Всемирная торговая организация (ВТО)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2013 в 19:52, курсовая работа

Описание работы

Реальное развитие международной торговли все более отчетливо проявляет, что глобализация и интернационализация мировых экономических процессов одним из своих последствий имеет постепенное размывание грани между пограничным и внутренним регулированием международного экономического обмена. Одновременно развиваются правила и нормы регулирования международного обмена товарами и услугами. На этой основе формируется современная международная торговая система, организующим центром которой постепенно становится ВТО. Интересы России требуют, чтобы она завершила свою роль наблюдателя и стала активным участником этого процесса.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………….……3

ВТО – Всемирная Торговая Организация
1.1. История создания и устав ВТО………………………………………...
1.2. Структура, функции и задачи ВТО…………………..………………..
1.3. Условия и процедура присоединения к ВТО……………………….…

Россия и Всемирная Торговая Организация:
2.1. Цели и задачи присоединения………………………………………..
2.2. Плюсы и минусы от вступления России в ВТО……………….……

Заключение………………………………………………………………….

Список использованной литературы………………………………………

Файлы: 1 файл

Всемирная торговая организация ВТО.doc

— 157.00 Кб (Скачать файл)

В свете сказанного позиция  либеральных радетелей за инвестиции, толкающих Россию в ВТО, представляется абсурдной. Основной их довод: это нужно, потому что наша промышленность, потребляя много комплектующих из-за рубежа, ужасно страдает от импортных пошлин. Действительно, после вступления страны в ВТО отечественная промышленность перестанет страдать, и не только от пошлин - как говорится, "отмучается".

Именно дилемма "либо товары, либо инвестиции" - причина  замалчиваемого сторонниками вступления в ВТО феномена: экономическое  развитие стран, становящихся членами  этой организации, резко замедляется. В прошлом году рост российского ВВП и так затормозился более чем в полтора раза, сократившись с 8,3 до 5,24%. Неужели кому-то хочется вернуться во времена "нулевого роста" или и того хуже - экономического спада?

Даже если гипотетически  допустить, что позитивные и негативные последствия вступления в ВТО для сегодняшней России уравновешивают друг друга, нельзя игнорировать тот факт, что мы абсолютно не приспособлены к достаточно жестким требованиям этой международной организации.

Россия почти не применяет таких повсеместно распространенных методов защиты рынка, как нетарифные ограничения торговли товарами. Из 161 вида услуг, выделяемых ВТО, наш рынок относительно защищен по считанным направлениям (наиболее известны баталии вокруг банковских, страховых и пенсионных услуг).

Не исключено, что наша страна окажется в положении, когда  любое ухудшение конъюнктуры  вынудит ее либо со скандалом выходить из ВТО, чтобы поддержать свою конкурентоспособность, либо идти на новую разрушительную девальвацию.

Вступление в ВТО требует не только цивилизованного регулирования внешней торговли, но и значительной подготовительной работы, которую за короткий срок нельзя выполнить по чисто техническим причинам.

Присоединяясь к ВТО, каждая страна согласует график приведения своего внешнеторгового режима в соответствие с ее достаточно жесткими правилами. Чтобы продлить этот период и сделать процесс вступления максимально комфортным, большинство стран предварительно старается ужесточить защиту собственных рынков. Россия же поступила наоборот: по данным исследовательского центра при Международной бизнес-школе МГУ, средневзвешенный импортный тариф был снижен с 16% в 1999 г. до нынешних 10, а с учетом льгот - до 8%. Если Россия вступит в ВТО на таких условиях, она уже никогда не сможет повысить общий уровень импортных тарифов, даже если ухудшение конъюнктуры вызовет категорическую необходимость этого.

Преградой на пути в ВТО  сегодня является и отсутствие всякого  представления об отраслевых приоритетах. Само понятие "промышленная политика" практически не используется в программных документах правительства. А поскольку нет приоритетов, то осмысленные переговоры с ВТО попросту не возможны: никто не знает, какие отрасли будут развиваться, а какие нет и, соответственно, какие отрасли нужны и требуют защиты, а какими можно пожертвовать. Жизненно необходимые не то что для развития - для существования Федерации трансферты регионам и низкие относительно мировых тарифы на услуги естественных монополий могут рассматриваться как субсидирование экспорта. Это потребует их отмены в течение нескольких лет, а следовательно - разрушения экономики.

Наконец, возникнет необходимость  изменить многие законы и документы - с непредсказуемыми последствиями. Достаточно сказать, что уже заключенные  соглашения о разделе продукции придется корректировать, а таможенный союз стран СНГ, скорее всего, и вовсе распускать.

Делая вывод о разумности форсированного вступления в ВТО, надо исходить из тенденций развития не только России, но и мира.

