Роль свободных экономических зон в преодолении экономической отсталости развивающихся стран

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Июля 2014 в 18:13, доклад

Описание работы

Заметным явлением мировой экономики в соответствии с тенденцией современного мирового развития является создание свободных экономических зон (СЭЗ), получивших широкое распространение не только в большинстве промышленно развитых стран, практически во всех новых индустриальных государствах, в развивающихся странах, но и в отдельных странах, переходящих к рыночной экономике. Целями создания СЭЗ в этих случаях является ускорение экономического роста в районах создания зон и в стране в целом за счет активизации инвестиционного роста научно-технического потенциала, включения страны в систему мирохозяйственных связей и улучшения использования ее ресурсов.

Файлы: 1 файл

мэ.docx

— 54.99 Кб (Скачать файл)

Из этого определения видно, что свобода обособленной части государственного пространства является  не абсолютной, а относительной. Свободной эта территория является лишь в том смысле, что ввезенные на нее товары освобождаются от пошлин, налогов на импорт и других видов контроля который установлен таможенным законодательством страны. Свободные экономические зоны это часть национального экономического пространства, где для местных и зарубежных предпринимателей создается такая система льгот и стимулов, которая на основе новейших технологий позволяет создавать приоритетные отрасли, способствующие мировой экономике.   

Цели, задачи и предпосылки создания свободных                                         экономических зон. 

 

 

   

 Цели стран, создающих  свободные экономические зоны, могут  быть различными. Одни страны  используют зоны в качестве  интеграционного экономического механизма (сближение экономик и валют стран), другие – с целью привлечь иностранную технологию. Великобритания, например, начиная с 1981 года стала создавать свободные аэропорты (в Ливерпуле, Бирмингеме, Кардиффе и др.) с целью расширения возможностей и активизации экономики на национальном уровне. В США, согласно закону 1934года, зоны должны были  «содействовать и поощрять иностранную торговлю путем освобождения зарубежных товаров от пошлин при ввозе в Соединенные Штаты».  

 Несмотря на различие целей  создания свободных экономических  зон, они имеют и некоторую  общность, в рамках которой можно  выделить экономические, социальные  и научно-технические цели.    

Экономические:

- более глубокое включение национального рынка в мировую систему хозяйства;

- привлечение иностранных и национальных инвестиций для развития производства;

- увеличение валютных поступлений в бюджет страны.         

Социальные:

- развитие отсталых регионов;

- увеличение количества рабочих мест и обеспечение занятости населения;

- насыщение национального рынка высококачественными товарами.     

Научно-технические:    

-   использование новейших зарубежных и отечественных технологий;    

- повышение эффективности используемых производственных                         

 мощностей.  

 Все эти и другие цели  организации свободных экономических  зон могут быть реализованы  при целой системе условий. В  этом плане можно назвать наиболее  важные условия для нормального  функционирования свободных экономических  зон:    

- политическая стабильность в  стране создает общий благоприятный  инвестиционный климат. Она, как  показала практика, бывает решающей  в привлечении зарубежных инвестиций;

- наличие хорошо разработанной законодательной базы;

- наличие развитой инфрастуктуры;

- очень важным условием является природно-географическая среда.  

 Важнейшим стимулятором для  развития свободных экономических  зон является и система льгот  инвесторам, которые прежде чем  вкладывать капитал изучают предоставляемые  им условия льгот.

Каждая страна или ее регион при создании свободных экономических зон определяют свой набор льгот. Однако, в экономической литературе называют четыре основные группы льгот:

фискальные льготы, стимулирующие развитие определенных видов предпринимательства. Они применимы к  налогам на прибыль, доход, имущество. В их сфере находятся вопросы постоянного и временного освобождения от налогообложения предпринимателей.

финансовые льготы в виде установления низких цен за пользование землей, производственными помещениями, объектами инфраструктуры, коммунальными услугами.

административные льготы обычно предоставляются администрацией свободной экономической зоны с тем, чтобы упростить процедуру регистрации предприятий, въезда и выезда иностранных граждан. Простота административных процедур положительно оценивается инвестором.                внешнеторговые льготы, они в основном связаны с введением упрощенного порядка осуществления внешнеторговых операций, а также снижением или отменой экспортно-импортных пошлин.  

 Все указанные льготы могут  применятся в самых различных комбинациях, однако они не всегда являются решающим стимулом привлечения иностранного капитала.                                  

 

 

 

Большую роль СЭЗ играют в развитии экономики развивающихся стран,

включая и те, которые совсем недавно завоевали независимость и с помо-щью зон стимулируют приток иностранных инвестиций на национальный рынок.

