Всемирная торговая организация (ВТО)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2013 в 19:52, курсовая работа

Описание работы

Реальное развитие международной торговли все более отчетливо проявляет, что глобализация и интернационализация мировых экономических процессов одним из своих последствий имеет постепенное размывание грани между пограничным и внутренним регулированием международного экономического обмена. Одновременно развиваются правила и нормы регулирования международного обмена товарами и услугами. На этой основе формируется современная международная торговая система, организующим центром которой постепенно становится ВТО. Интересы России требуют, чтобы она завершила свою роль наблюдателя и стала активным участником этого процесса.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………….……3

ВТО – Всемирная Торговая Организация
1.1. История создания и устав ВТО………………………………………...
1.2. Структура, функции и задачи ВТО…………………..………………..
1.3. Условия и процедура присоединения к ВТО……………………….…

Россия и Всемирная Торговая Организация:
2.1. Цели и задачи присоединения………………………………………..
2.2. Плюсы и минусы от вступления России в ВТО……………….……

Заключение………………………………………………………………….

Список использованной литературы………………………………………

Файлы: 1 файл

Всемирная торговая организация ВТО.doc

— 157.00 Кб (Скачать файл)

Этот принцип отчасти  противоречит предыдущим, но он необходим  для втягивания в мировое хозяйство  слаборазвитых стран периферии, которые заведомо не могут на первых порах конкурировать с развитыми странами на равных. Поэтому считается «справедливым» представление слаборазвитым странам особых привилегий.

В целом ВТО пропагандирует идеи свободной торговли, борясь за устранение протекционистских барьеров.

 

 

1.3. Условия и процедура присоединения к ВТО

Любое государство или  отдельная таможенная территория, обладающая полной автономией в ведении своих  внешних торговых отношений и  в других вопросах, предусмотренных  в настоящем Соглашении и Многосторонних торговых соглашениях, может присоединиться к настоящему Соглашению на условиях, согласованных между таким государством или территорией и ВТО. Такое присоединение действует в отношении настоящего Соглашения и приложенных к нему Многосторонних торговых соглашений.

Решения о присоединении  принимаются Конференцией министров. Конференция министров одобряет соглашение об условиях присоединения большинством в две трети членов ВТО.

Присоединение к Торговому  соглашению с ограниченным кругом участников регулируется положениями такого Соглашения.1

Членом ВТО может  стать любое суверенное государство или таможенная территория (таможенный союз), при выполнении двух следующих базовых условий:

  • кандидат должен согласовать с членами ВТО условия своего присоединения, и
  • к моменту присоединения привести свое законодательство в соответствие с обязательствами, вытекающими из соглашений ВТО.

Процедура присоединения выглядит примерно следующим образом:

  1. Кандидат направляет в Генеральный совет заявление о намерении присоединиться к ВТО.
  2. Генсовет рассматривает заявление и принимает решение о создании Рабочей группы (РГ) по присоединению. РГ состоит из представителей правительств членов ВТО, которые заинтересованы в проведении переговоров с кандидатом об условиях его членства в ВТО.
  3. РГ предлагает кандидату подготовить меморандум о торговом режиме, в котором дается подробная характеристика системы регулирования торговли товарами и услугами.
  4. Кандидат предоставляет меморандум о торговом режиме и отвечает на вопросы членов РГ. Россия подготовила меморандум о торговле товарами и услугами в 1995-1996гг. Одновременно, кандидат предоставляет членам РГ:

—копии законодательных и нормативных актов по вопросам, подпадающим под действие соглашений ВТО;

— информацию о международных  торговых соглашениях, которые он заключил.

5. После изучения Меморандума и ответов на вопросы начинаются переговоры об условиях присоединения, которые идут по следующим направлениям:

  • переговоры по доступу на рынок товаров
  • переговоры по обязательствам в области сельского хозяйства
  • переговоры по доступу на рынок услуг
  • переговоры по системным вопросам

В ходе переговоров по доступу на рынок товаров должен быть согласован максимальный уровень импортного тарифа по каждому товару. После присоединения новый член ВТО, как общее правило, не сможет применять более высокую ставку импортной пошлины, чем та, которая будет отражена в его обязательствах (то есть выше связанного уровня). В отдельных случаях может быть согласован график снижения пошлины импортного тарифа.

В ходе переговоров по обязательствам в области сельского хозяйства должны быть согласованы:

  • Максимальный объем государственной поддержки (субсидий), которые после присоединений новый член сможет предоставлять фермерам, и
  • Максимальный уровень экспортных субсидий, которые смогут предоставляться после присоединения новым членом для поддержки своего сельскохозяйственного экспорта.

