ТНК и организационные формы международного бизнеса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2013 в 01:10, курсовая работа

Описание работы

Цель настоящей курсовой работы состоит в формировании системного и полного представления о транснациональных корпорациях, их роли в сегменте международного хозяйствования, а также исследования организационных форм международного бизнеса и использование для этого актуальной статистики и современных данных.

Содержание работы

Введение...................................................................................................................3
Глава 1. Теоретические аспекты международного бизнеса…………………5
1.1. Понятие международного бизнеса, его характерные черты и основные сегменты……………………………………………………………………...……5
1.2. Организационные формы международного бизнеса и их характеристика……………………….………………………………………………………..…9
1.3. ТНК: ключевые понятия, характерные черты и ее связь с международным бизнесом……………..………………………………………………….…..18
Глава 2. Практический подход к ведению международного бизнеса и деятельности ТНК…………………………………………………………..……….23
2.1. Деятельность ТНК в мировой практике: проблемы и перспективы………………………………………………………………………………….23
2.2. Особенности новых форм международного бизнеса в процессе транснационализации мировой экономики…………..…………………………............30
Заключение…………………………………………………………………….…34
Список использованных источников…………………………………………...40
Приложения…………………………………………………………………...…42

Файлы: 1 файл

Курсовая работа Черемисина.docx

— 141.55 Кб (Скачать файл)

Государственное казенное образовательное учреждение

высшего профессионального  образования

«Российская таможенная академия»

RUSSIAN CUSTOMS ACADEMY

Санкт-Петербургский имени В.Б. Бобкова филиал

Российской  таможенной академии

______________________________________________

Кафедра международных экономических  отношений

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

по  дисциплине «Международные экономические  отношения»

на тему «ТНК и организационные формы международного бизнеса»

 

 

 

                                                                  Выполнил: студент 3-го курса  
                                                                  очной формы обучения

                                                                экономического факультета, группа 341 
                                                                И.В. Черемисина

 

 

Проверил:  Н.В. Спиридонова 

(инициалы, фамилия преподавателя)

к. э. н., доцент 

(уч. степень, уч. звание)

Оценка 

Подпись 

«___»   2013 г.

 

 

 

Санкт-Петербург

2013

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

Введение...................................................................................................................3

Глава 1. Теоретические  аспекты международного бизнеса…………………5

1.1. Понятие  международного бизнеса, его характерные черты и основные сегменты……………………………………………………………………...……5

1.2. Организационные формы международного бизнеса и их характеристика……………………….………………………………………………………..…9

1.3. ТНК: ключевые  понятия, характерные черты и  ее связь с международным бизнесом……………..………………………………………………….…..18

Глава 2. Практический подход к ведению международного бизнеса и деятельности ТНК…………………………………………………………..……….23

2.1. Деятельность ТНК в мировой практике: проблемы и перспективы………………………………………………………………………………….23

2.2. Особенности новых форм международного бизнеса в процессе транснационализации мировой экономики…………..…………………………............30

Заключение…………………………………………………………………….…34

Список использованных источников…………………………………………...40

Приложения…………………………………………………………………...…42

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Настоящая курсовая работа посвящена исследованию ТНК и организационных форм международного бизнеса.

Данная  тема является актуальной для изучения, так как в современной глобальной экономике международный бизнес представляет главную и наиболее значимую область реализации международных экономических отношений. Активно проявляются новые направления и инструменты развития международного бизнеса.

Международный подход ТНК определяется той ролью, которую занимают зарубежные операции ее экономической деятельности. Если на ранних стадиях зарубежное производство имело эпизодический характер, то впоследствии оно стало определяющим фактором для ТНК.

Цель  настоящей курсовой работы состоит  в формировании системного и полного  представления о транснациональных  корпорациях, их роли в сегменте международного хозяйствования, а также исследования организационных форм международного бизнеса и использование для этого актуальной статистики и современных данных.

