Валютная политика России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2013 в 14:13, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является комплексное исследование формирования и функционирования валютной политики Российской Федерации. Для достижения поставленной цели в работе определены следующие задачи: исследовать современные теории валют, валютных систем и валютных курсов; определить качественные соотношения между категориями «валютная политика», «валютная система», «валютный курс» и характер их взаимодействия; исследовать роль валютной политики в условиях современной рыночной экономики; рассмотреть валютный курс России.
Объектом исследования является валютная политика Российской Федерации как важнейшая составляющая финансовой политики государства в условиях финансово-экономического кризиса.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...3
1. Регулирование международных валютных отношений. Валютная политика
1.1 Валютное регулирование: сущность, значение, факторы и тенденции развития……………………………………………………………………………5
1.2 Валютная политика и ее формы……………………………………………..8
1.3 Валютный контроль и валютные ограничения как основа валютной политики………………………………………………………………………….14
2. Валютная политика России на современном этапе
2.1 Проблемы введения конвертируемости рубля…………………………….20
2.2 Валютные ограничения в сфере движения капиталов…………………….25
2.3 Политика валютного курса. Валютные операции и их участники……….27
3. Направления совершенствования валютной политики России
3.1. Основные направления либерализации валютной политики…………….41
3.2 Валютная политика через призму мнений……………………….………...50
3.3 Перспективы полной конвертируемости рубля…………………………...53
Заключение……………………………………………………………………..57
Список использованной литературы…………………………………………...59

Файлы: 1 файл

МВКО КУР.docx

— 517.21 Кб (Скачать файл)

 

Во второй половине сентября на фоне повышения спроса на валюту, связанного, в частности, с выплатами  по корпоративному внешнему долгу, снижение курса рубля возобновилось. Однако ввиду отсутствия фундаментальных факторов для устойчивого ослабления рубля стоимость бивалютной корзины не вышла за рамки операционного коридора, и объемы интервенций Банка России остались относительно небольшими.

Использование указанной  модели курсовой политики позволяет выполнять задачу поддержания приемлемых условий для адаптации хозяйствующих субъектов к изменениям курса с учетом уязвимости российской экономики к внешним конъюнктурным шокам. При этом, как было объявлено 13 октября 2010 года, в рамках действующего режима Банк России не устанавливает каких -либо фиксированных количественных ограничений на уровень валютного курса.

В январе-октябре 2010 года Банк России в рамках обозначенных механизмов осуществлял как покупку (в январе-августе), так и продажу (в сентябре-октябре) иностранной валюты на внутреннем рынке. Объем нетто-покупки иностранной валюты Банком России за указанный период составил 40,6 млрд. долларов США 3, из которых 15,9 млрд. долларов США – целевые интервенции. На 1 ноября 2010 года стоимость бивалютной корзины составила 36,16 рубля, что совпадает с ее уровнем на 1 января 2010 года. При этом официальный курс доллара США к рублю за январь-октябрь 2010 года вырос на 2,0% – до 30,7821 рубля за доллар США на 1 ноября 2010 года, а официальный курс евро к рублю снизился на 1,7% – до 42,7256 рубля за евро.

Прирост индекса реального эффективного курса рубля в октябре 2010 года по отношению к декабрю 2009 года, по предварительным данным, составил 3,9%, при этом реальный курс рубля к евро повысился на 9,4%, а аналогичный показатель к доллару США – на 4,2%.

Валютными операциями считаются:

- операции, связанные с переходом  права собственности и иных  прав на валютные ценности, в  том числе операции, когда в  качестве средства платежа используется иностранная валюта и платежные документы в иностранной валюте;

- ввоз и пересылка в Россию (и  обратно) валютных ценностей; 

- осуществление международных денежных  переводов [31].

Основой валютного законодательства РФ является Закон "О валютном регулировании  и валютном контроле", принятый Верховным  Советом РФ 9 октября 1992 года. В законе определены принципы осуществления  валютных операций в РФ, права и  обязанности юридических и физических лиц в соотношении владения, пользования  и распоряжения валютными ценностями, ответственность за нарушение валютного  законодательства. Однако закон о  валютном регулировании РФ определяет лишь основные положения регулирования  валютной сферы. В этой связи большое  значение имеют нормативные акты в области валютного регулирования, разрабатываемые ЦБ РФ.

Согласно  действующему законодательству, все  валютные операции должны осуществляться только через Центральный банк РФ или уполномоченные банки - банки  и иные кредитные учреждения, получившие лицензии ЦБ РФ на проведение валютных операций.

К валютным ценностям относятся:

- иностранная валюта;

- ценные бумаги в иностранной валюте - платежные документы (чеки, векселя, аккредитивы и др.), фондовые ценности (акции, облигации) и другие долговые обязательства, выраженные в иностранной валюте;

- драгоценные металлы - золото, серебро, платина и металлы платиновой группы в любом виде и состоянии, за исключением ювелирных и других бытовых изделий;

- природные драгоценные камни.

Операции  с иностранной валютой и ценными  бумагами в иностранной валюте подразделяются на текущие валютные операции и валютные операции, связанные с движением  капитала.

