Внешнеэкономическая экспансия ТНК

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Мая 2015 в 21:51, дипломная работа

Описание работы

Цель исследования — выявление особенностей и перспектив внешнеэкономической экспансии российских ТНК.
Для достижения цели были поставлены следующие основные задачи:
• раскрыть сущность внешнеэкономической экспансии корпораций;
• проанализировать современные особенности экспансии ТНК на рынках зарубежных стран;
• рассмотреть используемые стратегии проникновения российских ТНК на зарубежные рынки;
• выделить страновые и отраслевые векторы инвестиционных стратегий российских ТНК;
• исследовать существующие проблемы при осуществлении внешнеэкономической экспансии российских ТНК;
• выявить перспективы внешнеэкономической экспансии российских ТНК в посткризисный период.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. Внешнеэкономическая экспансия ТНК в условиях глобализации мировой экономики 7
1.1. Внешнеэкономическая экспансия корпораций: сущность, мотивы, виды 7
1.2. Современные особенности экспансии ТНК на рынки зарубежных стран
Глава 2. Особенности внешнеэкономической экспансии российских ТНК 38
2.1. Стратегии проникновения российских ТНК на зарубежные рынки 38
2.2. Страновые и отраслевые векторы инвестиционных стратегий российских ТНК 47
Глава 3. Проблемы и перспективы внешнеэкономической экспансии российских ТНК в современных условиях 58
3.1. Проблемы российских ТНК, возникающие в процессе зарубежной экспансии 58
3.2. Перспективы внешнеэкономической экспансии российских ТНК в посткризисный период 66
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 75
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 82

Файлы: 1 файл

Содержание дипломной работы.docx

— 175.99 Кб (Скачать файл)

Транснациональный капитал в условиях глобализации мирового хозяйства существенно изменил характер современных международных экономических отношений. Они перестали быть просто формами экономических связей отдельных государств. Теперь они представляют взаимодействие трех основных субъектов: ТНК, национальных хозяйств и международных экономических организаций.

Транснациональный капитал представлен, в основном, компаниями развитых стран. Но в последние годы позиции ТНК развитых стран теснят компании развивающихся стран: Китая, Южной Кореи, Индии, Сингапура, Тайваня и других стран Юго-Восточной Азии.29 Основным средством внешнеэкономической экспансии ТНК остается прямые зарубежные инвестиции. Важным проявлением зарубежной деятельности ТНК является расширение сети зарубежных филиалов, дочерних компаний в странах, куда направляются вывозимые инвестиции. ТНК, направляя капиталы в различные страны, способствуют экономическому развитию стран, принимающих прямые зарубежные инвестиции. Положительные последствия деятельности ТНК на зарубежных рынках перекрывают отрицательные. Таким образом, в настоящее время сформирована достаточная научная база для рассмотрения процессов внешнеэкономической экспансии российских ТНК.

 

Глава 2. Особенности внешнеэкономической экспансии российских ТНК

2.1. Стратегии проникновения российских ТНК на зарубежные рынки.

Российские ТНК — новое в мировой экономике явление. Они, наряду с китайскими, бразильскими, индийскими корпорациями относятся к «новой волне» транснационализации. Указанные компании имеют высокие темпы экономического роста, мощно наступают на разных зарубежных рынках и серьезно увеличивают свою капитализацию. Успех российских компаний в основном пока связан с двумя основными направлениями: нефтегазовое и металлургия.30

По различным оценкам, на начало 2012 г. зарубежные внеоборотные активы 50 самых крупных российских нефинансовых ТНК составили около 87 млрд. долл., увеличившись за год приблизительно на 22 млрд. долл., т.е. почти в полтора раза. При этом значительная часть данных компаний имеет дочерние структуры сразу во многих странах, что позволяет с полным основанием отнести их к ТНК. На остальные отечественные нефинансовые фирмы, инвестирующие за рубежом, приходится лишь 2-3 млрд. долл. внеоборотных активов. Любая из таких компаний не имеет за границей долгосрочных капиталовложений, превышающих хотя бы 75 млн. долл., а ее «профильные» производственные активы (т.е. фирмы по производству товаров и/или услуг, на которых специализируется компания, а не просто сбытовые, финансовые или другие обслуживающие экспорт заграничные подразделения) находятся обычно в 1-2 странах.31

Среди ведущих нефинансовых российских ТНК преобладают компании ключевых отраслей отечественной специализации в международном разделении труда — топливные и металлургические фирмы. Однако в списке крупнейших инвесторов можно также увидеть, в частности, российские телекоммуникационные компании (в том числе имеющие среди акционеров зарубежных стратегических инвесторов), которые в последние годы динамично осваивают рынки стран СНГ. Есть среди российских ТНК транспортные фирмы, причем как операторы, обслуживающие сухопутный транзит российских экспортных поставок через третьи страны, так и морские пароходства, которые в 90-е годы вывели значительную часть флота под «дешевые флаги» (по сути, это псевдо-ТНК). Есть крупные инвесторы и в машиностроении, химической промышленности, других отраслях.

