СССР в международных организациях 195-1991 гг

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Июня 2013 в 09:45, курсовая работа

Описание работы

После 1945 г. практически ни одна серьезная международная проблема не могла быть решена без участия СССР. Политическое влияние Советского Союза распространялось на Польшу, Чехословакию, Болгарию, Венгрию, Румынию, Югославию, Албанию, Финляндию, оккупированные советскими войсками восточные части Австрии и Германии. Рост мирового коммунистического движения способствовал укреплению международных позиций СССР, что отнюдь не маловажно. Перед СССР возникла необходимость четкого определения своего стратегического курса в условиях складывающегося биполярного мира. Исходя из этого, можно поставить основную цель данного исследования: проанализировать роль и положение СССР в международных организациях.

Содержание работы

Введение. 3
Глава 1. Основные направления деятельности СССР в международных организациях. 6
§1. Коминформ 6
§2. ООН 8
§3. ОВД 12
§4. СЭВ 14
Глава 2. Влияние участия СССР в процессах мировой политики на внутриполитическую жизнь страны. 18
§1. Венгерский кризис. 18
§2. Внутренняя экономическая политика 21
Заключение 24
Список использованных источников и литературы. 25

Файлы: 1 файл

курсовая_.docx

— 82.42 Кб (Скачать файл)

Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования Уральский федеральный университет имени первого Президента России

Б.Н. Ельцина

 

 

Институт  социальных и политических наук

Департамент международных отношений

Кафедра теории и истории международных отношений

 

 

 

 

 

 

 

 

СССР  В МЕЖДУНАРОДНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ

(1945-1991 гг.)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Курсовая работа

по дисциплине «Истории           международных отношении: 1900-1991»

студента 1 курса

группы СП-120004

Олюниной Анастасии Александровны

Научный руководитель:

ассистент кафедры  теории и истории международных  отношений,

ассистент кафедры  востоковедения,

Муратшина К.Г.

 

 

 

 

 

Екатеринбург

2013 г.

 

Оглавление

Введение. 3

Глава 1. Основные направления деятельности СССР в международных организациях. 6

§1. Коминформ 6

§2. ООН 8

§3. ОВД 12

§4. СЭВ 14

Глава 2. Влияние участия СССР в процессах мировой политики на внутриполитическую жизнь страны. 18

§1. Венгерский кризис. 18

§2. Внутренняя экономическая политика 21

Заключение 24

Список использованных источников и литературы. 25

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

 

С завершением  войны в Европе на первое место  во внешней политике встали вопросы  мирного урегулирования, начиная  с определения границ и налаживания  взаимоотношений и заканчивая решением социальных и экономических задач.

 По итогам Второй мировой войны мир разделился на два лагеря - капиталистический и социалистический, во главе которых стояли два мощных гегемона – США и СССР (соответственно). Довольно жесткое противостояние двух систем получило название «холодная война», которая продолжалась с 1946 по 1991 гг. Противостояние СССР и капиталистических стран проходило в условиях роста гонки вооружений и создания военных блоков.

Одной из важнейших задач во внешней политике СССР считал оказание помощи в восстановлении разрушенного войной хозяйства и  проведении социалистических преобразований в ряде стран Центральной и  Юго-Восточной Европы и Азии.

Западные  страны противились расширению сферы  влияния СССР, который в 1949 г. создал собственное атомное оружие. Перестали  действовать многие соглашения и  учреждения, созданные для поддержания  мира и сотрудничества. Чтобы заставить СССР принять свой политический диктат, западные страны во главе с США в 1949 г. создали военно-политическую организацию Североатлантический альянс (НАТО). В 1954 и 1955 гг. возникли еще 2 военных блока: Организация Юго-Восточной Азии (СЕАТО) и Организация Центрального договора на Ближнем Востоке (СЕНТО). Для противостояния этим блокам был подписан Варшавский договор.

Плачевное состояние экономики СССР ограничивало внешнеполитические возможности СССР, следовательно, необходимо было восстанавливать хозяйство, но конфронтация политических сил давала почувствовать руководству государства уязвимость страны, и заниматься вплотную этим процессом было невозможно. Поэтому советское правительство воспользовалось поддержкой других стран.