К текущим  валютным операциям относятся:

- переводы в РФ и из страны иностранной валюты для осуществления расчетов без отсрочки платежа по экспорту и импорту товаров, работ, услуг, а также для осуществления расчетов, связанных с кредитованием экспортно-импортных операций на срок не более 180 дней;

- получение и представление финансовых кредитов на срок не более 180 дней;

- переводы в РФ и из страны процентов, дивидендов и иных доходов по вкладам, инвестициям, кредитам и прочим операциям, связанным с движением капитала;

- переводы неторгового характера в РФ из страны (зарплаты, пенсии, алименты и т.д.)

Валютные  операции, связанные с движением  капитала включают:

- прямые инвестиции, т.е. вложения в уставной капитал предприятия с целью извлечения дохода и получения прав на участие в управлении предприятием;

- портфельные инвестиции, т.е. приобретение ценных бумаг;

- переводы в оплату права собственности на здания, сооружения и иное имущество;

- предоставление и получение отсрочки платежа на срок более 180 дней по экспорту и импорту товаров, работ, услуг;

- предоставление и получение финансовых кредитов на срок более 180 дней;

- все иные валютные операции не являющиеся текущими.

Рисунок 5 – Основные операции Банка  России

 

Совокупные  банковские резервы (без учета наличных денег в кассах кредитных организаций) за 2010 г. увеличились на 30,4% (в IV квартале — на 14,4%), а их средний дневной объем возрос с 885 млрд. руб. в 2009 г. до 2050 млрд. руб. в 2010 году. При этом в IV квартале 2010 г. средний дневной объем совокупных банковских резервов составлял 1941 млрд. руб., в то время как в период с апреля по сентябрь — 2254,4 млрд. рублей. Требования Банка России к кредитным организациям по инструментам рефинансирования за рассматриваемый период значительно снизились, составив на 1.01.2011 примерно 17,5 млрд. руб. (на 1.01.2010 — более 920 млрд. руб.). Средний дневной объем требований сократился с 1735 млрд. руб. в 2009 г. до 170 млрд. руб. в 2010 г. (в IV квартале — около 24 млрд. руб.).

В 2010 г. на российском рынке межбанковских кредитов (МБК) наблюдалась понижательная динамика процентных ставок, наиболее ярко она была выражена в первом полугодии. Средняя годовая ставка MIACR по однодневным рублевым МБК в рассматриваемый период составила 3,1% годовых против 7,8% годовых в 2009 году. 

 

Рисунок 6 –  Ставки по основным операциям Банка  России и ставка MIACR

В IV квартале 2010 г. ситуация на российском рынке МБК в целом оставалась стабильной. Несмотря на определенное уменьшение, уровень ликвидных средств кредитных организаций оставался достаточно высоким. В октябре и первой половине ноября ситуация на рынке МБК характеризовалась умеренной повышательной динамикой процентных ставок. В этот период ставка MIACR по однодневным рублевым МБК изменялась в диапазоне от 2,4 до 3,2% годовых. Во второй половине ноября и в декабре повысился уровень ставок рынка МБК и возросла их волатильность. Средняя ставка MIACR по однодневным рублевым межбанковским кредитам в IV квартале 2010 г. составила 3,0% годовых против 2,6% годовых в предшествующем квартале. Диапазон колебаний ее дневных значений расширился с 1,2 процентного пункта в III квартале 2010 г. до 2,2 процентного пункта в IV квартале 2010 года. Спред между средними ставками MIACR и MIACR-IG (фактическая ставка по кредитам, предоставленным российским банкам, имеющим инвестиционный кредитный рейтинг) в IV квартале 2010 г. почти не изменился по сравнению с аналогичным показателем предшествующего квартала и составил 11 базисных пунктов.   

         

Рисунок 7 – Распределение резервов Банка России

За рассматриваемый период валютные активы Банка России в резервных валютах (далее — валютные активы) выросли на 44,3 млрд. в долларовом эквиваленте – до 423,8 млрд. долл. США. Основным фактором роста валютных активов в рассматриваемый период стали операции Банка России на внутреннем валютном рынке (см. рисунок 1.1). Факторами, оказавшими положительное влияние на динамику валютных активов, также стали получение дохода от операций с активами Банка России в иностранной валюте и драгоценных металлах и изменение курсов к доллару США остальных резервных валют. Негативное влияние на динамику валютных активов в рассматриваемый период оказало снижение средств на счетах клиентов Банка России. 

 

Рисунок 8 – Динамика золотовалютных резервов РФ

         Последующие годы характеризовались устойчивой тенденцией роста золотовалютных резервов. Это связано с укреплением рубля и активными закупками валюты Центральным банком.

Рисунок 9 – Факторы изменения величины валютных активов Банка России

По состоянию  на 31 марта 2010 г. валютные активы Банка  России были инвестированы в следующие  классы инструментов: депозиты и остатки  на корреспондентских счетах – 7,9%, сделки РЕПО – 3,0%, ценные бумаги иностранных  эмитентов и еврооблигации – 89,1% (см. рисунок 1.3).

Распределение активов Банка России в резервных  валютах по валютам. Валютные активы Банка России в течение рассматриваемого периода были номинированы в долларах США, евро, фунтах стерлингов Соединенного Королевства и японских иенах. У Банка России имелись также обязательства, выраженные в резервных валютах: остатки на счетах клиентов, включая счета Федерального казначейства в Банке России, остатки на валютных ЛОРО-счетах коммерческих банков и денежные средства, полученные по операциям РЕПО с иностранными контрагентами.

