Состояние и перспективы международной торговли лицензиями и ноу-хау

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2013 в 20:06, курсовая работа

Описание работы

Темой настоящей курсовой работы была выбрана международная торговля лицензиями и ноу-хау. В век высоких технологий и революционных изобретений эта отрасль международных экономических отношений становится всё более актуальной, в том числе и для экономики России, страны, которая обладает весьма значительным потенциалом нематериальных активов, хоть и пока не имеет эффективно отлаженной системы торговли технологиями и ноу-хау с зарубежными партнёрами, т.к. в обозримом прошлом эта сфера деятельности полностью находилась в безраздельном ведении государства.

Файлы: 1 файл

Курсовая работа по дисциплине -Мировая экономика- на тему «Состо.doc

— 315.50 Кб (Скачать файл)

Существенные изменения  произошли и в сфере государственного регулирования международной торговли лицензиями в Российской Федерации. Принятое на основе упомянутого указа президента Постановление правительства Российской Федерации №90 от 30 декабря 1991 г. «О лицензировании и квотировании экспорта и импорта товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации в 1992 г.» устанавливает единый порядок выдачи лицензий и квот на продажу и покупку товаров в странах дальнего и ближнего зарубежья в соответствии со списками, утверждаемыми правительством. Данное постановление распространяется на всех субъектов хозяйственной деятельности в Российской Федерации и касается в том числе и вопросов продажи и закупки лицензий. В приложениях к постановлению, относящихся к экспорту товаров, исключены изобретения и ноу-хау, для продажи которых ранее требовалось получение разрешения соответствующего государственного органа (Совет Министров, ГКНТ, Госкомизобретений). Вместе с тем в Приложении №2 к данному постановлению говорится, что получение разрешения на продажу изобретений, ноу-хау и результатов научно-исследовательских работ необходимо лишь в том случае, когда они могут применяться при создании вооружения и военной техники. Списки таких разработок подготавливаются министерствами экономики и финансов РФ.

Претерпел изменения  и порядок закупки лицензий на изобретения и ноу-хау за рубежом  в связи с отменой государственного планирования их импорта и выделения централизованных валютных средств на эти цели. В рамках проводимой в стране либерализации внешнеэкономической деятельности на основе указанных законодательных актов был отменён разрешительный порядок продажи и закупки лицензий в стране и соответственно ликвидированы занимавшиеся этими проблемами службы.

Современное состояние  и перспективы развития лицензионной торговли в Российской Федерации  также связаны с принятием  Верховным Советом в 1992 г. Патентного закона Российской Федерации, законов «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров», «О правовой охране программ для ЭВМ и баз данных», «О правовой охране топологий интегральных микросхем», «Об авторском праве и смежных правах», ряда законодательных и нормативных актов, что позволило создать новую правовую базу для патентно-лицензионной деятельности в стране, адекватную правовому законодательству в этой области в странах с рыночной экономикой.

Введение в практику изобретательской и патентно-лицензионной деятельности понятия «патент» вместо ранее используемого авторского свидетельства означает, по существу, приватизацию объектов промышленной собственности, передачу исключительного права на их использование из рук государства патентообладателям, в роли которых выступают авторы, предприятия и организации различных форм собственности. В результате патентообладатели, являющиеся юридическими лицами в Российской Федерации, получили право на внешнеэкономическую деятельность, в том числе на продажу лицензий на собственные разработки зарубежным фирмам.

Преимущества, предоставленные  с 1992 г. патентообладателям Патентным  законом РФ очевидны. К примеру, по старому патентному законодательству советский изобретатель всемирно известной игры "Тетрис" получил только служебную премию и несколько ценных подарков, Академия наук - $ 10 млн., посредник в переговорах по продаже игры - около $ 35 млн., а фирма NINTENDO заработала только на ручном варианте игры $ 2 млрд. Действуй тогда новый Патентный закон - наш изобретатель обеспечил бы материально несколько своих поколений.