В соответствии с целью были поставлены следующие  задачи:

1. Раскрыть  понятие международного бизнеса,  выделить его характерные черты и основные сегменты.

2. Рассмотреть  организационные формы международного  бизнеса и дать им характеристику.

3. Изучить  ТНК и  ключевые понятия,  связанные с ними, определить  характерные черты и выявить  связь ТНК с международным  бизнесом.

4. Определить  проблемы и перспективы деятельности ТНК в мировой практике.

5. Выявить  особенности новых форм международного  бизнеса в процессе транснационализации мировой экономики.

Данные  задачи помогут тщательно изучить  выбранную тему курсовой работы, понять и осмыслить изученный материал на основе исследования литературы и работ таких авторов, как Булатов А.С., Ивасенко А.Г., Евдокимов А.И., Халевинская Е.Д. и др.

Настоящая курсовая работа состоит из введения, двух глав, пяти параграфов, заключения, списка использованных источников и приложений.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ МЕЖДУНАРОДНОГО БИЗНЕСА

 

1.1. Понятие международного бизнеса,  его характерные черты и

основные  сегменты

 

В современной  глобальной экономике международный  бизнес представляет главную и наиболее значимую область реализации международных экономических отношений. Активно проявляются новые направления и инструменты развития международного бизнеса.

Понятие международного бизнеса связано  с любыми хозяйственными операциями, которые проводятся между двумя  или более странами. На современном этапе международных экономических отношений он становится всеобъемлющим и глобальным феноменом экономического развития общества.

С одной  стороны1, международный бизнес выступает как совокупность взаимодействующих национальных бизнесов, которые, в свою очередь, представляют собой сообщество хозяйствующих субъектов отдельных стран.

С другой стороны2, международный бизнес – это такая предпринимательская деятельность, преимущественной сферой действия которой являются международные экономические отношения в мировой экономике.

Существуют характерные черты, которыми может описываться понятие международного бизнеса, а именно:

1. Международный  бизнес – это, в первую очередь,  деловое взаимодействие частных фирм либо их подразделений, находящихся в различных странах.

2. Международный  бизнес базируется на возможности  извлечения выгод именно из преимуществ межстрановых деловых операций. Это означает, что продажи данного товара в другой стране, или налаживание фирмой одной страны производства в другой, или предоставление услуг совместно фирмами двух стран – третьей и т. д. обеспечивают вовлеченным в бизнес сторонам большие преимущества, чем они бы имели, ведя дело только в своих странах.

3. Извлечение  прибыли. 

К ключевым хозяйствующим субъектам в мировой  экономике, формирующим международный бизнес, относятся: транснациональные корпорации, долгосрочные стратегические альянсы, транснациональные банки, институциональные инвесторы, финансово-промышленные группы, мировые финансовые центры, крупнейшие биржи. Одновременно с увеличением масштабов деятельности институтов, образующих каркас международного бизнеса, усиливается тенденция к интернационализации малого и среднего бизнеса.

Понятие международного бизнеса связано  с международными корпорациями. Международные корпорации – это крупные объединения компаний и фирм, которые ведут свою деятельность не только внутри страны, но и за ее пределами. Их возникновение связано с дальнейшим распределением труда и кооперацией. Специализация предприятия способствует увеличению масштабов производства, и это характерно для любого хозяйствующего субъекта.

Международные корпорации, как правило, делятся на группы3:

- многонациональные  корпорации (МНК);

- международные  корпоративные союзы;

- транснациональные  корпорации (ТНК).

Термин  МНК используется для того, чтобы  обозначить преобладающую привязанность компании к стране своего происхождения, тогда как сфера действий и «адрес» ТНК – весь мир. Это действительно глобальные, космополитические компании.

Международный бизнес можно условно разделить  на несколько основных сегментов4:

- глобальный  бизнес;

- интернациональный  (многосторонний бизнес);

- иностранный  бизнес в принимающей стране;

- бизнес  за рубежом. 

