Соглашение о разделе продукции и его роль в экономике России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Апреля 2012 в 15:06, реферат

Описание работы

11 января 1996 года на территории России вступил в силу Федеральный закон "О соглашениях о разделе продукции". Он стал первым законом, принятым Советом Федерации после парламентских выборов, и, несомненно, уже в ближайшем будущем может оказать существенное влияние на состояние и перспективы развития российской экономики. Определенные трудности в восприятии самого названия этого акта вызваны включением в него дословного перевода с английского языка термина "production sharing agreement", принятого за рубежом для обозначения отношений, складывающихся в процессе разведки и эксплуатации месторождений полезных ископаемых между государством, на чьей территории осуществляются разработки, и инвесторами, в первую очередь иностранными, финансирующими и производящими указанные работы.
Таким образом, для обозначения новой формы правового регулирования экономических отношений законодатель избрал терминологию, а также использовал правовые конструкции, понятные и близкие, прежде всего иностранному инвестору.
В этом подходе ощущается также стремление приблизить российское законодательство к стандартам, принятым в международной юридической практике.

Содержание работы

Введение ………………………………………………………………………….3
Глава1. Общая характеристика Закона «О соглашениях о разделе продукции» ….......................................................................................................4
1.1Организация работ по соглашению ………………………………………..5
1.2Раздел продукции …………………………….................................................6
Глава2. Основные условия соглашения о разделе продукции.........................8
2.1Стороны соглашения . Права собственности…………………………………………………………………..8
2.2Процедура заключения соглашения …………………………………….....10
2.3Особенности налогообложения. Разрешение споров……………………………………………………………………………11
2.4. Правовые проблемы осуществления иностранных и отечественных инвестиций в экономику России на основе соглашений о разделе продукции ………………………………………………………………………………….…13
Заключение ……………………………………………………………………...17
Список литературы ……………………………………………………………...18

Файлы: 1 файл

мэо2011.docx

— 37.03 Кб (Скачать файл)

Минеральное сырье, поступающее в соответствии с условиями соглашения в собственность  инвестора, может быть вывезено с  таможенной территории Российской Федерации  на условиях и в порядке, которые  определены этим соглашением, без количественных ограничений экспорта, за исключением  случаев, предусмотренных Федеральным  законом «О государственном регулировании  внешнеторговой деятельности».

К вывозу подлежит компенсационная, а  также часть прибыльной продукции, приходящаяся на долю инвестора, причем та ее часть, которая остается после  уплаты налога на прибыль.

К числу основных выгод инвестора, обеспечиваемых Законом «О соглашении о разделе продукции», относится  неограничиваемое право экспортировать из России ту продукцию, которая принадлежит  ему на праве собственности.

Право собственности на имущество может  перейти от инвестора к государству  со дня, когда стоимость этого  имущества полностью возмещена, или со дня прекращения соглашения, или с иного согласованного сторонами  дня на условиях и в порядке, предусмотренных  соглашением. При этом в течение  срока действия соглашения инвестору  предоставляется исключительное право  пользоваться таким имуществом на безвозмездной  основе для работ по соглашению, и инвестор несет бремя содержания имущества и риск его случайной  гибели или случайного повреждения.

Согласно  ст. 11 главы 2 Федерального закона № 225 от 30 декабря 1995 года «имущество, вновь  созданное или приобретенное  инвестором и используемое им для  выполнения работ по соглашению, является собственностью инвестора, если иное не предусмотрено соглашением.

Право собственности на указанное имущество  может перейти от инвестора к  государству со дня, когда стоимость  указанного имущества полностью  возмещена, или со дня прекращения  соглашения, или с иного согласованного сторонами дня на условиях и в  порядке, которые предусмотрены  соглашением. При этом в течение срока действия соглашения инвестору предоставляется исключительное право на пользование таким имуществом на безвозмездной основе для проведения работ по соглашению, и инвестор несет бремя содержания находящегося в его пользовании имущества и риск его случайной гибели или случайного повреждения.

В случае перехода к государству права  собственности на указанное имущество  это имущество относится к  федеральной собственности. Порядок  дальнейшего использования указанного имущества определяется Правительством Российской Федерации». А также «вся первичная геологическая, геофизическая, геохимическая и иная информация, данные по ее интерпретации и производные  данные, а также образцы горных пород, в том числе керн, пластовые  жидкости, полученные инвестором в  результате выполнения работ по соглашению, принадлежат на праве собственности  государству».

Российское  государство гарантирует инвестору  защиту его имущественных и иных прав, приобретенных и осуществляемых им в соответствии с соглашением. На него не распространяются действия нормативных актов федеральных  органов исполнительной власти, законов  и актов субъектов РФ, а также  местного самоуправления, если эти  акты ограничивают права инвестора.