В список крупнейших компаний не включены российские банки и страховые компании. Это связано отнюдь не только со сложностью их сопоставления с нефинансовыми ТНК. Как раз анализ стоимости поглощаемых зарубежных банков или уставных капиталов создаваемых с нуля дочерних структур позволяет оценивать ПИИ в финансовый сектор. Просто среди российских банков и страховых фирм почти нет значительных инвесторов за рубежом, что вполне закономерно - если отечественные нефинансовые ТНК в основном представляют собой крупных экспортеров, чья продукция востребована на мировых рынках, то представители российского финансового сектора характеризуются низкой международной конкурентоспособностью. Единственная крупная отечественная финансовая ТНК - «ВТБ» (до ребрендинга — «Внешторгбанк»), прямые иностранные инвестиции которой в зарубежные дочерние структуры превышают 1 млрд. долл., однако в значительной степени представлены еще советскими зарубежными активами. Более 100 млн. долл. за рубежом инвестировали «Альфа-банк» (владеет банком в Нидерландах, а также дочерними структурами в Великобритании, США, Казахстане и Украине) и «Сбербанк» (инвестиционная экспансия российского банковского лидера началась совсем недавно и пока ограничена соседними Казахстаном и Украиной).32 Также, можно отметить «Банк Москвы», «Росбанк», «Конверсбанк», страховые компании «РЕСО», «Ингосстрах» и некоторые другие российские финансовые институты, способные со временем превратиться в полноценные ТНК.

С точки зрения уровня транснациональной зрелости все российские компании разделены на 3 основные группы.

К первой группе относят самые крупные компании, которые действуют как глобальные игроки. Их с полным правом можно отнести к ТНК. Среди них лидеры российского нефтегазового комплекса («Газпром», «Лукойл», «Роснефть» и др.), а также металлургические лидеры («Северсталь», «Русал», «Норильский никель» и др.).

Ко второй группе относятся компании, имеющие лидерские позиции на российских рынках и стремящиеся прорваться и на мировые рынки. Они еще не выработали четкой стратегии зарубежной деятельности (например, лидер российской трубной промышленности ТМК, лидер энергетического машиностроения ОМЗ, лидер продовольственного рынка «Вим-Билль-Данн» и др.).

К третьей группе относятся компании, деятельность которых ориентирована в большей мере на внутренний рынок, а также рынки стран постсоветского пространства (например, «Трансмашхолдинг», «Ростельмаш», «Евросеть» и пр.).

Для всех указанных групп освоение зарубежных рынков - очень важная задача33. Компании второй и третьей группы используют следующие экспортные стратегии:

  • «стратегия субпоставщика» подразумевают интеграцию компании в международные производственные цепочки. Речь идет о поставке отдельных компонентов крупным производителям чаще всего машиностроительной продукции;
  • «нишевая стратегия» предполагает позиционирование на определенный товар (рыночную нишу) небольшой компании, которая только начинает выход на внешние рынки;
  • «ценовое лидерство» характеризуется предложением товара, который по затратам ниже, чем у конкурентов. Здесь российские компании имеют преимущество за счет невысокой зарплаты в России. Но это дает эффект только на европейских рынках, т.к. уровень затрат китайских компаний и стран СНГ ниже.

У компаний, относящихся к первой группе иная экспортная стратегия. Здесь во главу угла ставится задача не только проникновения на зарубежный рынок, а полного контроля над зарубежными потребителями. Например, «Газпром» поставляет газ в 12 европейских стран. Но его конечной целью является не просто сохранение своих позиций как экспортера, а контроль за деятельностью газораспределительных сетей в Европе. ОАО «Лукойл», осуществляя экспортную экспансию, также сопровождает ее приобретением зарубежных активов в нефтепереработке, сетей автозаправочных станций.

Сходной стратегии придерживаются и российские металлургические компании. Например, «Северсталь», наращивая экспортные поставки стального проката, проявляет интерес к активам компаний в странах-импортерах. В 2004г. была приобретена компания «Ronges Industries» — пятая по величине сталелитейная компания США. В 2005-2007гг. «Северсталь» приобрела итальянскую компанию «Lucchini Group» и некоторые другие европейские компании. Это обеспечило контроль над 25 крупными сталелитейными компаниями Европы и дало возможность обойти квоты ЕС на импорт металлургической продукции.34

Для крупнейших компаний слияния и поглощения могут рассматриваться как эффективная форма конкурентной стратегии. Интерес зарубежных компаний к российским активам и интерес российских компаний к зарубежным активам существенно возрос за последние 3—5 лет. Объем трансграничных сделок в 2009г. составил 48,5 млрд.долл. 48% этой суммы - приобретения российскими компаниями зарубежных активов. Самая крупная сделка - слияние трех гигантов РУСАЛ, СУАЛ и Glencore (объем стоимости - 30 млрд. долл.) и создание на этой основе одной из крупнейших в мире компаний в алюминиевой промышленности.

