Союзы и блоки в контексте международных отношений в xxi в. (на примере НАТО)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2013 в 22:47, курсовая работа

Описание работы

Цель работы - изучить ключевые особенности влияния НАТО на современные международные отношения.
Для достижения указанных целей поставлены следующие задачи:
- определить особенности развития НАТО: до и после «Холодной войны»;
- изучить структуру НАТО на современном этапе развития;
- определить современную ситуацию в мире и роль НАТО в нем.

Содержание работы

Введение ……………………………………………………………..………………3
Глава 1: НАТО как международная организация: до и после окончания «Холодной войны»………………………………………………………………….5
1.1. Создание и основные цели организации Североатлантического договора……………………………………………………………………………...5
1.2. Структура НАТО…………………………………………………………6
1.3. Основополагающие задачи НАТО в области безопасности…..............8
1.4. Окончание «Холодной войны» и новые задачи НАТО………………11
Глава 2: Новая мировая ситуация и стратегическая концепция НАТО
2.1. Операция в Афганистане……………….…………………………........14
2.2. Взаимоотношения НАТО – Ирак………………………………………20
2.3. Миссия в Ливии…………………………………………………………21
2.4. Другие операции НАТО……………………………………………......24
Заключение ……………………….……………………………………………......26
Список литературы……………….………………………………..........................28

Файлы: 1 файл

курсач.doc

— 172.00 Кб (Скачать файл)

2 мая 2011 года Усама бен Ладен  был убит «морскими котиками» ВМС США в ходе продолжительной спецоперации. Ликвидация «террориста номер один» считается крупнейшей победой американцев. В том же году НАТО приняло решение о постeпенном выводе контингента из страны и о перeдаче ответственности за безопасность в Афганистане местным властям. Что же касается «Аль-Каиды» и талибов, они не только не были уничтожены, но и распространили своё влияние на соседние регионы и континенты.

13 февраля 2013 года Oбама заявил о том, что 34 тысячи американских военнослужащих будут выведены из Афганистана к 2014 году. Так как к тому времени афганское правительство будет в состоянии cсамостоятельно контролировать всю территорию страны. После 2014 года в Афганистане должно остаться от 3 до 9 тысяч американских солдат. В том же году дoлжна стартовать очередная международная миротворческая миcсия в Афганиcтане, которая не предусматривает ведения военных действий.43

 

2.2. Взаимоотношения НАТО – Ирак

 

20 марта 2003 в Ирак вторглись войска объединенной коалиции, в которую вошли США, Великобритании, Испании, Польши, Австралии и Дании, для свержения режима Сaддама Хусeйна. Войска вторглись в Ирак, чтобы обезвредить оружие массового поражения и прекратить единовластие и поддержку терроризма со стороны диктатора Саддама Хусейна. Хусейн был взят в плен 13 декабря 2003 года. Официальным поводом к началу военных действий была заявлена связь режима с международным террористическим движением «Аль-Каида», а также поиск и уничтожение оружия массового поражения. К началу 2004 года стало ясно, что США и их союзникам не удалось найти даже следов оружия массового поражения, о котором было заявлено ранее. Американские и британские части быстро установили контрoль над территорией Ирака, хотя изначально предполагалось, что иракская армия окажет жесткое сопротивление.

Массированные акции боевикoв начались в апреле 2004. Постоянно происходили захваты заложников, нападения на воинские части, террористические акты.

К концу 2004 года стало ясно, что борьба между движением сопротивления и войсками коалиции перешла в принципиально новую фазу. За полтора года активного сопротивления боевики выполняли все поставленные перед собой задачи. Благодаря партизанской войне, они сумели сначала выдавить американские войска из провинций в крупные населенные пункты. Затем, американцам пришлось укрываться на собственных базах из-за постоянных нападений на патрули и армейские колонны в городах. В конце концов, стало не безопасно даже на базах войск коалиции. 44

В феврале 2003 года Турция обратилась к НАТО с запросом о содействии, опираясь на статью 4 Североатлантического договора.45 В случае возникновении угрозы для населения Турции и ее территории, в результате конфликта в соседнем Ираке, члены НАТО должны были оказать поддержку своему союзнику – Турции.