2.2ПРОЦЕДУРА ЗАКЛЮЧЕНИЯ СОГЛАШЕНИЯ О РАЗДЕЛЕ ПРОДУКЦИИ

Процедура и порядок заключения соглашений регулируются ст. 6 главы 2 Федерального закона № 225 от 30 декабря 1995 года. Соглашения заключаются в соответствии с законодательством РФ, таким образом, возможности применить любое право кроме российского нет.

Соглашения  заключаются государством с победителем  конкурса или аукциона, на условиях данных мероприятий, которые являются обязательными для сторон. Начальные  условия аукционов разрабатываются  на основе технико-экономических расчетов, выполненных по поручению государственных  органов, ответственных за проведение конкурсов или аукционов. Финансирование работ, связанных с разработкой  условий аукциона, составлением технико-экономических  обоснований и подготовкой проекта  соглашения, осуществляется за счет части  средств, полученных от реализации соглашения.

Закон предусматривает, что соглашения могут  заключаться вне конкурса, и они  утверждаются федеральным законом.

Проект  соглашения по каждому объекту недропользования готовит Комиссия, создаваемая Правительством РФ по согласованию с органом исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации, в состав которой входят представители органов исполнительной власти, эксперты и консультанты. Инвестор в состав Комиссии не входит.

Стороны должны предусматривать в соглашении условие, что не менее 70 процентов  технологического оборудования в стоимостном  выражении для добычи полезных ископаемых, их транспортировки и переработки (если это предусматривается соглашением), приобретаемого и (или) используемого  инвестором для выполнения работ  по соглашению, должно быть российского  происхождения. Данное положение не распространяется на использование  объектов магистрального трубопроводного  транспорта, строительство и приобретение которых не предусмотрены соглашением.

Заключение  о разделе продукции в большинстве  случаев регулируется Законом «О соглашениях о разделе продукции», Законом от 21 июля 1997 года «Об участках недр, право пользования которыми может быть предоставлено на условиях раздела продукции» и законом, утверждающим конкретные соглашения.

2.3ОСОБЕННОСТИ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ. РАЗРЕШЕНИЕ СПОРОВ

 

Инвестиционный  климат России считается малоблагоприятным, особенно нестабильно в этом отношении  налоговое законодательство.

Согласно  ст. 13 главы 2 Федерального закона № 225 от 30 декабря 1995 года «при выполнении соглашения инвестор уплачивает разовые платежи за пользование недрами при наступлении событий, определенных в соглашении и лицензии (бонусы), плату за геологическую информацию о недрах, ежегодные платежи за договорную акваторию и участки морского дна, уплачиваемые в порядке, установленном соглашением в соответствии с законодательством Российской Федерации на дату подписания соглашения, сбор за участие в конкурсе (аукционе), сбор за выдачу лицензии, регулярные платежи за пользование недрами (ренталс), компенсацию расходов государства на поиски и разведку полезных ископаемых, компенсацию ущерба, причиняемого в результате выполнения работ по соглашению коренным малочисленным народам Российской Федерации в местах их традиционного проживания и хозяйственной деятельности. Суммы указанных платежей, а также сроки их уплаты определяются условиями соглашения.

При этом порядок определения сумм компенсации  расходов государства на поиски и  разведку полезных ископаемых, компенсации  ущерба, причиняемого в результате выполнения работ по соглашению коренным малочисленным народам Российской Федерации в местах их традиционного  проживания и хозяйственной деятельности, устанавливается Правительством Российской Федерации.

Порядок зачисления указанных в настоящем  пункте платежей в бюджеты разных уровней бюджетной системы Российской Федерации определяется бюджетным  законодательством Российской Федерации».

Как видно из текста статьи, объектом налогообложения  является стоимость части прибыльной продукции, принадлежащей инвестору  по условиям соглашения, при этом из нее вычитается сумма платежей инвестора  за пользование заемными средствами, его разовых платежей при пользовании  недрами, а также сумма других невозмещаемых инвестору в соответствии условиям соглашения затрат.

Налогом не облагаются суммы превышения фактических  расходов на оплату труда над их нормируемой величиной и суммы  выплаченных дивидендов.

Налог на прибыль уплачивается соответствующей  долей продукции по ставке на дату подписания соглашения.

В целом налоговая система, предложенная российским законодательством, устраивает иностранных инвесторов.

РАЗРЕШЕНИЕ СПОРОВ

В соответствии со ст. 22 главы 2 Федерального закона № 225 от 30 декабря 1995 года «Споры между государством и инвестором, связанные с исполнением, прекращением и недействительностью соглашений, разрешаются в соответствии с  условиями соглашения в суде, в  арбитражном суде или в третейском суде (в том числе в международных  арбитражных институтах)».

Необходимо  обратить внимание на ст. 23, которая  предусматривает «отказ государства  от судебного иммунитета, иммунитета в отношении предварительного обеспечения  иска и исполнения судебного и (или) арбитражного решения».

