Вопросы правового регулирования деятельности государственных и неправительственных институтов конфликторазрешения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Июня 2013 в 16:03, доклад

Описание работы

Актуальность темы обусловлена тем, что неправительственные организации играют важнейшую роль в формировании современного гражданского общества в России, становлении демократии, защите прав и свобод граждан. Все более заметным становится их вклад в решение общенациональных и региональных задач, связанных с развитием экономики, социальной защитой населения и, прежде всего, в совершенствование и повышение эффективности взаимодействия и сотрудничества между общественными институтами и органами государственной власти. Активность неправительственных организаций проявляется в самых разнообразных сферах - социальной, культурной, образовательной, жилищно-коммунальной, здравоохранения и других.

Файлы: 1 файл

черновик.docx

— 23.98 Кб (Скачать файл)

ВОПРОСЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ  ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И  НЕПРАВИТЕЛЬСТВЕННЫХ ИНСТИТУТОВ КОНФЛИКТОРАЗРЕШЕНИЯ

Актуальность темы обусловлена тем, что неправительственные организации играют важнейшую роль в формировании современного гражданского общества в России, становлении демократии, защите прав и свобод граждан. Все более заметным становится их вклад в решение общенациональных и региональных задач, связанных с развитием экономики, социальной защитой населения и, прежде всего, в совершенствование и повышение эффективности взаимодействия и сотрудничества между общественными институтами и органами государственной власти. Активность неправительственных организаций проявляется в самых разнообразных сферах - социальной, культурной, образовательной, жилищно-коммунальной, здравоохранения и других. 
 
Международная практика свидетельствует, что учет международных стандартов и специфики деятельности неправительственных организаций является гарантией процесса динамичного и поступательного развития гражданского общества, повышения общественного потенциала любой страны, вставшей на путь демократизации государственно-общественных отношений. 
 
В настоящее время в отечественном законодательстве содержится довольно обширный комплекс общих норм, обеспечивающих регулирование правового положения, порядка создания и деятельности неправительственных организаций, форм их взаимодействия с органами государственной власти и местного самоуправления. Существует также ряд специальных законодательных актов, регулирующих деятельность отдельных категорий неправительственных организаций, в числе которых молодежные и детские общественные объединения, религиозные организации, адвокатские организации, организации работодателей, инвалидов и другие. Динамичное развитие сектора неправительственных организаций, повышение их социальной значимости в обществе требуют постоянного совершенствования правовых условий их деятельности. 
 
Налаживание конструктивного диалога и сотрудничества между неправительственными организациями и органами государственной власти (как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов Российской Федерации) является важнейшим условием эффективного функционирования неправительственных организаций, формирования благоприятных условий для участия граждан в принятии и реализации решений, включения их потенциала в достижение общенациональных целей страны. Следовательно, вопросы совершенствования и пересмотра действующего законодательства, регулирующего сферу взаимодействия неправительственных организаций с органами государственной власти, являются весьма актуальными и значимыми для реализации принципов демократического государства. 

Степень научной разработанности проблемы. Теоретическую основу для исследования составили, прежде всего, работы общетеоретического и отраслевого характера. Наиболее обстоятельно вопросы гражданского общества (истории его зарождения и развития, форм взаимодействия с государством, содержания и классификации его институтов) исследовались в трудах таких ученых, как: С.Абакумов, Т.К.Бойкова, В.В.Витюк, В.И.Гавриленко, С.Е.Заславский.

Вопросы создания и деятельности неправительственных  организаций в Российской Федерации  неоднократно являлись предметом исследования в юридической науке. Им посвящены  работы таких ученых, как: И.В.Аверкиев, А.П.Боровиков, Е.В.Зайцева.

Вместе с тем проблемы взаимодействия органов государственной власти и неправительственных организаций  в современных условиях проведения административной реформы в научной  литературе исследованы фрагментарно и недостаточно, что предопределило необходимость нового исследования

Объектом исследования являются административно-правовые отношения, складывающиеся в процессе осуществления взаимодействия неправительственных организаций и органов государственных власти. 

Предметом исследования является законодательство, регулирующее административно-правовые, финансово-правовые аспекты взаимодействия неправительственных организаций и органов государственной власти и практика реализации данного законодательства.