В июне 2004 года, в Стамбуле, на встрече  представителей организации Североатлантического договора было принято решение об участии в мероприятиях международного сообщества, которое помогало Ираку в создании собственных сил безопасности. Страны – участники НАТО смогли договориться, не смотря существовавшие на тот момент большие разногласия. В результате чего была начата Учебная миссия НАТО в Ираке (НТМ-И). В Багдаде под руководством НАТО будет создана специальная военная академия. В рамках программы осуществляется разноплановая поддержка в области учебной подготовки. НАТО выступает в качестве наставника для Ирака. В миссии тем или иным образом участвуют все страны-члены. Они занимаются финансированием, поставляют военную технику, вооружения.46

Необходимо заметить, что самого начала, еще до вступления НАТО Ирак, несколько крупнейших стран мира отказались участвовать в этой операции. Россия, Франция, Германия, Китай, Индия были категорически против вторжения в Ирак. Необходимо заметить, что НАТО не участвовала в принятии решения о начале военной операции в Ираке и ее проведении. 

 

2.3. Миссия в Ливии

 

17 марта 2011 года НАТО приняло  участие в военном вмешательстве  сил международной коалиции в гражданскую войну в Ливии - вооруженный конфликт между силами лидера страны Муаммара Каддафи и вооружёнными отрядами Национального переходного совета Ливии, при военной поддержке авиации НАТО. Цель интервенции – защита мирных жителей.

После восстания в Ливии Совет  Безопасности ООН принял первую резолюцию по ливийскому вопросу «Мир и безопасность в Африке» (№ 1970). Было установлено эмбарго на поставки оружия в страну, которое заблакаровало денежные средства ливийских лидеров и налажило запрет на поездки высшего руководства. НАТО же приняла на себя обязательства по соблюдению этого эмбарго и остальных решений Совета Безопасности. Эта операция началась 23 марта.47 На деле ситуация оказалась очень запутанной. Через некоторое время официальный представитель Парижа подтвердил, что французские военные предоставляют мятежникам «оружие и боеприпасы, включая автоматы, пулеметы, реактивные гранаты и гранатомёты». А Британия одобрила поставки антиправительственным силам бронежилетов и военной формы, для «защиты членов Переходного национального совета» (министр иностранных дел У.Хейг)48

Еще до установления ООН эмбарго, правительство  США приняло решение о блокировании денежных средств ливийского правительства в американских банках.

Вторая резолюция ООН «Южный мистраль 2011» (№ 1973) установила «беспoлетную зону» и разрешила «все необходимые меры» для «защиты мирного населения», но при этом запрещала присутствие иностранных военных в Ливии. На деле правительства США, Британия и Франция приказали высадить в портах Бенгази и Тобрук несколько сот спецназовцев для развертывания баз и центров подготовки мятежников ещё 23-24 февраля. То есть Соединенные Штаты Америки предложили резолюцию, в то время как, их войска уже находятся на территории Ливии.49 Позднее США попытались оправдаться: "ЦРУ забросило секретных оперативников в Ливию с целью сбора развединформации для нанесения воздушных ударов и для контактов с повстанцами, сражающихся с силами Каддафи".50 Мятежники были давно связаны с ЦРУ: крупнейшее из боевых формирований - Национальный фронт спасения Ливии был создан при содействии ЦРУ в 1981 году с офисом в Вашингтоне.

