Свободные экономические зоны Казахстана

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Апреля 2013 в 23:08, дипломная работа

Описание работы

Целью исследования явилось территориально - хозяйственное управление в РК. В связи с поставленной целью в работе появились следующие задачи:
- раскрыть социально - экономические аспекты территориально-хозяйственного управления;
- проанализировать территориально - хозяйственное управление в РК.
- дать выводы и предложения по совершенствованию территориально-хозяйственного управления в РК.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ТЕРРИТОРИАЛЬНО-ХОЗЯЙСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ
Мировой опыт создания территориально - хозяйственных единиц управления
Классификация свободных экономических зон
Современное состояние территориально - хозяйственных единиц управления как СЭЗ
Опыт зарубежных стран функционирования свободных экономических зон
АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СВОБОДНЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ЗОН В КАЗАХСТАНЕ
Принципы территориально - хозяйственного управления
Характеристика свободных экономических зон в РК
Научно - технологическое развитие территориально - хозяйственного управления
МЕРЫ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СВОБОДНЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ЗОН В КАЗАХСТАНЕ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ЛИТЕРАТУР
ПРИЛОЖЕНИЯ

Файлы: 1 файл

СЭЗ в Казахстане.doc

— 887.00 Кб (Скачать файл)

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ

 

1

СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ  АСПЕКТЫ ТЕРРИТОРИАЛЬНО-ХОЗЯЙСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ

7

 

1.1

Мировой опыт создания территориально - хозяйственных  единиц управления

 

7

 

1.2

 

 Классификация  свободных экономических зон 

 

15

 

1.3

Современное  состояние  территориально  -  хозяйственных  единиц управления как СЭЗ

 

31

 

1.4

Опыт зарубежных стран функционирования свободных экономических зон

 

35

2

АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СВОБОДНЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ЗОН  В КАЗАХСТАНЕ

43

 

2.1

 

Принципы территориально - хозяйственного управления

 

43

 

2.2

Характеристика  свободных экономических зон  в РК

 

48

 

2.3

Научно - технологическое  развитие территориально - хозяйственного управления

 

56

3

МЕРЫ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СВОБОДНЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ЗОН В КАЗАХСТАНЕ

63

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

66

 

СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ЛИТЕРАТУР

69

 

ПРИЛОЖЕНИЯ

70

     
     

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

В мировой практике внешнеэкономической  деятельности существуют различные  модели территориально - хозяйственного управления. Преобразование экономических  реформ в Казахстане потребовало выработки новых подходов к пониманию проблем территориально - хозяйственного управления и использованию их в своей практике. Особенное место отведено развитию таких центров свободных экономических зон как Алатау и Астана. В данной дипломной работе сделана попытка осветить теоретические аспекты территориально- хозяйственного управления, вопросы формирования и функционирования таких территориальных единиц в РК, а также их дальнейшие перспективы развития.

В то же время образование  свободных экономических зон может означать то, что страна, не желая полностью открывать свою экономику иностранному капиталу, или повсеместно использовать особый инвестиционный климат, использует локальную частичную открытость в виде специальной зоны. В последнее десятилетие в мировой экономике развернулась острая конкуренция между государствами в области налоговых и иных льгот , предоставляемых для привлечения капиталовложений из других стран. Волна разного рода налоговых льгот, зафиксированных национальными законодательствами, получила название "налоговой революции". Свободные экономические зоны в этом процессе играют достаточно заметную роль.

Фактически они представляют собой своеобразные ловушки для  мигрирующих, в масштабе мирового хозяйства, капиталов. Организационно - функциональная структура свободных экономических зон достаточно многообразна. Иногда довольно трудно классифицировать ту или иную свободную зону однозначно, поскольку они обладают чертами многих зон

Классификация свободных  экономических зон - это не просто перечисление их с краткой характеристикой, это эволюция их развития, становления и функционирования. Это весьма длительный путь развития и преобразования простейших экономических зон в более современные. Это вечно изменяющееся содержание экономических структур, получивших название экономических зон. В длинном ряду названий многочисленных типов СЭЗ отражается история эпох, закономерно сменяющих друг друга в порядке следования их этапов по восходящей.