Целью работы является исследование административно-правовых основ взаимодействия органов государственной власти и неправительственных организаций. 

 

 
Достижение  поставленной цели осуществлялось в  ходе решения следующих задач: 
 
- исследование особенностей и тенденций современного развития административно-правовых механизмов взаимодействия органов государственной власти с неправительственными организациями; 
 
- выявление недостатков административно-правового регулирования взаимодействия органов государственной власти и неправительственных организаций, разработка предложений по совершенствованию законодательства Российской Федерации в исследуемой области; 
 
- анализ практики реализации административно-правовых норм и механизмов, гарантирующих, регулирующих и обеспечивающих взаимодействие органов государственной власти и неправительственных организаций; 
 
- выработка приоритетных направлений повышения эффективности административно-правовой политики Российской Федерации в сфере контроля и поддержки деятельности неправительственных организаций; 
 
- выявление и исследование основных особенностей административной правосубъектности неправительственных организаций, проявляющиеся в административно-правовых отношениях, в том числе: в отношениях в связи с государственной регистрацией неправительственных организаций, государственным надзором и контролем за деятельностью неправительственных организаций, а также иных административных правоотношениях.

 

 

 

 

Правовое воздействие и правовое регулирование. 

Информационное и ценностно-ориентационное воздействие права. Правовое регулирование  – это осуществляемое при помощи правовых средств (юридических норм, правоотношений, индивидуальных предписаний  и др.) результативное, нормативно-организационное  воздействие на общественные отношения  в целях их упорядочения, охраны, развития в соответствии с требованиями экономического базиса, общественными  потребностями данного социального  строя.

Алексеев С.С. Общая теория права: В 2-х т, Т. I. — М.: «Юридическая литература», 1981. С.289

Определяя правовое регулирование через понятие  правового воздействия, нужно учитывать, что последнее – широкое понятие, которое характеризует все направления  и формы влияния права на общественную жизнь, в том числе и функционирование права в качестве идеологического, воспитательного фактора. И хотя эта сторона функционирования права  и правовое регулирование взаимопроникают, надо видеть, что влияние права  как идеологического, воспитательного  фактора по своей основе не является для него специфическим. В принципе рассматриваемая сторона юридического воздействия, основанная на особенностях права как формы общественного  сознания, не отличается от влияния  на общественную жизнь других идеологических форм и средств (средств агитации, пропаганды, массовой политической информации, нравственного воспитания и т.д.).

Правовое же регулирование –  специфическое воздействие, осуществляемое правом как особым социально-классовым  институционным нормативным регулятором.

Своеобразие правового регулирования  заключается в том, что оно:

Во-первых, в соответствии со своей  классовой природой является такой  разновидностью социального регулирования, которая имеет целенаправленный, организованный, гарантированно-результативный характер, представляет собой нормативно-организационное  регулирование общественных отношений, их государственно-властное, ценностное нормирование;

во-вторых, осуществляется при помощи целостной системы средств, обеспечивающих достижение необходимых целей (результатов). Иными словами, для правового  регулирования в отличие от общего идеологического воздействия права  характерно то, что оно всегда осуществляется при помощи особого, свойственного  только праву механизма, призванного  в плоскостях статического или динамического  опосредствования общественных отношений (1.12.4) гарантировать с юридической стороны достижение целей, результатов, которые ставил законодатель, издавая юридические нормы.

Алексеев С.С. Общая теория права: В 2-х т, Т. I. — М.: «Юридическая литература», 1981. С.290

Конечно, общее идеологическое воздействие  права, взаимопроникая со специфически правовым регулированием, несет на себе печать последнего и в соответствии с этим обладает рядом достоинств (имеет черты всеобщности, конкретности, увязанности с реальными жизненными отношениями, с конфликтными ситуациями и др.). Но все же по своей основе, по главным особенностям своего содержания оно является не специфически правовым, а именно общим, подчиняющимся единым закономерностям функционирования идеологии, ее влияния на общественную жизнь в данной социальной системе.

Общее идеологическое воздействие  права осуществляется по двум основным каналам – информационному и  ценностно-ориентированному[2].