 

Рисунок 10 – Распределение валютных активов  Банка России по видам инструментов

 

Разница между величинами активов Банка России в резервных валютах и обязательств Банка России в резервных валютах представляет собой чистые валютные активы, валютная структура которых является источником валютного риска. Принимаемый Банком России уровень валютного риска ограничивается нормативной валютной структурой, которая определяет целевые значения долей резервных валют в чистых валютных активах и пределы допустимых отклонений от нее. Фактическая структура валютных активов Банка России на конец I квартала 2010 г представлена на рисунке 11.

Рисунок 11 –  Распределение валютных активов  Банка России по валютам 

 

В рассматриваемый  период на международном валютном рынке  Банком России проводились конверсионные сделки с долларом США, евро, фунтом стерлингов и японской иеной. В связи со значительными объемами операций с долларом США на внутреннем валютном рынке и изменением величины и структуры обязательств Банка России в иностранных валютах (счета Федерального казначейства, валютные ЛОРО-счета российских банков) основной объем сделок приходился на покупку/продажу других резервных валют против доллара США для приведения их долей в величине чистых валютных активов в соответствие с нормативным показателем.

3. Направления  совершенствования валютной политики  России

 

3.1. Основные направления либерализации валютной политики

     

       В условиях глобализации мирового хозяйства и расширения международных экономических отношений адекватное и сбалансированное воздействие государства на валютно-финансовую сферу становится особо важным. Результаты экономических преобразований последних лет показали, что необдуманная либерализация отдельных сегментов национальной экономики может привести к значительному ущербу. В валютной сфере это проявилось наиболее ярко. Недостаточная эффективность проводимой политики стала одной из причин неконтролируемой утечки капитала, огромной внешней задолженности, нарушений в сфере денежного обращения, фундаментальной макроэкономической нестабильности.

      Являясь важнейшим инструментом адаптации экономики страны к изменяющимся внешним условиям, валютная политика создает предпосылки для сбалансированного функционирования внешнеэкономической деятельности и во многом определяет степень самостоятельности как при принятии ключевых решений, так и при проведении текущих мероприятий практически во всех сферах экономики. Открытость национальной экономики и активное участие в международных финансово-экономических организациях зачастую приводят к неблагоприятным последствиям для национальной безопасности страны, под которой понимается "безопасность ее многонационального народа как носителя суверенитета и единственного источника власти". Современная российская валютная политика в недостаточной степени учитывает фактор времени, необходимого при осуществлении реформ, направленных на формирование сбалансированных рынков товаров, услуг, труда, капитала и т. д.

      Валютная политика представляет собой совокупность мероприятий, осуществляемых органами власти в сфере валютных и иных экономических отношений на национальном и международном уровнях. Различают несколько видов валютной политики: курсовую, учетную, золотовалютных резервов, валютного регулирования и контроля.     Нормативными документами, регламентирующими порядок обеспечения экономической безопасности РФ, являются: Указ Президента РФ "О государственной стратегии экономической безопасности РФ (основные направления)"; "Концепция национальной безопасности РФ"; Закон РФ "О мерах по защите экономических интересов РФ при осуществлении торговли товарами".

        Основная идея этих документов сводится к 3 положениям:

- широкая интеграция РФ в мировую экономику на основе международного разделения труда и расширения сотрудничества с международными финансово-экономическими институтами являются естественными и необходимыми шагами на пути к интенсивному экономическому развитию в XXI в.;

- угрозы национальной безопасности РФ, несмотря на изменение международной обстановки, сохраняются, а в некоторых сферах даже возрастают;

- реализация национальных интересов России возможна только на основе устойчивого развития ее национальной экономики; приоритеты в этой области являются ключевыми.

      Сегодня существует ряд угроз национальной безопасности, реализация, предупреждение и нейтрализация которых непосредственно связана с валютной политикой, а именно:

1. Низкая конкурентоспособность  продукции отечественных предприятий; 

2. Усиливающаяся топливно-сырьевая  направленность экономики; 

3. Завоевание иностранными  фирмами внутреннего рынка России  по многим видам товаров народного  потребления; 

4. Приобретение иностранными  фирмами российских предприятий  с целью вытеснения отечественной  продукции с внешнего и внутреннего  рынков;

5. Сохраняющийся отток  капитала в размерах, сопоставимых  с доходной частью федерального  бюджета; 

6. Рост внешнего долга  и увеличение расходов бюджета  на его погашение; 

7. Расчеты на внутреннем  рынке в иностранных валютах [8].

      Первые две угрозы являются ключевыми факторами, определяющими состояние и структуру внешней торговли. Низкое качество продукции большинства российских предприятий не позволяет им успешно конкурировать на международном рынке. Относительно невысокая цена и большие объемы доступных природных ресурсов (в особенности нефти и газа) стимулирует их активный экспорт. В результате с каждым годом усиливается деформация структуры национальной экономики: с одной стороны, нарастает техническое отставание в большинстве отраслей, а с другой - увеличивается добыча и экспорт топлива и сырья в связи с наличием в отрасли значительных финансовых ресурсов. Проводимая валютная политика не способствует сглаживанию негативного влияния этих факторов, а, напротив, усиливает его. Либерализация валютного регулирования, особенно ярко проявившаяся в области текущих операций, позволила экспортерам достаточно свободно осуществлять торговлю природными ресурсами за рубежом. При этом несовершенство валютного контроля создало предпосылки для вывоза полученных средств за границу. Кроме того, девальвация и хронически заниженный курс рубля в некоторой степени компенсировали недостаточно высокие потребительские свойства продаваемых товаров и обеспечили экспортерам природных ресурсов сверхдоход. Таким образом, валютная политика не способствовала трансформации так называемой "рентной экономики" в производительную.

