Великобритания в мировой экономике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2013 в 09:21, контрольная работа

Описание работы

Великобритания в международном разделении труда выступает как поставщик промышленной продукции. Вместе с тем экономическая роль Великобритании в современном мире определяется не только промышленной, но и банковской, страховой, судо-фрахтовой и другой коммерческой деятельностью. Около 30 % ее валового национального продукта поступает от обрабатывающей промышленности и 45 % - от сферы обслуживания, включающей транспорт и связь, розничную торговлю, страхование, банки и другие финансовые учреждения, здравоохранение и образование.

Содержание работы

Введение
1. Общая характеристика Великобритании
1.1. Географическое положение
1.2. Политическое устройство
1.3. Полезные ископаемые
1.4. Водные ресурсы
2. Великобритания в мировой экономике
2.1. Основные макроэкономические показатели
2.2. Нефтяная промышленность
2.3. Газовая промышленность
2.4. Энергетика
2.5. Металлургия
2.6. Машиностроение
2.7. Приборостроение
2.8. Самолетостроение
2.9. Химическая промышленность
2.10. Легкая промышленность
3. Результаты участия Великобритании в мировой экономике международных отношений
3.1. Место в системе международного разделения труда
3.2. Основные статьи экспорта и импорта
3.3. Основные торговые партнеры
3.4. Степень открытости экономики
3.5. Система внешнеэкономического регулирования
3.6. Международные организации, в которые входит Великобритания
Заключение
Литература

Файлы: 1 файл

ВЕЛИКОБРИТАНИЯ В МИРОВОЙ ЭКОНОМИКЕ кр.docx

— 66.85 Кб (Скачать файл)

 

 

 

2.2. Нефтяная  промышленность

В британском секторе Северного моря известно 133 месторождения нефти с разведанными запасами 2 млрд. т и извлекаемыми – 0,7 млрд. т, что составляет около 1/3 запасов шельфа. Добыча ведется на полусотне месторождений, из которых  крупнейшие – Брент, Фортис. В 2003 г. она составила 106 млн. т, из них свыше половины пошло на экспорт – главным образом в США, Германию, Нидерланды. Сохраняется и крупный импорт нефти (до 50 млн. т), что связано с преобладанием легких фракций в североморской нефти и технологическими особенностями британских НПЗ, рассчитанных на более тяжелую нефть.

Что касается британской нефтеперерабатывающей  промышленности, то она пока еще  зависит от импорта сырой нефти  и нефтепродуктов.

В стране действует 9 НПЗ с общей мощностью  около 90 млн. т в год (в 1999 г. закрылся НПЗ компании «Шелл» в Шелл-Хейвене мощностью 4,3 млн. т в год). Они расположены в устье Темзы, в Фоли близ Саутгемптона, в южном Уэльсе, у Манчестерского канала, в Тиссайде, Хамберсайде и в Шотландии (Грейнджмуте).

В британской зоне Северного моря обнаружено более 80 газовых месторождений с разведанными запасами 2 трлн. м3 и извлекаемыми – 0,8 трлн. м3. Добыча газа на них началась в середине 60-х годов, сейчас эксплуатируется 37 месторождений, 1/2 добычи дают 7, среди  них – Леман-Бенк, Брент, Моркэм. Объем добычи за 1990–2003 гг. возрос с И до 103 млрд м3. Внешняя торговля газом незначительна; в 2003 г. его экспорт составил 15, а импорт – 8 млрд м3. По проложенному на дне Северного моря газопроводу газ достигает восточного побережья острова Великобритания в районе Исингтона и Йоркшире.

Великобритания  – считается вторым в мире экспортером  каолина (белой глины, из которой  делают фарфор); также в крупных  масштабах добывают и другие виды глины для керамической промышленности. Есть перспективы добычи вольфрама, меди и золота из вновь разведанных  месторождений.

Разработка  железной руды ведется в сравнительно узком поясе, который начинается у города Сканторпа в Йоркшире на севере и тянется через весь Восточный Мидленд до города Банбери на юге. Руда здесь низкого качества, кремнеземистая и содержит всего 33 % металла. Потребность в железной руде покрывается за счет импорта из Канады, Либерии и Мавритании.

Серьезным достижением британской экономики  является то, что весь производственный и потребительский сектора полностью  обеспечены электроэнергией. 86 % электроэнергии производится тепловыми электростанциями, 12 % - атомными и 2 % - гидроэлектростанциями. Подавляющее число ТЭС работает на угле, однако в последние годы часть из них переходит на нефть. Наиболее крупные ТЭС (мощностью  более 1 млн. кВт) находятся на реке Трент и около Лондона.

Гидростанции, как правило, небольшие, расположены  они в основном на Шотландском  нагорье.

Большое развитие получила черная металлургия. К началу 70-х годов объем производства стали составил около 30 млн. т, в дальнейшем с введением квот на черные металлы  в ЕС он сократился более чем в 2 раза – до 13,5 млн. т в 2001 г. (Великобритания не входит в десятку крупнейших производителей стали.) Во второй половине 80-х годов в отрасли была проведена техническая модернизация, и в настоящее время 75% стали выплавляется кислородно-конвертерным способом.

