Внешняя политика Аргентины в 21 веке

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2014 в 20:42, курсовая работа

Описание работы

Актуальность исследования определяется важностью места и роли Аргентины в контексте изменившейся политической ситуации и левого дрейфа на континенте. В начале ХХI в. в ряде латиноамериканских государств к власти пришли правительства, пытающиеся проводить автономный по отношению к США курс. В этом плане Аргентина уникальна тем, что за короткий исторический период ее внешняя политика совершила поворот от «автоматического следования» в фарватере Вашингтона в 90-е гг. прошлого века к отказу от ориентации на Белый дом и демонстративному сближению со странами, выступающими за альтернативный путь развития. Целью работы является анализ современных тенденций развития внешней политики Аргентины.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
1. СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ АРГЕНТИНЫ 5
2. ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА АРГЕНТИНЫ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ 12
3. РЕГИОНАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА АРГЕНТИНЫ 24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 29
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 31

Файлы: 1 файл

50_09 - Внешняя политика Аргентины - курсовая - МГЭИ.doc

— 204.50 Кб (Скачать файл)

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

 

В условиях перестройки мировой политической системы произошел кардинальный пересмотр приоритетов внешней политики Аргентины. В то же время детальный анализ ее традиционных внешнеполитических доктрин и их реализации в конце ХХ – начале XXI в. выявил последовательность и преемственность в осуществлении международной политики. Этот факт позволяет говорить не столько о смене курса, сколько о выборе иных средств и инструментов для достижения целей, остававшихся неизменными на протяжении всей аргентинской политической истории.

Актуальность исследования определяется важностью места и  роли Аргентины в контексте изменившейся политической ситуации и левого дрейфа на континенте. В начале ХХI в. в ряде латиноамериканских государств к власти пришли правительства, пытающиеся проводить автономный по отношению к США курс. В этом плане Аргентина уникальна тем, что за короткий исторический период ее внешняя политика совершила поворот от «автоматического следования» в фарватере Вашингтона в 90-е гг. прошлого века к отказу от ориентации на Белый дом и демонстративному сближению со странами, выступающими за альтернативный путь развития.

Целью данной курсовой работы является анализ современных тенденций развития внешней политики Аргентины.

Предметом исследования является внешняя политика Аргентины  и факторы, влиявшие на ее формирование. Выбор темы обусловлен существенными изменениями в поведении этого государства на международной арене, вызванными не только необходимостью адаптации к реалиям глобализации и регионализации, но и воздействием комплекса экономических, внутриполитических и социокультурных предпосылок.

Объект исследования – Аргентина как субъект международной политической и экономической системы.

Хронологические рамки  исследования охватывают период с 2001 г. до настоящего времени, что обусловлено  резким изменением внешнеполитического курса страны после краха либеральной модели экономики.

В ходе проведения исследования были использованы следующие научные методы: аналитический метод, сравнительный метод, табличный метод.

Следует отметить, что  внешнеполитическая деятельность Аргентины  в последнее десятилетие оказалась  обделенной вниманием отечественных политологов и международников. В белорусской политической науке до настоящего времени нет работ по отдельным аспектам международной активности этой страны.

Ключевым источником, использованным для написания курсовой работы, выступила диссертация А. Щербаковой «Внешняя политика Аргентины в постбиполярный период», отражающая эволюцию внешнеполитического курса страны в 1989-2007 гг. В данной работе сжато и точно определены основные элементы внешней политики страны в период краха либеральной модели и президентства Н. Киршнера (2003-2007 гг.). Однако в работе не отражены новейшие тенденции изменения внешней политики страны после избрания президентом К. Киршнер в 2007 г. Значимым источником информации об отдельных аспектах внешней политики страны выступили публикации Министерства иностранных дел России, характеризующие условия ведения бизнеса, развитие экономики и политическую ситуацию. Преимуществом данного источника является объективность рассмотрения. Для характеристики региональной политики Аргентины в рамках интеграционных объединений были использованы работы Л. Грука, В. Подгускова и других авторов, изучающих динамику развития Латинской Америки.

