Взаимодействие РФ и ОБСЕ в урегулировании конфликтов на постсоветском пространстве

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2012 в 22:16, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является определение форм взаимодействия и партнерства России и ОБСЕ в разрешении конфликтов на постсоветском пространстве.
Цель достигается посредством следующих задач:
• Выявление проблемы взаимодействия России и ОБСЕ по урегулированию грузино-абхазского и грузино-югоосетинского конфликтов;
• Изучение партнерства России и ОБСЕ в рамках «Минской группы» по разрешению Карабахского конфликта;

Содержание работы

Введение 3
Глава первая. Взаимодействие России и ОБСЕ в урегулировании грузино-южноосетинского и грузино-абхазского конфликтов. 7
1.1. История грузино-югоосетинских конфликтов. 7
1.2. Взаимоотношения России и ОБСЕ в урегулировании грузино-южноосетинского и грузино-абхазского конфликтов. 11
Глава вторая. Партнерство России и ОБСЕ в урегулировании Карабахского конфликта 18
2.1. Причины и история Карабахского конфликта 18
2.2. Сотрудничество России и ОБСЕ в решении конфликта 21
Глава третья. Сотрудничество ОБСЕ и России в урегулировании Приднестровского конфликта. 27
3.1. Краткая история конфликта и становления Приднестровской молдавской республики (ПМР) 27
3.2. Содействие России и ОБСЕ в разрешении конфликта 28
Заключение 34
Список использованных источников и литературы. 36

Файлы: 1 файл

курсовая конфликты на постсоветском пространствеэ.docx

— 80.59 Кб (Скачать файл)

Содержание

Введение 3

Глава первая. Взаимодействие России и ОБСЕ в урегулировании грузино-южноосетинского и грузино-абхазского конфликтов. 7

1.1. История  грузино-югоосетинских конфликтов. 7

1.2. Взаимоотношения  России и ОБСЕ в урегулировании  грузино-южноосетинского и грузино-абхазского  конфликтов. 11

Глава вторая. Партнерство России и ОБСЕ в урегулировании Карабахского конфликта 18

2.1. Причины  и история Карабахского конфликта 18

2.2. Сотрудничество  России и ОБСЕ в решении  конфликта 21

Глава третья. Сотрудничество ОБСЕ и России в урегулировании Приднестровского конфликта. 27

3.1. Краткая  история конфликта и становления  Приднестровской молдавской республики (ПМР) 27

3.2. Содействие  России и ОБСЕ в разрешении  конфликта 28

Заключение 34

Список использованных источников и литературы. 36

 

 

 

Введение

Несмотря на то, что в  современном международном праве  разработаны определенные методы и  средства по предотвращению, приостановлению  и разрешению вооруженных конфликтов, их количество, тем не менее, не уменьшается.

После распада СССР в Азербайджане, Грузии и Молдавии произошла острая конфронтация между властью и  народами, которые оказались в  новообразованных государствах меньшинствами. Меньшинства превратились в объект откровенной дискриминации и  были вынуждены защищать свое право  на национальное, да и физическое выживание  с оружием в руках.

В результате произошло несколько  ожесточенных войн, в которых власти новоиспеченных государств потерпели  военное поражение. Так образовалось несколько существующих фактически, но не признанных мировым сообществом  государств: Абхазия, Карабах, Приднестровская  Молдавская республика и Южная Осетия.

На территории СНГ основными  игроками по урегулированию конфликтов являются ОБСЕ и Россия. Для России постсоветское пространство является зоной стратегических и геополитических  интересов. Для ОБСЕ актуальна проблема неделимости региона и сохранение целостности государств.

Актуальность выбранной  темы обуславливается повышенным интересом  к проблематике конфликтов на постсоветском  пространстве, стратегическими целями России и ОБСЕ в этом регионе и  путями разрешения данных конфликтов.

Объектом  курсового исследования являются конфликты на постсоветском  пространстве.

Предметом является взаимодействие России и ОБСЕ по разрешению конфликтов.