На сегодняшний  день Великобритания занимает восьмое  место в мире по выплавке чугуна и стали. Государственная корпорация «Бритиш стил» производит почти всю сталь для страны. Необходимо отметить, что металлургия Великобритании развивалась в благоприятных условиях. Страна богата углем. Железную руду часто содержали сами угольные пласты, либо она добывалась поблизости. Третий компонент, необходимый для металлургии - известняки имеются на Британских островах почти везде. Угольные бассейны, вблизи которых развивались металлургические центры, расположены сравнительно недалеко друг от друга и от крупнейших морских портов страны, что облегчает доставку из других районов страны и из зарубежных стран недостающего сырья и вывоз готовой продукции.

Сохранилось 4 металлургических района, из которых  лишь один находится в центре страны (Шеффилд-Ротерем с его специализацией на качественной стали и электростали), остальные - на побережье в портах (в Южном Уэльсе - Порт-Толбот, Лланверн, в Хамберсай-де - Сканторп, в Тиссайде - Редкар).

В сталеплавильной  индустрии Великобритании все больше используется в качестве сырья металлолом, поэтому современные сталеплавильные  заводы обычно «привязаны» к основным промышленным центрам как к источникам сырья и рынкам сбыта готовой  продукции.

В свою очередь, британская цветная металлургия - одна из крупнейших в Европе. Она работает почти целиком на привозном сырье, поэтому выплавка цветных металлов тяготеет к портовым городам. При  практически полном отсутствии ресурсной  базы отрасль развивалась благодаря  высокой потребности в цветных  металлах и представлена главным  образом производством вторичного металла. Из первичных металлов выпускаются  только алюминий и никель. Потребности  страны по олову, свинцу, алюминию удовлетворяются  за счет собственного производства почти  полностью; по меди и цинку на 1/2.

Экспорт цветных металлов по стоимости намного  превысил экспорт чугуна и стали. Великобритания - также один из основных поставщиков таких металлов, как  уран, цирконий, бериллий, ниобий, германий и др., которые используются в  атомной промышленности, в самолетостроении и электронике. Главные покупатели британских цветных металлов - США  и Германия.

Западный  Мидленд - главный район цветной металлургии здесь расположено много мелких предприятий специализирующихся на производстве, прокате, литье и обработке цветных металлов. Другие центры - южный Уэльс, Лондон и Тайнсайд. Три крупнейших завода по выплавке алюминия расположены на острове Англии, у города Инвенгордона (Шотландия) и на северо-востоке Англии. Они обеспечивают более половины потребности отрасли в первичном алюминии. Центры по производству алюминия в Мидленде и южном Уэльсе тесно связаны с американскими и канадскими алюминиевыми компаниями.

В машиностроении - самой крупной отрасли британской промышленности работает 1/4 всех занятых  в обрабатывающей промышленности. На отрасль приходится 40% условно-чистой продукции обрабатывающей промышленности. Если в прошлом для нее был  характерен выпуск продукции высококачественной, но среднего уровня сложности, то в  настоящее время все больший  удельный вес приобретает технически сложная, наукоемкая продукция.

Преобладает транспортное машиностроение. Около 1/3 капитала, затрачиваемого на производство средств транспорта, принадлежит американским компаниям, которые закрепились на Британских островах после второй мировой войны. Предприятия этой отрасли имеются практически во всех районах и в большинстве городов Великобритании.

Великобритания  занимает лидирующие позиции в мире как экспортер грузовых автомашин. Например, широко известна серия машин  повышенной проходимости марки «Лендровер». Главные покупатели английский автомобилей - США, Новая Зеландия, Иран и ЮАР.

Несколько крупнейших автомобильных фирмам выпускают  почти все серийные легковые и  грузовые автомашины. Такие как «Бритиш  Лейланд», заводы международной американской компании «Крайслер Ю.К.» и дочерние американские фирмы «Воксхолл» и «Форд». Сохраняют позиции мировых лидеров в выпуске машин высшего класса компании «Роллс-Ройс» (под контролем «БМВ») и «Бентли», контролируемая «Фольксвагеном». В 2002 г. произведено 1,8 млн. автомобилей, в том числе 1,5 млн. – легковых. Импорт пока превышает экспорт, но последний также очень значителен (около 1 млн. шт.). Первым крупным районом автомобилестроения на Британских островах стал Западный Мидленд с центром в Бирмингеме. Вторым районом автомобилестроения стал юго-восток Англии (с центрами в Оксфорде, Лутоне и Дагенеме), где имелись в избытке рабочие руки.

Общее машиностроение ныне уступает по темпам роста другим секторам отрасли. В последние годы вновь усилились позиции станкостроения (страна занимает шестое место в  мире по объему производства, но четвертое  – по экспорту). Отраслью международной  специализации является тракторостроение (первое место в мире по выпуску  колесных тракторов).

Более 2/3 стоимости продукции в приборостроении  приходится на научные и промышленные приборы, в том числе на ряд  новейших видов контрольно-измерительной  и диагностической аппаратуры. Развито  также производство часов, фотоаппаратов.