 

1. СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ  РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ АРГЕНТИНЫ

 

В 90-е гг. правительство  Аргентины проводило курс по оздоровлению экономики. Это типичная модель становления экспортно-ориентированной экономики, ведущая роль в которой от государства переходит к частному сектору. Важнейшими элементами оздоровления являются приватизация предприятий госсектора жесткий бюджетный контроль, либерализация внешнеэкономической деятельности через открытие внутреннего рынка для конкуренции иностранных компаний, новый режим налоговой политики. Переход к рыночным механизмам позволил оживить промышленное производство. Устойчивое развитие наблюдается в экспортных отраслях (химическая промышленность, металлургия - производство чугуна и стали, пищевая промышленность). Их удельный вес в структуре аргентинской обрабатывающей промышленности в настоящее время составляет 1/3 совокупного промышленного производства. Раньше чем в других латиноамериканских странах здесь были созданы отрасли, связанные с современными технологиями [11, c. 14]. Экономика Аргентины достаточно развита. Аргентина является индустриально-аграрной страной одним из наиболее быстро развивающихся в экономическом отношении государств Латинской Америки. Динамика ВВП Аргентины в 2001-2011 гг. представлена в таблице 1.1.

Таблица 1.1. Экономический  рост Аргентины в 2001-2011 гг.

Год

ВВП, млрд дол.

Рост ВВП в сопоставимых ценах, %

Доля в мировом ВВП по ППС, %

1

2

3

4

2001

269,1

-4,4

0,748

2002

102,7

-10,9

0,648

2003

129,6

9,0

0,682

2004

153,0

8,9

0,708

2005

183,0

9,2

0,738


 

Окончание таблицы 1.1

1

2

3

4

2006

214,0

8,5

0,761

2007

262,1

8,7

0,786

2008

328,1

6,8

0,818

2009

310,4

0,9

0,832

2010

370,0

9,2

0,864

2011

447,6

8,9

0,908


 

Итак, как свидетельствуют  данные, в 2001-2002 гг. экономика Аргентины  пережила значительный экономический  спад, обусловленный неэффективными экономическими реформами. По итогам 2011 г. ВВП страны составил 447,6 млрд дол., или 0,908 % мирового ВВП. Динамика доли Аргентины в мировом ВВП свидетельствует об ее ускоренном росте по сравнению с другими странами.

 По индексу человеческого развития Аргентина занимает 36 место в мире. ВВП на душу населения составляет 5461 долл. Аргентина располагает разнообразной материально сырьевой базой. До недавнего времени потребности Аргентины в энергоносителях (прежде всего сырой нефти) в целом удовлетворялись за счет собственной добычи. Однако в условиях экономического роста наметилась тенденция нехватки своих энергоносителей, что ведет к расширению их импорта (в первую очередь газа).

В своей экономической  политике администрация зачастую прибегает  к нерыночным методам экономического регулирования: дифференцированное налогообложение, субсидирование некоторых секторов и отраслей экономики, а также введение количественных квот на экспорт мяса. Широко распространена практика заключения правительством соглашений с производителями, оптовыми и розничными торговыми сетями о сдерживании цен на различные товары и услуги (как правило, те, которые потребляет средний класс). В этих условиях заметно падает инвестиционный престиж страны [11, c. 15].

Приток прямых иностранных  инвестиций в экономику Аргентины  в 2011 г. сократился по сравнению с 2010 г. на 29,5% и составил 3,3 млрд.долл. Экономический рост способствовал снижению уровня безработицы до 10,2%. Хотя продолжает оставаться высоким (42%) уровень работающих по «черному» найму. Несмотря на успехи аргентинской экономики, последствия экономического кризиса все еще оказывают на нее существенное влияние [15].

Динамика роста внешней торговли Аргентины в 2001-2010 гг. приведена в таблице 1.1.

Таблица 1.1. Темпы роста внешней торговли Аргентины, %

Год

Экспорт товаров и  услуг, в % к предыдущему году

Импорт товаров и  услуг, в % к предыдущему году

2001

4,3

-16,6

2002

0,8

-54,6

2003

5,1

52,3

2004

6,7

51,3

2005

14,8

22,9

2006

6,1

16,5

2007

7,7

22,4

2008

1,3

16,4

2009

-9,4

-23,6

2010

15,9

37,6

2011

5,9

19,2


 

Экономические реалии Аргентины  в определенной степени подтверждают постулаты теории зависимого развития. Сторонники теории зависимого развития с полным основанием могут утверждать, что страна стала жертвой экономических интересов промышленно развитых стран, чьим требованиям она оказалась не в состоянии противостоять. Особенно велика зависимость Аргентины от британских и американских транснациональных корпораций. Развитие экономики Аргентины подтверждает правильность ряда положений теории неоклассической контрреволюции, в частности, об ошибочном введении различных ограничений экономической деятельности, неэффективном государственном предпринимательстве, предубеждении против экспорториентированного производства и пагубных последствиях бюрократического засилья.

