Современное состояние грузинско-абхазских отношений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Октября 2013 в 21:20, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования состоит в выявлении проблем примирения и роли третьих стран в грузино-абхазском конфликте.
Достижение этой цели предполагает решение следующих задач:
- проанализировать понятие политического, регионального и межэтнического конфликта;
- выявить истоки, причины, движущие силы, лежащие в основе грузино-абхазского конфликта;
- исследовать социально-экономическую ситуацию в республике; выявить основные тенденции в экономике поствоенной Абхазии и их влияние на политическую и культурную ситуацию в республике;

Содержание работы

Введение
Глава 1 Грузинско-абхазский конфликт: История развития
1.1 Понятие политического конфликта
1.2 Грузино-абхазские отношения в исторической перспективе: Идеологический и политический аспекты
1.3 Предпосылки развития конфликта
1.4 Анализ военных действий
Глава 2 Участие и роль третьих стран в развитии Грузино-абхазского конфликта
2.1 Позиция Запада на Кавказе
2.2 Российское участие в конфликте. Значение Абхазии для России
Глава 3 Современное состояние грузинско-абхазских отношений
3.1 Народная дипломатия
3.2 Проблема возвращения беженцев
3.3 Анализ современных очагов конфликта
Заключение
Использованная литература

Файлы: 1 файл

Грузино-абхазский конфликт (1).doc

— 510.00 Кб (Скачать файл)

А именно, если обратиться к недавним событиям, то во время  грузино-абхазской войны на стороне  Сухуми сражалось во главе с Ш.Басаевым около 150 чеченских боевиков. Однако с началом контртеррористической операцией федеральных сил 1999 года, некоторые боевики нашли укрытие в Грузии, в частности, значительная часть разместилась в Панкисском ущелье Грузии. Испытывая опасения по поводу возможного обострения отношений с чеченцами (а значит, угрозы быть вовлеченными в военные действия, грузинские власти начали проводить политику лояльности по отношению к боевикам, отказались проводить решительные действия по ликвидации чеченских бандформирований. Согласно данным из официальных источников в Грузии были размещены лагеря для подготовки и обучения боевиков с целью последующих их военных действий против России, а чеченским боевикам были предоставлены возможности для лечения и реабилитации на грузинской территории. В Тбилиси продолжают открыто действовать так называемое представительство республики Ичкерия и чеченский информационный центр, которые осуществляют пропагандистские, финансовое и материальное обеспечение чеченских террористов.

Интересный факт, Российская Федерация до 11 сентября 2001 года неоднократно обращалось к правительству Грузии с требованием о выдачи участников незаконных вооруженных формирований, которые подозревались в совершении террактов на территории России. Но Тбилиси отвечало молчанием, после же 11 сентября грузинская сторона согласилась экстрадировать в Россию 13 бандитов, которые были задержаны в июне 2000 года. Как нам кажется, в связи с объявленным США крестовым походом против терроризма, к которому примкнуло все международное сообщество, Грузия сочла неприемлемым дальнейшее пребывание на своей территории бандформирований под руководством Руслана Гелаева. Но до этого Шеварднадзе предварительно провел ряд консультаций с представителями официального Вашингтона, что дает основания предположить о некотором давлении, которое оказали США на принятия данного решения. Существует мнение, что Тбилиси пытался использовать потенциал боевиков для дестабилизации обстановки в Абхазии и закрепления своих вооруженных формирований в Кордонском ущелье, которые были введены туда вслед за объединенными отрядами боевиков численностью до 500 человек, сформированных из чеченцев, арабов и так называемых грузинских партизан, которыми руководил Дато Шенгели . Согласно данным, представленным Центром стратегического развития под руководством А.Гушера, операцией руководил начальник разведки МГБ Грузии Автандил Иоселиани. А одной из причин, побудившей Грузию к подобным действиям, является улучшение экономической ситуации в Абхазии, которое вызвано успешно развивающимся курортным бизнесом. Так, большая часть туристической инфраструктуры, насчитывает 12 тысяч гостиничных мест, начинает оживать. Уже в 2000 году ряд санаториев был заполнен практически полностью. Среди туристов в основном преобладают граждане Российской Федерации. Что, в свою очередь, повлекло за собой распространение на территории Абхазии листовок следующего содержания: Мы (представители республики Ичкерия) не допустим, чтобы убийцы и военные преступники безнаказанно залечивали свои раны и вместе с семьями счастливо проводили свои отпуска на курортах Абхазии. Мы очень сожалеем, что наши абхазские братья, достигнув своей цели, отвернулись от нас и оказывают радушное гостеприимство карателям и убийцам мирных чеченских жителей. А заверения представителей В.Ардзинбы на форумах народов Кавказа о всесторонней поддержке чеченского народа оказались лицемерными.

