Страновой риск и его оценки

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Мая 2013 в 02:28, курсовая работа

Описание работы

Последнее время в практике международных экономических отношений большое внимание уделяется анализу и оценке такой категории, как страновой риск, которой до не давнего времени не придавалось должного значения. Между тем понимание уровня рисков страны является чрезвычайно важным при осуществлении экономического взаимодействия транснационального характера.
Сегодня в мире, расчетом уровня страновых рисков в мире занимается множество научных и коммерческих организаций.

Содержание работы

Введение………………………………..……………………………….…………3
1.Сущность и структура страновых рисков, основные факторы их формирования и методы оценки……………………………………………….5
2.Анализ страновых рисков на примере стран...................................................15
Заключение……………………………...…………………………………..……22
Список используемых источников………………………………………….….23

Файлы: 1 файл

Kursach_33.docx

— 104.90 Кб (Скачать файл)

ААА (+/-) - Очень высокая степень кредитоспособности. Финансовое состояние оценивается как устойчивое и стабильное в долгосрочной перспективе. Системный риск низкий или отсутствует

АА (+/-) - Высокая степень кредитоспособности. Финансовое состояние оценивается как устойчивое и стабильное в долгосрочной перспективе. Системный риск низкий или отсутствует

А (+/-) - Высокая степень кредитоспособности . Финансовое состояние оценивается как устойчивое и стабильное в долгосрочной перспективе. Высокий системный риск.

ВВВ (+/-) - Сравнительно высокая степень кредитоспособности. Финансовое состояние оценивается как устойчивое и стабильное в среднесрочной перспективе.

ВВ (+/-) - Средняя степень кредитоспособности. Финансовое состояние оценивается как удовлетворительное и стабильное в краткосрочной перспективе.

В (+/-) - Степень кредитоспособности незначительно ниже средней. Основные показатели финансового состояния оцениваются как удовлетворительные и стабильные в краткосрочной перспективе

ССС (+/-) - Степень кредитоспособности ниже средней. Основные показатели финансового состояния оцениваются как удовлетворительные, но их стабильность сомнительна

СС (+/-) - Низкая степень кредитоспособности . Основные показатели финансового состояния оцениваются как близкие к удовлетворительным, но их стабильность сомнительна

С (+/-) - Недопустимо низкая степень кредитоспособности.  Финансовое состояние оценивается как неудовлетворительное или близкое к удовлетворительному, но нестабильное

D (+/-) - Низкая степень оценки кредитоспособности. Финансовое состояние оценивается как стабильно неудовлетворительное (близкое к дефолту)

0 - Рейтинг аннулирован по требованию банка 

 

При соотнесении рейтингов  здесь важно не столько буквенное  обозначение, сколько экономический  смысл, вкладываемый в тот или  иной рейтинг. Смысловое толкование буквенных обозначений рейтинга отражает степень надежности рейтингуемого  объекта и уровня развития его  рыночных позиций, позволяющих "инвестору" установить первоначальные критерии взаимодействия. Основные параметры комплексного исследования всех аспектов деятельности рейтингуемого  объекта основываются на принципах "мозаики", когда компоненты финансового  и нефинансового анализов дополняют  и подтверждают друг друга, формируя единую картину деятельности рейтингуемого  объекта.

Все рассмотренные модели оценки странового риска имеют определенные преимущества и недостатки. Экспертные системы критикуются за то, что  в них не всегда четко прослеживаются причинные отношения.

Эконометрические модели зачастую страдают сложностью обеспечения  текущими источниками данных большинства  независимых переменных, необходимых  для анализа. Встроенные модели могут  быть дороги, продолжительны во времени  и географически ограничены. Поэтому  оптимальный подход должен сочетать лучшие стороны каждого из методов  и давать возможность измерять макрориски и интерпретировать их применительно к специфическим условиям, что и делается рейтинговыми агентствами.

Система рейтингов странового риска (возможных потерь в данной стране) - это в основном продукт  отдельного банка, составленная по принципам, разработанным и одобренным менеджментом банка. Это не совершенная, объективная  оценка, выводы которой верны в  любое время. Напротив, это попытка  разработать организованный процесс  очень сложного объекта с тем, чтобы оценить сегмент общего кредитного риска банка.

Возникновение странового риска  может быть обусловлено как внутренними, так и внешними причинами.