В ходе переговоров по доступу на рынок услуг должны быть согласованы:

  • все ограничения, которые новый член ВТО после присоединения сможет применять для регулирования доступа на рынок конкретных услуг;
  • перечень изъятий из РНБ, то есть перечень преференциальных мер, которые новый член ВТО сможет применять после присоединения в отношении отдельных членов ВТО.

Переговоры  по системным вопросам проводятся, как правило, не на двустороннем уровне, а в РГ по присоединению. В результате переговоров вырабатывается текст Доклада РГ. В этом докладе содержится:

  • Описание торгового режима присоединяющейся страны и ее законодательства;
  • Обязательства кандидата, которые он будет выполнять после присоединения.

Такие обязательства, например, могут заключаться в том, что до принятия национального законодательства в области субсидий новый член ВТО будет применять положения Соглашения о субсидиях и компенсационных мерах непосредственно, или в том, что в течение пяти лет после присоединения новый член сократит до определенного уровня число товаров, цены на которые устанавливаются государством.

Исчерпывающего перечня  системных обязательств нет. Каждая присоединяющаяся страна согласовывает  такие обязательства с учетом требований членов ВТО и приоритетов своей национальной политики.

6. В результате переговоров  формируется пакет документов о присоединении, который состоит из:

-Протокола о присоединении, краткого, 2-3 страницы, документа, констатирующего завершение переговоров и содержащего рекомендацию Рабочей группы принять кандидата в члены ВТО;

  • Четырех приложений к Протоколу о присоединении:
  • Доклада Рабочей группы (80-100 стр.);
  • Обязательств по доступу на рынок товаров (300-400 стр.);
  • Обязательств по доступу на рынок услуг (60-70 стр.);
  • Обязательств в области сельского хозяйства (15-20 стр.).
  1. Результаты работы Рабочей группы обсуждаются Генеральным советом. Решение о приеме нового члена принимается двумя третями голосов члена Совета.
  1. Кандидат в члены ВТО ратифицирует Протокол о присоединении в национальном парламенте и извещает об этом ВТО.
  2. Кандидат становится членом ВТО.

 

  1. Россия и Всемирная Торговая Организация

2.1. Цели и задачи присоединения России к ВТО

Важнейшей причиной, побудившей Россию к присоединению к ВТО, является ее желание стать, наконец, равноправным торговым партнером на мировом рынке. Та неимоверно сложная и громоздкая система двусторонних соглашений, которая была создана Советским Союзом, в нынешних условиях возросшей интернационализации мирохозяйственных связей и взаимозависимости национальных экономик далеко не всегда способна защищать экономические интересы России.

Конкретными целями присоединения для России можно считать следующие:

  • выход на многостороннюю правовую базу для осуществления торговых операций национальными экспортерами и импортерами;
  • международно-правовую защиту, гарантируемую принципами и нормами ВТО, включая такие важные положения, как режим наибольшего благоприятствования, благодаря которому Россия сможет использовать постоянно снижающиеся тарифы других стран-членов ВТО, и национальный режим для товаров и услуг, экспортируемых и импортируемых российскими компаниями, защиту от возможного применения иностранными государствами дискриминационных внутренних налогов, акцизов, таможенных сборов;
  • возможность легализации системы защиты своей национальной экономики в рамках ВТО;
  • защиту от использования так называемых технических барьеров в торговле (технические и др. нормы и стандарты, правила сертификации и т.п.);
  • Получение лучших в сравнении с существующими и недискриминационных условий для доступа российской продукции на иностранные рынки;
  • Доступ к международному механизму разрешения торговых споров;
  • Создание более благоприятного климата для иностранных инвестиций в результате приведения законодательной системы в соответствие с нормами ВТО;
  • Расширение возможностей для российских инвесторов в странах-членах ВТО, в частности, в банковской сфере;
  • Создание условий для повышения качества и конкурентоспособности отечественной продукции в результате увеличения потока иностранных товаров, услуг и инвестиций на российский рынок;
  • Участие в выработке правил международной торговли с учетом своих национальных интересов;
  • Улучшение имиджа России в мире как полноправного участника международной торговли.

 

Задача ведущихся переговоров о присоединении – добиться наилучших условий присоединения России к ВТО, то есть наиболее выгодного соотношения преимуществ от вступления и уступок в виде снижения тарифов и открытия внутренних рынков. 
Как сказал в одном из интервью министр экономического развития и торговли Герман Греф, баланс прав и обязательств России при вступлении в ВТО должен способствовать экономическому росту, а не наоборот.