Свободная экономическая  зона (зона свободной торговли, зона свободного или совместного предпринимательства и т.д.) - ограниченная часть национально-государственной территории, на которой действуют особые льготные экономические условия для иностранных и национальных предпринимателей (льготы таможенного, арендного, валютного, визового, трудового режима и т.д.), что создает условия для развития промышленности и инвестирования иностранного капитала. Такие зоны создаются для решения внешнеторговых, общеэкономических, социальных и научно-технических проблем.

Свободные экономические  зоны представляют собой часть национального  экономического пространства, где используется особая система льгот и стимулов, не применяемая в остальных частях страны. Как правило, СЭЗ — это  в той или иной степени обособленная географическая территория.

Создание свободных  экономических зон рассматривается  их учредителями как важное звено  в реализации принципов открытой экономики. Их функционирование связывается  с либерализацией и активизацией внешнеэкономической деятельности. Экономика свободных экономических зон имеет высокую степень открытости внешнему миру, а таможенный, налоговый и инвестиционный режим благоприятен для внешних и внутренних инвестиций.

Фактически свободные  экономические зоны представляют своеобразные «ловушки» для мигрирующих в масштабах мирового хозяйства капиталов.

Помимо привлечения  иностранного капитала, задействуемого для активизации экономических  процессов внутри страны, создание производственных свободных экономических  зон увязывают с тремя основными  задачами:

  • стимулирование промышленного экспорта и получение на этой основе валютных средств;
  • рост занятости;
  • превращение зон в полигон по опробованию новых методов хозяйствования, полюса роста национального хозяйства.

Важной причиной образования  свободных экономических зон является то, что часто страна не желает полностью открывать свою экономику для притока иностранного капитала или всеобъемлюще использовать особый инвестиционный климат и поэтому использует частичную, локальную открытость в виде спецзоны.

Мировой опыт создания и функционирования свободных экономических зон свидетельствует о том, что наряду с зонами, созданными для углубления интеграции с мировым рынком стимулирования международных экономических связей (зоны свободной торговли, экспортно-производственные, таможенные и др.), существуют зоны с особым режимом поощрения соответствующих видов деятельности и отраслей производства. Например, зоны поощрения развития отсталых районов, индустриализации отсталых районов. Поэтому причины и цели создания свободных экономических зон в каждом конкретном случае могут отличаться друг от друга. Так, в промышленно развитых странах, таких как США, Великобритания, свободные экономические зоны создавались для реализации региональной политики, направленной на оживление мелкого и среднего бизнеса в депрессивных районах. В этих целях предпринимателям (мелким и средним) предоставлялась большая, чем в других районах страны, свобода деятельности и значительные финансовые льготы. Эти программы не имели специальной ориентации на привлечение иностранного капитала.

С подобной же целью создавались  свободные экономические зоны и  в развивающихся странах, что  обеспечивало превращение ранее  отсталых районов в динамично  развивающиеся. Однако в отличие  от промышленно развитых стран в  этих государствах упор при создании свободных экономических зон был сделан на привлечение иностранного капитала.

Целью исследования явилось  территориально - хозяйственное управление в РК. В связи с поставленной целью в работе появились следующие задачи:

  - раскрыть    социально    -    экономические    аспекты   территориально-  

        хозяйственного управления;      

           - проанализировать территориально - хозяйственное управление в РК.

           - дать   выводы   и   предложения   по   совершенствованию территориально  - 
              хозяйственного управления в РК.

Объектом  исследования послужили свободные  экономические зоны в РК. В работе использовались научно - теоретические и методические материалы отечественных и зарубежных ученных по данной проблеме. Статистические и информационные данные Национального агентства по статистике в РК.

 

1. СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ТЕРРИТОРИАЛЬНО-ХОЗЯЙСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ

1.1 Мировой опыт создания территориально - хозяйственных единиц управления

В ряду моделей территориально - хозяйственного управления есть и такие   хозяйственные   структуры,   которые известны,   как   свободные

экономические зоны (СЭЗ). Различные типы таких зон называют "островами 
мирового хозяйства", "окнами" для притока в многочисленные регионы и 
страны  зарубежных  инвестиций,  технологий, управленческих  навыков.