К внутренним причинам возникновения  странового риска относятся:

несоответствие внутренних документов банка законодательству иностранных государств;

неспособность банка своевременно приводить свои внутренние документы  и правила в соответствие с  изменениями условий деятельности: при осуществлении валютного  банковского обслуживания, при разработке и внедрении новых форм и условий  осуществления банковских операций и сделок, финансовых инноваций и  технологий, при выходе на новые  рынки (по видам услуг, по видам валют  и по территориальной (страновой) принадлежности);

ошибочные условия договоров, процедур, тарифов;

нарушение банком условий  договоров, процедур, тарифов;

К внешним причинам возникновения  странового риска относятся:

неисполнения иностранными контрагентами (юридическими, физическими  лицами) обязательств из-за экономических  изменений условий его деятельности;

неисполнения иностранными контрагентами (юридическими, физическими  лицами) обязательств из-за политических изменений условий его деятельности;

неисполнения иностранными контрагентами (юридическими, физическими  лицами) обязательств из-за социальных, в том числе правовых изменений  условий его деятельности;

недоступность валюты денежного  обязательства контрагенту из-за особенностей национального законодательства (независимо от финансового положения  самого контрагента);

нарушения клиентами и  контрагентами банка условий, процедур, тарифов по причинам, указанным выше;

возможное нахождение подразделений  банка, его дочерних и зависимых  организаций, клиентов и контрагентов под юрисдикцией различных государств, имеющих различия в условиях и  законодательстве.

Управление страновым  риском состоит из следующих этапов:

выявление странового риска;

оценка странового риска;

мониторинг странового риска;

контроль и/или минимизация  странового риска.

Цели и задачи управления страновым риском достигаются при  соблюдении определенных принципов  следующими методами:

система пограничных значений (лимитов);

система полномочий и принятия решений;

информационная система;

система мониторинга законодательства;

система контроля.

В целях минимизации странового риска банки используют следующие  основные методы:

стандартизируют основные банковские операции и сделки;

устанавливают внутренний порядок  согласования изменений во внутренних документах и процедурах, касающихся контрагентов, и отличных от стандартизированных;

производят мониторинг изменений  законодательства Российской Федерации  и действующих нормативных актов  с целью выявления и предотвращения странового риска на постоянной основе;

стимулируют служащих банка  в зависимости от влияния их деятельности на уровень странового риска;

обеспечивают постоянное повышение квалификации сотрудников  банка с целью выявления и  предотвращения странового риска;

обеспечивают постоянный доступ максимального количества служащих банка к актуальной информации по законодательству, внутренним документам банка.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

     2  Анализ страновых рисков на примере стран.

 

 

 

Для корректного отражения  странового риска следует выделить его факторы и понять степень  влияния по отдельным компаниям. Основные факторы странового риска России показаны на рисунке 1.

Источник: http://www.cfin.ru

Рисунок 1. Страновой риск России

 

На практике нашли применение четыре метода расчета страновой  премии за риск (СRP): 1) метод кредитного рейтинга; 2) метод широкого инвестиционного рейтинга; 3) метод фундаментальных факторов и метод относительной рискованности рынков акций (рисунок 2).

Источник: http://www.cfin.ru

Рисунок. 2. Положительная премия за страновый риск

Наиболее часто применяется  метод кредитного рейтинга, строящий оценку на страновом спреде риска  дефолта (риска невыполнения государственных  обязательств по заимствованиям). Необходимая  информация — кредитные рейтинги, присвоенные странам (например, агентствами S&P (таблица 1), Moody’s, Fitch), и наблюдаемые спреды доходности государственных заимствований по локальным рынкам и рынку США. Метод исходит из положения, что доходность государственных облигаций может рассматриваться как непосредственная мера странового риска. Такой метод отождествляет страновые риски и риск суверенного дефолта.

Таблица 1       Суверенные рейтинги агентства S&P на начало 2012 года для долларовых заимствований

Страновой рейтинг

Страны

ААА

США, Германия, Франция, Великобритания, Швейцария, Норвегия, Нидерланды, Австрия, Финляндия, Ирландия, Сингапур

АА+

Бельгия, Канада, Дания, Швеция

АА

Австралия, Италия, Испания, Тайвань, Бермуды

АА–

Япония, Португалия

А+

Исландия, Кувейт, Гонконг, Корея, Кипр

А

Греция, Китай, Словения, Мальта, Кипр, Ботсвана

А–

Китай, Чили, Чехия, Венгрия, Эстония, Латвия, Литва, Израиль, Катар, Бахрейн, Малайзія

ВВВ+

ЮАР, Россия (с августа 2010 г. по Fitch)

ВВВ

Мексика, Россия (с декабря 2009 г. по трем агентствам)

ВВВ–

Польша, Казахстан, Россия (с января 2009 г.)