ВТО нацелена на глобальную интеграцию, а в мире возрастает роль интеграции региональной. Два ее центра - НАФТА (Североамериканская зона свободной торговли, объединившая США, Канаду и Мексику) и Евросоюз - в близком будущем могут быть дополнены Юго-Восточной Азией.

Развитые страны все больше ориентируются на региональные интересы, зачастую (скрыто или явно) саботируя деятельность и решения ВТО. США стараются как можно быстрее затянуть Россию туда именно для того, чтобы помешать нам войти в экономическую "орбиту" Евросоюза.

Можно вскочить "в отцепленный  вагон": вступить в ВТО, когда развитые страны (в первую очередь Евросоюз, куда направляется 35% нашего экспорта и с чьими рынками связаны  основные надежды на вступление) уже  начнут пренебрегать ее правилами, усиливая региональный протекционизм. В итоге мы понесем убытки, раскрывшись перед глобальной конкуренцией. На рынки же развитых стран нас все равно не пропустят, ибо те начнут играть в "другую игру". Здесь уместно вспомнить древнюю китайскую поговорку: дверь может быть открыта только в одну или другую сторону, но никогда в обе одновременно.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Таблица 1.Очевидные  аргументы «за» присоединение России к ВТО

 

Современная ситуация

Ситуация после  присоединения

Условия доступа российских товаров и услуг на основные рынки  сбыта постоянно ухудшаются. В настоящее время против России применяется более 90 мер дискриминационного характера, общий прямой ущерб от которых оценивается в 3-4 млрд.долл.США. Доступ на рынки становится проблемой экономической безопасности страны.

Дискриминация должна быть устранена. Россия сможет вести переговоры по улучшению условий доступа на рынки, снижению тарифов, снятию ограничений на поставку услуг. Россия получит доступ к квази-судебной системе разрешения споров ВТО, и к возможности принудительного исполнения решений.

Россия изолирована  от участия в разработке новых  правил международной торговли. Ее интересы в этой работе не учитываются. В результате могут быть приняты  решения, ставящие под угрозу стратегические интересы страны (например, это касается таких новых для ВТО вопросов, как торговля и окружающая среда (экологический демпинг), торговля и социальные вопросы (социальный демпинг), особые правила торговли энергоносителями.

Россия сможет принять  участие в выработке новых  правил международной торговли, с учетом ее текущих и стратегических интересов.

Расширение ЕС за счет государств ЦВЕ и Прибалтики, по оценкам, существенно ухудшило условия  доступа на рынки этих стран. Россия не имела правовых возможностей для  защиты своих интересов и получения  компенсаций.

ВТО предоставляет возможность  получения компенсаций за ущерб, нанесенный в случае дальнейшего  расширения таможенного союза ЕС.

Законодательство России противоречиво и непоследовательно, подвержено непредсказуемым изменениям. Это существенно препятствует нормальному развитию экономической деятельности, привлечению капиталовложений

Участие в ВТО предполагает стабильность и транспарентность законодательства, основанного на многосторонних нормах. Само по себе оно существенно повышает привлекательность государства для иностранных инвестиций

Субъекты Федерации  часто применяют меры, препятствующие нормальным экономическим обменам.

В соответствии с нормами  ВТО, участник должен привести все свое законодательство, в том числе  на региональном уровне, в соответствие с общими и специфическими обязательствами России

Лоббирование интересов  отдельных компаний и групп может  стать серьезной проблемой для  правительства и законодателей.

Таможенная политика России, как и политика регулирования  доступа на рынок, запутана и противоречива.

Участие в ВТО существенно сократит возможности лоббирования - Россия будет связана жесткими обязательствами, в том числе обязательством недискриминации.

Участие в ВТО подчинит политику регулирования доступа  на рынок ясным правилам.

Интеграция России и  других стран СНГ идет крайне медленно, и поставлена под угрозу в связи  с присоединением к ВТО Грузии, Киргизии, Молдовы и Армении и намерением присоединиться к ВТО Украины и ряда других стран.

Участие России в ВТО будет способствовать укреплению отношений в рамках СНГ на основе соглашений о свободной торговле и, в отдельных случаях, таможенного союза.


 

 

 

Таблица 2. Дискуссионные  аргументы «против» присоединение  России к ВТО.

Против присоединения

Контраргументы

Россия лишится возможности защиты товаропроизводителей — тариф будет связан, субсидии ограничены

Уровень "связывания" тарифа — вопрос переговоров. Скорее всего, удастся добиться среднего уровня "связывания" в 11% — что выше, чем ожидаемый уровень тарифной защиты после реализации последних решений о "гармонизации". Россия сможет активно применять инструменты селективной защиты секторов от наносящей ущерб конкуренции, которые до сих пор практически не используются. Наконец, в критических случаях Россия сможет выйти из "связывания" тарифа. Это разрешено правилами ВТО. Что касается субсидий, то запреты касаются главным образом только экспортных субсидий в промышленности (в России практически не предоставляются). Практика селективного субсидирования в последние год-два ограничена до минимума. Отдельным вопросом является субсидирование аграрного сектора, где все виды субсидирования пока разрешены ВТО. Задачей является согласование разумного уровня таких субсидий для России.

