Трудовая миграция

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2013 в 12:42, реферат

Описание работы

Массовая миграция населения стала одним из характерных явлений жизни мирового сообщества второй половины XX века. Миграция представляет собой передвижение людей с территории одной страны в другую. Такое перемещение людей было характерно всегда. Связано это было с политикой завоевания или переселением народов. Сегодня это в определенной мере проявление свободы человека и признак все более усиливающейся интернационализации экономики, а также последствия противоречий национального характера. Люди мигрируют добровольно, желая жить в лучших условиях, а также вынужденно, в силу определенных жизненных обстоятельств.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………………...3

Сущность и виды международной миграции……………………………………..3
Причины миграции рабочей силы………………………………………………....6
Основные направления международной миграции………………………………7
Положительные и отрицательные стороны миграции, ее регулирование……..10
Россия в международной миграции………………………………………………14
Заключение…………………………………………………………………………….16
Список использованной литературы………………………………………………...18

Файлы: 1 файл

Контрольная МЭО ..docx

— 527.03 Кб (Скачать файл)

Среди основных миграционных потоков на 2010 год по данным Всемирного банка можно выделить:

  • из Турции в Германию (2,7 млн. чел.);
  • из Бангладеш в Индию (3,3 млн. чел.);
  • из Мексики в США (11,6 млн. чел);
  • из Украины в Россию (3,6 млн. чел.).

 

4. Положительные и отрицательные стороны миграции, ее регулирование.

       В теории свободное движение рабочей силы между странами приводит к выравниванию заработной платы и увеличению ВМП. В реальной жизни все основные выгоды от миграции рабочей силы достаются принимающим странам. Складываются такие выгоды из экономии на подготовку специалистов в принимающих странах, стоимости продукции и услуг, соответственно создаваемой иммигрантами в стране пребывания, поступлений от налогообложения. Иммигранты, особенно нелегальные, вносят в доходы страны больший вклад, чем получают от общественного сектора. Они не обеспечиваются пенсиями, могут первыми быть уволены. Рабочие-иммигранты получают значительно меньшую зарплату, чем местные рабочие, что позволяет снизить издержки производства и повысить конкурентоспособность национальных товаров на мировом рынке. Нельзя не сказать и о некоторых отрицательных моментах, связанных с импортом рабочей силы. К ним следует отнести возникновение элементов социальной напряженности в обществе (при занятии тех рабочих мест, на которые претендуют местные работники), межнациональную неприязнь и др. Основная выгода стран-экспортеров состоит в том, что экспорт рабочей силы является важным источником валютных поступлений. Валюта поступает регулярно в виде переводов семьям и при возвращении работника из-за рубежа. В ряде случаев, благодаря экспорту своих рабочих, страны смогли улучшить экономическое положение, поднять жизненный уровень населения, увеличить валютные резервы, повысить качественный состав и некоторые другие макро и микропоказатели. Действительно, переводы рабочих на родину порой достигали внушительных сумм. Также трудящиеся страны-экспортера обучаются новым профессиональным навыкам, знакомятся с передовой организацией труда. Негативным же является тот факт, что страны-экспортеры  лишаются квалифицированных, инициативных кадров, столь необходимых национальной экономике. Вернувшись на родину, мигранты повышают спрос на импортные товары, вынуждая бедные страны увеличивать валютные расходы на их закупки. Снижение спроса на местные потребительские товары соответственно отражается на национальном производстве.

      Учитывая все перечисленные выше экономические и социальные последствия международной миграции рабочей силы, государство не может не вмешиваться в эту сферу международных экономических отношений. Причём если сфера международной торговли в последние десятилетия характеризуется постепенной либерализацией национальных внешнеторговых режимов, снижением уровней тарифных и нетарифных барьеров, то в области миграции трудовых ресурсов государственные ограничения не только не смягчаются, но даже становятся более жёсткими. Международные потоки рабочей силы в настоящее время регулируются и ограничиваются как на национальном уровне, так и на уровне межгосударственных отношений. При этом либо ограничивается приток иностранных рабочих в страну, либо стимулируется их отъезд обратно на родину (реэмиграция). Страны-импортеры трудовых ресурсов, постоянно испытывающие потребности в привлечении рабочей силы, свою иммиграционную политику основывают, прежде всего, на мерах регулирования численности и качественного состава прибывающих трудящихся-мигрантов, а в качестве инструмента регулирования используется показатель иммиграционной квоты, который ежегодно рассчитывается и утверждается в стране-импортере. Примером высоких требований к качеству прибывающей рабочей силы свидетельствует необходимость прохождения процедуры признания имеющихся у мигранта документов об образовании или профессиональной подготовке, а также имеющегося опыта работы по специальности. Важно подчеркнуть, что принимающими странами ограничительная практика применяется по отношению далеко не ко всем категориям иммигрантов. В ряде случаев въезд иностранных рабочих не ограничивается. Это может касаться, например, некоторых категорий неквалифицированных рабочих, которые готовы за небольшую плату выполнять те виды тяжёлой, вредной или грязной работы, где существует значительный дефицит рабочей силы. Более того, иммиграция может даже стимулироваться, когда речь идёт о высококвалифицированных специалистах или рабочих редких специальностей, крупных учёных, выдающихся музыкантах или спортсменах и т.д.