Источниками для написания  курсовой работы послужили официальные  заявления, встречи и меморандумы  ОБСЕ по грузино-югоосетинскому конфликту: встреча Комитета старших должностных лиц, способствующая переговорам между враждующими сторонами в Грузии, направленным на достижение мирного политического урегулирования1, «Концепция урегулирования грузино-осетинского конфликта СБСЕ» (август 1993 г.), подразумевавшую тесное сотрудничество с ООН2, встречи в рамках Венской группы по урегулированию грузино-югоосетинского конфликта3. Заявления «Минской группы» ОБСЕ4. Вестник ОБСЕ по решению Приднестровского конфликта5.

Так же использовались соглашения между конфликтующими сторонами:  Соглашение  о принципах урегулирования грузинско-осетинского конфликта (Сочи, 24 июня 1992 г.)6, «Меморандум о мерах по обеспечению безопасности и укреплению взаимного доверия между сторонами в грузино-осетинском конфликте»7, «Декларация Азербайджанской Республики, Республики Армения и Российской Федерации»8, «Соглашение о неприменении во взаимных отношениях военной силы и экономических санкций»9, Меморандум «Об основах нормализации отношений между Республикой Молдова и Приднестровьем»10.

Еще одной группой источников являются заявления высших должностных  лиц: Интервью с президентом Э.Кокойты11, поручения предыдущего президента России Медведева12, заявления президента Медведева в связи с началом военных действий13.

Касательно литературы в  курсовой работе представлены доклады  организации Human Rights Watch14, института стран СНГ15.

Касательно монографий по проблематике грузино-югоосетинского и грузино-абхазского конфликтов были использованы материалы Александрова Г.16, Зверева А.17, по проблеме карабахского конфликта: Сванте Корнелла18,  Арифа Юнусова19.

Целью работы является определение  форм взаимодействия и партнерства  России и ОБСЕ в разрешении конфликтов на постсоветском пространстве.

Цель достигается посредством  следующих задач:

  • Выявление проблемы взаимодействия России и ОБСЕ по урегулированию грузино-абхазского и грузино-югоосетинского конфликтов;
  • Изучение партнерства России и ОБСЕ в рамках «Минской группы» по разрешению Карабахского конфликта;
  • Исследование сотрудничества и посредничества России и ОБСЕ в формате «5+2» в решении Приднестровского конфликта.

Методологическая основа исследования состояла в применении метода диалектики как общенаучного метода познания, а также сравнительно-исторического  метода,  системного анализа и  синтеза.

Структура работы обусловлена  целью и задачами и состоит  из введения, трех глав, заключения и  библиографического списка.

 

Глава первая. Взаимодействие России и ОБСЕ в урегулировании грузино-южноосетинского и грузино-абхазского конфликтов.

1.1. История грузино-югоосетинских конфликтов.

В советский период Южная  Осетия была автономной областью Грузинской ССР.  Накануне распада СССР она  заявила о своих претензиях на независимость. Осенью 1990 г. Южная Осетия провозгласила полный суверенитет  в составе СССР и бойкотировала  выборы, в результате которых в  Грузии пришла к власти националистическая партия Звиада Гамсахурдиа. Новое правительство резко негативно отнеслось к объявленному Южной Осетией суверенитету и в декабре 1990г. упразднило автономию, что привело к нарастанию напряженности и вооруженному конфликту в 1991-92 гг. Прямые боестолкновения между югоосетинскими силами и грузинской полицией и полувоенными формированиями начались в январе 1991 г. и продолжались около года в форме партизанской войны с периодическим участием России фактически на стороне Южной Осетии.

В начале1990-х гг. в Грузии происходил и конфликт вокруг Абхазии  – еще одной грузинской автономии  советского периода. В результате войны1992-93 г. около8 тыс.  человек погибли, 18 тыс. были ранены, более200 тыс. грузин были вынуждены оставить свои дома20.

Первый грузино-югоосетинский  конфликт завершился фактическим выходом  Южной Осетии из состава Грузии. 24 июня 1992 г. в Сочи президенты России и Грузии Борис Ельцин и Эдуард Шеварднадзе подписали соглашение о принципах урегулирования конфликта21. В соответствии с ним создавалась Смешанная контрольная комиссия из представителей Грузии, России, и Северной и Южной Осетии, а также трехсторонние миротворческие силы в составе грузинского, российского и осетинского батальонов.