В настоящее  время на мировом рынке действуют  три вида фирм: интернациональные, многонациональные и глобальные.5

Интернациональные компании ориентированы на производство значительной части продукции на экспорт, но базируются в одной стране.

Многонациональные компании включают в свой состав дочерние фирмы (филиалы), находящиеся в различных государствах и выпускающие продукцию для их внутреннего рынка, а также рынков стран со схожими потребительскими предпочтениями покупателей. От количества рынков сбыта фирмы напрямую зависят ее позиции в конкурентной борьбе.

Глобальные  фирмы в настоящее время развиваются  более динамично вследствие наличия  современных тенденций в области  унификации товаров и технологии, либерализации внешнеэкономической  деятельности, возможности быстрого обмена информацией через Интернет, спутниковые системы, телекоммуникации. Таким способом глобальные фирмы получают возможность интегрировать производственные мощности и координировать выпуск стандартизированных продуктов во всемирном масштабе. Это позволяет снизить издержки даже по сравнению с многонациональными компаниями и обеспечить конкурентные преимущества. К отрицательным последствиям присутствия глобальной фирмы на рынке той или иной страны можно отнести тот факт, что данные фирмы игнорируют местные потребности и национальные интересы отдельных стран, реализуя в них централизованно выработанную глобальную стратегию.

Международный бизнес осуществляется в особых организационных  формах. Под организационными формами международного бизнеса понимают системную и формализованную (которая закрепляется документарно и подчиняется кодифицированному праву) организацию/структуру отношений международного коммерческого обмена между ее участниками, являющимися резидентами как разных, так и одной страны, претерпевающих изменения, определяемые природой предмета обмена, способом и местом осуществления обмена и создания предмета обмена, а также условиями перехода собственности на этот предмет.6

Итак, на современном этапе международных экономических отношений международный бизнес становится всеобъемлющим и глобальным феноменом экономического развития общества.

Международный бизнес – это предпринимательская  деятельность, преимущественной сферой действия которой являются международные экономические отношения в мировой экономике.

Существуют  характерные черты международного бизнеса:

1. Деловое  взаимодействие частных фирм  либо их подразделений, находящихся в различных странах.

2. Базируется  на возможности извлечения выгод  именно из преимуществ межстрановых деловых операций.

3. Извлечение  прибыли. 

Международные корпорации, как правило, делятся  на группы:

- многонациональные  корпорации (МНК);

- международные  корпоративные союзы;

- транснациональные  корпорации (ТНК).

Международный бизнес можно условно разделить  на несколько основных сегментов:

- глобальный  бизнес;

- интернациональный  (многосторонний бизнес);

- иностранный  бизнес в принимающей стране;

- бизнес  за рубежом. 

В настоящее  время на мировом рынке действуют  три вида фирм: интернациональные, многонациональные и глобальные.

Организационная форма международного бизнеса –  это системная и формализованная  структура отношений международного коммерческого обмена между ее участниками, определяемые природой предмета обмена, способом и местом осуществления обмена и создания предмета обмена, а также условиями перехода собственности на этот предмет

 

1.2. Организационные формы международного  бизнеса и 

их  характеристика

 

 

В современной  мировой экономике существуют следующие формы международного бизнеса7:

- межфирменные  союзы;

- транснациональная  корпорация (ТНК);

- международная  финансово-промышленная группа;

- международный  стратегический альянс;

- международное  совместное предприятие.

1) Межфирменные  союзы.8

Данная  форма международной хозяйственной  деятельности возникает на основе объединения  самостоятельных частных капиталов, как правило, в форме картельного  соглашения и действует на международном  уровне. В мире к таким структурам можно отнести немного, например, англо-голландский концерн Royal Dutch Shell, современный капитал которого делится 60:40, и швейцарско-шведская компания ABB (Asea Brown Bovery), специализирующаяся в области машиностроения и электронной инженерии.

Информация о работе ТНК и организационные формы международного бизнеса