В настоящее в время в нашей республике идет процесс развития сво-бодных экономических зон. В действующих шести увеличивается количес-тво резидентов, объемы производств, расширяются экспортно-импортные потоки , создаются условия для привлечения инвестиций, совершенствую-тся нормативно-законодательные база, регулирующая их деятельность.

Большую роль СЭЗ играют в развитии экономики развивающихся стран,

включая и те, которые совсем недавно завоевали независимость и с помо-щью зон стимулируют приток иностранных инвестиций на национальный рынок.

В настоящее в время в нашей республике идет процесс развития сво-бодных экономических зон. В действующих шести увеличивается количес-тво резидентов, объемы производств, расширяются экспортно-импортные потоки , создаются условия для привлечения инвестиций, совершенствую-тся нормативно-законодательные база, регулирующая их деятельность.

Глава 1. Свободные экономические зоны : их сущность и классификация.

В мировой практике внешнеэкономической деятельности существуют различные модели территориально-хозяйственного управления . В этом ряду комплексных формирований есть и такие хозяйственные структуры , которые известны как свободные экономические зоны (СЭЗ) . Различные типы таких зон называют “островками” мирового хозяйства , “окнами ” для притока в многочисленные регионы и страны зарубежных инвестиций, технологий , управленческих навыков . Наконец , в СЭЗ многие экономисты видят прототип новой политики “открытых дверей” в мировую систему хозяйства .

Создание и становление СЭЗ направлено на либерализацию и активную внешнеэкономическую деятельность . Экономика таких зон имеет высокую степень открытости мировому рынку , а таможенный и налоговый режимы благоприятны для национальных и зарубежных инвестиций .

Свободные экономические зоны получили широкое распространение во многих странах. Свободные (специальные) экономические зоны представляют собой определенные территории , где возможно создание особо благоприятного экономического режима для деятельности иностранного капитала . СЭЗ позволяют активно формировать экономику открытого типа , выступают своеобразным “передним краем”, на котором применяются современная техника и технологии , мировые научно-технические достижения , современные методы управления экономикой , иностранный капитал и т. д. В зонах свободного предпринимательства создается современная инфраструктура , необходимая для деловой активности .

Открытость мировому рынку делает СЭЗ привлекательными для транснациональных компаний , миллиардные инвестиции которых вкладываются на всех континентах . Международные корпорации в поисках благоприятных условий для своей коммерческой деятельности рассматривают СЭЗ как весьма прибыльные экономические структуры , с которыми связывают важнейшие направления своей экспансии .

Наибольшее распространение в развивающихся странах получили экспортно-производственные зоны (ЭПЗ). Развитие экспортного производства на анклавной территории какой-либо страны обеспечивает рост объема ее экспорта, повышение уровня занятости, проведение промышленной модернизации и ускорения освоения новых технологий. Эти достижения и обусловили тот интерес, который проявили многие страны к организации на своей территории ЭПЗ. Особенно распространены ЭПЗ в государствах Азии, которые используют опыт экспортно-производственной зоны “Шеннон”. 

В развивающихся странах в основном ориентированы они на внешний рынок , поскольку , только наращивая экспорт , эти страны могут решать задачи оздоровления национальной экономики . Отсюда вытекает и особенность СЭЗ – более преференциальный инвестиционный климат государство устанавливает для иностранных инвесторов .

Китай – самый большой получатель прямых иностранных капиталовложений среди развивающихся стран и второй в мире - после Соединенных штатов.

Заключение

 

     На  основе  вышеизложенного  можно  сделать  следующие  выводы.

       Свободные    экономические    зоны    призваны     выполнять     свою

специфическую     роль,      концентрируя      экспорториентированное      и

импортозамещающее  производство,   стимулируя   внешнеэкономические   связи,

представляя   собой    “ловушки”    для    иностранных    инвестиций.    Они

такжедолжны     стимулировать     сосредоточение     технико-технологических

инноваций ,  способствовать  освоению   современного   рыночного   механизма

хозяйствования.

      Создание   свободных   экономических   зон  –  эффективнейший    метод

привлечения   капитала   в   производство.   Различные   налоговые    льготы

очень   привлекательны   для   зарубежных    инвесторов,    стремящихся    к

наиболее  выгодному  вложению  своих  капиталов,   тем   самым   способствуя

введению   новых   технологий   и   развитию   производства   ,    оживлению

бизнеса,  повышению  уровня  экономического  роста  и   развитию   экономики

в  целом.