Наиболее крупные сделки в 2008г. были осуществлены металлургическими компаниями. «Мечел» приобрел контрольный пакет акций российско-казахской компании «Oriel Resources Plc» за 1,5 млрд. долл. «Евразгрупп» приобрели 51% акций китайской компании «Delong Holdings», «Северсталь» приобрел у мирового металлургического лидера «Arcelor Mittal» контрольный пакет компании «Sparrows Point» (США) за 810 млн.долл.35 Благодаря сделкам слияния и поглощения «Северсталь» по уровню капитализации является второй среди всех металлургических компаний мира. Крупнейшие сделки слияний и поглощений за 2010 год представлены в приложении 1.

В последние годы усилили активность на рынке слияний и поглощений российские компании других отраслей, в частности, строительной. Например, строительные компании «Мираж групп» и «Сибирский цемент» сделали за 2 последних года серьезные приобретения. Тем самым они укрепили свои рыночные позиции. То же можно сказать и о телекоммуникационной сфере. Большая тройка компаний сотовой связи - «Вымпелком», МТС, «Мегафон» также получила новые активы российских компаний, стран СНГ и некоторых стран дальнего зарубежья. Это позволило им выйти на международный уровень, но на мировом рынке сотовой связи из позиции ещё очень далеки от лидерских.

Международные строительные альянсы (МСА) являются наиболее зрелой формой конкурентной стратегии. Их участниками могут быть наиболее мощные и авторитетные российские компании, с которыми зарубежные партнеры готовы решать совместно различные технологические, организационные, финансово-экономические задачи.

Формирование МСА характерно для экономики развитых стран. В период 1990-2000гг. число МСА возросло более чем в 6 раз. В начале XXI в. процесс создания МСА еще более усилился по мере роста мировых потоков прямых зарубежных инвестиций и усиления внимания компаний к процессам реструктуризации. В России создание МСА было представлено процедурой образования совместных предприятий с иностранными фирмами. Иностранные компании склонны заключать альянсы с российскими компаниями в форме контрактных соглашений. Наши компании через альянсы предлагают иностранным партнерам более широкий доступ к рабочей силе, сырью, природным ресурсам. Приоритеты создания МСА связаны главным образом с топливно-сырьевыми отраслями.

Российские компании владеют богатыми запасами углеводородного сырья и приглашают крупные компании Запада к тесному сотрудничеству. Стратегическое партнерство с иностранными фирмами серьезно расширяет возможности внешней экспансии российских компаний.

Для иностранных компаний основной интерес представляют самые крупные и успешные компании России. К ним относятся нефтегазовые и металлургические лидеры. Здесь лидирующее место принадлежит «Газпрому».36В приложении 2 выделены альянсы с европейскими компаниями. Но интересы «Газпрома» распространяются ещё и на Азию и Африку.

ОАО «Лукойл» имеет акционерный договор с компанией Conoco Phillips (США), на основе которого Conoco владеет 20% акций «Лукойла», а российская компания владеет частью мощностей нефтепереработки и сетями37. С 2007г. «Роснефть» налаживает альянс с компанией «Shell». Соглашение предусматривает возможность реализации совместных проектов в разведке и разработке месторождений нефти на территории России.

В обрабатывающих отраслях привлекательность российских компаний значительно ниже. Они сами стремятся в международные стратегические альянсы (МСА) для сотрудничества с крупными зарубежными компаниями. Например, в автомобильной промышленности альянсы тоже имеют место, но здесь российские компании находятся в полном подчинении у иностранного капитала. Эта отрасль не является перспективной для создания МСА, которые усиливали бы конкурентоспособность российских компаний.

Для авиационного бизнеса МСА представляются весьма перспективными. Отрасль имеет высокий научно-технический и технологический потенциал и ее развитие непосредственно связано с планами коренной реконструкции российской экономики, с усилением ее инновационной реконструкции российской экономики, с усилением ее инновационной составляющей. В 2001г. американская компания Boeing заключила соглашение с Российским авиакосмическим агентством38. КБ Сухого также сотрудничает с американскими и французскими фирмами. Приведенные примеры показывают, что у российской авиапромышленности имеется большой потенциал развития. Международное сотрудничество серьезно укрепит позиции российских компаний на мировых рынках.

Таким образом, все российские компании по степени готовности эффективно действовать на зарубежных рынках можно разделить условно на три типа. К первому типу отнесены самые крупные компании, которые уже стали практически транснациональными. Они утвердились на мировых товарных рынках в качестве лидеров. К ним отнесем крупнейшие компании нефтегазовой отрасли, металлургические гиганты России, некоторые телекоммуникационные компании («Система», МТС, «Вымпелком»). Эти компании имеют возможность использовать все средства внешнеэкономической экспансии.

Информация о работе Внешнеэкономическая экспансия ТНК