Внешняя политика Аргентины в 21 веке

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2014 в 20:42, курсовая работа

Описание работы

Актуальность исследования определяется важностью места и роли Аргентины в контексте изменившейся политической ситуации и левого дрейфа на континенте. В начале ХХI в. в ряде латиноамериканских государств к власти пришли правительства, пытающиеся проводить автономный по отношению к США курс. В этом плане Аргентина уникальна тем, что за короткий исторический период ее внешняя политика совершила поворот от «автоматического следования» в фарватере Вашингтона в 90-е гг. прошлого века к отказу от ориентации на Белый дом и демонстративному сближению со странами, выступающими за альтернативный путь развития. Целью работы является анализ современных тенденций развития внешней политики Аргентины.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
1. СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ АРГЕНТИНЫ 5
2. ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА АРГЕНТИНЫ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ 12
3. РЕГИОНАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА АРГЕНТИНЫ 24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 29
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 31

Файлы: 1 файл

50_09 - Внешняя политика Аргентины - курсовая - МГЭИ.doc

— 204.50 Кб (Скачать файл)

Экономика Аргентины  во время недавнего кризиса испытала серьезный спад. Экономический спад в значительной мере объяснялся внешними факторами и мог быть достаточно быстро преодолен. Для спасения страны от нового витка экономической рецессии и углубляющегося кризиса был назначен новый министр экономики - создатель аргентинского «экономического чуда» начала 90-х годов. Его поддерживало достаточно большое число аргентинских конгрессменов, и с его связывались надежды на возврат доверия населения к экономической политике правительства. Он провозгласил курс на усиление фискальной дисциплины и повышение конкурентоспособности экспорта. При поддержке Конгресса были приняты предложенные им поправки к Закону о конвертируемости песо, сделавшие его равным среднему арифметическому между долларом и евро.

Мировой финансовый и сопровождавшие его политические потрясения дали повод говорить об Аргентине как о наиболее крупной неудаче экономических реформ. Причем интенсивность негативных оценок вполне сопоставима с интенсивностью позитивных оценок пять лет назад. Последующий опыт развития Аргентины показал, что экономика крупного государства может продолжительное время существовать и испытывать мощный экономический подъем в условиях практически полной либерализации валютного рынка, торговли и режима иностранных инвестиций. Оборотной стороной реформ стала уязвимость аргентинской экономики по отношению к внешним воздействиям, усиливалась зависимостью от товарного, преимущественно сельскохозяйственного, экспорта и условиями фиксированного валютного курса, который подвержен тенденции переоценки. Определяющая роль профсоюзов в установлении трудовых отношений способствовала повышению доходов работающей части населения.

Повышение благосостояния общества в целом является главной  целью, которую политики ставят перед  программами национального развития. Это представляется одинаково как защитниками свободного рынка, так и теми, кто выступает с точки зрения государственного вмешательства. Таким образом, то, что отличает одних от других, не цель, которую они пытаются достигнуть, а способы или методы, с помощью которых эти цели могут быть достигнуты. Одни полагают, что формой достижения эффективности и, как следствие, большего благосостояния могут быть свободные рыночные процессы. Другие верят, что государство должно исправлять некоторые всегда присутствующие в экономике недостатки.

 

2. ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА АРГЕНТИНЫ  НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ

 

 

В начале XX века у власти находились радикалы, которые проводили реформы под лозунгами «классовой гармонии» и «национальной солидарности», национализировали нефтяные месторождения и осуществляли курс на усиление роли государства в экономике.

В 1946г. к власти пришло правительство Х.Д.Перона – основателя Хустисиалистской партии. Он провел политическую реформу, национализацию железных дорог и кредитно-банковской системы, ввел монополию внешней торговли, создал одну из самых передовых на то время систему соцобеспечения.

Экономический упадок середины 50гг. привел к ослаблению власти Х.Д.Перона, и в результате государственного переворота власть захватили военные, которые ликвидировали институты представительной демократии, запретили деятельность политических партий и развернули террор против оппозиции [10, c. 29].

Однако к началу 70гг. непопулярная экономическая политика военных привела к нарастанию недовольства населения, активизации протестного движения. Военным пришлось легализовать политические партии и провести демократические выборы, на которых (в 1973 г.) победили перонисты. В 1974г. президентом Аргентины вновь стал генерал Х.Д. Перон. После его смерти в 1975 г. его пост заняла его супруга (вице-президент), Мария Эстела де Перон, однако в 1976 г. в Аргентине вновь воцарилась военная диктатура.

В начале 80-х гг. в Аргентине разразился экономический и социальный кризис. Чтобы отвлечь внимание населения от проблем внутри страны, военная хунта в апр. 1982 г. предприняла попытку восстановить аргентинский суверенитет над Мальвинскими (Фолклендскими) островами. Однако аргентинские войска потерпели поражение от Великобритании, что послужило толчком к отстранению военных от власти, возвращению к демократической форме правления и восстановлению конституционного порядка.

