Внешнеторговые связи Российской Федерации с Республикой Корея в период 2005-2010 гг

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2013 в 04:14, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является анализ внешнеторговых связей РФ с Республикой Корея, выявление проблематики в их взаимоотношениях и предложение путей их решения.
Для достижения данной цели требуется выполнить следующие задачи:
Рассмотреть внешнеторговые связи РФ
Место Республики Корея во внешнеторговых отношениях РФ, сравнение с другими странами
Определить долю экспорта, товарную структуру экспорта и экспортную квоту из РФ в Республику Корея
Определить долю импорта, товарная структура импорта и импортную квоту
Рассчитать долю иностранных инвестиций в РФ из Республики Корея
Выявить тарифные и нетарифные барьеры между Республикой Корея и РФ
Установить тенденция развития внешнеэкономических связей РФ и Республики Кореи
Проанализировать перспективы развития внешнеэкономических связей РФ и Республики Кореи

Содержание работы

Введение 3
Глава 1 Республика Корея в внешнеторговых отношениях РФ в период 2005-2010 гг. 6
1.1. Место Республики Корея во внешнеторговых отношениях РФ в 2005-2010 гг. , сравнение с другими странами. 6
1.2. Обзор внешней торговли РФ с Республикой Корея 21
в период 2005-2010 гг. 21
Глава 2 Анализ тарифного и нетарифного регулирования ввоза товаров и инвестиционной среды в РФ из Республики Корея в период 2005-2010 гг. 32
2.1. Тарифные и нетарифные методы регулирования внешнеторговых отношений между РФ и Республикой Кореей в период 2005-2010 гг. 32
2.2. Инвестиции РФ из Республики Корея в период 2005-2010 гг. 38
Глава 3 Тенденции развития и предложения по улучшению внешнеэкономических связей РФ и Республики Кореи 45
3.1. Тенденция развития внешнеэкономических связей РФ и Республики Кореи 45
3.2. Перспективы развития внешнеэкономических связей РФ и Республики Кореи 48
3.3. Предложения по улучшению внешнеэкономических связей РФ и Республики Кореи 51
Заключение 56
Использованная литература 59

Файлы: 1 файл

Внешнеторговые связи РФ и Республики Корея.doc

— 592.00 Кб (Скачать файл)

 

Конечно, было бы ошибочно считать, что  российско-южнокорейские отношения  развиваются без проблем. Это естественно. За последние 15 лет трудно сразу преодолеть наследие почти 50-летней военно-политической конфронтации и идеологического противостояния. Но сделано на пути установлении конструктивного партнерства и взаимовыгодного сотрудничества немало. Стороны преодолели периоды романтических надежд и несбыточных ожиданий, разочарований  и даже охлаждения отношений.20

На данный момент масштабы присутствия  южнокорейского бизнеса в РФ явно не соответствует имеющемуся потенциалу. Усилия правительства Республики Корея  по развитию сотрудничества в сфере  разработки энергоресурсов недостаточно эффективны. Практически не достигнуто крупных результатов в области разработки месторождений энергоносителей. Причина этого – отсутствие у Южной Кореи стратегического средне- долгосрочного плана, а также наличие ряда сдерживающих факторов.21

Процветающей внешней торговле между РФ и Республикой Кореей мешает довольная низкая доля торговли РФ именно с Республикой Кореей. Показатели экспорта и импорта не превышают одного процента. Хотя в последние годы импорт и экспорт увеличились на долю процентов, но эти изменения незначительны.

В товарной структуре торговли также  существуют проблемы. В структуре  импорта и экспорта не наблюдается  диверсификации продуктов. С каждым годом в РФ и из РФ поставляются одни и те же типы продукции. Например, в импорте – электроника, продукции  химической и легкой промышленности; и в экспорте – нефть и нефтепродукты и замороженная рыба. Еще одной проблемой является отсутствие тенденции к росту в товарной структуре. Страны не хотят увеличивать товарообмен.

Коэффициент международной отраслевой специализации показывает, что торговые отношения РФ и Республики Корея носят экспортный характер. Это говорит о низкой доле импорта в торговле. С одной стороны эта положительная тенденция – страна производит больше продукции в экспорт, что увеличивает ВВП страны. Но с другой стороны – это мешает внедрению РФ в международный рынок торговли.