В течение больше десяти лет процесс поддержания мира и поиска урегулирования медленно  продвигался, перемежаясь длительными  периодами бездействия. За12 лет ситуация вооруженного противостояния ни разу не возникала. В январе2004 г.  президентом  Грузии был избран Михаил Саакашвили, сделавший восстановление территориальной  целостности страны одним из главных  приоритетов своей политики. Поначалу Тбилиси попытался вернуть Южную  Осетию, одновременно перекрыв каналы контрабанды, чтобы лишить югоосетинское  руководство основного источника  доходов, и проведя «гуманитарное  наступление»22, чтобы завоевать симпатии населения.

В конце1990-х гг. российские власти начали активно предлагать жителям  Южной Осетии и Абхазии российское гражданство и щедро раздавать  российские загранпаспорта. По заявлению  югоосетинских властей, к концу2007 г. российские паспорта имелись у 97% жителей23. В ситуации, когда Россия в 2000 г. ввела с Грузией визовый режим, это позволяло жителям Южной Осетии и Абхазии свободно пересекать российскую границу и получать российские пенсии и другие социальные льготы.

Во время кампании по борьбе с контрабандой несколько подразделений  грузинского МВД в мае2004 г. высадились с вертолетов в трех селах Горийского района близ административной границы и в одном селе под административным управлением Цхинвали внутри Южной Осетии. Они стали устанавливать блокпосты и ограничивать движение автотранспорта. Это привело к возобновлению боестолкновений в последующие несколько месяцев, однако до полномасштабных военных действий дело не дошло. В августе в рамках СКК была достигнута договоренность о прекращении огня24.

После этого кризиса ситуация с безопасностью в Южной Осетии оставалась напряженной на фоне постоянных перестрелок между сторонами, периодически сопровождавшихся потерями, и роста  преступности. В конце 2006 г. Тбилиси  предпринял еще одну попытку мирным путем изменить статус-кво через  активную поддержку альтернативной югоосетинской администрации Дмитрия  Санакоева. После ноябрьских параллельных президентских выборов в Южной  Осетии сложилось двоевластие с  правительством Эдуарда Кокойты в Цхинвали и правительством Дмитрия Санакоева, которое базировалось в грузинском селе Курта в пяти километрах от Цхинвали. Администрация Санакоева действовала в «анклавных» грузинских селах и на большей части территории Ахалгорского района, остальная часть Южной Осетии администрировалась из Цхинвали.

Сохранялась нестабильность на фоне периодических боестолкновений, переговоры между Тбилиси и Цхинвали в рамках СКК зашли в тупик. Грузия настаивала на изменении формата СКК, считая его несбалансированным: в Тбилиси говорили о необходимости ограничения роли России и о необходимости привлечения к переговорам ЕС, США и ОБСЕ. В Цхинвали выступали против любого изменения формата и при активной поддержке со стороны России настаивали на подписании официального соглашения о взаимном неприменении силы. Россия, считающая себя гарантом стабильности в регионе, с августа 2004 г. стала также вести речь о необходимости защиты своих граждан – жителей Южной Осетии с российскими паспортами25.

Напряженность в отношениях между Цхинвали и Тбилиси усугублялась последовательным охлаждением в  российско-грузинских отношениях. Они  были полностью прекращены в сентябре 2006 г., когда Россия в ответ на задержание в Грузии, как утверждалось грузинской стороной, сотрудников ее военной разведки, прервала всякое воздушное, наземное и морское сообщение с Тбилиси и развернула у себя антигрузинскую кампанию. В ходе последней из России было выдворено более 2300 грузинских граждан26.

К апрелю2008 г. сообщение между  двумя странами восстанавливалось, однако Россия,  раздраженная признанием независимости Косово в феврале 2008 г. И последовательным курсом Тбилиси  на вступление в НАТО, стала наращивать сотрудничество с Абхазией и Южной  Осетией27.

