержке со стороны России настаивали на подписании официального соглашения о взаимном неприменении силы. Россия, считающая себя гарантом стабильности в регионе, с августа 2004 г. стала также вести речь о необходимости защиты своих граждан – жителей Южной Осетии с российскими паспортами25.
Напряженность в отношениях между Цхинвали и Тбилиси усугублялась последовательным охлаждением в российско-грузинских отношениях. Они были полностью прекращены в сентябре 2006 г., когда Россия в ответ на задержание в Грузии, как утверждалось грузинской стороной, сотрудников ее военной разведки, прервала всякое воздушное, наземное и морское сообщение с Тбилиси и развернула у себя антигрузинскую кампанию. В ходе последней из России было выдворено более 2300 грузинских граждан26.
К апрелю2008 г. сообщение между двумя странами восстанавливалось, однако Россия, раздраженная признанием независимости Косово в феврале 2008 г. И последовательным курсом Тбилиси на вступление в НАТО, стала наращивать сотрудничество с Абхазией и Южной Осетией27.
В течение нескольких месяцев происходила дальнейшая эскалация напряженности в Южной Осетии на фоне столкновений между грузинскими и югоосетинскими силами и взаимных обвинений. В июле в результате грузинского артобстрела пострадали девять домов в Цхинвали и одном из окрестных сел, два человека погибли, 11 были ранены. Грузия заявила, что действия осетинской стороны вынудили ее открыть ответный огонь.
К концу июля участились
боестолкновения между
Принято считать, что война началась в ночь с 7 на 8 августа, когда грузинские войска начали массированные обстрелы Цхинвали и окрестных сел. Тбилиси утверждает, что войска открыли огонь, чтобы подавить югоосетинские огневые позиции, с которых ополченцы обстреливали грузинских миротворцев и грузинские села. Грузинская сторона также утверждает, что была получена информация о движении российских войск через Рокский тоннель утром 7 августа и что артиллерия применялась, чтобы не допустить полномасштабного российского вторжения29.
Российская сторона утверждает, что движение войск через Рокский тоннель осуществлялось в рамках нормальной ротации российских миротворческих сил и что нападение грузинских войск на Цхинвали было актом агрессии против российских миротворцев и гражданского населения30.
Необходимо разделить два этапа отношений между Россией и ОБСЕ(СБСЕ): первый этап приходится на 1992 – 2004гг., второй – с 2004 года, с приходом на пост президента Михаила Саакашвили.
Следует отметить, что особенностью Южноосетинского конфликта является то, что изначально его урегулирование находилось полностью в руках России. Международное сообщество (в лице СБСЕ) подключилось к этому процессу позже. В период с декабря 1991 года по лето 1992 года Россия действовала в Южной Осетии как иностранное государство, способствующее переговорному процессу на территории другого независимого государства (Грузии). 24 июня 1992 года в Сочи было подписано четырехстороннее российско-грузинско-осетинское (Северная и Южная Осетия) «Соглашение о принципах урегулирования грузино-осетинского конфликта»31. В соответствии с этим соглашением 14 июля 1992 года в Южную Осетию вошли смешанные российско-грузинско-осетинские миротворческие силы. Соглашение от 24 июня 1992 года было подписано руководителями России и Грузии и завизировано тогдашними лидерами Северной и Южной Осетии А.Галазовым и Т.Кулумбеговым. Его основные положения следующие:
противоборствующие стороны обязались прекратить огонь и вывести свои вооруженные формирования из зоны соприкосновения;
Российская Федерация
обязывалась вывести из Южной
Осетии дислоцированные там инженерно-
создавалась смешанная Контрольная комиссия в составе «сторон, вовлеченных в конфликт»32.
Членами смешанной Контрольной комиссии (СКК) являлись Россия, Грузия, Северная Осетия и Южная Осетия, а ОБСЕ (в то время СБСЕ) был дан в ней статус наблюдателя. Только со временем позиция ОБСЕ повысилась до уровня участника переговоров. Политика ОБСЕ была направлена на сохранение территориальной целостности Грузии и возвращение Южной Осетии в состав грузинского государства.
Вслед за вступлением Грузии в СБСЕ на Дополнительном хельсинкском совещании Совета СБСЕ 24 марта 1992 г. СБСЕ начало проявлять реальный интерес к этническим конфликтам. По просьбе грузинского правительства в регион была направлена миссия по сбору фактов. Это было 25—30 июля 1992 г., уже после подписания Сочинского соглашения33.