Самолетостроение  одна и наиболее быстро развивающихся  отраслей машиностроения Великобритании. Доминирует в этой отрасли государственная  крупнейшая фирма – «Бритиш эйрспейс». Она специализируется на выпуске широкого спектра различных самолетов, вертолетов, космических аппаратов, ракет. Вертолеты производятся другой большой фирмой «Уэстленд эркрафт». Почти все производство авиамоторов в стране сосредоточено в руках национализированной компании «Роллс-ройс», которая имеет заводы в Дерби, Бристоле, Ковентри, а также в Шотландии. Широко развита кооперация с западноевропейскими и американскими компаниями в производстве гражданской и военной техники.

Англичане говорят, что они стали судостроителями чуть ли не с момента образования Британский островов. Самый крупный центр судостроения - устье реки Клайд в Шотландии. Два других крупных центра расположены на реках Уир и Тайн. Производятся главным образом на экспорт военные суда и специализированные (рудовозы, для перевозки сжиженного газа).

Электротехника  относится к растущим и развивающимся  производствам, она занимает второе место среди отраслей обрабатывающей промышленности по числу занятых. Господствуют в электротехнике несколько очень  крупных компаний: «Дженерал электрик», «Инглиш электрик» и «Ассошиэйтед электрикал индастриз». По-прежнему достаточно сильны позиции Великобритании в производстве турбин и электродвигателей. Но доминирующие позиции занимает ныне электроника. Наиболее динамично развивается производство вычислительной техники, но главные позиции здесь занимает американский капитал, а в производстве бытовой электроники – японский. Британские фирмы традиционно сильны в производстве радиоэлектронного оборудования (радары, радиопередатчики) и средств связи.

Новейшие  производства химической промышленности также относятся к числу быстро развивающихся отраслей. Около 1/3 продукции  основной химии составляют неорганические химикаты - серная кислота, окислы металлов и неметаллов. Среди множества  химических производств крупными масштабами стали выделяться производства синтетических волокон, различных видов пластмасс, новых красителей, фармацевтической продукции и моющих средств. Британская химия базируется на нефтегазовом сырье и специализируется на достаточно ограниченном числе химических продуктов, отличающихся высокой наукоемкостью: это фармацевтические препараты, агрохимикаты, конструкционные пластмассы, используемые в авиаракетостроении, микроэлектронике.

Главные районы химической промышленности сформировались на базе НПЗ вблизи рынков сбыта. Главные  районы размещения химической промышленности следующие: Юго-восток Англии, Ланкшир и Чешир.

Развиваются также и традиционные для британской экономики отрасли, такие как  текстильная промышленность. Из отраслей легкой промышленности ей принадлежит  особая роль в промышленном развитии страны, в распространении машинного  способа производства по всему миру. Шерстяные ткани производятся в  основном в Западном Йоркшире, производство искусственного шелка преобладает  в йоркширском городе Силсдене, а хлопчатобумажных тканей - в Ланкашире, в небольших текстильных городах к северо-востоку от Манчестера. Производство шерстяных тканей, изделий, пряжи - самое древнее на Британских островах. Шерстяные изделия британских текстильщиков и в наши дни высоко ценятся на внешних рынках.

В структуре  обрабатывающей промышленности наибольший удельный вес имеют бумажная и  полиграфическая промышленность (13,9%), пищевая и табачная (13,8%).

Пищевкусовая  промышленность за последние полвека  стала одной из главных сфер концентрации британского капитала: из 40 корпораций страны, входящих в «Клуб 500» крупнейших фирм мира, данную отрасль представляет целая дюжина во главе с «Юнилевер», «Дайэджео» и «Кэдбьюри Швеппс». Высокую конкурентоспособность на мировом рынке имеют пищевые концентраты, кондитерские изделия, напитки (в том числе чай, шотландское виски и лондонский джин), табачные изделия. Размещение крупнейших предприятий ориентировано на рынки, в том числе внешние.

 

2.3. Газовая промышленность

В британской зоне Северного моря обнаружено более 80 газовых месторождений с разведанными запасами 2 трлн. м3 и извлекаемыми – 0,8 трлн. м3. Добыча газа на них началась в середине 60-х годов, сейчас эксплуатируется 37 месторождений, 1/2 добычи дают 7, среди  них – Леман-Бенк, Брент, Моркэм. Объем добычи за 1990–2003 гг. возрос с И до 103 млрд м3. Внешняя торговля газом незначительна; в 2003 г. его экспорт составил 15, а импорт – 8 млрд м3. По проложенному на дне Северного моря газопроводу газ достигает восточного побережья острова Великобритания в районе Исингтона и Йоркшире.

2.4. Энергетика

Серьезным достижением британской экономики  является то, что весь производственный и потребительский сектора полностью  обеспечены электроэнергией. 86 % электроэнергии производится тепловыми электростанциями, 12 % - атомными и 2 % - гидроэлектростанциями. Подавляющее число ТЭС работает на угле, однако в последние годы часть из них переходит на нефть. Наиболее крупные ТЭС (мощностью  более 1 млн. кВт) находятся на реке Трент и около Лондона.

Информация о работе Великобритания в мировой экономике