Регулирование международной торговли

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2013 в 12:50, контрольная работа

Описание работы

Целью настоящей работы являются разновидности торговых ограничений и их последствия для мировой торговли.
Для достижения данной цели необходимо решить следующий ряд задач:
- рассмотреть тарифные и нетарифные ограничения в регулировании международной торговли;
- рассмотреть таможенные пошлины и их виды;
- проанализировать влияние таможенного тарифа на производителей, потребителей и благосостояние страны;
- рассмотреть последствия торговых барьеров для мировой торговли

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
1. Тарифные и нетарифные ограничения в регулировании международной торговли 4
2. Таможенные пошлины и их виды 9
3. Влияние таможенного тарифа на производителей, потребителей и благосостояние страны 12
4. Последствия торговых барьеров для мировой торговли 15
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 18
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Файлы: 1 файл

КР-2 по МИР. ЭК. - исправленная.doc

— 157.50 Кб (Скачать файл)

 

Торговые барьеры выполняют  определенные созидательные функции  относительно интересов развития отечественного производства, формирования государственных  доходов, соотношения экспортно-импортных  поступлений. Однако введение таможенных тарифов и ограничений имеет и негативные экономические последствия. Эти последствия носят прямой и косвенный характер.

Прямые негативные последствия  торговых барьеров состоят, например, в том, что введение пошлин повышает цены на товары, заставляя потребителей нести большие расходы на приобретаемую продукцию. Одновременно меняются потребительские вкусы населения. На экспорт каждая страна направляет свою лучшую продукцию, если же вводятся пошлины, то приобретение данных товаров ограничивается. Расходы населения переадресовываются на приобретение менее желаемых товаров и услуг. Теряются не только чисто потребительские, но и нравственно-эстетические, духовные ценности.

Введение пошлин и  других ограничений иногда приводит к оживлению второстепенных отечественных отраслей экономики. Импульс к развитию часто получает местная промышленность благодаря перераспределению ограниченных ресурсов в свою сферу деятельности, тем самым предопределяя далеко не лучшую структурную перестройку экономики.

Следует учитывать также тот факт, что субъекты как международного, так и внутреннего рынка тесно связаны между собой. От таможенных тарифов, вводимых в одной стране, страдают производства других стран.

Следующий момент, на который  нужно обратить внимание, состоит  в том, что получаемые пошлины являются в сущности не чем иным, как перераспределением доходов от потребителей в пользу государства, и поэтому не влияют на повышение благосостояния общества в целом: государство выигрывает то, что теряет потребитель. Это прямые последствия торговых ограничений.

Косвенные последствия  торговых барьеров выражаются в неверной перепрофилизации, переориентации производства. Приоритет часто получают производства, не обладающие сравнительным преимуществом  в использовании ресурсов.

Введение пошлин и других ограничений вызывает сокращение мировой торговли и объемов реального мирового производства. Регулирование внешней торговли позволяет решать очень многие проблемы экономической жизнедеятельности общества и в состоянии содействовать решению политических, идеологических, военных вопросов, возникающих на международном уровне.

Деятельность государств, направленная на согласование и урегулирование международных отношений, называется внешне экономической политикой. Как  важная система отношений внешнеэкономическая политика должна направляться и регулироваться государственными органами управления и регулирования.

Существуют разные уровни регулирования внешнеэкономических  отношений. Первым таким уровнем  является национально-государственное  регулирование внешней торговли. Оно охватывает весь круг вопросов, связанных с экспортно-импортными поставками, заключением торговых договоров, международными маркетинговыми исследованиями, установлением таможенных тарифов и других торговых ограничений.

Следующий уровень регулирования внешнеэкономических отношений — межгосударственное торговое регулирование. Оно включает систему мер по налаживанию торговых отношений и заключению торговых договоров между странами. Заключаемые межгосударственные соглашения регулируют объемы и условия поставок товаров, порядок оплаты. Они могут содержать и другие регулирующие кодексы и законы. Для одних стран может быть установлен режим наибольшего благоприятствования, для других предусмотрен режим ограничений в торговле.

Торговые договоры могут  заключаться на двух- и многосторонней основе, иногда соглашения действуют в рамках заключаемых и создаваемых торгово-экономических блоков и союзов. Наиболее ярким примером последних является Европейское сообщество, возникшее на базе Общего рынка, созданного в 1958 г. (в настоящее время Европейский союз).