 

2.4ПРАВОВЫЕ ПРОБЛЕМЫ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ИНОСТРАННЫХ И ОТЕЧЕСТВЕННЫХ ИНВЕСТИЦИЙ В ЭКОНОМИКУ РОССИИ.

Переход России к рыночной модели экономики  потребовал создания в кратчайшие сроки  адекватного правового регулирования  всего сложного комплекса отношений, связанных с поиском, разведкой  и добычей на территории страны разнообразных  минеральных ископаемых.

Существенное  изменение экономических условий  привело к поискам принципиально  новых правовых инструментов управления этой группой отношений.

Актуальность  проблеме придавала и та особая роль, которая традиционно принадлежит  в российской экономике добывающим отраслям, а также жесткая зависимость  ряда других отраслей хозяйства от экспорта сырья, в первую очередь  энергоносителей.

Однако  создать на практике необходимый  правовой механизм оказалось непросто.

Экономические трудности переходного периода  в совокупности с частично сохранившейся  и поныне недостаточной урегулированностью взаимоотношений между центральными и региональными органами государственной  власти и управления длительное время  препятствовали решению проблемы.

Важным  практическим шагом на этом пути стало  принятие 24 декабря 1993 года Президентом  России Указа № 2285 «Вопросы соглашений о разделе продукции при пользовании  недрами». Как указано в преамбуле  этого акта, он должен применяться  «в период до вступления в действие законодательства Российской Федерации, регламентирующего порядок применения таких соглашений». Таким образом, с момента вступления в силу упомянутого  Федерального закона Указ может представлять интерес лишь в историческом аспекте. Тем не менее, мы будем обращаться к отдельным положениям этого  документа, чтобы проследить некоторые  тенденции правового регулирования  в рассматриваемой сфере.

Организационно-правовые и политические условия последующих  лет воспрепятствовали реализации названного Указа. Достаточно вспомнить, что он был принят почти одновременно с Конституцией Российской Федерации  в декабре 1993 года, когда важнейший  вопрос - о разграничении полномочий между центром и регионами - лишь начал осознаваться властями и общественностью  во всей своей глубине и остроте.

В соответствии с Указом распределение  части минерального сырья (или его  стоимостного эквивалента), полученной государством в результате раздела  продукции, должно было осуществляться «на основе не являющихся частью соглашения специальных договоров между  органами исполнительной власти Российской Федерации и субъектов Российской Федерации». Устанавливалось также, что распределение взимаемых  с инвестора налога на прибыль  и платы за право пользования  недрами должно было осуществляться «в соответствии с действующим законодательством  с зачислением их в соответствующие  бюджеты».

Иными словами, отношения между органами исполнительной власти, выступающими в качестве единой стороны договора о разделе продукции, отделялись от самого соглашения, их регулирование  переносилось в специальные договоры и не влияло на содержание базового соглашения.

Указ  не предписывал соответствующим  органам заключать подобные договоры в обязательном порядке. Не было также  определено соотношение средств, поступающих  соответственно в федеральный и  региональные бюджеты в виде платежей от налога на прибыль и платы за пользование недрами. Все это  вновь ставило местные органы в неопределенное и зависимое  положение.

Правовые  отношения в области недропользования между субъектами разного уровня стали предметом регулирования  Федеральным законом от 3 марта 1995 года «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации  «О недрах». Рассматриваемый круг проблем  затрагивается в ряде статей этого  Закона. В частности, в статье 11 предусматривается  возможность заключения между Российской Федерацией и субъектами Российской Федерации договоров о разграничении  предметов ведения и полномочий в области недропользования. До заключения таких договоров разграничение  полномочий осуществляется исходя из положений упомянутого Закона.

Большое внимание в этом Законе уделено и  определению компетенции органов  государственной власти Российской Федерации, а также субъектов  Российской Федерации в сфере  регулирования отношений по недропользованию.

Тенденции последних лет в области нормативного закрепления разграничения компетенции  центральных и региональных органов  власти, в частности в использовании  недр, существенно повлияли на общую  концепцию и отдельные положения  Закона «О соглашениях о разделе  продукции».

Таким образом, участие региональных органов  власти на этапе подготовки и подписания соглашения о разделе продукции  обеспечивается в полной мере.

Что касается стадии реализации проекта, то согласно п. 7 ст. 7 в целях координации  деятельности по выполнению работ в  рамках соглашения сторонами может  быть предусмотрено создание управляющего комитета, в состав которого входит равное число представителей от каждой стороны. Численный состав, права  и обязанности управляющего комитета, а также порядок его работы определяются соглашением.

Создание  управляющего комитета должно предусматривать  равное участие со стороны государства  представителей федеральных органов  исполнительной власти и органов  исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации. Это  важное положение свидетельствует  о стремлении законодателя закрепить  паритетное участие центра и регионов на стадии реализации рассматриваемых  соглашений.

Информация о работе Соглашение о разделе продукции и его роль в экономике России