 

2.2. Плюсы и минусы от вступления России в ВТО

В течение первого  года после вступления России в ВТО  ни одна внешнеторговая пошлина не будет снижена. По разным группам  товаров предусмотрены переходные периоды от 1 года до 7 лет; в течение 7 лет пошлины на промышленные товары снизятся в среднем с 11,1 % до 8,2 %. Таможенные пошлины на потребительские товары, массово производящиеся в России, практически не снизятся (за исключением автомобилеей и обуви). В то же время, будут отменены пошлины на компьютеры и элементную базу, снижены пошлины на бытовую электронику и электротехнику, лекарства, технологическое и научное оборудование. Государство сможет оказывать сельскому хозяйству помощь на сумму не более 9 млрд. долл. в год (сейчас объём помощи составляет 3,5 млрд. долл. в год, однако размер субсидий ещё будет обсуждаться на многосторонних переговорах).

Поскольку экономика  России все сильнее интегрируется  в мировую торговлю, для нашей  страны назрела необходимость включиться в работу международных экономических организаций. Еще в годы существования СССР были установлены контакты с ГАТТ. С 1995 идут переговоры о вступлении России в ВТО, которое прогнозировалось реализовать в 2006.

Вступив в ВТО, Россия получит возможность использовать для защиты своих внешнеторговых интересов весь этот механизм. Нужда в нем для российских предпринимателей ощутимо выросла, когда в ответ на серьезное повышение открытости своего внутреннего рынка Россия не увидела ответных шагов западных стран. Вместо этого она, напротив, столкнулась с торговыми барьерами как раз по тем товарам, где Россия обладает сравнительными преимуществами в международной торговле, и с недобросовестной конкуренцией ряда зарубежных фирм на внешних рынках, а также и на внутреннем рынке России.

Присоединение России к ВТО, несомненно, будет способствовать укреплению стабильности, предсказуемости и открытости внешнеторгового режима страны, на недостатки которого приходится слышать жалобы не только со стороны внешнеторговых партнеров Российской Федерации, но и экспортеров и импортеров в самой России.

Присоединяясь к ВТО, России предстоит взять на себя ряд  обязательств, содержащихся в договоренностях  ВТО. Вместе с обязательствами Россия получит, конечно, и права, которые  позволят ей лучше защищать свои внешнеторговые интересы и ускорят ее интеграцию в мировое хозяйство.

Основной предпосылкой успешного преодоления сложностей в области трансформации законодательства и использования его преимуществ  в рамках ВТО является эффективное  продолжение процесса совершенствования законодательства в рамках либеральных экономических реформ, ибо данный процесс практически полностью совпадает с адаптацией законодательства к нормам и правилам ВТО. Речь идет, прежде всего, об устранении излишнего административного давления на предприятия и о повышении степени прозрачности всего законодательства.

От либерализации и  унификации российской системы государственного регулирования ожидаются следующие  выгоды:

– упрощение и рационализация процедур подтверждения соответствия производимой продукции международным стандартам, а отсюда – ускорение оборачиваемости средств;

– повышение конкурентоспособности  продукции российских фирм за счет более гибкой системы технических  требований и гармонизации национальных и международных требований;

– повышение инвестиционной привлекательности экономики России;

– снижение расходов и  устранение дублирования в области  надзора и контроля за соблюдением  требований;

– уменьшение числа документов и повышение степени прозрачности системы регулирования.2

Согласно критической статье в журнале «Эксперт», «максимальная теоретически возможная выгода отечественных предприятий от присоединения России к ВТО равна 23 млрд. долларов в год», при этом, как пишут авторы статьи, «можно прикинуть», что Россия «отдаст часть своего рынка, эквивалентную примерно 90 млрд. долларов в год».

С макроэкономической точки  зрения форсированное вступление России в ВТО - непозволительная роскошь. Не надо забывать, что в страну с  относительно неблагоприятным инвестиционным климатом (по сравнению с США, Ирландией, Сингапуром, Канадой и рядом других таковым обладают все страны, а не только обюрокраченная Россия) значительные иностранные капиталовложения направляются, только если в нее не могут прийти товары. Мы своими глазами видим, что российский авторынок проще осваивать, вкладывая средства в строительство заводов в Узбекистане, Чехии и Германии, рынок бытовой электроники - в предприятия Юго-Восточной Азии, рынки качественной сантехники и обуви - в западноевропейские предприятия. Исключения лишь подтверждают общее правило.

Между тем вступление в ВТО открывает внутренний рынок  именно для товаров, закрывая его  тем самым для инвестиций. Возможность  значимых капиталовложений сводится на нет еще и потому, что эта  организация не допускает "принуждения к инвестициям", под которое в России подпадает более 80 нормативных актов, в том числе и уже отмененная льгота по налогу на прибыль, освобождавшая от него часть инвестиций.

Информация о работе Всемирная торговая организация (ВТО)