В течение нескольких месяцев  происходила дальнейшая эскалация  напряженности в Южной Осетии на фоне столкновений между грузинскими  и югоосетинскими силами и взаимных обвинений. В июле в результате грузинского  артобстрела пострадали девять домов  в Цхинвали и одном из окрестных  сел, два человека погибли, 11 были ранены. Грузия заявила, что действия осетинской стороны вынудили ее открыть ответный огонь.

К концу июля участились боестолкновения между грузинскими  и югоосетинскими силами. 29 июля грузинская и югоосетинская стороны обменялись взаимными обвинениями в обстрелах. 1 августа при взрыве в Южной  Осетии пострадали несколько грузинских полицейских. В тот же день шестеро  сотрудников югоосетинской милиции  были убиты снайперским огнем28.

Принято считать, что война  началась в ночь с 7 на 8 августа, когда  грузинские войска начали массированные  обстрелы Цхинвали и окрестных сел. Тбилиси утверждает, что войска открыли  огонь, чтобы подавить югоосетинские  огневые позиции, с которых ополченцы  обстреливали грузинских миротворцев  и грузинские села. Грузинская сторона  также утверждает, что была получена информация о движении российских войск  через Рокский тоннель утром 7 августа и что артиллерия применялась, чтобы не допустить полномасштабного российского вторжения29.

Российская сторона утверждает, что движение войск через Рокский тоннель осуществлялось в рамках нормальной ротации российских миротворческих сил и что нападение грузинских войск на Цхинвали было актом агрессии против российских миротворцев и гражданского населения30.

1.2. Взаимоотношения России и ОБСЕ в урегулировании грузино-южноосетинского и грузино-абхазского конфликтов.

Необходимо разделить  два этапа отношений между  Россией и ОБСЕ(СБСЕ): первый этап приходится на 1992 – 2004гг., второй –  с 2004 года, с приходом на пост президента Михаила Саакашвили.

Следует отметить, что особенностью Южноосетинского конфликта является то, что изначально его урегулирование находилось полностью в руках России. Международное сообщество (в лице СБСЕ) подключилось к этому процессу позже. В период с декабря 1991 года по лето 1992 года Россия действовала в Южной Осетии как иностранное государство, способствующее переговорному процессу на территории другого независимого государства (Грузии). 24 июня 1992 года в Сочи было подписано четырехстороннее российско-грузинско-осетинское (Северная и Южная Осетия) «Соглашение о принципах урегулирования грузино-осетинского конфликта»31. В соответствии с этим соглашением 14 июля 1992 года в Южную Осетию вошли смешанные российско-грузинско-осетинские миротворческие силы. Соглашение от 24 июня 1992 года было подписано руководителями России и Грузии и завизировано тогдашними лидерами Северной и Южной Осетии А.Галазовым и Т.Кулумбеговым. Его основные положения следующие:

противоборствующие стороны  обязались прекратить огонь и  вывести свои вооруженные формирования из зоны соприкосновения;

Российская Федерация  обязывалась вывести из Южной  Осетии дислоцированные там инженерно-саперный и вертолетный полки;

создавалась смешанная Контрольная комиссия в составе «сторон, вовлеченных в конфликт»32.

Членами смешанной Контрольной  комиссии (СКК) являлись Россия, Грузия, Северная Осетия и Южная Осетия, а ОБСЕ (в то время СБСЕ) был  дан в ней статус наблюдателя. Только со временем позиция ОБСЕ повысилась до уровня участника переговоров. Политика ОБСЕ была направлена на сохранение территориальной  целостности Грузии и возвращение  Южной Осетии в состав грузинского  государства.

Вслед за вступлением Грузии в СБСЕ на Дополнительном хельсинкском совещании Совета СБСЕ 24 марта 1992 г. СБСЕ начало проявлять реальный интерес  к этническим конфликтам. По просьбе  грузинского правительства в  регион была направлена миссия по сбору  фактов. Это было 25—30 июля 1992 г., уже  после подписания Сочинского соглашения33.

Информация о работе Взаимодействие РФ и ОБСЕ в урегулировании конфликтов на постсоветском пространстве