Состояние и перспективы международной торговли лицензиями и ноу-хау

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2013 в 20:06, курсовая работа

Описание работы

Темой настоящей курсовой работы была выбрана международная торговля лицензиями и ноу-хау. В век высоких технологий и революционных изобретений эта отрасль международных экономических отношений становится всё более актуальной, в том числе и для экономики России, страны, которая обладает весьма значительным потенциалом нематериальных активов, хоть и пока не имеет эффективно отлаженной системы торговли технологиями и ноу-хау с зарубежными партнёрами, т.к. в обозримом прошлом эта сфера деятельности полностью находилась в безраздельном ведении государства.

Файлы: 1 файл

Курсовая работа по дисциплине -Мировая экономика- на тему «Состо.doc

— 315.50 Кб (Скачать файл)

В настоящее время  в капиталистическом производстве сложились новые направления  технического прогресса, которые оказывают непосредственное воздействие на отраслевую структуру лицензионной торговли. К ним относится расширяющееся производство средств автоматизации и прежде всего вычислительной техники. Разработанные в последние десятилетия микроэлектронные схемы с высоким уровнем интеграции позволили реализовать новые решения в производстве станков с программным управлением, высокоэффективных как в массовом, так и в мелкосерийном производстве. На базе совместного применения многоцелевых станков с программным управлением, промышленных роботов и гибких производственных систем предметами лицензий становятся и комплексно-автоматизированные производства с использованием единых транспортных систем и централизованного управления на базе ЭВМ. Получают всё большее развитие производство бытовой техники с использованием мини- и микрокомпьютеров, а также оснащение её программным управлением.

На развитие международной  торговли лицензиями оказывает влияние  ускоренный в условиях энергетического кризиса процесс создания и внедрения в производство менее энергоёмких материалов. Разработка и внедрение новых видов пластмасс, полимеров, композитных материалов, специальных синтетических тканей и расширение областей их использования будут и в дальнейшем обеспечивать высокий удельный вес международной торговли лицензиями в области химии и нефтехимии. Расширяются масштабы торговли лицензиями в области охраны окружающей среды.

К характерным особенностям современного мирового рынка лицензий относятся концентрация и опережающие темпы развития торговли лицензиями между родственными фирмами (или между материнскими компаниями и филиалами) транснациональных корпораций по сравнению с лицензионным обменом между независимыми фирмами. В середине 80-х годов ТНК владели около 80% всех патентов на новую технику и технологию, на их долю приходилось около 65% валютных поступлений от продажи лицензий на мировом рынке, а на заграничных предприятиях корпораций более 20% продукции производилось с использованием лицензий материнских компаний. Ведущее место во внутрифирменной торговле лицензиями занимают американские ТНК, на долю которых в 1989 г. приходилось 78% всего экспорта лицензий США.

Современное значение мирового рынка лицензий для разных стран  мира состоит прежде всего в создании механизма технологического обмена новейшими достижениями науки и техники между конкурирующими предпринимателями. Его формирование обеспечивает качественные изменения в характере и путях использования нововведений в мировом хозяйстве. С развитием НТР непрерывно растёт динамизм, активность международного рынка лицензий. Ускоренный процесс создания и замены научно-технических достижений в производстве ведёт к интенсификации международного лицензионного обмена. Этому в немалой степени способствуют качественные изменения в действующем рыночном механизме обмена лицензиями. Его совершенствование происходит посредством создания международной системы информации о спросе и предложениях на базе ЭВМ (банка лицензий), упрощения порядка патентования объектов промышленной собственности, типизации и стандартизации лицензионных сделок и, что особенно важно, расширения объёма услуг и технической помощи при внедрении нововведений на предприятиях покупателей лицензий. Рынок лицензий тем самым всё более избавляется от присущей ему замедленности операций по сравнению с другими товарными рынками, а по срокам и эффективности внедрения нововведений получает дополнительные преимущества перед их разработкой на базе собственных НИОКР.

В современных условиях развитие экономики и технический  прогресс любой страны зависят от активности её внешнеэкономической деятельности на рынке лицензий, и, как показывает опыт ведущих государств, эта связь с рынком лицензий становится более прочной по мере развития экономики в стране.

III.3. Состояние нематериальных активов в Российской науке

Роль нематериальных активов возрастает по мере развития законодательства об интеллектуальной собственности и ее охране, расширения торговли патентами и ноу-хау. По экспертным оценкам стоимость объектов промышленной собственности нематериальных активов организаций и предприятий РФ составляет около 1 трлн. долл. Однако большинство из них, в отличие от зарубежных фирм, до сих пор не ведет соответствующей оценки и учета. Лишь 10% предприятий используют патентное право для охраны объектов промышленной собственности, охраняется лишь 1-2% изобретений, полезных моделей и т.д., отсутствует оценка ноу-хау. Введение предлагаемой оценки в рамках действующего законодательства резко увеличит ресурсы для финансирования инновационных проектов, стоимость собственного капитала научно-технических организаций, залоговую стоимость их имущества.