Приведем еще один важный факт: в связи с последними событиями в Панкисском ущелье и  болезненным для России вопросом направления в Грузию американских военных специалистов, следует отметить, что это военное выдвижение США произошло именно в регионе вблизи Каспийского моря. Несмотря на то, что в последнее время заметно снизились оценки запасов нефти на Каспии. Некоторые ученые их сравнивают с запасами Северного моря, а оптимистические оценки сопоставимы с богатствами Саудовской Аравии. Вовлечение в разработку таких огромных нефтяных ресурсов может существенно повысить мировую добычу и мировой экспорт нефти, что США считают для себя приоритетной задачей с целью подорвать влияние ОПЕК на мировом рынке нефти и сбить цену на нефть . Также на территории США истощаются разведанные запасы нефти. Возрастает зависимость США от импорта нефти, доля которого уже составляет более 60% в потребляемом жидком топливе. По мере истощения запасов нефти на территории США эта доля будет возрастать. Как известно, самая дешевая нефть поступает в США из зоны Персидского залива. Но именно данная зона характеризуется неустойчивостью.

Наличие же американских военных баз вблизи от Каспийского  моря не может не рассматриваться  и в качестве попытки усилить позиции США в выборе путей транспортировки каспийской нефти. По словам Примакова Е.М., в этом плане немалое значение имеет обозначившееся под флагом борьбы с терроризмом американское присутствие и в Грузии, ведь судя по всему, администрация Буша стремится укрепить стремление некоторых американских крупных нефтяных компаний протянуть нефтепровод через Иран и лоббирует дорогостоящий (по различным оценкам, от 2,5 до 4 млрд. долларов), но стратегически выгодный для США нефтепровод, способный перекачивать до 1 млн. баррелей в день из Баку через Грузию в турецкий порт на Средиземном море Джейхан.

Существовал еще один вариант, за который выступали в  течение определенного времени  американские нефтяные компании: пустить  основной поток нефти и газа из Каспийской зоны через Афганистан к пакистанскому побережью на Аравийском море. Но после операции возмездия активнуюдеятельность в Афганистане развернула американская компания Юнокал, заинтересованная в строительстве газопровода из Туркмении к Индийскому океану через Афганистан и Пакистан. Интересный факт: после создания правительства Карзая президент Буш назначил своим представителем в Афганистане бывшего советника Юнокал американца пуштунского происхождения Э.Халилзада. Если же США будут наращивать свое военное присутствие в Закавказье, это негативно скажется на международной обстановке. Даже сама вероятность сохранения на длительный срок баз США в Центральной Азии создает трудности для России, так как ослабляет тенденцию к большей включенности государств региона в интеграционные процессы в рамках СНГ.

Итак, грузино-абхазский  конфликт оказывает сильное влияние  на проблематику транспортировки нефти, вовлекая в свою орбиту стратегические интересы России и Запада. Каждая из сторон стремится с помощью использования  определенных рычагов давления достичь собственных интересов. Таким образом, дискуссии вокруг трубопроводов затрагивают не только проблему транспортировки нефти и газа, но и всю стратегию экономического развития, принятого грузинским правительством, а также взаимосвязь между интересами стран Центральной Азии и Кавказа, с одной стороны, и основных экономических игроков, действующих на мировом рынке, - с другой. Да и сами государства постсоветского пространства стремятся побыстрее изжить былую их зависимость от России, создать собственное объединение, способствующее их дальнейшему экономическому процветанию и расширение международной активности.