Пришедший к власти в 1989 г. К.Менем стал проводить неолиберальный курс развития рыночной экономики. При нем были приватизированы практически все сектора экономики и установлена жесткая привязка курса национальной валюты к долл. Во внешней политике К.Менем ориентировался на тесное сотрудничество с ведущими западными державами и, в первую очередь, с США [10, c. 30].

Возможно выделить следующие  причины изменения внешней политики Аргентины после кризиса 2001 г. Во-первых, сосредоточение усилий Белого дома на войне с международным терроризмом привело к значительному понижению места латиноамериканского региона и Аргентины на шкале внешнеполитических приоритетов администрации Дж. Буша-младшего. Во-вторых, провал аргентинской модели неолиберальных реформ в духе «Вашингтонского консенсуса» и последовавший тяжелейший экономический кризис многие эксперты связывали с пассивной позицией МВФ и США как его главного акционера Фонд продолжал настаивать на дальнейшем ужесточении бюджетной и денежно-кредитной политики даже тогда, когда поддержка привязки песо была уже очевидно бесперспективной. Такая политика исключала возможность оздоровления экономики и не могла быть реализована без финансовых вливаний извне, на которые и рассчитывало правительство Ф. де ла Руа до объявления дефолта Когда же ситуация стала катастрофической, МВФ приостановил выделение кредитов. Разочаровавшись в неолиберальной экономической модели и не получив обещанной Вашингтоном помощи, Буэнос-Айрес окончательно отказался от концепции «периферийного реализма», которая определяла его дипломатическую активность в течение десятилетия, и взял курс на диверсификацию внешнеполитических связей [13, c. 8].

На формирование нового внешнеполитического курса страны значимое влияние оказал ядерный фактор. Среди правящей элиты традиционно было распространено осознание зависимости международного статуса страны от уровня развития ее атомной промышленности. В период пребывания у власти военных режимов главенствующими принципами при выработке государственной политики в этой сфере был национализм. Такая позиция военных правительств вызывала подозрения и опасения у международного сообщества Отказ Буэнос-Айреса от ратификации Договора Тлателолко, его неприсоединение к Договору о нераспространении ядерного оружия и недопущение инспекций Международного агентства по атомной энергии подкрепляли такие опасения.

Именно поэтому решение президента К. Менема об отказе от дальнейшего развития аргентинской ядерной программы, т.е. проекта «Кондор П», имело широкий международный резонанс. «Кондор» был баллистической ракетой с радиусом действия около 1000 километров, способной с патагонского побережья достигнуть Фолклендских (Мальвинских) островов или столицы Чили. Этот проект был запущен военной хунтой в 1983 г. и продолжался после возвращения к демократическому правлению. В 90-е гг. его дальнейшая реализация создавала почти непреодолимые препятствия для попыток Буэнос-Айреса получить американскую поддержку на переговорах с международными кредитными организациями. Поэтому К. Менем предпочел «заморозить» проект и начать осуществление конверсии использовавшейся технологии. Это стало первым шагом Аргентины на пути пересмотра ядерной политики и ее адаптации к требованиям мирового сообщества [13, c. 9].

Поворот в сторону  нового внешнеполитического курса  стал явным после избрания президентом  Н. Киршнера. Выборы состоялись 27 апреля 2003 года, победителем первого тура стал бывший президент Карлос Менем набравший 25 %, на втором месте был Нестор Киршнер, третье и четвёртое места разделили два социалистических кандидата. Второй тур выборов назначили на 18 мая, но Карлос Менем решил, что проиграет и снял свою кандидатуру, фактически признав Киршнера новым президентом. В итоге второй тур выборов не состоялся, Нестор Киршнер был объявлен победителем, набрав 21,9 % голосов (минимальный показатель в истории выборов президента Аргентины).

Киршнер отказался от неолиберальной модели в экономике в пользу смешанной. В начале 2006 года Аргентина сумела досрочно рассчитаться с Международным валютным фондом. Страна обрела большую финансовую независимость. Окрепла экономика, снизилась безработица. Нестор Киршнер был сторонником взвешенных отношений с США, но одновременно он взял курс на сближение с региональными соседями, включая левые правительства в Венесуэле и Боливии. Киршнер рассекретил архивы спецслужб с данными о нацистских военных преступниках, нашедших после войны убежище в Аргентине. Была отменена амнистия аргентинским военным, совершившим преступления в 1976-1983 годах. В те годы погибли или пропали без вести от 11 до 30 тысяч противников военной диктатуры.

Содержание внешней  политики Н. Киршнера заключалось в  следующем. Во-первых, дипломатические усилия президента были сосредоточены на ведении переговоров с МВФ, от которых, во многом зависела репутация страны на мировом инвестиционном рынке. В то же время, продолжавшееся давление со стороны фонда вызвало стремление Буэнос-Айреса к разрыву с международными финансовыми институтами и поиску возможностей экономического развития вне неолиберальной модели. Во-вторых, особое значение имело укрепление Меркосур и дальнейшее сближение Буэнос-Айреса с партнерами по блоку. В-третьих, аргентинскому президенту необходимо было выстраивать «новые» отношения с США В-четвертых, в условиях изменившейся политической ситуации в регионе Буэнос-Айресу нужно было учитывать изменения политической ситуации в регионе в условиях левого дрейфа В-пятых, стремясь максимально диверсифицировать торгово-экономические связи, Н. Киршнер объявил об их переориентации на внерегиональные направления, прежде всего, на ЕС и Китай.