После 1945 г. практически ни одна серьезная  международная проблема не могла  быть решена без участия СССР. Политическое влияние Советского Союза распространялось на Польшу, Чехословакию, Болгарию, Венгрию, Румынию, Югославию, Албанию, Финляндию, оккупированные советскими войсками восточные  части Австрии и Германии. Рост мирового коммунистического движения способствовал укреплению международных  позиций СССР, что отнюдь не маловажно. Перед СССР возникла необходимость четкого определения своего стратегического курса в условиях складывающегося биполярного мира.

Исходя из этого, можно  поставить основную цель данного  исследования: проанализировать роль  и положение СССР в международных  организациях.

В работе поставлены следующие  задачи:

  1.     Изучить основные направления деятельности СССР в международных организациях.

2)    Проследить изменения внутренней политики страны, под влиянием мировых процессов.

В рамках различных международных  организаций процесс зарождения сотрудничества государств проходил довольно в  напряженной обстановке. Также  проявлялись попытки мирного  урегулирования с бывшими союзниками гитлеровской Германии: Румынией, Финляндией, Италией, Болгарией и Венгрией.

Актуальность выбранной темы вполне очевидна, ведь данный этап истории, несмотря на его небольшую продолжительность, определил ход истории для будущей России, ее положение и роль в международных организациях.

Данная  работа опирается на обширную базу научной литературы по истории международных  отношений XX века. Стоит отметить таких исследователей как Богатуров А.Д., Наринский М.М, Кирилин И.А., в трудах которых детально представлены международные отношения в послевоенный период и подробно рассмотрены этапы, способы и цели дипломатической борьбы  того времени.

Также в  качестве источников в работе были использованы сборники документов, в  числе которых документы и  материалы с Совещаний Коминформа 1947 – 1949 гг. Источниками послужили также сочинения Сталина И.В., документы и материалы Организации Варшавского Договора и т.д.

Курсовая  работа содержит две главы. Первая глава  посвящена изучению основных направлений  деятельности СССР в международных  организациях. Вторая глава освещает влияние участия СССР в процессах  мировой политики на внутриполитическую жизнь страны.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Основные направления  деятельности СССР в международных организациях.

§1. Коминформ

 

     Коминформ или Коминформбюро – это международная коммунистическая организация, работавшая в 1947 ˗ 1956 гг. Она была создана по инициативе советского руководства, лично Сталина, с целью пропаганды коммунистических идей и советской политики в Европе, а также всеми возможными способами противодействовать доктрине Трумэна.  Важнейшие функции Коминформа также заключались во взаимной поддержке социалистических государств на мировой арене.1

«План Маршалла»  обозначил грани расхождений  между СССР и западными союзниками. Советский Союз отверг идею экономического соединения с Западом на американских условиях, что предполагало разделение системы международных отношений. Дипломатическое признание Западом таких государств как Венгрия, Польша и Румыния, а затем раскол с западными державами из-за «плана Маршалла» дали основание СССР отказаться от сдерживания революционных настроений компартий восточноевропейских стран. Советское руководство, осознав, что США приступили к созданию сферы своего влияния в Западной Европе, начало способствовать большевизации Восточной части Европы. Добиваясь ослабления конкурентов, компартии опирались на командные позиции, которые они успели приобрести в органах внутренних дел и иных силовых структурах.

22 сентября 1947 г. в польском городе Шклярска Поремба по инициативе И.В.Сталина и И.Б.Тито началось совещание руководителей коммунистических партий Европы: СССР, Югославии, Италии, Венгрии, Румынии, Чехословакии, Болгарии, Франции и Польши, на котором было принято решение о создании Информационного бюро коммунистических партий.2

На этом совещании выступил Жданов Ю.А. с докладом «О международном положении», в котором он развил идею о противостоянии на международной арене двух лагерей – «лагеря империалистического и антидемократического, с одной стороны, и лагеря антиимпериалистического и демократического, с другой».3 Этот тезис был одобрен представителями компартий.  Сообщение для прессы об этом совещании было опубликовано только в начале октября. Местом пребывания Коминформа стал Белград. Там же происходила редакция издаваемой им газеты «За прочный мир, за народную демократию!»