Равноправному и взаимовыгодному  партнерству в значительной мере препятствует российская задолженность  Республике Корея. Тем более не приходится рассчитывать на продекларированные в Договоре 1991 года, но далекие от практического осуществления союзнические отношения Москвы и Сеула.

Также продвижению российско-корейских  торговых отношений мешают тарифные барьеры (повышение и постоянные изменения таможенных пошлин в России). В то время как средняя таможенная пошлина на ввозимые в Южную Корею товары равна примерно 6%, в России она составляет примерно 12%; в Южной Корее налог на добавленную стоимость составляет 10%, а в России на большинство товаров - 20%.

Также нетарифные барьеры (внутренние налоги, излишне сложная и бюрократизированная система экспертизы и лицензирования товаров). В частности, большую проблему составляют бюрократизм и коррупция на таможне.

 Повышенные трудности с проведением экспортных расчетов (проблемы при сделках посредством аккредитивов из-за низкого доверия к российским банкам с южнокорейской стороны, общие недостатки российской финансовой системы и финансовой инфраструктуры). Именно поэтому южнокорейские экспортеры производят основные расчеты в форме: сделки с предварительной оплатой, а получение аккредитивов желательно через надежных гарантов из промышленно развитых стран.

В качестве других тормозящих факторов южнокорейские экспортеры назвали  следующие: проблемы повсеместно излишне  высоких сопутствующих финансовых издержек в России; нехватка необходимой оперативной и надежной информации о российском рынке и особенно о его участниках, включая их платежеспособность; несоответствие пропускной способности российских дальневосточных морских портов количеству поступающих грузов.

Южнокорейские импортеры часто  отмечают следующие проблемы: нарушение  сроков поставок российскими партнерами; громоздкая бюрократическая процедура  оформления документов; увеличение импортных  цен в результате инфляции в экономике; требование российской стороной заказа в крупных размерах; общая неразвитость финансовой системы; частые потери и порча товаров при транспортировке и на таможне; а из причин, связанных с южнокорейской стороной - прежде всего слабое знание южнокорейскими предпринимателями особенностей российского рынка.

Что касается медленного, по сравнению  с первоначальными надеждами, развития двусторонних деловых отношений, здесь  можно указать на следующие обстоятельства. Во-первых, это недостаток взаимопонимания  и знаний о партнере, что характерно для каждой из сторон и объясняется относительно коротким опытом общения, и, во-вторых, те быстро текущие изменения внутренней и внешней деловой обстановки, которые им пришлось претерпеть, и которые резко отличались от первоначальных посылок при установке отношений. Для постоянного увеличения товарооборота и налаживания надежных партнерских отношений между двумя странами во внешней торговле, прежде всего желательно решить перечисленные выше проблемы как на законодательном уровне, так и на уровнях государственной и региональных исполнительных властей.

Прошло более 15 лет с начала установления официальных межгосударственных и  деловых отношений, и обе страны в целом успешно преодолевают последствия собственных недавних экономических кризисов. Создаются  позитивные предпосылки не только для поддержания мира и безопасности, но и более эффективного развития экономики. Принимая это во внимание, обеим странам необходимо еще более активно прилагать совместные усилия в этом направлении.

3.2. Перспективы развития внешнеэкономических связей РФ и Республики Кореи

 

Российский рынок рассматривается  деловыми кругами Республики Корея  как потенциально очень емкий, с  достаточно высоким платежеспособным спросом практически по всем товарным группам, которые представляют первостепенный интерес для южнокорейских экспортеров. Эксперты КОТРА (Торгового отдела посольства Республики Корея в Москве) считают его одним из самых перспективных рынков в мире, потому что в российской экономике сегодня наблюдаются положительные тенденции, имеются богатые и сравнительно недорогие природные ресурсы, отсутствует серьезная конкуренция со стороны российских производителей и имеется реальная возможность получения сверхприбыли для многих фирм из Южной Кореи. Кроме того, российский рынок считается одним из немногих, где спрос на потребительские товары остается очень высоким, а относительная узость их предложения по ассортименту при общем не столь уж высоком качестве открывает широкий простор для диверсификации товарной структуры за счет поставок именно южнокорейскими экспортерами. Примечательно, что спрос на российском рынке по своей структуре ближе к спросу характерному для большинства промышленно развитых стран. Основная масса потребителей в РФ стремится в максимальной степени имитировать типичную структуру потребления именно в таких странах. Это также создает дополнительные благоприятные стимулы для южнокорейских экспортеров, тем более, что конкуренция на российском рынке пока не достигла того уровня, который характерен для рынков большинства других стран. По мнению южнокорейских деловых кругов, на нем еще достаточно долго будет существовать немало свободных ниш, заполнить которые относительно легко могут именно корейские экспортеры.22