ВВ+

Египет, Сальвадор, Филиппины, ЮАР, Россия* (до 2009 г.)

ВВ

Колумбия, Индия, Панама, Марокко, Гватемала, Коста-Рика

ВВ–

Вьетнам, Болгария, Перу, Уругвай, Бразилия

В+

Украина, Боливия, Румыния, Сенегал, Ямайка

В

Венесуэла, Монголия, Парагвай

В–

Ливан, Турция, Суринам

ССС+

Еквадор

SD

Аргентина, Индонезия


В начале 2010 года агентство S&P подняло страновой рейтинг России в иностранной валюте до ВВ+ (в национальной валюте рейтинг выше: ВВВ–), аналогичный рейтинг ВВ+ (на одну позицию ниже инвестиционного) был выставлен и французским агентством Fitch. 8 октября 2009 года агентство Moody’s присвоило России рейтинг инвестиционного класса Ваа3 (впервые за историю выставления России инвестиционных рейтингов). В 2011 году инвестиционный рейтинг был присвоен России тремя крупнейшими рейтинговыми компаниями: S&P, Fitch, Moody’s (уровень ВВВ–). В августе 2011 г. агентство Fitch повысило долгосрочный рейтинг в иностранной и национальной валюте с уровня ВВВ– до второго уровня инвестиционной зоны ВВВ. Аналогичное повышение по Moody’s в октябре 2010 года (до Ваа2), по S&P до ВВВ— в декабре 2011 года. В июле 2011 года агентство Fitch повысило долгосрочный рейтинг в иностранной и национальной валюте с уровня ВВВ до ВВВ+. Доходность еврооблигаций «Россия-30» составила 6,178 %. Спред к казначейским облигациям США составил 106 базисных пунктов.

Метод кредитного рейтинга задания страновой премии за риск (CRP) строится на следующем алгоритме.

1. По странам рассчитывается  суверенный спред риска дефолта:

Суверенный спред = Доходность государственных долларовых облигаций локального рынка — Доходность казначейских облигаций США.           (2)

2. Систематизируется информация  по присвоенным страновым кредитным  рейтингам. Суверенный спред дефолта, как правило, отличается у стран с одним значением рейтинга.

3. Рассчитывается типичный (усредненный) спред дефолта. Типичный спред — оценка усредненного значения суверенного спреда по странам с одинаковым рейтингом. Например, если по странам Бразилия и Перу рейтинг S&P составляет ВB–, а суверенные спреды равны соответственно 423 и 502 базовым пунктам, то типичный спред дефолта по рейтингу ВВ– будет принят на уровне 463.

4. Метод рейтинга предполагает  задание страновой премии за  риск по значению типичного  спреда. Например, для страны с  рейтингом ВВ – премия за страновой риск будет рекомендована на уровне 4,63 %.

5. Так как суверенные  спреды постоянно меняются, отражая  изменения макроэкономических параметров (спреды повышаются во время  спада и понижаются в периоды  экономического подъема), то ряд  агентств рассчитывают устойчивые  типичные спреды, сохраняющие значимость  на относительно длительном временном  промежутке. Эти спреды позволяют  построить таблицу зависимости  спреда от рейтинга страны (пример  — в табл. 1). Одним из вариантов нахождения такой зависимости спреда от рейтинга являются регрессионные оценки по прошлым данным. Например, может использоваться регрессия спреда по отношению к экономическому росту:

Спред дефолта рейтинга ВВВ = 0,47 – 0,04 × Реальный рост ВНП в % по стране.                                                                                                       (3)

При реальном росте на уровне 7 % спред дефолта находится на уровне 2 %. В периоды повышения  экономического роста спред будет  сокращаться по данному рейтингу.

   

 

Таблица 2      Страновые поправки с учетом кредитного рейтинга страны

 

Страновой рейтинг

                                                                                                           Поправка к рыночной премии за риск США (метод типичного спреда) %

АА

0,75

А+

1,25

ВВВ+

1,5

ВВВ

1,7–2

ВВВ–

2,50

ВВ+

3

ВВ

3,5

ВВ –

4

В

5

Информация о работе Страновой риск и его оценки