      Целью государственного  регулирования трудовой миграции  населения является достижение  желательного для принимающей  страны масштаба иммиграции, а  также отбор нужных работников  из общего потока потенциальных  иммигрантов. 
Регулирование внешней трудовой миграции осуществляется посредством двусторонних и многосторонних межправительственных соглашений. Эти соглашения определяют численность мигрантов, в ряде случаев их возраст, пол, профессию, состояние здоровья и др. Так, Россия имеет подобные соглашения с Германией, Финляндией; они определяют порядок и масштаб трудовой миграции россиян в данные страны.

       Для регулирования миграционных процессов на международном уровне создано несколько организаций:

- Международная организация труда (МОТ) устанавливает международные стандарты в таких областях, как заработная плата, продолжительность рабочего дня, условия труда, социальное страхование и обеспечение, оплачиваемый отпуск, охрана труда;

- Международная организация по миграции (MOM) занимается вопросами организации межстрановой миграции, регулирует количественную и качественную стороны миграции, рассматривает проблемы беженцев;

- Комиссия ООН по народонаселению располагает определенным фондом, часть которого используется на субсидирование национальных программ в области миграции населения;

- Форум мигрантов, созданный при Комиссии ЕС, осуществляет контроль над обустройством жизни иммигрантов в принимающих странах;

- Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ), содержит специальные нормы, которые касаются физического состояния трудящихся-мигрантов;

- в регионе Западной Европы Межправительственный комитет по вопросам миграции своей деятельностью способствует обеспечению и защите прав трудящихся-мигрантов.

       Существует много ошибочных домыслов в отношении миграции. Одним из таких мифов является миф о том, что мигранты представляют собой бремя. Фактически мигранты вносят огромный вклад в жизнь принимающих их стран. Как труженики они привносят с собой свои навыки. Как предприниматели они создают рабочие места. Как инвесторы они привносят с собой капиталы. В развитых странах и странах с формирующейся рыночной экономикой они играют незаменимую роль в области сельского хозяйства, туризма и в домашних хозяйствах. Принимая во внимание, что в мире существует более миллиарда мигрантов, при этом 214 миллионов из них – это международные мигранты, каждая страна в мире зависит либо от труда, навыков и знаний, привносимых мигрантами, либо от денежных переводов, которые, например, в 2011 году составили приблизительно 404 млрд. долларов США.

Генсек ООН призвал все страны, ещё не подписавшие Международную конвенцию о защите прав всех трудящихся-мигрантов и членов их семей, присоединиться к этому важному международному договору в качестве своего подтверждения приверженности делу защиты и поощрения прав человека всех мигрантов на территории своих стран. В настоящее время Конвенцию подписали и ратифицировали 45 стран, в основном это страны происхождения мигрантов. Ни одна из стран, которые являются крупными реципиентами иностранной рабочей силы, в том числе Россия, так и не подписала и не ратифицировала Конвенцию.

 

5. Россия в международной миграции.

       Вхождение России как равноправного партнёра в мировое экономическое сообщество неизбежно связано, помимо других факторов, с таким многогранным процессом, как международная миграция рабочей силы. В России создана правовая и организационная база эмиграции и иммиграции трудовых ресурсов, разработана федеральная миграционная программа, заключены двусторонние соглашения с рядом стран по миграции населения и трудовых ресурсов. С принятием Закона “О занятости населения в Российской Федерации” (1991 г.) всем гражданам России предоставлено право выезжать за рубеж на работу. Осуществить это право человек может либо в соответствии с межправительственными соглашениями, используя специальные агентства, либо сам, найдя себе работу за границей.

       Миграционный прирост населения России за 2010 год снизился на треть, составив 158 тысяч человек (по данным Росстата 2011 года). Иммигранты, прибывающие в Российскую Федерацию, являются, как и прежде, в подавляющем своем большинстве выходцами из стран – бывших республик СССР, хотя в 2010 году их доля несколько сократилась. Поток выезжающих в традиционные страны эмиграции – Германию, Израиль и США – относительно стабилизировался после резкого сокращения. Сократился и объем миграционного оттока в США: в 2010 году в США выехало чуть больше - 1460 человек (в 1997 году число выехавших в США составило 9087 человек). Поток прибывающих в Россию из США довольно стабильно держится на уровне 500-600 человек в год, в 2010 году оно увеличилось до 653.