      Третья и четвертая угрозы связаны с деятельностью иностранных фирм на российском рынке. Валютный курс, находящийся под воздействием курсовой политики, во многом определяет соотношение цен между импортируемыми товарами и товарами местного производства и, соответственно, влияет на соотношение российских и зарубежных товаров на рынке. Кроме того, валютное регулирование определяет порядок репатриации прибыли, осуществления расчетов по импорту, приобретения российских предприятий нерезидентами и т. д. Нейтрализация данных угроз тесно связана с реализацией различных элементов валютной политики.

      Несомненную угрозу экономической безопасности представляет и отток капитала, который до сих пор составляет около 20 млрд. долл. в год. Полностью либеральное валютное регулирование несовместимо с экономической ситуацией, в которой страна ежегодно теряет суммы, сопоставимые с доходной частью федерального бюджета. Основой для преодоления столь неблагоприятной ситуации, естественно, должно быть обеспечение интенсивного экономического роста на основе стимулирования совокупного спроса и создания благоприятного делового климата. Однако немаловажную роль играет и валютное регулирование, которое на сбалансированной основе должно способствовать сокращению объемов вывозимого капитала.

       Очевидная угроза экономической безопасности России заключается в непомерно возросшем внешнем долге. Законодательную основу для привлечения внешних заимствований создают нормативные акты, принятые в процессе реализации валютной политики. "Тяжесть" выплат по полученным кредитам определяется курсом национальной валюты, то есть имеет непосредственное отношение к курсовой политике. Возвращение полученных ссуд представляет собой важнейший приоритет политики золотовалютных резервов, целью которой ставится их накопление "до уровня, учитывающего размеры платежей по обслуживанию и погашению государственного внешнего долга".

       Угрозу национальной денежной системе представляет осуществление сбережений и расчетов в иностранной валюте на территории России. Это стало возможно только после либерализации валютного регулирования и введения внутренней конвертируемости рубля. Нейтрализация данной угрозы связана с изменением валютной стратегии России, с проведением конкретных мероприятий курсовой политики, валютного регулирования и контроля.

       Составным элементом нейтрализации угроз национальной безопасности является проведение рациональной и сбалансированной валютной политики. Преобразования должны осуществляться в несколько этапов. На первом этапе необходима разработка валютной стратегии в контексте общей стратегии экономического развития страны в средне- и долгосрочной перспективе. В ней должны быть отражены приоритеты, цели, результаты и инструменты валютной политики, а также параметры, позволяющие оценить ее эффективность. Кроме того, необходимо четко определить методику взаимодействия отдельных отраслей экономической политики (денежно-кредитной, внешнеторговой, структурной и т. д.) с валютной. Национальные интересы страны и особенности валютной сферы национальной экономики дают основания выдвинуть следующие приоритеты валютной политики:

1. Повышение благосостояния  граждан и устойчивый интенсивный  рост.

2. Поддержание важнейших  наукоемких и высокотехнологичных  отраслей.

3. Устойчивость национальной  денежной системы. 

4. Обеспечение эффективного  участия в международной миграции  капитала.

      На втором этапе необходимо определить цели валютной политики, достижение которых будет способствовать укреплению экономической безопасности России. Важнейшими среди них являются следующие:

1. Обеспечение устойчивой  равновесной ситуации на валютном  рынке; ориентация на повышение  курса национальной валюты.

2. Укрепление положения  рубля во внутреннем денежном  обороте и снижение степени  долларизации экономики. 

3. Создание предпосылок  эффективного управления внешней  задолженностью.

4. Ограничение вывоза  капитала.

      На третьем этапе преобразования валютной политики становится возможным определение конкретных задач и механизмов их достижения.

       В области курсовой политики первоочередной задачей является четкое определение режима валютного курса и целевых ориентиров его динамики, как минимум, в среднесрочной перспективе (3-5 лет). При этом курсовые ориентиры не должны формулироваться в качестве строгих обязательств или ограничений. В процессе реализации выбранной курсовой стратегии Центральный Банк может допустить значительные колебания курса. Однако необходимо проведение последующих мер, направленных на возвращение к намеченным ориентирам: проведение интервенций и скупка валюты при благоприятной ценовой ситуации. Сущность этих действий заключается в том, чтобы обеспечить стабильность и предсказуемость действий Центрального Банка, что будет способствовать стабилизации как в денежно-кредитной сфере, так и реальном секторе [35].

      Целесообразно усилить прозрачность Банка России и информационное обеспечение его деятельности с учетом опыта западноевропейских стран. Купля-продажа иностранной валюты Центральным Банком без активной информационной кампании не имеет достаточного эффекта для изменения тенденций курсовой динамики. В качестве дополнительного инструмента курсового регулирования может использоваться изменение доли экспортной выручки, подлежащей обязательной продаже. Целесообразным представляется гибкая система определения данного параметра и его дифференциация по отраслям. Например, стимулирование производства и экспорта высокотехнологичных товаров может осуществляться за счет снижения нормы обязательной продажи и даже освобождения от нее на суммы, идущие на закупку оборудования и технологий.