Наконец, в свободных  экономических зонах, многие экономисты видят прототип новой политики "открытых дверей" в мировую систему хозяйства.

Свободные экономические  зоны, как компактные территориальные 
образования можно назвать и древними и современными. Они своими 
корнями уходят в глубокую старину и в то же время обогащают свою 
практическую    деятельность    новым содержанием современной цивилизации. Свободные экономические зоны, - по словам американских ученых М.Фразье и Р.Рэна, -"одна из старейших и вместе с тем новейшая идея   человечества   в области   экономического развития"(1).

Еще в эпоху седой  старины древние финикийцы, египтяне и китайцы СЭЗ использовали для  развития внешней торговли. В ту эпоху зоны выступали в форме свободных гаваней и портов. Первым свободным портом стал Карфаген в814г.до н.э. В XIII веке стали функционировать зоны свободной торговли.

С   развитием   мировой   экономики   и   торговли   в   XIX   веке       и

углублением интернационализации  национальных экономик в XX веке свободные экономические зоны, как форма международных экономических отношений, получила широкое распространение и существенно изменила свое экономическое содержание. Эволюция СЭЗ осуществлялась от простых организационно-функциональных форм, связанной в основном с торговлей товарами, к более сложным организованным на производство массовой потребительской продукции, разработку и производство новых товаров, предоставление различного рода услуг и т.д.

Эволюция СЭЗ связана, прежде всего, с интенсификацией  использования научно-технических  достижений, крупными сдвигами в структуре  экономики промышленно развитых стран, а также с распадом колониальной системы. В результате этого открылись  новые сферы приложения для инвестиций как в самих промышленно развитых странах, так и в странах, проводящих политику индустриализации. Вместе с тем концентрация капитала промышленных монополий и централизация банковских ресурсов тоже содействовали поиску создания дополнительных стимулов для расширения инвестирования за рубежом по сравнению с теми, которые существовали ранее. В наших условиях свободные зоны с чисто торговой ориентацией, зоны свободного предпринимательства, не требовавшие больших первоначальных капиталов, длительного подготовительного периода, сложных планов действий или обширных связей с предприятиями     за     рубежом, не соответствовали требованиям мирового инвестиционного рынка.

Требовались совершенно новые области инвестирования: создание высокотехнологических отраслей промышленности, улучшения использования ввозимых и местных ресурсов, ускорения развития инфраструктуры и т.п. В связи с этим в различных странах стали появляться новые организационные формы зон. Они отличались от зон свободного предпринимательства и свободных экспортных зон более широким диапазоном функций, более сложным экономическим механизмом функционирования, расширенными возможностями экономического сотрудничества.

Свободные экономические  зоны впитали в себя долгий путь развития, наполнились новейшим экспортно - содержанием и деловым опытом. Их создание и становление направлено на либерализацию и активную внешнеэкономическую политику. Экономика таких зон имеет высокую степень открытости мировому рынку, а таможенный и налоговый режимы благоприятны для национальных и зарубежных инвестиций. Открытость мировому рынку делает свободные экономические зоны привлекательными для транснациональных компаний, миллиардные инвестиции которых вкладываются на всех континентах. Международные корпорации в поисках благоприятных условий для своей коммерческой деятельности рассматривают СЭЗ как весьма прибыльные экономические структуры, с которыми связывают важнейшие направления своей экспансии. Свободные экономические зоны - интернациональные экономические формирования. Они приобрели глобальный характер, охватив практически все страны мира, включая, богатые и бедные. С их помощью происходит весьма интенсивная интеграция целых регионов в систему мирохозяйственных связей.

Свободные экономические  зоны - области очень высокой концентрации торговых, финансовых, производственных, технологических связей. Они являются очагами высокого уровня развития рыночных отношений, предпринимательства, местом совершенствования технологии и управления механизма. Эти феноменальные формирования на исходе XX века превратились в весомый фактор мировой экономики и представляют собой своеобразные коммерческие центры, ускоряющие глобальный товарооборот и стимулирующие внешнюю торговлю.

Информация о работе Свободные экономические зоны Казахстана