2.2 Российское участие в конфликте. Значение Абхазии для России

 

Гражданская война в  Грузии, подобно конфликту из-за Нагорного Карабаха, позволила России закрепиться в Закавказье, - такую точку зрения до недавнего времени разделяли многие зарубежные политики. Но интересно заметить, что в самом начале развития абхазо-грузинского конфликта США мало внимания уделяли проблеме его урегулирования, несмотря на неоднократные проявления инициативы по поводу развития более тесных взаимоотношений с Вашингтоном со стороны Эдуарда Шеварднадзе. Но после 11 сентября - ситуация резко изменилась. На политической карте мира появилась линия под названием ось зла. Раздающиеся бесконечные призывы: Победим мировое зло!, Крестовый поход против терроризма!. Все эти восклицания в данный момент уже не так сильно режут слух, а простые обыватели попросту не обращают внимания. Ведь борьба с чем-то или кем-то стала просто неотъемлемой частью современной политической жизни. Но вот сейчас - то к Грузии и повысился интерес, связанный еще с тем фактом, что Россия обвинила Грузию в государственном терроризме. Но чтобы дать точную оценку современной ситуации, сложившейся в зоне стратегических интересов как России, так теперь уже и США, необходимо рассмотреть исторический аспект данного конфликта, а также позиции и цели, которые преследует каждая из сторон.

Прежде всего, на наш  взгляд, все-таки следует еще раз  вернуться к так называемой нефтяной проблеме, а именно реконструкции трубопровода Баку - Супса, который даст возможность перекачивать до 3 млн. тонн нефти в год. Ведь Грузия стремилась к осуществлению перекачки огромного потока нефти из Азербайджана, который планировалось транспортировать из Азербайджана через Грузию в Турцию, а как известно, основная часть нефтепровода Баку - Супса (порт Грузии), протяженностью 950 км. функционирует, но планируется его модернизация. Однако участие в восстановлении и усовершенствовании трубопровода не дает гарантии, что участники получат не только обратно вложенные деньги, но контроль и прибыль. И вот здесь на первый план и выходит политика, а другими словами подчинение Грузии политическому влиянию стран-участников консорциума, что стало возможным благодаря развалу СССР. Именно в этом контексте нужно рассматривать межнациональные трения в Грузии.

Как известно, в Грузии существует автономная республика Аджария, население которой составляет примерно 400 тысяч человек. Именно здесь расположен порт Батуми, в котором находится единственный в Закавказье нефтеперерабатывающий завод. А это является достаточным поводом для аджарского сепаратизма. Лидеры Грузии понимали, что потеря контроля над Аджарией может сильно подорвать экономику Тбилиси. Поэтому придя к власти М. Саакашвили сделал все возможное, чтобы не допустить усиления влияния лидера автономии Аслана Абашидзе.

Во-первых, Аджария находится  в полной энергетической зависимости  от центра;

во-вторых, Тбилиси не дает развивать сеть электростанций в этом регионе.

Кроме этого, центр создает  режим наибольшего благоприятствования  другому грузинскому порту - Поти, отказывается предоставить Батуми статус свободной экономической зоны, а  также препятствует разработке нефтяных месторождений близ Батуми.

Очень важным моментом является то, что именно российские войска сыграли  большую роль в новейшей истории  Аджарии, которая началась в апреле 1991-го с возвращением в Батуми Аслана Абашидзе.

Он вернулся в Аджарию, когда началось брожение - раздались первые требования изгнания российских оккупантов, послышались лозунги Аджария для аджарцев. Через 8 дней после его приезда на А.Абашидзе было совершено покушение. В ту же ночь сторонники нового главы автономии разоружили все законные и незаконные формирования Аджарии. Тем не менее, Абашидзе не скрывал, что российские войска для него были - гарант мира и стабильности. Но, по словам журналиста Независимой газеты, этот гарант будет существовать до тех пор, пока в Грузии не будет создана обстановка, в которой можно смело говорить о действительной необходимости вывода остатка российских войск из республики. А такая обстановка была создана, так как в ней были заинтересованы не только нефтяные компании, которые собираются контролировать нефтяную магистраль, но и политики этих стран.