В российско-корейских внешнеторговых отношениях приоритет отдается топливно-энергетическому комплексу, созданию и расширению инфраструктуры, а также развитию рыболовства и лесной промышленности. Если в средне- и долгосрочной перспективе стоит задача модернизации и диверсификации производственной базы региона, то в краткосрочной перспективе приоритетом будет разработка природных ресурсов и создание инфраструктуры для экспорта.23

В плане расширения южнокорейского импорта Россия, как внешнеторговый партнер, также представляет большой  интерес ввиду следующих обстоятельств:

  1. на российском рынке южнокорейские импортеры имеют реальную возможность приобрести практически все основные необходимые им виды промышленного и частично сельскохозяйственного сырья, в первую очередь энергоносители - нефть, газ, уголь;
  2. в России южнокорейские импортеры могут закупать по вполне благоприятным ценам и относительно высокого качества многие виды промышленных изделий, в первую очередь те, которые отличаются высокой материало- и энергоемкостью (полуфабрикаты, узлы и компоненты, продукцию базовой химии);
  3. на российском рынке южнокорейские импортеры имеют также доступ к закупкам весьма сложной и нередко уникальной продукции и связанных с ее использованием технологий, например, научно-технические разработки в космической сфере, а также в военно-промышленном комплексе;
  4. и наконец, последний, весьма существенный и характерный как для экспортных, так и для импортных операций на российском рынке фактор - это их относительно высокая прибыльность. Конечно, конкретная информация об уровне прибыльности торговли с Россией, как правило, имеет конфиденциальный характер, однако она, по мнению разных южнокорейских компаний, в 2000-х г. составляла 50-100% от вложенного капитала. В последнее время уровень прибыльности значительно снизился, однако он поддерживается на уровне 20-30%.24

Организация внешнеторговых операций с Россией в целом не отличается особой оригинальностью и сложностью. В последние годы, по данным посольства Республики Корея в Москве, в торговле с Россией уже участвовали  более 900 южнокорейских компаний. Около 50 из них имели свои постоянные представительства в Российской Федерации. При этом на долю примерно 20 крупнейших компаний приходилось около 80% оборота взаимной торговли, а на 4 из них - Самсунг (Samsung), Элджи (LG), Хендэ (Hyundai), Дэу (Daewoo) - почти 70%. Эти данные достаточно убедительно свидетельствуют о чрезвычайно высокой степени концентрации внешнеторгового оборота в руках крупного бизнеса, что вообще свойственно для Южной Кореи.

Весьма многообещающим выглядит проект соединения российского Дальнего Востока, Южной Кореи и КНДР. После введения в строй Бурейской ГЭС Россия уже начала поставлять излишки электроэнергии в КНР, дальнейшим шагом станут их поставки в Северную и Южную Корею.25

В ходе переговоров на высшем уровне в Москве был подписан ряд важных документов, нацеленных, прямо скажем, на прорыв в экономических отношениях между Россией и Южной Кореей. Кроме политической декларации, в которой нашли отражение общие позиции по важнейшим проблемам современного мирового развития, было заключено восемь соглашений. Среди них – соглашение о сотрудничестве и использовании космического пространства в мирных целях, о сотрудничестве между ИТАР-ТАСС и агентством  «Рёнхап», о сооружении в Татарстане нефтеперерабатывающего и нефтехимического комплекса, о модернизации Хабаровского нефтеперерабатывающего завода Заключено также кредитное соглашение. Общая стоимость «экономического пакета», одобренного президентами РФ и Республики Кореи, составляет более 4 млрд. долл. США.26