Наиболее остро недостатки модели замещения импорта начинают проявляться в середине 70-х гг. Проблемы возникали в связи с чрезмерной защитой внутреннего рынка от воздействия мировой экономики, с отсутствием необходимой конкуренции в промышленном секторе, с несбалансированностью таможенных тарифов. В конечном итоге, ухудшение экономического положения страны сказалось в политической и социальной областях. Предпринимаемые меры промышленной политики всегда подчинялись потребностям макроэкономического управления, хотя достаточно трудно вменить какой-либо конкретной макроэкономической политике ответственность в проведении процесса реструктуризации. В конце концов, уступая оказываемому давлению в связи с эволюцией концепции в этой области, в середине 80-х годов Аргентина начинает реализацию умеренной программы либерализации внешней торговли [5, c. 7].

Рассмотрение трех десятилетий, предшествующих периоду 2000-х гг., отражает тот факт, что экономическое развитие Аргентины характеризуется отсутствием стабильности и резкими сменами стратегий развития. Имея в виду эту ситуацию нестабильности, достаточно трудно объяснить причины и факторы, которые стимулировали экономический рост в эти десятилетия. Совершенно очевидно, что к ним нельзя отнести ни экспорт, ни инвестиции. Фактически невозможно определить единую или господствующую стратегию развития, которая продержалась бы более трех или четырех лет. Единственной четко выраженной стратегией, используемой в Аргентине и служившей в качестве базы модели замещения импорта, была та, которая благоприятствовала генерации доходов промышленного сектора посредством использования высоких протекционистских барьеров, которые делали эту отрасль высоко рентабельной [5, c. 8].

Как отмечают многие экономисты, 80-е годы стали для экономики  Аргентины «потерянным» десятилетием. В 1989 г. президент Аргентины К.Менем начинает новый этап в экономическом развитии страны. Полный провал экономической политики предыдущего правительства, кульминацией которой можно считать виток гиперинфляции в 1988 г., а затем и в 1989 г., способствовал ослаблению сопротивления аргентинского общества проведению болезненной структурной реформы. Новое правительство объявило о начале целой серии радикальных реформ, направленных на развитие системы свободного рынка в стране. Экономическая политика в эти годы была нацелена на достижение макроэкономической стабилизации и создание предпосылок для экономического роста.

Оценивая весь период вплоть до 2012-года, характеризуемого турбулентностью, можно отметить, что внешнее воздействие в течение 2000-х годов существенно улучшили условия доступа к рынкам капитала и кредита. На протяжении всего десятилетия 2000-х годов внешние условия проявлялись в различных формах и оказывали заметное воздействие на аргентинскую экономику. С еще большей интенсивностью на экономике Аргентины отразились финансовые последствия мексиканской девальвации. Одновременно, можно отметить и положительное воздействие на внешнюю торговлю страны некоторых факторов, связанных с расширением бразильской экономики в этот период и положительным изменением условий внешнеторгового обмена.

Режим конвертируемости выступал в качестве значительного  прозрачного ориентира для текущих трансакций и для системы финансовых контрактов. Хотя колебания внутренних цен в первые годы осуществления программы достигали значительных величин, установление обменного курса было центральным элементом в борьбе с инфляцией [12, c. 6].

В период правления президента Менема было положено начало осуществлению неолиберального эксперимента, смысл которого состоял в попытке смещения или изменения границ между частным предприятием и государством. В ходе этого эксперимента преследовались не только и не столько экономические цели. По замыслу исполнителей, начатая реформа должна была решить также многие задачи социального и политического порядка. Центральным моментом этого эксперимента было проведение энергичной программы приватизации, под которой в самом простом случае понимался процесс передачи государственной собственности в частное владение.

Одной из наиболее ярких  характеристик этого процесса является быстрота, с которой он осуществлялся. Аргументы, которые использовались К.Менемом для реализации процесса приватизации, можно свести к следующим:

Государственные предприятия, как правило, приносят убытки, они  не эффективны и являются основой коррупции.

Приватизация государственных  предприятий приведет к дерегулированию рынков, с последующим развитием конкуренции, повышением эффективности производства и снижением тарифов.

Режим лицензирования привлечет  иностранных инвесторов с последующим созданием новых рабочих мест и улучшением в области заработной платы работников, перешедших в частных сектор.

Приватизации представляют собой общемировую тенденцию  и Аргентина должна стать частью этого процесса.

То, что произошло в  Аргентине в последние годы, полностью отвергает эти аргументы. Занятость не увеличилась, тарифы не понизились, продолжалась коррупция и, в добавление к этому, внешняя задолженность увеличилась в несколько раз, вместо того чтобы сократиться [12, c. 7].

Информация о работе Внешняя политика Аргентины в 21 веке