   

 

       На сегодняшний день Владимир Путин предложил усилить требования к качеству миграционной политики. Об этом он заявил, выступая на заседании коллегии Федеральной миграционной службы (январь 2012 года).  Он привёл данные ФМС, согласно которым в стране на данный момент проживает около 9,2 млн. иностранцев, и почти половина из них, хоть и состоит на учёте, работает нелегально. Трудности в миграционной сфере создают благоприятную почву для коррупции, нарушения прав людей, для организованной и бытовой преступности, деформируют рынок труда, ложатся нагрузкой на инфраструктуру, провоцируют межэтнические и другие конфликты, отметил Путин. В ходе заседания он озвучил ряд конкретных мер по решению существующих проблем. Прежде всего, по его мнению, необходимо закрыть въезд на территорию России многократным нарушителям миграционного законодательства страны на срок от 5 до 10 лет или даже на более длительный период. Кроме того, Путин предлагает ввести уголовную ответственность для физических и юридических лиц, которые провоцируют нелегальную миграцию. Предлагает предусмотреть жёсткую ответственность как для собственников жилья, которые явно злоупотребляют своим имущественным правом, так и для должностных лиц, которые паразитируют на махинациях с регистрацией. Отдельно он остановился на вопросе качества трудовой миграции. По его мнению, нужно усиливать акценты в пользу квалификации трудовых ресурсов, трудовых мигрантов, их культурной, поведенческой совместимости. «Причём преимущественно следует привлекать иностранную рабочую силу именно на те позиции, на которые трудно набрать местных граждан - граждан Российской Федерации», - отметил Путин. По мнению Путина, нужно создавать условия, чтобы приезжающие в Россию могли нормально интегрироваться в российское общество, знали русский язык, уважали нашу культуру и традиции, знали и следовали законам Российской Федерации. В связи с началом работы Единого экономического пространства Путин поручил ведомству проработать все вопросы по созданию единой визовой и миграционной политики, а также быть готовыми к введению безвизового режима с Евросоюзом. Владимир Путин подчеркнул, что в целом в сфере трудовой миграции нужно переходить на более чёткие правила, «удобные и необременительные для законопослушных людей». 

 

Заключение.

      Международная трудовая миграция населения в условиях расширения мирохозяйственных связей занимает все более значительное место в развитии общества. Все большее число государств вовлекается в миграционные процессы, но, несмотря на масштабы этого явления, современная наука не имеет единой концепции. С одной стороны, это можно объяснить тем, что миграция одновременно оказывает влияние на различные стороны жизни общества, такие как экономика, демография, социология, политика и право. С другой стороны, анализ размеров и тенденций международной миграции осложнен несовершенством сбора информации, отсутствием унифицированных национальных и международных показателей. Тем не менее, можно утверждать, что общая численность международных мигрантов увеличивается год от года ускоренными темпами, а характер и направление потоков в различных регионах мира значительно меняются. Так, к концу ХХ века, вследствие международной миграции населения, к традиционным центрам притяжения мигрантов США, Канады и Австралии добавились новые мировые рынки рабочей силы. Это страны Западной Европы, Азиатско-Тихоокеанского региона, нефтедобывающие страны Ближнего Востока, Аргентина и Венесуэла в Латинской Америке, а также наиболее богатые африканские государства. В связи с неравномерностью экономического развития отдельных государств и регионов, процессы международной миграции трудовых сил будут усиливаться. Все большее число стран будет принимать самое активное участие в этих процессах, испытывая социальную, культурную, политическую и демографическую зависимость от них.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

  1. Мировая экономика. Международные экономические отношения. Глобалистика: учебник/А.А.Суэтин. – М.: КНОРУС, 2008. – 320с.
  2. Мировая экономика: учебник/ В.К. Ломакин. – 3-е изд., перераб. и  доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007. – 671с.
  3. Международные экономические отношения. Конспект лекций. Носова Н.С. Ронышша Н.И., 2008. – 160с.
  4. Интернет ресурсы:

http://uchebnik-besplatno.com/mirovaya-ekonomika-uchebnik/regulirovanie-mejdunarodnoy-trudovoy.html

http://www.demoscope.ru/weekly/2011/0457/barom05.php

http://www.putin2012.ru/events/135

http://www.grandars.ru/student/mirovaya-ekonomika/mezhdunarodnaya-migraciya-rabochey-sily.html

http://www.kginfo.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=2423&Itemid=35

http://www.ereport.ru/articles/mirecon/labour.htm

 

 

 

 

 
 
 

 

 

 

 
 

 


Информация о работе Трудовая миграция