  Создание  у  нас  СЭЗ  может   стать,   как   и   во   многих   странах

мира,   одним    из    эффективных    способов    привлечения    иностранных

инвестиций,   катализатором   развития    внешнеэкономических    связей    и

экономики  страны  в  целом.  Но  для   этого   политика   их   формирования

должна  быть  продуманной  и  последовательной.

   Список  использованных  источников

 

     1.Бык  В.Ф.  Свободная   экономическая   зона   “Гомель-Ратон”:   этапы

развития  //  Белорусская   экономика:   анализ,   прогноз,   регулирование.

Экономический   бюллетень    НИЭИ    Министерства    экономики    Республики

Беларусь.-2000.-№11.-С.35.

     2.Бык  В.Ф.   Свободные   экономические   зоны   Республики   Беларусь:

состо-яние   и   перспективы   развития   //    Белорусский    экономический

журнал.-2002.-№3.-С.66.

      3.Гордейчик    В.К.    Свободные    экономические    зоны:    проблемы

функционирования   и   развития   //    Белорусская    экономика:    анализ,

прогноз,   регулирование.   Экономический   бюллетень   НИЭИ    Министерства

экономики  Республики  Беларусь.-2000.-№4.-С.3.

     4.Друзик  Я.С.  Свободные  экономические  зоны   в   системе   мирового

хозяйства.-  Мн.:  ФУА-информ,-2000.

     5.Костромичева  Э.В.,   Гордейчик   В.К.   Функционирование   свободных

эко-номических  зон  Республики  Беларусь  в   2000   году  .//  Белорусская

экономи-ка:  анализ,   прогноз,   регулирование.   Экономический   бюллетень

НИЭИ  Ми-нистерства  экономики  Республики  Беларусь.-2001.-№4.-С.19.

     6.Костромичева   Э.В.,   Груша   В.К.,   Лобейко   А.М.,   Телеш   И.Л.

Итоги   и   проблемы   функционирования    свободных    экономических    зон

Республики  Беларусь   в  2001  году  //  Белорусская   экономика:   анализ,

прогноз,  регулиро -вание.   Экономический   бюллетень   НИЭИ   Министерства

экономики  Респуб-лики  Беларусь.-2002.-№4.-С.13.

   7.Международные  экономические  отношения / Под  ред.   С.  Сутырина,  В.

     Харламовой. СПб.,1996.

     8.Надузик  К. СЭЗ “Могилев” за  работой  //Могилевская   правда.-2002.-

№8.-С.4.

     9.Семенов  К.А.  Международные  экономические  отношения:   Курс   лек-

ций.- М.: Гардарика,1998

    10.СЭЗ  “Могилев”  может  перекрыть  среднеобластной  уровень  рентабель-

ности  втрое //  Могилевская  правда.-№6.-С.3.

СЭЗ в развивающихся странах отличаются и структурой источников привлекаемого капитала. Если в странах с развитой рыночной экономикой - это преимущественно национальный частный капитал, то в развивающихся - это преимущественно иностранный частный капитал. Структура затрат в таких зонах в развивающихся странах складывается примерно следующим образом: прямые бюджетные вложения - 2-3%, прямое финансирование из местных бюджетов - 12-15%, льготный государственный кредит - 30-35%, финансирование за счет коммерческих структур и иностранных инвесторов 47-56%.

Отсюда вытекает и следующая особенность СЭЗ в развивающихся странах -- более преференциальный инвестиционный климат, устанавливаемый в них государством, для иностранных инвесторов.

Для национальных частных инвесторов развивающиеся страны устанавливают в СЭЗ различные ограничения. Во многих странах разрешается вложить капитал только при условии, что как минимум 90 % объема произведенной ими продукции будет экспортироваться. Условия и формы вложения капитала для местных частных инвесторов в СЭЗ могут изменяться в зависимости от изменения уровня ее развития, доли СЭЗ и т.п. Например, в самом начале Южная Корея не разрешала своим предпринимателям вкладывать инвестиции в СЭЗ, но со временем этот запрет был снят и они получили такую возможность. Важное значение в решении этого вопроса придается экономической политике страны по отношению к той или иной отрасли, Обычно наиболее льготные условия инвестирования имеют отрасли материального производства по сравнению с отраслями услуг и др. Причем внутри отраслей материального производства тоже существует дифференциация условий инвестиций в зависимости от их приоритетности. Специалисты UNIDO в зависимости от условий инвестирования иностранного и частного капитала разделили все отрасли обрабатывающего производства в СЭЗ на 3 группы.

Информация о работе Роль свободных экономических зон в преодолении экономической отсталости развивающихся стран