Страновой риск и его оценки

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Мая 2013 в 02:28, курсовая работа

Описание работы

Последнее время в практике международных экономических отношений большое внимание уделяется анализу и оценке такой категории, как страновой риск, которой до не давнего времени не придавалось должного значения. Между тем понимание уровня рисков страны является чрезвычайно важным при осуществлении экономического взаимодействия транснационального характера.
Сегодня в мире, расчетом уровня страновых рисков в мире занимается множество научных и коммерческих организаций.

Содержание работы

Введение………………………………..……………………………….…………3
1.Сущность и структура страновых рисков, основные факторы их формирования и методы оценки……………………………………………….5
2.Анализ страновых рисков на примере стран...................................................15
Заключение……………………………...…………………………………..……22
Список используемых источников………………………………………….….23

Файлы: 1 файл

Kursach_33.docx

— 104.90 Кб (Скачать файл)

Учреждение образования

«Частный институт управления и предпринимательства»

 

Кафедра Управления

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

                              По дисциплине Управление организацией

                              На тему: «Страновой риск и его оценка». 

 

 

 

 

 

 

Студентка Гейдарова С.А.                      

Курс _3___, группа _131М___

Факультет экономический

Специальность менеджмент

Руководитель: Мельников

Николай Кондратьевич 

 

 

 

 

 

 

Минск 2012

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

Введение………………………………..……………………………….…………3

1.Сущность и структура страновых рисков, основные факторы их формирования и методы оценки……………………………………………….5

2.Анализ страновых рисков на примере стран...................................................15

Заключение……………………………...…………………………………..……22

Список используемых источников………………………………………….….23

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Последнее время в практике международных экономических отношений  большое внимание уделяется анализу  и оценке такой категории, как  страновой риск, которой до не давнего  времени не придавалось должного значения. Между тем понимание  уровня рисков страны является чрезвычайно  важным при осуществлении экономического взаимодействия транснационального характера.

Сегодня в мире, расчетом уровня страновых рисков в мире занимается множество научных и коммерческих организаций.

Среди основных и наиболее авторитетных организаций, занимающихся оценкой этой проблемы можно выделить:

• международные финансовые организации, например, Международный  валютный фонд, который изучает данную проблему в своем ежегодном отчете: World Economic Outlook;

• международные рейтинговые  агентства, такие как Moody's, Standard and Poors, Fitch, составляющие суверенные рейтинги всех стран-заемщиков, а также рейтинги крупнейших корпораций;

• влиятельные издания  Евромани и Экономист, которые уже более 50 лет практически синхронно измеряют уровни странового риска более чем 100 и публикуют эти данные в виде рейтингов на ежегодной основе;

• консалтинговые фирмы, специализирующиеся исключительно на оценке странового риска. Например, американская группа PRS1, которая производит ежемесячные оценки риска, прогнозы и анализ политического, финансового и экономического риска для более 130 стран и составляет так называемый Международный гид странового риска (ICRG). Также предоставляет услуги по детальному обзору и расчету страновых рисков для каждой из стран на индивидуальной основе; или французская компания GLOB@L FINANCE , предоставляющая сходные услуги.

 

1 Адрес компании в сети  Интернет – http://www.prsgroup.com.

2 Адрес компании в сети  Интернет - http://www.globalfinance.org.

Между тем, изучив разработанные  на текущий момент подходы к оценке странового риска, пришла к выводу, что они носят скорее описательный и сравнительный характер и пригодны для руководителей и аналитиков транснациональных компаний, намеревающихся инвестировать в ту или иную страну, а также для политиков экономического блока национального и наднационального уровня.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 Сущность и структура страновых рисков, основные факторы их формирования и методы оценки.

 

 

 

Страновой риск - риск изменения  текущих или будущих политических или экономических условий в  стране в той степени, в которой  они могут повлиять на способность  страны, фирм и других заемщиков  отвечать по обязательствам внешнего долга.