       Политика золотовалютных резервов должна быть направлена на поддержание равновесия на валютном рынке и обеспечение выплат по внешнему долгу. Для этого могут применяться следующие меры:

- точный расчет оптимального уровня резервов для обеспечения валютного рынка и обменного курса, с одной стороны, и погашения внешнего долга - с другой.

- использование золота как инструмента формирования золотовалютных резервов для снижения нагрузки на валютный рынок.

       Целесообразно достаточно жесткое валютное регулирование, призванное обеспечить национальные интересы России, которое, однако, может смягчаться по мере интеграции в мировую экономику. На современном этапе акцент при проведении валютного регулирования смещается от запретительных мер в сторону всеобъемлющего информационного контроля за проводимыми операциями. Для обеспечения прозрачности денежных потоков необходимо создание единой информационной системы по внешнеэкономическим операциям, контроль за которыми будет осуществляться Центральным Банком, ГТК, МНС и т. д. В рамках данной информационной системы должны быть интегрированы существующие системы таможенного, банковского и налогового контроля. Каждая внешнеэкономическая сделка должна регистрироваться в системе на следующих этапах:

- при заключении с указанием цены, количества товара в натуральном выражении, сроков и порядка поставки и оплаты.

- при кредитовании и страховании с указанием сумм кредита, страхового покрытия и т. п., срока и порядка их оплаты.

- при прохождении товара через таможенную границу с указанием количества реально поступившего товара и рыночных цен на него.

       После выполнения контрагентами обязательств происходит сопоставление данных, полученных на предыдущих этапах и анализ с точки зрения валютного, таможенного, банковского и налогового контроля.

      Попытка создания подобной информационной системы была предпринята в 2001 г. с принятием Закона РФ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем" № 115-ФЗ. Указом Президента РФ № 1263 образован Комитет Российской Федерации по финансовому мониторингу, который является федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным принимать меры по противодействию легализации доходов, полученных преступным путем, и координирующим деятельность в этой сфере иных органов исполнительной власти.

       Сформированная таким образом система финансового мониторинга не предназначена, однако, для всестороннего информационного обеспечения валютного контроля (равно как и таможенного, банковского и валютного). Ее недостатком является отсутствие четких критериев выявления подозрительных операций (эта задача возложена на органы, осуществляющие операции с денежными средствами, которые не имеют достаточного опыта и далеко не всегда заинтересованы в определении подобных операций), а также положений, позволяющих использовать информацию для предотвращения и преследования нарушений, не связанных с отмыванием денег.

      Большое число критериев и сложность отбора обусловливает необходимость создания системы поддержки принятия решений, которая на основании данных, полученных агентами валютного контроля, автоматически отбирала бы операции, подлежащие детальному анализу. Именно автоматизированная система валютного контроля, учитывающая вышеизложенные положения, могла бы стать наиболее эффективным инструментом борьбы с правонарушениями в валютной сфере, обеспечить информационную защиту экономической безопасности нашей страны.

      Для улучшения организационного обеспечения валютного регулирования и контроля целесообразно создать специальное оперативное подразделение по контролю за операциями крупнейших экспортеров (на долю 50 из них приходится, как известно, свыше половины валютной выручки). На базе такого подразделения, работающего с относительно небольшим числом экспортеров и кредитных учреждений, может быть опробована автоматизированная система валютного контроля.

      Кроме того, необходимо отметить и традиционные пути совершенствования валютного регулирования и контроля: разработка эффективной нормативной базы вывоза капитала; использование практики привлечения к уголовной ответственности конкретных лиц, виновных в утечке капитала; введение временных валютных ограничений на период перестройки валютной политики.

      Учетная политика в современных российских условиях практически не используется. Основной причиной этого является недостаточное развитие финансовых рынков. Для достижения результатов в данной области в первую очередь необходимо расширение объемов рефинансирования Банком России с целью повышения роли ставки процента ЦБ в перераспределении финансовых ресурсов между секторами экономики. При этом необходимо снизить ставку по депозитам, так как существующий уровень превышает доходность вложений в реальный сектор экономики. Это способствует сохранению диспропорций в национальной экономике, снижая привлекательность инвестиций в нефинансовый сектор. Кроме того, необходимо гибкое и адекватное управление процентной ставкой при изменениях внешней и внутренней конъюнктуры.        

Основными приоритетами экономического развития России в XXI в. является повышение благосостояния ее граждан и устойчивый экономический рост интенсивного типа. Валютная политика может быть результативной только в том случае, если каждое мероприятие в этой области будет проверено на соответствие этим приоритетам.

 

3.2 Валютная политика через призму мнений

 

      При проведении курсовой политики властям приходится иметь дело с «человеческим фактором»: с операциями участников валютного рынка, зачастую имеющих собственный взгляд на перспективы движения обменного курса, с позицией экспортеров и импортеров, планы которых существенно влияют на соотношение спроса и предложения иностранной валюты на внутреннем рынке, а также с действиями и предпочтениями инвесторов, в том числе иностранных.