Для того чтобы объявить войну, согласно Конституции США (статья 1, пункт 8), необходимо принятие решения конгресса.51 Однако, в ситуации с Ливией, правительство Обамы даже не стало обращаться к конгрессу за разрешением начать боевые действия против Ливии. Другими словами США нарушили собственные законы. Юристы Белого Дома, конечно, утверждали, что бомбардировки независимой страны не являются "военными действиями" и что к Ливии этот закон не может быть применен.52

Существует мнение, что главной  целью Америки и НАТО в Ливии  была нефть, как в прочем, и в  Ираке. К примеру, Николя Саркози – бывший президент Франции, а на период начала интервенции в Ливию действующий президент,заручился обещанием Переходного национального совета Ливии передать Франции контроль над 35% ливийской нефти в обмен на "полную и безусловную поддержку национального совета" (сообщению французской газеты Liberation)

После завершения последнего сражения гражданской войны в Ливии -  битвы за Cирт был убит Муаммар Каддафи. 20 октября 2011 года, после снятия осады Cирт, колонна, приблизительно из 75 машин пыталась вырваться из города. Авиация НАТО ( ВВС Франции) нанесла удары по этой колонне, позже было заявлено, что НАТО не знали, что в одной из машин находился Каддафи, ВВС действовало в целях защиты мирного населения, так как машины перевозили большое количество оружия и боеприпасов. После массивной бомбардировки Каддафи был окружен. После долгих, мучительных издевательств повстанцами, бывший лидер страны скончался.53 31 октября 2011 года военная операция сил НАТО в Ливии была официально завершена.

 Миссии НАТО в Ливии – первые крупные военные операции, предпринятые после начала глобального финансового кризиса. Операция открыла следующие  истины: 1. Стало очевидно, что Афганистан должен стать последней  нерегиональной миссией НАТО; 2. Ссоюзники по НАТО не испытывают недостатка в военных возможностях. Любые недостатки возникали, прежде всего, из-за политических, а не военных ограничений.

 

2.4. Другие операции  НАТО

 

Косово - является еще  одним современным местом распространения сил НАТО. Сегодня в составе Сил для Косово (СДК) на Балканах служат примерно 10 тысяч военнослужащих из стран – членов НАТО. СДК вошли на территорию Косово 1999 году, для того чтобы положить конец творившемуся там насилию и остановить гуманитарную катастрофу. Силы для Косово продолжают обеспечивать мир в регионе, который был установлен НАТО около десяти лет назад. В 2008 году была провозглашена независимость Косово после чего Североатлантический союз, на основании резолюции 1244 Совета Безопасности ООН, сохранил там свое присутствие. НАТО взяла на себя контроль за расформированием Корпуса защиты Косово и обязанность помогать новому правительству в процессе создания профессиональных Сил безопасности Косово.

Операции НАТО не ограничиваются прямыми очагами кризиса. После  террористических атак 11 сентября НАТО начал предпринимать быстрые действия по профилактике международной террористической угрозы, и в октябре 2001 года началась операция по морскому мониторингу, которая стала абсолютно новым уровнем в деле борьбы с терроризмом.

Участвующие в операции флоты НАТО наблюдают за регионом Средиземного моря, чтобы установить террористические угрозы и обеспечить эскорт гражданских судов через Гибралтарский пролив. В марте 2009 года НАТО начал операцию «Allied Protector» для обеспечения безопасности торговых морских путей в Индийском океане и регионе Аденского залива, защиты от пиратства.

Благодаря операции «Active Endeavour» укрепилось сотрудничество между странами-партнерами в регионе Средиземного моря, что, в свою очередь, помогает развивать операцию. В операции принимают участия государства Средиземного моря, а также через спецоперации — Норвегия, Дания и Германия. С 2004 года были приобщены также партнеры, наибольший вклад из которых внесли Россия и Украина.

Подразделения ВМФ НАТО проводят мониторинг для сокращения пиратства и опасности вооруженных ограблений гражданских судов на морских торговых путях. Сейчас в окрестностях Сомали действует состоящее из шести кораблей морское подразделение НАТО, в котором принимают участие корабли из США, Канады, Дании, Германии, Нидерландов и Португалии.54

 

 

Заключение

Подводя итог всему вышесказанному, хотелось бы еще раз отметить, что современная история НАТО начинается со Встречи глав государств-членов в Риме в ноябре 1991г., где была определена Стратегическая концепция, определившая новые подходы к обеспечению безопасности основанной на диалоге, коллективной обороне и сотрудничестве.