Страновой риск иногда довольно значителен для некоторых банков и небанковских фирм, прямо или  косвенно занятых во внешней торговле и иностранных инвестициях. Например, банк, клиентами которого являются отечественные корпорации, которые  активно экспортируют большую часть  продукции, должен при оценке кредитоспособности клиентов принять во внимание страновой  риск этих фирм. Одинаково важной является оценка фирм, которые перевели значительную часть своих производственных мощностей  в другие страны. Прямые иностранные  инвестиции увеличивают экономический  и политический риски, также как  риск перевода - аспекты, которые отсутствуют  в чисто внутристрановом бизнесе.

Страновой риск является многофакторным явлением, характеризующимся тесным переплетением множества финансово-экономических  и социально-политических переменных.

В рамках общего странового риска выделяют некоммерческий (политический) и коммерческий риски.

Коммерческий риск может  быть как на уровне государства (страны), то есть риском неплатежеспособности при предоставлении займа иностранным  государством, так и на уровне компаний - трансграничным риском, то есть риском того, что при проведении экономической  политики отдельная страна (государство) может наложить ограничения на перевод  капитала иностранным инвесторам.

Некоммерческий (политический) риск предполагает вероятность финансовых потерь для компании в результате воздействия неблагоприятных политических факторов в стране размещения инвестиций.

До середины 1980-х годов  прошлого столетия основное внимание при оценке странового риска уделялось  экономическим и технологическим  областям и менее - политическим и  социальным. К пересмотру этой тенденции  привели активные исследования в  плане разработки соответствующих  социальных индикаторов, которые могли  бы использоваться наряду с экономическими составляющими (например, ВВП, индекс потребительских  цен).

До 1970-х годов политический анализ климата в стране проводился на основе качественных оценок при  помощи методов «старых знакомств» (old hands) и «больших туров» (grand tours). Анализ проводился не регулярно, а только тогда, когда на карту был поставлен вопрос о новых инвестициях. Если риск представлялся высоким, то инвестиции, либо не размещались, либо к стоимости проекта добавлялась «премия за риск» для учета высокой вероятности потерь. Недостатком этих методов является то, что возможно «приукрашивание» полученной информации.

 Наиболее систематичным  является метод Delphi, в соответствии с которым на первом этапе аналитики разрабатывают систему переменных для конкретного случая, а затем привлекают достаточное количество экспертов, которые определяют вес каждой переменной для рассматриваемой страны. Здесь возможным минусом является чрезмерная субъективность оценок.

Соответственно возникла необходимость разработать комбинированный  метод, который позволил бы соединить  субъективное восприятие незнакомой среды  той или иной компании с количественным анализом объективных данных для  формирования общего восприятия (GESTALT) странового риска.

Более широкое развитие моделирование  политических и экономических рисков получило к началу 1980-х годов. Рост задолженности развивающихся стран вызвал интерес к рискам неплатежеспособности. Специфическая природа данных рисков привела к систематическому анализу макроэкономических данных. Мировой кризис конца 1990-х годов привел к необходимости существенно пересмотреть количественные оценки странового риска практически для всех стран в сторону увеличения. Характер развития кризиса выявил глобальную взаимосвязь экономик различных государств ("принцип домино"), что привело к ограничению применяемых традиционных методов оценки риска и необходимости разработки новых подходов.

Конечно, количественная оценка странового риска имеет определяющее значение для принятия решения об инвестициях в зарубежных странах. Поэтому появилась концепция "мирового портфеля", в соответствии с которой  доли вложения средств в активы различных  государств должны распределяться, обратно  пропорционально их страновому риску.

Количественный подход к  оценке странового риска позволяет  сравнивать различные страны по степени  риска, используя единый числовой фактор риска, который суммирует относительное  влияние определенного количества социально-политических факторов посредством  различных политических и социальных индикаторов (формула 1).

 

R = R (q1, q2, q3, …, qn) = R (qi), i = 1, …, n,                                    (1)

 

          где R - многофакторная функция, зависящая от значений учитываемых факторов (qi - совокупность значений i-го фактора).

Главными недостатками количественных методов является использование  узкого определения политического  риска и концентрация на ограниченном количестве факторов риска, таких как  политическая нестабильность, валютный контроль и экспроприация. Полный список возможных рисков с разной степенью потенциального влияния на иностранные  инвестиции гораздо шире и включает несколько сотен политических, экономических и социально-культурных факторов. Выбор факторов и определение их относительного веса остается основной проблемой количественного метода.