      Поэтому предоставим слово тем, кто практически ежедневно сталкивается с политикой валютного курса: представителям крупных банков, оперирующих на российском валютном рынке и выражающих интересы как экспортеров, так и импортеров. «После того как в 1998 году курс доллара с 6 рублей вырос почти до 30, объем импорта в Россию стал практически нулевым, — отмечает начальник инвестиционного отдела Московского отделения банка Raiffeisenbank Austria Сергей Монин. — Поэтому нет никаких сомнений в том, что торговый баланс России действительно сильно зависит от динамики курса рубля. Сейчас на фоне роста реального курса российской валюты мы видим и рост импорта. Таким образом, именно эта позиция торгового баланса наиболее заметно зависит от соотношения рубля и доллара. Что же касается экспорта, то, поскольку в России он носит в основном сырьевой характер, стоимостные оценки его разнятся, но физически объем одинаков. Он обусловлен в основном техническими параметрами».

       В то же время, говоря о росте импорта, нельзя не задаться вопросом о

его структуре. По мнению представителей банков, в этой сфере после кризиса  произошли изменения к лучшему. «В целом импорт сейчас растет; как мне кажется, производственная доля в его структуре тоже выросла, — считает начальник Казначейства Москомприватбанка Владимир Завершинский. — До кризиса импорт полностью состоял из предметов потребления, внутреннее производство было при этом слабым, а модернизации его практически не происходило. Сейчас этот процесс, без сомнения, идет, и во многом за счет импортного оборудования. В структуре товаропотребления — к примеру, на московском рынке — иностранная продукция уже не столь заметно доминирует над российской, как до кризиса. Однако для производства конкурентоспособной продукции в России необходимо современное, как правило импортное, оборудование, импортные полуфабрикаты, импортные технологии. И мы видим, что в структуре импорта доля конечных продуктов потребления сократилась, а доля средств производства выросла».

       Впрочем, далеко не все банкиры считают, что потребительский импорт

серьезно сдал свои позиции. Дело в том, что многие из тех, кто  хотел бы

модернизировать производство или обновить технологии, сталкиваются

с недостатком инвестиционных ресурсов. Таким образом, методов  одной

лишь курсовой политики оказывается  недостаточно.

      «В целом доля технологического оборудования в структуре импорта

растет, однако потребительские  товары продолжают доминировать, —  говорит начальник Управления международных отношений Московского

индустриального банка Юрий Птицын. — Клиенты нашего банка  — в основном промышленные предприятия, и их техническое перевооружение,

несомненно, идет. Этому способствуем и мы как банк, и иностранные  компании, и государственно страховые компании, дающие кредиты именно под закупку капитальных товаров. Все это помогает процессу увеличения доли технологий в импорте. Но для модернизации производства предприятиям необходимы кредиты на длительные сроки, а получить их в России очень тяжело. В структуре кредитных портфелей российских банков краткосрочное кредитование занимает значительную долю. Однако осуществлять долгосрочные инвестиционные проекты под «короткие» кредиты невозможно. Поэтому занять такие средства проще за рубежом, хотя возможности для этого есть не у всех. Впрочем, есть надежда, что ситуация с кредитованием и связанные с этим инвестиционные вопросы будут решаться положительно» [30].

     С точки зрения внешней торговли валютная политика российских денежных властей также выглядит взвешенной. Она не тормозит экспорт и

одновременно стимулирует  импорт товаров производственного  назначения, без которых модернизация российской экономики невозможна. В то же время для технического перевооружения большинства российских предприятий одних лишь благоприятных условий, созданных повышением реального курса рубля к доллару, недостаточно. Остро встает вопрос о доступности кредитных ресурсов для реального сектора. Повышать привлекательность России для иностранных инвесторов необходимо не только на макро, но и на микроуровне. А для решения этих задач нужен целый комплекс мер структурной политики.

 

 

 

3.3 Перспективы полной  конвертируемости рубля

 

Формально, с либерализацией валютного  законодательства рубль становится конвертируемой валютой, однако для  достижения ее реальной конвертируемости необходимо, чтобы существенно укрепилось доверие к рублю в мире, чтобы  спрос на рубли обеспечивался  его широким использованием в  системе международных расчетов, существовал ликвидный мировой рынок данной валюты и эффективная система расчетов и платежей в рублях. Пока ликвидным является лишь внутренний валютный рынок России.

Несмотря на то, что отмена валютного контроля – важный шаг  вперед, Международная организация  по экономическому сотрудничеству и  развитию высказывает мнение, что  этого не достаточно для привлечения  иностранных инвестиций. В России остается еще много других барьеров для иностранных инвесторов, помимо конвертируемости рубля, и в будущем  России следует провести ряд дополнительных реформ.

Что касается вопроса о  статусе рубля как резервной  валюты, то, видимо, это еще не воспринимается достаточно серьезно. Учитывая положительный  торговый баланс России, более реалистично  выглядит введение расчетов в рублях за российский экспорт в зоне СНГ. Согласно статистике МВФ, в I кв. 2006 г. 66% валютных резервов приходится на американский доллар, 25% — на евро, 4% — на английский фунт и 3,5% — на иену. Стоит отметить, что, например, канадский доллар стал свободно конвертируемым еще в 1951 г., но так и не является весомой резервной валютой, несмотря на стабильную экономику и умеренную инфляцию в стране. Вероятно, российская экономика с достаточно сильной инфляцией не рассматривается как стабильная, да и российский рынок до сих пор описывается термином «emerging market» – развивающийся рынок. Среди потенциально значимых валют больше внимания уделяется китайскому юаню, чем российскому рублю [38].