Таким образом, управление нематериальными активами вплотную примыкает к управлению основными фондами. Значение этих активов особенно велико для науки. Необходимо обобщить опыт новой специфической формы управления активами инновационных центров (технопарковых структур). Разнообразие технопарковых структур (инкубаторы, технологические парки, технополисы) свидетельствует о различном уровне управления основными и нематериальными активами как при входе ресурсов, так и при выходе инновационных услуг, требует соответствующей оценки основных фондов и нематериальных активов. На территориях технологических парков предприятия могут получать на льготных условиях помещения для работы и опытного производства, научное оборудование, управленческое консультирование, патентные и дизайнерские услуги. Парки создают небольшие предприятия для первичного внедрения достижений науки и техники, передают информацию и документацию о хорошо зарекомендовавших себя нововведениях как в действующих, так и во вновь создаваемых производствах. Они оказывают услуги в области маркетинга, материально-технического снабжения и сбыта, налаживают научные и производственные связи с зарубежными организациями.

     Основной  вклад высших учебных заведений, научных и конструкторских учреждений в создание технопарков - это научные идеи, фундаментальные знания, изобретения ученых, преподавателей, аспирантов и докторантов, инженеров и изобретателей; научное консультирование; предоставление в распоряжение технопарка прилегающей территории, помещений, оборудования, библиотек и др. Вкладом предприятий в создание и развитие технопарка являются финансовая и материально-техническая поддержка, передача оборудования, предоставление производственных помещений безвозмездно, в аренду, по лизингу.

Экономические проблемы России в последние годы неблагоприятно отразились на сфере ее внешнеэкономических связей, сдерживая промышленный, технологический и экспортный потенциал страны, а также насыщение внутреннего рынка необходимыми товарами производственного и потребительского назначения.

На сегодня структуру  российского экспорта определяет сырьевая направленность. Из России вывозятся  ежегодно около 90 млн.тонн нефти и 40 млн.тонн нефтепродуктов. Экспорт нефти и нефтепродуктов расширяет возможности по реконструкции машиностроительной базы, без которой не представляется возможным решить проблемы агропромышленного комплекса и обеспечить прирост экспорта в 1995 - 2000 гг.

Вместе с тем вывоз  из России традиционных сырьевых товаров имеет свои пределы, и основная цель проводимых Министерством мероприятий и намечаемых программ состоит в увеличении стоимостного объема российского экспорта и, прежде всего, за счет продукции с повышенной степенью обработки, наукоемких товаров, технологий и услуг.

В условиях относительно узких рынков сбыта для разрозненной российской машинотехнической продукции основным средством поддержки ее экспорта в ближайшей перспективе остается диверсифицированный вывоз машин, оборудования и технологий, конструкций, материалов совместно с услугами, лицензиями и "ноу-хау" в составе комплектных поставок для объектов технического содействия.

IV. Государственное  регулирование лицензионных операций

Государственное регулирование  лицензионной торговли в капиталистических странах имеет цели: 1) создать оптимальные условия для прибыльного использования за рубежом находящихся во владении национальных фирм объектов промышленной собственности; 2) обеспечить доступ в страну передовой зарубежной технологии и одновременно защитить национальных предпринимателей от зарубежных монополий.

Важнейшими звеньями государственного механизма регулирования  лицензионной торговли в странах  с рыночной экономикой являются: национальное правовое законодательство, финансирование и государственное регулирование патентно-лицензионного обмена.

В сфере международных  отношений регулятором выступает  международное право, основанное на заключенных и принятых мировым сообществом международных конвенциях, договорах и соглашениях.

Национальное регулирование охватывает касающиеся сделок по передаче технологии законы, постановления, правила, административные решения, которые государства в рамках своего суверенитета имеют право принимать, дополнять и изменять.

IV.1. Национальное правовое законодательство

Национальное правовое законодательство, регулирующее передачу технологии в большинстве стран, как правило, включает законы о патентах, товарных знаках и авторском праве, антитрестовское законодательство, законы о контроле над экспортом, налоговое законодательство, законы, предусматривающие возможность принудительного лицензирования технологии, законы об арбитраже, охране труда, об окружающей среде, о продовольствии, лекарствах и косметических средствах, требования по стандартизации и сертификации новой продукции и др. Государственное регулирование технологического обмена идёт как по пути создания новых законодательных актов, так и внесения дополнений и поправок к действующему законодательству. В США, странах Западной Европы и Японии широко используется судебная и административная практика в решении конкретных дел в области торговли лицензиями и других форм передачи технологии. Принятые судебные и административные решения становятся составной частью правовой системы в этой области и рассматриваются как юридическая база для принятия решений по аналогичным делам.