В Патентном законе Российской Федерации нет упоминания о внутренней торговле лицензиями в стране. Однако в ст. 13 (п. I) закона говорится, что  любое лицо, не являющееся патентообладателем, вправе использовать изобретение, полезную модель, промышленный образец, защищенные патентом, лишь с разрешения патентообладателя (на основе лицензионного договора). Иное использование указанных объектов промышленной собственности признаётся нарушением патента, и к виновным, в соответствие со ст. 14 закона, должны применяться санкции. Указанные положения об обязательном заключении лицензионных договоров на использование изобретений, полезных моделей и промышленных образцов распространяются на все деловые отношения патентообладателей с заинтересованными в этих разработках предпринимателями на территории России. Императивный характер этих норм означает, по существу, законодательное введение в Российской Федерации внутренней лицензионной торговли. Это новое явление в отечественной экономике, свидетельствующее о её рыночном характере. Лицензионная форма коммерческого обмена охраняемыми объектами промышленной собственности в силу законов рынка непременно должна распространяться и на обмен не имеющими патентной защиты техническими разработками типа ноу-хау. Уже имеется немало примеров внутренних лицензионных договоров на ноу-хау, подписанных российскими предпринимателями.

Как уже отмечалось, новое  законодательство не предусматривает  необходимости получения разрешения на продажу объектов промышленной собственности за границу, а также процедуру одобрения заключенных лицензионных договоров. Однако Патентный закон Российской Федерации (раздел IV, ст. 13, п. 2) вводит обязательный порядок регистрации лицензионных договоров в Патентном ведомстве, без чего они считаются недействительными. Их регистрация осуществляется в Комитете РФ по патентам и товарным знакам (Роспатенте) в соответствии с Порядком регистрации договоров на передачу прав на патент и права на использование изобретения или промышленного образца, вытекающего из патента, утверждённым приказом Роспатента от 9 марта 1992 г. Это документ, однако, не касается процедуры регистрации лицензионных договоров на ноу-хау и опционных соглашений. Практически во всех странах мира с рыночной экономикой осуществляется и внешняя (международная), и внутренняя торговля лицензиями, и эти процессы органически связаны между собой. Несмотря на различия в экономике и особенности правового регулирования лицензионных операций в разных странах, национальные рынки лицензий имеют общие черты, характерные для мирового рынка лицензий. Этот вывод имеет важное практическое значение для лицензионной деятельности российских предприятий и организаций, получивших право прямого участия в международных лицензионных операциях с фирмами других стран, а также ставших участниками внутренней лицензионной торговли в стране. Органическая взаимосвязь национальных и мирового рынка лицензий обусловливает возможность использования российскими предпринимателями во внутренней торговле лицензиями на территории России форм, методов и принципов, применяемых в международной лицензионной торговле. Накопленный российскими лицензиарами, лицензиатами и патентно-лицензионными службами опыт многолетнего участия в международной торговле лицензиями должен быть использован не только для дальнейшего расширения деловых контактов с зарубежными партнёрами, но и для осуществления коммерческих операций на внутреннем рынке лицензий. Во внутренней лицензионной торговле в значительной мере могут быть использованы применяемые в международной практике типовые лицензионные договоры, принципы и методика определения цены лицензии, виды платежа, реклама, маркетинговые исследования, опыт подготовки и заключения договоров и др. Одновременно следует учитывать особенности российского законодательства в этой области и реальные интересы отечественных продавцов и покупателей лицензий.

VI.2. Международное сотрудничество  государственных научных центров  России

Расширение международных  связей является одной из самых характерных тенденций в деятельности государственных научных центров (ГНЦ) России. Зарубежные контакты в той или иной степени существенны для стабилизации финансово-экономического положения организаций и их развития,  и придание  организациям  статуса ГНЦ России стимулировало расширение этих связей. Вместе с тем, в нынешних условиях ряд ГНЦ России не имеет  налаженных зарубежных контактов,  особенно в коммерческой сфере, либо из-за специфики исследовательской деятельности, либо из-за закрытости тематики, либо из-за нехватки финансовых ресурсов.