Россия будет вынуждена  открыть ключевые рынки услуг, в  том числе финансовых, что нанесет ущерб ее национальным интересам.

В проект обязательств России "заложены" некоторые меры, применение которых сможет устранить негативный эффект иностранной конкуренции  даже в случае полного открытия рынка  той или иной услуги. В настоящее время доступ для иностранных поставщиков ограничен только в 6 секторах услуг. В критических случаях Россия сможет выйти из обязательств по доступу на конкретный рынок услуг — это также разрешено правилами.

Россия потеряет возможность  принимать те законы, которые она хочет, и проводить суверенную экономическую политику

Россия давно не суверенна  в принятии решений. Ее суверенитет  ограничивается более 4000 международных  договоров, в которых она участвует. Ряд этих договоров (Договор к  Энергетической хартии, Соглашение о партнерстве и сотрудничестве с ЕС) содержит, в том числе через прямую ссылку на конкретные статьи соглашений ВТО, обязательства, идентичные или сопоставимые с обязательствами участников ВТО. С другой стороны, решение ряда важных макроэкономических задач нереально без использования уже накопленного опыта других стран.

Участие в ВТО приведет к росту расходов федерального бюджета

Эти расходы не превышают 1-2 миллионов ам. долларов в год. (членский взнос, расходы на содержание аппарата). Потери бюджета, связанные со снижением таможенных пошлин, будут компенсированы за счет улучшения собираемости пошлин.


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Всемирная торговая организация  намерена с 2005 года ввести новые правила  международной торговли. Это может  иметь для России самые неожиданные последствия. Если ей удастся присоединиться к ВТО при старых правилах, встает вопрос: не перечеркнут ли новые все то, чего с таким трудом добивалась российская сторона? Если же вступление до 2005 года не состоится, то наша страна сейчас вообще напоминает ученика автошколы, который усердно штудирует одни правила дорожного движения, зная, что экзаменовать его будут и ездить придется по другим, а следовательно, весь "учебный процесс" не что иное, как пустая трата времени. "Если мы не завершим процесс до 2005 года, то будем присоединяться уже фактически к другой ВТО", - признал глава российской делегации по переговорам с ВТО, заместитель министра экономического развития и торговли Максим Медведков.

Выступая на очередной  конференции, посвященной плюсам и минусам от членства в ВТО, он однозначно дал понять, что наступает срок, когда затяжки российской стороны с принятием решения будут иметь негативные для нашей страны последствия. У России были реальные шансы стать полноправным участником торговой организации в сентябре 2003 года, но мы этот шанс упустили.

Сказать решительное "да" присоединению к ВТО России мешает раскол в общественном мнении относительно выгод и потерь, которые сулит  такое решение. Одни считают, что  большая открытость российского внутреннего рынка пойдет только на пользу экономике России, другие, наоборот, полагают, что это окончательно ее погубит. По мнению руководителя группы по присоединению к ВТО и таможенно-тарифной политике РСПП, ген. директора "Северстали" Алексея Мордашова, разброд в умах подписывается некоторыми мифами, которые утвердились в общественном мнении. Один из таких мифов - будто бы сегодня внутренний рынок России на замке, и стоит его только снять, как страна тут же потеряет экономическую независимость. На самом деле российский внутренний рынок настолько открыт, что вступление в ВТО в этом отношении фактически мало что меняет.

«Мы собираемся вступать во Всемирную торговую организацию, и будем это делать с учетом тех достижений, которые были достигнуты, которые были за последние годы созданы. Может поменяться формат, могут потребоваться новые дополнительные согласования, тем не менее, мы бы не хотели потерять ничего из того, что мы сделали за последние годы", - заявил 7 июля 2009 года президент России Дмитрий Медведев.

 

 

 

 

 

Список литературы

  1. Ломакин В.К. «Мировая экономика»- учебник для ВУЗов, 2003 г.
  2. Газета «РБК Дейли» от 26.07.2004 г.
  3. Журнал «Солидарность» от 20.10.2004 г.
  4. Газета «Ведомости» от 18.10.2004 г.
  5. www.referat.ru
  6. www.wto.ru
  7. www.iccwbo.ru
  8. www.vesti7.ru
  9. http://www.wto.org/

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 Статья XII ВТО

2 www.krugosvet.ru/enc/gumanitarnye_nauki/ekonomika_i_pravo/VSEMIR...




Информация о работе Всемирная торговая организация (ВТО)