Москва и Сеул прорабатывают  проект соединения железных дорог Северной и Южной Кореи с выводом транскорейской дороги на Транссиб и строительство газопровода из Иркутска в КНР и Республику Корея. Железнодорожный проект (стоимость около 3 млрд. долл. США.) позволит за год перевозить из Азии в Западную Европу и обратно до 1 млн. контейнеров. Иркутский газовый проект, несмотря на крупный затраты на его освоение (17 млрд. долл. США), даст возможность Республике Корее получать ежегодно, начиная с 2008 г. по 10 млрд. м3 газа. 27

3.3. Предложения по улучшению внешнеэкономических связей РФ и Республики Кореи

 

В интересах расширения сфер взаимовыгодного  сотрудничества и обеспечения дальнейшего  роста двусторонней торговли согласно «Российско-Корейский совместный план действий в области торгово-экономического сотрудничества» от 19 ноября 2005 года РФ и Республика Корея намерены:

  • улучшать и диверсифицировать товарную структуру двусторонней торговли;
  • создавать условия для предсказуемости и стабильности доступа товаров и услуг во взаимной торговле;
  • укреплять сотрудничество по информационно-техническим обменам в сфере карантина растений и фитосанитарных норм;
  • развивать сотрудничество в области антимонопольной политики, в том числе при проведении расследований фактов недобросовестной конкуренции со стороны хозяйствующих субъектов обеих сторон;
  • развивать сотрудничество в области зашиты прав потребителей.28

С целью вывода инвестиционного  сотрудничества на качественно новый  уровень Стороны намерены:

  • регулярно проводить российско-корейские инвестиционные форумы, содействовать участию предприятий и компаний обоих государств в проводимых в Российской Федерации и Республике Корея презентациях инвестиционных проектов, расширению деловых обменов и обсуждению различных форм и каналов инвестиционного сотрудничества;
  • способствовать совершенствованию обмена информацией по инвестиционному сотрудничеству, оказывать поддержку реализации двусторонних инвестиционных проектов;
  • оказывать содействие деловым структурам сторон в выборе проектов инвестиционного сотрудничества в таких важнейших областях, как строительство объектов инфраструктуры, машиностроение, поиск и разработка месторождений нефти, газа и других полезных ископаемых, химическая промышленность, наукоемкое производство, разработка лесных ресурсов и глубокая переработка древесины, производство и переработка сельскохозяйственной продукции, добыча и переработка рыбы и морепродуктов, а также координировать реализацию этих проектов;
  • информировать друг друга об инвестиционном климате и об изменениях в действующем законодательстве, касающихся инвестиционной деятельности предпринимателей сторон.

РФ и Республика Корея создадут совместную экспертную группу в составе  представителей соответствующих министерств  и ведомств, деловых и научных  кругов для подготовки предложений  по расширению и укреплению сотрудничества в областях торговли, инвестирования и экономического взаимодействия в целом, включая изучение возможностей дальнейшей взаимной либерализации торгового режима. Указанная группа начнет работу непосредственно после присоединения России к ВТО.29

Корейская сторона обеспечит повышение Экспортно-импортным банком Кореи минимальных лимитов кредитования ряду российских банков. Российская сторона дополнительно рекомендует надежные в финансовом отношении, платежеспособные российские банки для кредитования со стороны Экспортно-импортного банка Кореи. Российская сторона при содействии Корейской стороны также будет принимать надлежащие меры к обеспечению эффективного использования кредитов, предоставляемых Экспортно-импортным банком Кореи.

Обе страны будет прилагать максимум усилий к устранению возможных трудностей бизнесменов другой страны, в том числе в части таможенной очистки, открытия аккредитивов и визового обеспечения, в целях наращивания объемов двусторонней торговли и инвестирования.

РФ и Республика Корея с удовлетворением отмечают положительное развитие двустороннего сотрудничества в области конкурентной политики и других областях и будут развивать его далее в целях реализации Меморандума о сотрудничестве между Министерством Российской федерации по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства и Комиссией по справедливой торговле Республики Корея.30

Информация о работе Внешнеторговые связи Российской Федерации с Республикой Корея в период 2005-2010 гг