После распада Советского Союза  в 1991 году и по настоящее время НАТО, в основном в лице США, не имеют в мире достаточно сильного политического и военного противовеса, а следовательно практически не ограничены в своих действиях

Место НАТО в современной международно-политической системе продемонстрировано ее участием в глобальных и региональных конфликтах, ее роль в решении многих проблем современности очень велика. Но не стоит забывать, что НАТО- это организация, которая, как можно проследить в данной работе, целиком и полностью зависит от Соединенных Штатов Америки. Это государство не только является основателем Североатлантического союза, но и по сути ее основным координатором. Америка, как родитель и наставник имеет огромное влияние на союз, а следовательно и на государства-участников. Страны, входящие в НАТО являют собой одни из самых развитых, значимых государств мира. Постоянное расширение организации,  ее распространение даже за пределами Североатлантического региона говорит о то том, что, возможно, совсем скоро, НАТО будет способно заменить собой Организацию Объединенных Наций. А значит, мир будет находиться, под эгидой одного актора – Соединенных Штатов,

В связи с этим, возникает острая необходимость в существовании  международной политической силы, способной противостоять уже сформировавшемуся и закрепившемуся гегемону на мировой арене.

Возможно, противовесом НАТО в международных отношениях станет активно развивающийся Китай или Россия. При создании нового антинатовского блока Россия сможет вернуть потерянный паритет, а в международных отношениях будет восстановлен баланс.

 

 

Список использованной литературы

 

Законодательные документы:

  1. Конституция Соединенных Штатов Америки [Электронный ресурс] / http://www.hist.msu.ru/ER/Etext/cnstUS.htm

Документы:

  1. Устав Организации Объединенных Наций [Электронный ресурс] / http://www.un.org/ru/documents/charter/index.shtml

Научная и учебная  литература:

    1. Занегин, Б.Н. США в региональных конфликтах: малые войны и большая политика [Текст] // США - Канада: экономика, политика, культура. - 2002. - № 8. – 34 с.
    2. Паклин Н. Россия - НАТО: баланс интересов (Президент РФ подпишет на берегах Сены Основополагающий Акт о взаимоотношениях России и НАТО) // Российская газета. - 2007.- №23. - с. 47
    3. Лихоталь, А.А. Атлантический Альянс: дефицит ответственности в условиях ядерного противостояния [Текст] / Лихоталь А.А. - М., 1997. - С. 46
    4. Шреплер Х.А. Международные экономические организации. Справочник. - М., 2007. - с. 102
    5.   Справочник НАТО Public Diplomacy Division NATO 1110 Brussels, Belgium, 2006. – с. 18.
    6. Котляр В.С. Эволюция стратегической доктрины НАТО: Современная Европа. – 2004. - №2.- с. 112
    7. Троицкий М.А. Трансатлантический союз. 1991-2004. Модернизация системы Американо-европейского партнерства после распада биполярности. – М. – 2004. – с.10
    8. Под ред. Д. Тренина Россия и основные институты безопасности в Европе: вступая в XXI век . - М.: S&P. - 2000. - с. 133
    9. Справочник НАТО Office of Information and Press NATO - 1110 Brussels – Belgium.- 2001. – с. 17
    10. Кременюк В.А США и окружающий мир: уравнение со многими неизвестными США // Канада, экономика, политика, культура. - 1999. - №1 - с. 105.
    11. Тэлбот С. Для чего нужно расширяться НАТО //США-ЭПИ. - 2005. - №4. с.8
    12. Пядышев Б. Военные аспекты международной безопасности // Международная жизнь. - 1996. - № 7. - с.88-97.

Информация о работе Союзы и блоки в контексте международных отношений в xxi в. (на примере НАТО)