Информационное воздействие права  основано на том, что право является одной из разновидностей социальной нормативной информации. При помощи юридических норм доводится до сведения участников общественных отношений  позиция государства о требуемом, дозволенном или запрещенном  поведении, сообщается о средствах  достижения необходимых результатов, о последствиях нарушения норм[3].

Ценностно-ориентационное воздействие  права базируется на том, что, будучи самостоятельной ценностью, право  одновременно является носителем многих политических, моральных, духовных ценностей  и потому способно вместе с информацией  о требуемом, дозволенном или  запрещенном поведении формировать  те или иные ценностные представления  участников общественных отношений, содействовать  воспитанию у лица данного образа поведения, влиять на принятую им систему  ценностей.

Характер  и содержание общего идеологического  воздействия права зависят от его классовой природы, его отношения  к социальному прогрессу.

Возросшее значение социалистического  права как эффективного средства информации и ценностно-ориен-тационного воздействия связано с повышением роли идеологических факторов в жизни  социалистического общества, а также  с тем, что оно строится на подлинно научной основе. С первых же дней существования Советского государства  издаваемые им нормативные юридические  акты выступали, по словам В.И. Ленина, в качестве могучих средств пропаганды и агитации – средств, при помощи которых партия давала простому рабочему и крестьянину представление  о политике молодого пролетарского  государства, призывала их к массовому  практическому делу[4].

 

Методы правового регулирования.

Характерные черты правового регулирования  выражены в его методах, способах, типах.

Методы правового регулирования  – это приемы юридического воздействия, их сочетание, характеризующее использование  в данной области общественных отношений  или иного комплекса юридического инструментария. Методы юридического воздействия – методы субстанциональны, неотделимы от правовой материи. Они  – главное, что выражает самую  суть, стержень того или иного юридического режима регулирования; следовательно, они служат именно тем объединяющим началом, которое компонует правовую ткань в главные структурные  подразделения правовой системы  в отрасли права.

Таким образом, каждой основной отрасли присущ свой особый метод правового регулирования, специфические черты которого концентрированно выражены в правовом положении (статусе) субъектов, а также в основаниях формирования правоотношений, способа  определения их содержания, в юридических  санкциях. Поставив субъектов общественных отношений в те или иные исходные юридические позиции, правовая система  тем самым предопределяет своеобразие  используемого в данной области  всего комплекса юридического инструментария и отсюда основные особенности структурных  подразделений правовой системы.

Рассматривая методы правового  регулирования в качестве реальных юридических явлений, обретающих свою жизнь только в рамках отраслей права, необходимо вместе с тем указать  на некоторые первичные, исходные методы, которые представляют собой выделенные логическим путем простейшие приемы регулирования, определяющие главное  в правовом статусе субъектов, в  их исходных юридических позициях. Это:

централизованное, императивное регулирование (метод субординации), при котором  регулирование сверху донизу осуществляется на властно-императивных началах, юридическая  энергия поступает на данный участок  правовой действительности только сверху от государственных органов и  сообразно этому положение субъектов  характеризуется отношениями субординации, прямого подчинения;

децентрализованное, диспозитивное  регулирование (метод координации), при котором правовое регулирование  определяется также снизу, на его  ход и процесс оказывает влияние  активность участников общественных отношений, их правомерные действия здесь тоже являются индивидуальным, "автономным" источником юридической энергии, и  сообразно этому положение субъектов  характеризуется отношениями координации, приданием конститутивного юридического значения их правомерному поведению.

В отраслях права эти первичные методы в  зависимости от характера регулируемых отношений и других социальных факторов выступают в различных вариациях, сочетаниях, хотя, как правило, и  с преимущественным преобладанием  одного из них. В наиболее чистом виде указанные первичные методы выражаются в административном праве (централизованное регулирование- метод субординации) и в гражданском праве (децентрализованное регулирование – метод координации). Однако и здесь, как и в иных отраслях, отраслевые методы не могут  быть сведены к рассматриваемым  простейшим приемам. Представляя собой  сложное, многогранное правовое явление, каждый отраслевой метод есть специфический  комплекс приемов и средств регулирования, который существует только в данном, конкретном нормативном материале, тесно связан с соответствующей  группой общественных отношений  – предметом правового регулирования.

Информация о работе Вопросы правового регулирования деятельности государственных и неправительственных институтов конфликторазрешения