Также проблема заключается  в том, что попытка приспособить количественную шкалу рисков для  международных сравнений наталкивается  на отраслевую ориентированность большинства  страновых рисков. Например, добывающие отрасли гораздо больше подвержены экспроприации, чем высокотехнологичные  производственные отрасли. Более того, то, что рассматривается как фактор риска для большинства отраслей, вполне может быть фактором дополнительных возможностей для некоторых других отраслей. Поскольку различные страны обладают различным относительным  уровнем риска для разных инвесторов, то соответственно сфера применения количественной шкалы странового риска  сужается.

Для раннего обнаружения  благоприятных или неблагоприятных  тенденций в стране может использоваться метод агрегированных статистических данных. На этой основе были разработаны  две модели - Political System Stability Index (PSSI) и Ecological Approach, основанные на точных причинных взаимосвязях и опирающиеся в первую очередь на эконометрические и другие объективные данные.

Другую группу составляют экспертные оценки, являющиеся обычно конечным продуктом многоступенчатого  консультационного процесса, который  может вовлекать метод Delphi. Некоторые из этих отчетов используют эконометрические данные, но их основной характеристикой является прогрессивное присвоение рейтингов достаточно большого количества стран. Первой компанией по ранжированию стран стала служба BERI (Business Environment Risk Index). Эта система оценки основана на придании каждому виду риска определенного весового коэффициента, отражающего его значимость для успеха в бизнесе.

Составление рейтинга стран  по уровню риска включает в себя несколько этапов:

• выбор переменных (политическая стабильность, степень экономического роста, степень инфляции, уровень национализации и др.);

• определение веса каждой переменной (максимальный вес имеет переменная политической стабильности);

• обработка показателей по методу Delphi с использованием экспертной шкалы;

• выведение суммарного индекса, теоретически располагающегося в пределах от 0 до 100 (минимальный индекс означает максимальный риск, и наоборот).

Как правило, индексы стран  не достигают крайних значений. Сравнительные  рейтинговые системы, использующие схожие методологии, разрабатываются  консалтинговыми фирмами Frost & Sullivan (the World Political Risk Forecast), Business International and Data Resources Inc. (Policon). Большинство из них доступны в режиме онлайн, и, как в случае с Policon, пользователи могут исключать вес различных переменных либо включать свою собственную оценочную информацию.

В модели Euromoney рейтинг странового риска составляется путем комбинирования по 9 категориям: экономические данные (25% в оценке), политический риск (25%), долговые показатели (10%), не выплачиваемые или реструктурированные во времени долги (10%), кредитный рейтинг (10%), доступ к банковским финансам (5%), доступ к краткосрочным финансам (5%), доступ к рынкам капитала (5%), дискаунт по форфейтингу (5%). При этом оценка политического риска производится на основе экспертных заключений по шкале от 0 (высокий риск) до 10 (низкий риск). Результирующее значение странового риска варьируется от 0 (наибольший риск) до 100 (наименьший риск). Данные числовые значения конвертируются в 10 буквенных категорий - от ААА до N/R.

Более 25 лет назад у  международных инвесторов возникла необходимость оценивать риски  при вложении инвестиций в различные  программы и проекты отдельных  стран. В результате появились компании, которые стали с использованием определенного рейтинга стран, их образований и хозяйствующих субъектов осуществлять прогноз по рискованности финансовых вложений. Такие оценки стали публиковаться. Первоначально этим занимались отдельные группы при крупных компаниях или банках, затем были созданы специальные рейтинговые агентства.

Разработка стратегии  поведения в стране вложения инвестиций строится на тщательном анализе как  объективных (уровень инфляции, состояние  экономики и т.д.), так и субъективных (роль ключевых фигур государства, структура  власти, их влияние на ведение бизнеса) факторов.

Каждое агентство имеет  свои показатели, экспертные веса, шкалу  рейтинга, которые преимущественно  представлены буквенным выражением.

Что касается агентства RusRating, то страновой риск, безусловно, учитывается при присвоении рейтинга субъекту хозяйствования. Кроме того, наличие в шкале рейтингов от ААА до D позволяет клиентам агентства RusRating сочетать их с аналитическими исследованиями и рейтингами банков других стран и других национальных агентств.

Информация о работе Страновой риск и его оценки