Задачей Коминформа стал обмен информацией  и координация действий компартий. Коминформ фактически представлял  собой модифицированную версию Коминтерна, распущенного в 1943 г. Это был не только шаг по пути консолидации коммунизма в Восточной Европе, но и инструмент передачи советского влияния в социалистические и коммунистические круги западноевропейских стран. Создание Коминформбюро стало событием, которое разделило мир на социалистический и капиталистический лагерь. Позже подобные соглашения советское правительство подписало с другими дружественными государствами – Германской Демократической Республикой, Корейской Народной Демократической Республикой и Китайской Народной Республикой. Такие договоры предусматривали обязанность со стороны СССР учувствовать во всех противостояниях, которые могут возникнуть у этих государств с США.

В 1948 г. Коминформу предстояло сыграть ключевую роль в конфликте между Тито и Сталиным. Проигрыш Сталина в этом конфликте показал ему ограниченные возможности Коминформа. Не было предпринято никаких попыток расширить его состав.

После смерти Сталина деятельность Коминформа была заморожена, а в 1956 г. он был официально распущен.

§2. ООН

 

Организация Объединённых Наций, ООН — международная организация, созданная в 1945 году на конференции в Сан-Франциско, для поддержания и укрепления международного мира и безопасности, развития сотрудничества между государствами.4 В период, когда только ООН была создана, руководство Советского Союза довольно долго не признавало активного участия в миротворческой деятельности этой организации, и либо бойкотировало институты ООН, либо занимало безразличную позицию.

Первоначально Советский Союз не разделял западного  подхода, который рассматривал миротворчество ООН как один из основных способов управления и контроля над определенными стадиями международных конфликтов.5 СССР исходил из другой точки зрения: причины конфликтов лежат в противоречиях между капиталистической и социалистической системами, а управлять международными отношениями можно только в общем смысле понятия.  

За четыре с лишним десятилетия СССР существенно изменил свое отношение к этой организации, реагируя не только на изменения геополитической ситуации в мире и эволюцию международного миротворчества, но и на перемены в политико-идеологических установках советского руководства. Следовательно, можно сделать вывод, что сотрудничество СССР и ООН в рамках организации складывалось тяжело и долго.

СССР и деятельность ООН в сфере безопасности. До начала холодной войны, на рубеже 1940 – 1950-х годов, СССР занимал жёсткую позицию в отношении контроля за вооружением. Однако,  в 1949 году СССР провел ядерное испытание, тем самым сорвав реализацию плана Баруха, т.е. созданию международного органа, контролировавшего всю атомную энергию и  все, что ее касается.

 Правительства Франции, США и Великобритании предложили проект декларации трех держав: установление определенных норм вооружённых сил государств – членов и ограничение сокращения вооруженных сил, а в 1952 году эти же государства выступают насчет численности личного состава. СССР блокирует оба предложения и даёт понять, что выступает против частичного разоружения. СССР выступает с «пактом мира», т.е. выступает за сокращение всех вооружённых сил на 1/3 за 1950 г. 6

В 1956 году СССР выступает с программой «Мир по разоружению». Она включала в себя акт о ненападении между НАТО и ОВД, снижение численности военных сил. Также СССР вносит предложение о деидеологизации международных отношений, сокращении  военных сил и военных расходов на 15%  и ликвидации военных баз на чужих территориях.7

На 6-й  сессии Генеральной Ассамблеи ООН 8 ноября 1961 г. СССР выдвигает проект резолюцию «О мерах против угрозы новой мировой войны», т.е. сделать членство в региональных блоках несовместимым с членством в ООН.8  Это предложение было поддержано делегациями БССР, УССР, стран народной демократии и ряда стран Востока, но под давлением США большинство членов ООН отклонило его.