Для достижения полной конвертируемости рубля, как  условия трансформации его в  международную валюту, в первую очередь  необходимо осуществить структурную  перестройку, направленную на диверсификацию российской экономики, повышение ее конкурентоспособности. Снятие правовых ограничений на операции с национальной валютой проблемы ее использования  в международных экономических  отношениях не решает. Ключевую роль здесь  должны сыграть степень доверия  отечественного и зарубежного бизнеса  к проводимой Российской Федерацией государственной политике в целом  и денежно-кредитной в частности, а также уровень развития банковской системы страны.

В условиях осуществления  мер в области структурных  преобразований в российской экономике  важно, чтобы денежно-кредитная политика Банка России активно поддерживалась действиями Правительства РФ в сфере  бюджетной, налоговой, тарифной и социальной политики. Речь идет о рациональном использовании Стабилизационного  фонда, ограничении роста цен  на продукцию и услуги естественных монополий, повышении эффективности  тарифного и нетарифного регулирования  внешнеэкономической сферы.

В ближайшие годы главные  усилия должны быть направлены на прекращение роста цен, в первую очередь прямо или косвенно регулируемых государством. По мнению Кудрина, «рубль может стать реально конвертируемым, когда инфляция будет 2-3%, не больше», а инфляция в районе 11% «запредельна» для использования российской валюты в международных расчетах. Роль правительства в сдерживании инфляции необходимо повысить, используя немонетарные методы регулирования цен, в том числе ограничив рост тарифов естественных монополий в среднем 3% в год. При этом «Газпром», РАО ЕЭС и другие естественные монополии должны снизить свои раздутые издержки, что станет условием предоставления им государственных кредитов на инвестиции. Тогда сформируется и последняя предпосылка достижения фактической полной конвертируемости рубля – будет обеспечено доверие к российской денежной единице внутри страны и за рубежом [34].

Дальнейшие реформы в  экономике и создание более прозрачной практики ведения бизнеса приведут к тому, что российская валюта станет привлекательной для мировых  инвесторов, а это в свою очередь  обеспечит ее свободную конвертируемость.

Но нельзя забывать и про стабильность курса –  это самое важное как для внутреннего  рынка, так и для внешнего. ЦБ и  Минфин обязаны обеспечить стабильный курс. Торговля за рубли будет действенной, когда цены не будут колебаться вслед  за колебаниями доллара.

Спрос на рубли может  повыситься, если страны, имеющие большой  объем торговли с Россией, например, Китай, часть своих золотовалютных резервов переведут в рубли. При  полной конвертируемости это вполне возможно.

Кроме того, необходим  целый комплекс мер, направленных на сближение номинального курса рубля  и курса по паритету покупательной  способности. Сейчас стоимость рубля  по паритету покупательной способности, по разным оценкам, составляет около 15 рублей. К тому моменту, когда все  мировые инвесторы и предприниматели  признают рубль, как очередную мировую  валюту, эта разница должна составлять не более 20%. Это может быть осуществлено как снижением номинального курса  рубля, так и ростом паритета покупательной  способности. Все эти меры могут  быть реализованы в течение пяти лет, но это должна быть очень напряженная  работа.

При этом национальная валюта должна иметь такую стратегию  курса, чтобы поддерживать отечественного производителя. Сейчас ситуация с углеводородным сырьем и ценами на него благоприятная, поэтому надо сделать упор на поддержку наших производителей.

Многие аналитики считают, что спрос появится, когда за рубли  будут продавать основные позиции  российского экспорта - нефть, газ  и лес. При этом по мнению некоторых  экспертов, возможности биржевой торговли нефтью и газом за рубли является делом очень далекого будущего, если вообще возможно, и даже, если нефтяная биржа на территории России будет  создана, то страна останется без  наличных средств.

Идея биржевой торговли российскими энергоресурсами за рубли в перспективе увеличила бы спрос наших внешнеторговых партнеров на российскую валюту, однако это длительный процесс. В мире биржевые площадки по торговле энергоресурсами сконцентрированы в нескольких крупнейших центрах, где обеспечивается максимальная надежность поставок, репрезентативность котировок биржевых контрактов, ликвидность производных финансовых инструментов. Поэтому интерес к будущей площадке со стороны внешнеторговых партнеров может не оправдать ожиданий.

Учитывая длительность периода трансформации рубля  в валюту мирового значения, предстоит  прежде всего сосредоточиться на его продвижении к выполнению международных функций в региональном масштабе. В данном случае имеются  в виду страны СНГ и Китай, где  рубль уже подключен к обслуживанию внешнеторговых связей. Перспективы  здесь более реальны, если речь вести  не о монопольном господстве российского  рубля во внешнеэкономическом обороте  названных стран, а о его более  широком использовании наряду с их национальными валютами [4].

 

 

Заключение

 

       При эффективной валютной политике в результате кризиса Россия могла бы существенно улучшить свое положение в мировой экономике, добившись: признания рубля в качестве одной из мировых валют; многократного повышения мощности отечественной банковско-инвестиционной системы; опережающего становления нового технологического уклада и подъема экономики на длинной волне его роста. Для создания в России мирового финансового центра необходимо: 1. Перейти во взаимных расчетах в СНГ на рубли и другие национальные валюты, в расчетах с ЕС — на рубли и Евро.

2. Перейти к осуществлению  расчетов в рублях за экспортируемые  из России углеводороды, металлы,  химические удобрения, лес и  другие сырьевые товары. При этом  при необходимости следует предусматривать  выделение стабилизационных рублевых  кредитов государствам-импортерам  российской продукции для поддержания  товарооборота.