Одной из причин для вывода российских войск приводится конфликт с Абхазией, которая пытается получить независимость от Грузии. Известно, что тогда в ходе боев за Сухуми абхазы полностью освободили захваченные  до этого грузинами районы Абхазии. Кроме этого, они заняли и стратегически важный Гальский район, где расположена единственная в этом регионе ГЭС, питающая электричеством почти треть Грузии и всю Абхазию.

Гальский район, в котором  проживает около 70 тысяч человек, отделяет от Грузии река Ингури. Именно на ней в советские времена и была построена знаменитая ГЭС, пульт управления которой остался на абхазской стороне. Абхазы отключили бы идущее в Грузию электричество, но таким образом будут обесточены Аджария и часть Турции, откуда в Абхазию поступает большинство товаров первой необходимости.

В систему ГЭС входит канал, идущий по абхазской территории вдоль Ингури на расстоянии 12-16 км от реки. Пространство между рекой и  каналом плюс такая же территория на грузинской стороне - зона миротворческих сил СНГ, и по четырехстороннему договору (между Абхазией, Грузией, Россией и ОБСЕ) туда не должны вводиться ни абхазские, ни грузинские войска. Но миротворческие силы СНГ - это только название. На самом деле, только Россия ввела свои миротворческие силы. Именно тогда грузинский Звиад Гамсахурдиа потерял свой пост, и к власти в Грузии пришел Э.Шеварднадзе. Захват Гальского района позволил Шеварднадзе обвинить Абхазию в агрессии и настоять на санкциях против нее, вылившихся в полную ее блокаду. Но блокада и ограничение прав миротворческих сил России в немалой степени способствовали затягиванию и углублению конфликта между Абхазией и Грузией, а также втягиванию в него населения Гальского района. Остановимся более подробно на анализе грузино-абхазского конфликта.

Итак, напомним, что в  результате ослабления власти центра в стране усиливались националистические настроения. Таким образом, в Грузии пришел к власти лидер национал - радикального толка - Э.Гамсахурдия. Чтобы  покончить с тем, что он считал колониальной зависимостью от России, грузинский лидер разжигал межэтнические конфликты, настраивая против себя как Москву, так и национальные меньшинства. В конце концов, национальные меньшинства взялись за оружие, чтобы отделиться (абхазцы в Грузии) или объединиться со своими соплеменниками, живущими по другую сторону границы (осетины в Грузии). Элиты титульных наций в Грузии и Азербайджане были преисполнены решительности остановить нависшую угрозу расчленения своей страны. Итогом стала полномасштабная война.

Когда в апреле 1991 года Грузия объявила о своем полном отделении  от Советского Союза, правительства  западных стран не торопились установить с ней дипломатические отношения. Так как в данной ситуации ставился вопрос о неправомочности Звиада Гамсахурдиа выступать в качестве демократически избранного президента. Отказ руководителей западных стран признать первое правительство постсоветской Грузии был обусловлен еще и тем, что еще сохранялась надежда на демократическую реформу советской федеративной системы и радикальной политики Гамсахурдиа, которая имела непредсказуемый характер.

Проводя политику конфронтации, Гамсахурдиа изолировал тем самым  свою страну от международного сообщества. В итоге Гамсахурдиа лишился  и внутренней поддержки, что привело  к его смещению с поста президента в 1992 году. В декабре он обратился к западным странам за помощью и заявил о своей готовности включить Грузию в состав СНГ, что он категорически отказывался делать ранее. Запад не откликнулся на просьбу президента Грузии, как и Россия, которая заявила, что грузинскому президенту: прежде всего следует уладить свои внутренние проблемы. Следует подчеркнуть, что руководители переворота надеялись, что Шеварднадзе сможет обеспечить стране международное признание и внутреннюю легитимность. Эти надежды в основном опирались на убеждение в том, что человек, внесший столь важный вклад в дело объединения Германии и окончание холодной войны, наверняка сумеет сблизить Грузию с Западом. Предполагалось, что в сравнительно скором будущем Грузия вступит в ЕС.

Информация о работе Современное состояние грузинско-абхазских отношений