В 1961 году СССР предложил ввести чрезвычайные уровни и частично сократить вооружения. Московский договор о запрещении испытаний в трех средах подписан 5 августа 1963 года в Москве. Сторонами договора являлись СССР, США и Великобритания.9 На протяжении 1970-х СССР вносил предложения о попытках разоружения ядерного и химического оружия, но выступал всегда против контроля над этими процессами.

 

Сотрудничество СССР с экономическими органами ООН было затруднено из-за разницы экономических систем 1944 – 1945 гг. СССР принимал участие в создании МБРР (первый межгосударственный инвестиционный институт), Европейской экономической комиссии, а также международной  организации гражданской авиации. США готовы были предоставить СССР повышенные квоты в ГАТТ и рассмотреть СССР как государство-партнёр.10 СССР боялся политики открытых дверей в Восточной Европе, так как капитал западных держав уходил бы туда, тогда СССР потерял бы политически идеологическое влияние в данном регионе.

Советское руководство хотело добиться дестабилизации империалистических стран с помощью экономического кризиса. Кризис ведет к политической нестабильности, классовой борьбе, дестабилизации империалистической системы в целом. Для СССР участие в экономических организациях было невыгодно, ибо они направлены на стабилизацию экономики стран-участниц.  Эти причины конечно же не высказывались в открытую. Официально СССР мотивировал участие в международных экономических органах желанием сохранить экономическую независимость и сберечь рубль от колебаний мировой финансовой системы.11  

Со второй половины 1960-х в деятельности ООН заметна тенденция к экономизации, СССР всеми силами противился этому процессу и не считал необходимым реализовывать инициативы ООН на национальном уровне. Но своих предложений СССР не выдвинул, а только критиковал имеющиеся. На специальной Сессии Генеральной Ассамблеи ООН в 1974 году, обсуждалась хартия о новом международном экономическом порядке, со своей стороны СССР настаивал на включении положений об обязательном разрушении устаревших экономических структур, а также на том, чтобы в тексте говорилось о бесспорном преимуществе социализма.12 

  СССР и деятельность ООН в социальной сфере. В период рассмотрения проекта и принятии Всеобщей Декларации Прав Человека в 1946 году, СССР выступал за свободу шествий и демонстраций и, что немаловажно, за запрещение фашистских и антифашистский организаций, а также против свободы передвижения и выбора места жительства, так как это непатриотично. СССР выступал против статьи, по которой никто не может подвергнуться произвольному изгнанию и аресту, отвергал идею свободы слова. При принятии ВДПЧ СССР и некоторые социалистические  страны  воздержались от голосования.  
 В 1960-е гг. произошла активизация правозащитной нормотворческой деятельности ООН благодаря разрядке. Было разработано 2 пакта: 1) о гражданских и политических правах 2) об экономических, социальных и культурных правах. В 1966-1967 была принята Конвенция «о ликвидации расовой дискриминации» и «о ликвидации дискриминации женщин». СССР поддерживал идею 2-х пактов, но выступал против их абсолютизации. Процесс ратификации растянулся на 10 лет. СССР ратифицировал его в 1973.13 
 В 1983 году под эгидой Европейской экономической комиссии в Софии проходит первое совещании по вопросам народонаселения. Рассматривались демографические явления в ЕЭК (изменение форм семьи, увеличение продолжительности жизни) ряд предложений по капиталовложениям в области здравоохранения, образованию, переподготовке и по улучшению ситуации с занятостью. СССР при поддержке Белоруссии и Украины не внесли свои предложения, а только критиковали предложенную систему и настаивали на том, что у нас такого быть не может. 
 
   СССР и гуманитарная деятельность ООН. В 1954 СССР   становится членом ЮНЕСКО.14 Участие СССР в ЮНЕСКО было довольно пассивным. СССР выступал за ограничение свободы информации, западные страны сильно критиковали за излишний уровень политизации общества. В 1983 году СССР инициирует декларацию об осуждении ядерной войны и деколонизации, это вызывает бурю негодования у Запада. В 1984 США и Великобритания вышли из ЮНЕСКО в знак протеста.

Информация о работе СССР в международных организациях 195-1991 гг