Н. Киршнер стремился проводить внутриполитический курс, опираясь на широкий общественный консенсус, не ограничивая свою политическую базу рамками Хустисиалистской партии (ХП). Данный курс, направленный на привлечение к решению внутриполитических, экономических проблем и выработке компромиссных решений всеми политическими силами, затруднял создание организованной оппозиции, которая могла бы осложнить президенту принятие политических и экономических решений и проведение их в жизнь. Н.Киршнеру удалось значительно укрепить свое положение в стране, завоевать авторитет среди различных политических сил и продвинуть в ряд властных структур на федеральном и местном уровне своих людей.

Аргентина стремилась играть лидирующую роль не только на южноамериканском континенте, но и на международной арене в целом. Аргентинcкое руководство активно принимало участие во всех форумах и встречах глав государств Южной Америки, и всячески поддерживало шаги, направленные на экономическую интеграцию в рамках региона. Создание нового политико-экономического союза с участием всех стран региона и  латиноамериканская интеграция, по словам Н.Киршнера, являются важнейшим политическим региональным проектом [3, c. 51].

Несмотря на благовидные заявления о расширении экономической интеграции и создании зоны свободной торговли в рамках латиноамериканского континента, Аргентина проводила протекционистскую политику по защите внутреннего ранка, в ряде случаев идя на нарушения достигнутых договоренностей. Так, в 2004 г. аргентинское правительство, обеспокоенное состоянием внешнеторгового баланса с Бразилией, приняло меры по защите национального производителя. В 2005 г. администрация Киршнера установила квоты на поставку бразильских телевизоров, стиральных машин, газовых плит, холодильников, автомобилей и комплектующих к ним. Причем квоты предусматривали сокращение практически в 4 раза импорта этих товаров. Руководство Бразилии выражая свое недовольство данной политике Буэнос-Айреса, отстояло свои интересы введением адекватных мер против аргентинских товаров.

Отношения с МВФ строились достаточно сложно как по урегулированию проблем связанных с выполнением обязательств по выплате долгов международным финансовым институтам, так и частным кредиторам, а также по «выбиванию» дополнительных кредитов.

В авг. 2004 г. правительство Аргентины приняло решение приостановить до конца года действие соглашений с МВФ. С целью урегулирования возникших разногласий 30 авг. 2004 г. в Аргентину прибыл директор распорядитель МВФ Р.Рато. В ходе переговоров с президентом Н.Киршнером обсуждались вопросы реструктуризации долга, отсрочки погашения кредитов и согласования уровня профицита бюджета страны на 2005*06гг. Несмотря на то, что Н.Киршнер пообещал немедленно выплатить 1,4 млрд.долл. долга, встреча закончилась встречными требованиями. Администрация Аргентины настаивала на отсрочке до 2005 г. погашения кредита в 1,1 млрд. долл, а МВФ – на увеличении профицита бюджета Аргентины на 2005г. По мнению руководства МВФ, Аргентина умышленно занижала бюджетные показатели с целью уменьшения суммы выплат фонду в счет погашения долга, тем самым  демонстрируя определенное нежелание выполнять взятые на себя обязательства по соблюдению графика погашения задолженностей [3, c. 52].

Основными партнерами Аргентины в Латинской Америке в 2003-2007 гг. являлись страны члены Меркосур, включая принятую в блок Венесуэлу. В рамках блока Аргентина активно продвигала общие инфраструктурные проекты, наибольший интерес из которых представляют инициативы в энергетической и транспортной сферах.

Отношения Аргентины  с США в 2005-2007 гг. заметно охладились из-за проводимого администрацией Н. Киршнера курса на большую самостоятельность во внешних делах, в первую очередь его сближение с левыми правительствами Венесуэлы и Боливии, а также неприятие американской модели МАЗСТ.

Отношения с европейскими странами носили неровный характер, прежде всего из-за неурегулированности долговых проблем с Германией и Италией, а также из-за сложных переговоров по вопросу доступа аргентинской сельхозпродукции на европейский рынок. Наиболее продвинутые отношения у Аргентины сложились с Испанией.

В 2003-2007 гг. активно велась работа на азиатско-тихоокеанском направлении. Отношения со странами региона развивались, прежде всего, в торгово-экономической области и обмене передовыми технологиями.

В концептуальном плане  внешнеполитический курс Аргентины базировался на стратегии «мультилатерализма» – многосторонности, имеющего много общего с российским видением построения многополярного мира. Буэнос-Айрес придает приоритетное значение укреплению центральной роли ООН, готов к конструктивному взаимодействию в работе по реформированию организации с целью повышения эффективности ее работы.

Информация о работе Внешняя политика Аргентины в 21 веке