Вопросы правового регулирования деятельности государственных и неправительственных институтов конфликторазрешения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Июня 2013 в 16:03, доклад

Описание работы

Актуальность темы обусловлена тем, что неправительственные организации играют важнейшую роль в формировании современного гражданского общества в России, становлении демократии, защите прав и свобод граждан. Все более заметным становится их вклад в решение общенациональных и региональных задач, связанных с развитием экономики, социальной защитой населения и, прежде всего, в совершенствование и повышение эффективности взаимодействия и сотрудничества между общественными институтами и органами государственной власти. Активность неправительственных организаций проявляется в самых разнообразных сферах - социальной, культурной, образовательной, жилищно-коммунальной, здравоохранения и других.

Файлы: 1 файл

черновик.docx

— 23.98 Кб (Скачать файл)

Способы правового регулирования.

Под способами правового регулирования  следует понимать те пути юридического воздействия, которые выражены в  юридических нормах, в других элементах  правовой системы. Основными способами  правового регулирования являются:

а) позитивное обязывание – возложение на лиц обязанности к активному  поведению, т.е. что-то сделать, передать, уплатить и т.д.;

б) дозволение – предоставление лицам  права на свои, собственные активные действия;

в) запрещение – возложение на лиц  обязанности воздерживаться от совершения действий определенного рода.

Все перечисленные  способы связаны с субъективными  правами, осуществляются через них. Причем если при дозволении субъективное право (включая право требования, обеспечивающее собственные активные действия) образует самое содержание данного способа правового регулирования, то при обязывании и запрещении право  требования принадлежит другим лицам; его смысл состоит в том, чтобы  обеспечивать исполнение активной (связывание) или пассивной (запрещение) юридической  обязанности.

Из элементов правовой материи, выражающих способы регулирования, образуется самая плоть отраслевых методов. Причем от первичных особенностей последних – централизованного  и децентрализованного регулирования  – во многом зависит и комбинация способов, которая характерна для  той или иной отрасли права. Для  отраслевых методов, где доминирующим является централизованное регулирование (административное право, финансовое право  и др.), в комбинации указанных  трех способов превалируют обязывание ("а") и запрещение ("в"); в  отраслевых же методах, выражающих диспозитивное  начало (гражданское право, семейное право, трудовое право и др.), превалирует дозволение ("б")[11].

Нетрудно заметить, что цепочка  зависимостей между элементами правовой системы может быть протянута  и дальше – к специально-юридическим  функциям права. В частности, обязывание присуще в основном динамической, а дозволение и запрещение – статической  регулятивным функциям права.

Существен и следующий момент. Такие способы  правового регулирования, как дозволение и запрещение, находят свое бытие  и за пределами конкретного нормативного материала; проявляясь в соответствующих  юридических нормах (управомочивающих и запрещающих), они одновременно выступают в виде глубинных элементов структуры права.

Думается, рассматриваемые три  способа правового регулирования  – не однопорядковые явления. Можно  предположить, что наиболее элементарным, расположенным в верхних слоях правовой системы является способ юридического связывания: он не выходит за пределы конкретных юридических норм, выражается в простейших юридических связях – относительных правоотношениях. Дозволения же и запрещения (запреты) органичны для права, они принадлежат к глубинным пластам права, его механизма, где правовая система прямо контактирует с экономикой, социально-политическими отношениями, с непосредственно-социальными притязаниями, соответствующими господствующим отношениям (сущностью права второго порядка), и потому непосредственно выражают социально-политическое существо правовой системы.

Особо велико в данной плоскости  значение юридических дозволений: именно они являются непосредственным выражением той свободы, которая в единстве с ответственностью образует содержание непосредственно-социальных притязаний. И именно по содержанию, характеру, направленности юридических дозволений проходит наиболее отчетливый водораздел между правом эксплуататорских обществ  и социалистическим правом. Тот решающий факт, что дозволения, свойственные социалистическому праву, не допускают  эксплуатации человека человеком, насилия  и произвола над личностью  и выражают невиданную для эксплуататорского  общества свободу в наиболее жизненных, важных для трудящегося человека областях социальной жизни, и характеризует  величайшие социальные достоинства  и преимущества социалистического  права – права нового и высшего  исторического типа.

 


Информация о работе Вопросы правового регулирования деятельности государственных и неправительственных институтов конфликторазрешения