За истекший  период деятельности ГНЦ России выявились  наиболее типичные способы реализации международных контактов. Несмотря на сохраняющиеся риски (коммерческий,  информационный, технологический), правовые и административно-хозяйственные сложности, явно прослеживается переход от заключения протоколов о намерениях к более действенным и результативным формам сотрудничества: к научно-техническому  сотрудничеству на договорной основе,  в том числе,  к выполнению совместных НИР,  к  заключению  полноценных контрактов коммерческого характера,  которые предусматривают отчисления организациям- разработчикам в форме процентов от продажи продукции.

Коммерческие контракты  занимают сейчас около 40%  всех видов соглашений,  договоры о сотрудничестве и совместной деятельности - около 30%,  коллективные и индивидуальные гранты - 14%, протоколы о сотрудничестве - около 3%.

Наиболее значимыми  для большинства ГНЦ России  формами  сотрудничества  являются:  передача готовой научно-технической продукции и ноу-хау,  проведение совместных прикладных исследований (в основном,  в форме исследовательских контрактов),  совместная разработка фундаментальных проблем (в том числе в форме  коллективных, совместных грантов).

Создание совместных предприятий как форма сотрудничества ГНЦ России  с зарубежным контрагентом не получила широкого распространения.  В настоящее время успешно функционируют  лишь  единицы таких предприятий.

См. выдержки из доклада  «Международное научно-техническое сотрудничество РФ» на Брюссельском семинаре INTAS [10] по двустороннему сотрудничеству в области технологий России с иностранными государствами в приложении 4.

VI.3. Богатство видимое и невидимое

Сравнительно недавно  известная международная аудиторская компания оценила имущество знаменитой отечественной самолетостроительной фирмы. Оказалось, что в общей стоимости имущества материальные активы составляют только 30%. А остальные 70% — это активы нематериальные, главным образом интеллектуальная собственность и деловая репутация. (Любопытно, что до проведения такой оценки интеллектуальная собственность почти не была отражена в балансе предприятия.) А для фирмы, конструирующей и производящей автоматы Калашникова, этот процент еще выше — 80%.

Интерес к интеллектуальной собственности прежде всего связан с возможностью получения дополнительного дохода от монопольного использования новых технологий или продажи патентов и лицензий. Интеллектуальная собственность компаний становится все более дорогостоящим активом, реальную стоимость которого не всегда могут отразить принципы бухгалтерского учета. Особенно это относится к тем отраслям, где ключевую роль играют не столько здания и оборудование, сколько доходность патентов, товарных знаков, авторских прав и других так называемых неосязаемых активов. К примеру, рыночная стоимость компании Microsoft на 25.07.96 г. составляла 70,9 млрд. долл., несмотря на то что по данным балансового отчета стоимость чистых активов была 5,7 млрд. долл.

К сожалению, в России из-за плохо поставленного учета нематериальных активов (НА) и интеллектуальной собственности (ИС) доля первых по бухгалтерским документам составляет обычно менее 1%. Отсутствие надлежащего учета ИС и НА - одна из причин кражи интеллектуальной собственности, от которой Россия несет колоссальные убытки.

По некоторым оценкам, например, в 1996 году потери России от нелицензированной  передачи интеллектуальной собственности за рубеж составили несколько миллиардов долларов, в том числе от передачи технологий в США — 600—700 млн. долл. Что же касается потерь от пиратства в отношении интеллектуальной собственности внутри страны, то, по данным МВД РФ, они составляют около 1 млрд. долл. в год (половина этой суммы должна была поступать в бюджет страны).

<span class="dash041e_0431_044b_0447_043d_044b_0439__Char" style=" font-siz


Информация о работе Состояние и перспективы международной торговли лицензиями и ноу-хау