3. Обеспечить при поддержке  Межгосударственного банка СНГ  создание расчетно-платежной системы  в рублях и других национальных  валютах государств Содружества.

4. Номинировать в рублях  цены на экспортируемые из  России газ, нефть, лес, минеральные  удобрения, металлы, другие биржевые  товары.

        Что  касается валютной политики РФ, то ее главное предназначение заключается в обеспечении финансовой стабилизации и внешнеэкономической безопасности страны. Современная валютная политика РФ представляет собой относительно самостоятельный компонент общеэкономической политики. По мере усиления степени ее либерализации растет и самостоятельность российской валютной политики. Здесь выводы сводятся к следующему:

1. Либерализация валютной  политики РФ как приоритетное  направление реформирования отечественных валютных отношений, должна продолжиться. Учитывая зависимость российской экономики от экспорта энергоносителей акцент необходимо поставить на поддержку российских экспортеров. В частности, Банк России должен проводить более взвешенную валютно-курсовую политику по отношению к доллару и евро.

2. В отношении валютного  регулирования следует дорабатывать  нормативную базу, так как она  не совершенна и в нормах  валютного контроля не все  нарушения предусмотрены. Закон о валютном регулировании и валютном контроле только в некоторой степени соответствует требованиям глобальной экономики и либерализации валютной политики. В нем в качестве основных принципов валютного регулирования провозглашен приоритет экономических мер на валютном рынке, однако он не столь явственен, поскольку в законе предусмотрена возможность введения валютных ограничений.

         Предпосылки превращения российского рубля в международную валюту постепенно нарастают. Конечно, в ближайшей перспективе причисление рубля к ключевым валютам маловероятно, однако в последнее время наметились довольно явные тенденции его интернационализации. В целом, несмотря на возможные негативные последствия интернационализации рубля, отечественная экономика выиграет от укрепления международного статуса российской валюты: вырастет ее инвестиционная привлекательность; увеличится приток иностранных капиталов; расширятся международные торгово-экономические связи, прежде всего, с ближайшими соседями; возрастет степень интеграции в мировую экономику.

        Более того, крепкий, пользующийся международным авторитетом рубль в качестве расчетной и резервной валюты будет способствовать серьезному укреплению геополитических позиций страны, выступая действенным фактором развития международного сотрудничества.


 

Список использованной литературы

 

1. Абрамов Д.В. Валютная политика России в условиях глобализации: проблемы и противоречия. ВНИКИ. -М. 2007.

2. Авагян Г.Л, Вешкин Ю.Г. Международные валютно- кредитные отношения: Учеб. Пособие. – М., 2005

3. Антропов Д. Валютная политика — элемент экономической безопасности. Обозреватель 2002. - № 7.

4. Борисов С.М. Рубль — валюта России. М.: Консалтбанкир. 2004

5. Борко Ю. Расширение и углубление европейской интеграции. Журн. «Мировая экономика и международные отношения» №7, 2004

6. Буторина О.В. Перспективы рубля благоприятны : Банковское дело. 2007. -№ 1

7. Гусаков Н.П., Белова И.Н., Стренина М.А. Международные валютно-кредитные отношения: Учебник – М., ИНФРА-М, 2006

8. Емелин А.В. Основы организации и функционирования системы валютного контроля в Российской Федерации: Деньги и кредит. – 2005.- №3

9. Зайченко К.Ю. Проблемы перехода от формальной к реальной свободной конвертируемости рубля: Финансы и кредит. 2007. - № 10

10. Козырин А. Н. Финансовое право России: альбом схем - М.: ЦППИ, 2008.

11. Красавина Л.Н. Международные валютно – кредитные и финансовые отношения: 3-е издание, «Финансы и статистика» - Москва, 2006

12. Красавина Л.Н. Международные валютно-кредитные отношения: Учебник – 2-е изд: Финансы и статистика- Москва, 2003

13.Кузневоц В. С. Международный валютный фонд и мирохозяйственные связи. – М.: «Российская политическая энциклопедия» (РОССПЭН), 2001. – 432 с.

14. Лисицын А. Ю. Валютная политика. Валютный союз. Евро / Под ред. А. Н. Козырина. М.: ЦППИ, 2008

 15. Лисицын А. Ю. Понятия «акты органов валютного регулирования» и «акты органов валютного контроля» по законодательству Российской Федерации // Финансовое право, 2006, №  2.

16. Лозовик В.Д. Операции на открытом рынке как инструмент регулирования валютного рынка: Банковское дело – 2008.-№2

17. Лозовик В.Д. Валютные интервенции (европейский опыт) Деньги и кредит 2004. - №25

18. Мадиярова Д.М. Стратегия формирования внешеэкономической деятельности.- Алматы: Экономика, 2006

19. Моисеев С.Р. Макроанализ валютного курса: Вопросы экономики, №1, 2004

20. Моисеев С.Р. Международные валютно-кредитные отношения, -М., 2003

21. Мяняхин Т.В. Мировая практика валютного регулирования: основные методы и проблемы их применения: Финансы и кредит. – 2008, №25

22. Наговицин А.Г.Валютная политика. – М: «Экзамен», 2000

23. Наговицин А.Г. Особенности развития валютного рынка в России.: Финансовый бизнес. 2007. - № 3.

Информация о работе Валютная политика России