Национальные меры по регулированию потока технологии и  последствия её передачи включают следующие аспекты:

финансовые (валютное регулирование  платежей и переводов в иностранной  валюте, условия внутреннего кредитования и финансирования, налоговый режим, политика в области цен);

технические (спецификации и стандарты, использование местных  и импортируемых ресурсов, охрана окружающей среды, нормы санитарии  и гигиены);

организационные (анализ, оценка и регистрация сделок по передаче технологии, их условий и сроков, регулирование соглашений о сотрудничестве с иностранными фирмами, выбор каналов, механизмов и организационных форм передачи технологии, утверждение сделок, определение их правовых последствий, распространение информации и обмен опытом).

 

В большинстве капиталистических  стран национальное правовое регулирование  базируется на положениях антитрестовского законодательства, зародившегося в начале XX века в США. Процесс распространения антитрестовских законов на лицензионную торговлю начался для США с конца 30-х, стран Западной Европы — с середины 60-х годов. Сейчас практически все капиталистические страны используют действующие в них антитрестовские или картельные нормы в сфере лицензионной торговли. Профессор Токийского университета М. Сайто утверждает, что если бы предприятие или государство следовали политике монополизации технологии, это привело бы к общему застою в технологическом развитии и препятствовало прогрессу соответствующей отрасли и национальной экономики.

К наиболее характерным  положениям антитрестовских норм относятся: запрет на принятие при закупке лицензий таких условий как предписание лицензиату каких-либо продажных цен на продукцию по лицензии или областей применения; установление количественных ограничений в производстве запатентованной продукции или использование процесса; навязывание закупки продукции, не имеющей отношения к объекту лицензии; перекрёстное лицензирование, связанное с разделом рынка или ограничением производства; сохранение по истечении срока действия патента контроля над операциями лицензиата, заложенными в основе лицензионного договора; запрет лицензиату заниматься сбытом продукции, конкурирующей с продукцией лицензиара; обязательства по передаче в исключительную собственность лицензиара всех усовершенствований, сделанных лицензиатом в отношении объекта лицензии; запрет экспорта с территории лицензиата в другие страны ЕЭС, если лицензиар не владеет патентами в странах Общего рынка; предписание лицензиату в отношении внешнего вида, маркировки и упаковки лицензируемой продукции; уплата лицензиатом повышенного вознаграждения или штрафа за реализацию товаров иным путём, чем это предусмотрено договором.

Антитрестовское законодательство каждой отдельной капиталистической страны в основном служит протекционистским целям национальных предпринимателей при импорте лицензий, однако и экспортёрам лицензий этих стран приходится считаться с нормами антитрестовского законодательства других государств. В практике лицензионной торговли это нашло отражение в применении продавцами и покупателями лицензий типовых лицензионных договоров, в которых учитываются ограничительные меры, предусмотренные в антитрестовских законах.

В отличие от антимонопольного законодательства промышленно развитых стран в законе Российской Федерации «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» отсутствуют положения, касающиеся заключения лицензионных договоров, а в законодательстве о налогообложении не предусмотрены какие-либо льготы для продавцов и покупателей лицензии.

Нереализованным остаётся и декларируемое в ст. 34 Патентного закона положение о государственном  стимулировании создания и использования  объектов промышленной собственности, поскольку в стране не разработаны какие-либо законодательно-нормативные акты о предоставлении льгот продавцам и покупателям лицензий на изобретения и другие виды наукоёмкой технологии. Это существенно тормозит развитие российского рынка лицензий.

Анализируя законодательство и практику лицензионной деятельности в России, можно сделать вывод об отсутствии в стране цельной системы государственного регулирования обмена наукоёмкой технологией на внутреннем и внешнем рынках лицензий. Принятие Патентного и других законов в области интеллектуальной собственности создают лишь законодательно-правовую базу для формирования рынка лицензий в стране, но не обеспечивают его государственное регулирование и развитие.

Многие законодательные  и нормативные акты, регулирующие важнейшие направления лицензионной деятельности, в России отсутствуют. Аргументируя такое положение, нередко ссылаются на опыт США и Германии, законодательство которых не предусматривает процедуры одобрения и регистрации лицензионных договоров, за исключением сделок на технологию стратегического, военного и двойного назначения. Однако цивилизованный характер рынка лицензий в этих странах обеспечивается не только системой других законодательных актов, но и большим опытом, традициями, профессионализмом и деловой культурой многих поколений предпринимателей.

Подавляющая часть российских предпринимателей, к сожалению, пока не имеет необходимых профессиональных знаний, опыта, деловой культуры в области международной торговли лицензиями. Отсутствие в сфере лицензионной деятельности антимонопольного законодательства, регламентированного порядка передачи наукоёмких технологий зарубежным фирмам, механизма одобрения и контроля за закупаемой технологией за рубежом порождают формирование и развитие в России нерегулируемого «дикого» рынка лицензий, который наносит ощутимый ущерб национальной экономике. Чтобы национальный рынок лицензий обрёл цивилизованную форму, необходимо создание единой системы государственного регулирования лицензионного обмена в стране, принятие соответствующих нормативных актов.

Информация о работе Состояние и перспективы международной торговли лицензиями и ноу-хау