Другим примером может  служить Американо-канадское соглашение о свободной торговле. Общий рынок  возник в силу необходимости решения  ряда экономических и политических проблем. Экономический мотив был связан со стремлением к созданию более выгодных условий для получения преимуществ от свободной торговли. Созданное более крупное производство позволило снизить издержки производства, повысить его прибыльность. В области торговли Общий рынок ставил следующие цели: постепенно отменить пошлины и импортные квоты: установить единую для всех входящих в ЕС стран систему пошлин по отношению к странам, не входящим в Общий рынок; достичь свободного движения капитала и миграции рабочей силы между странами — членами ЕС; разработать общие принципы регулирования сельского хозяйства; создать единую систему информационных коммуникаций и т. д. В плане регулирования внешнеэкономической политики Общий рынок достиг очень многого.

Американо-канадское  соглашение о свободной торговле было подписано в 1988 г. Его значение в том, что благодаря ему создана крупнейшая в мире зона беспошлинной торговли. Предусматривалось устранение к концу XX в. всех видов пошлин, снятие импортных квот, нетарифных барьеров. Американские потребители выигрывают от снижения цен на канадские товары, а канадские предприниматели получают доступ на американский торговый рынок. Американо-канадское соглашение сыграло важную роль в регулировании торговых отношений с Общим рынком, Японией, другими странами и континентами.

Наконец, еще одним  звеном регулирования внешнеэкономической  политики является международное регулирование. Оно предполагает установление международных  режимов, выработку договоренностей, определяющих порядок, нормы и процедуры, регламентирующие межгосударственные торгово-экономические отношения. Эти регламенты обычно используются для национального регулирования внешней торговли.

Международные регулирующие организации торговли. Международная  торговля регулируется многими организациями, однако ведущее место среди них занимает ВТО — Всемирная торговая организация, учрежденная в 1947 г. как ГАТТ — Генеральное соглашение о тарифах и торговле. Эта организация фиксирует принципы и правила мировой торговли. Посредством ВТО регулируется около 90 % мирового объема торговли. Ее полноправными членами являются около 100 государств, де-факто членами выступают еще 28 стран и в качестве наблюдателей числятся 20 государств. В основе деятельности ВТО лежат три основополагающих принципа: равный, недискриминационный режим торговли; снижение пошлин посредством многостороннего обсуждения проблем; устранение импортных квот и других ограничений. Для решения возникающих спорных торговых вопросов ВТО организует и проводит раунд переговоров. Здесь решаются проблемы устранения торговых барьеров и субсидий в сельском хозяйстве, в торговле услугами, ограничений на иностранные инвестиции, внедрения на международной основе патентных, авторских прав, прав на торговую марку и т. д.

Важную роль в регулировании  торговли выполняет Конференция ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД). Это очень важный орган Генеральной Ассамблеи ООН, куда входят 168 государств. Руководят ЮНКТАД Конференция и Совет по торговле и развитию. Все вопросы решаются на сессии ЮНКТАД. Задачи этой организации — содействие развитию торговли, выработка принципов регулирования международных экономических отношений.

Говоря о международных  торговых отношениях, нельзя не назвать  еще один международный орган, занимающийся регулированием торговых отношений. Речь идет о Координационном комитете по экспортному контролю — КОКОМ. Членами этой организации в период ее создания стали государства НАТО и Япония. КОКОМ был создан в качестве контролирующего органа для предотвращения возможных продаж новой техники и передовой технологии социалистическим странам. Список товаров, запрещенных к вывозу, насчитывал порядка 3000 наименований. Этот орган во многом выполнял негативные функции, и его действие было приостановлено.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

В настоящей работе были рассмотрены разновидности торговых ограничений и их последствия для мировой торговли.

В результате изученного материала было установлено, что  в настоящее время государственное регулирование внешнеэкономической торговли осуществляется административными, правовыми и экономическими методами; автономно и на договорной основе (конвенционно) посредством заключения и выполнения двусторонних и многосторонних соглашений.

Инструменты государственного регулирования международной торговли по своему характеру делятся на тарифные – те, что основаны на использовании таможенного тарифа, и нетарифные - все прочие методы.

Таможенный тариф (custom tariff) в зависимости от контекста  может определяться как: инструмент торговой политики и государственного регулирования внутреннего рынка страны при его взаимодействии с мировым рынком; свод ставок таможенных пошлин, применяемых к товарам, перемещаемым через таможенную границу, систематизированный в соответствии с товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности; конкретная ставка таможенной пошлины, подлежащей уплате при вывозе или ввозе определенного товара на таможенную территорию страны (в этом случае понятие таможенного тарифа полностью совпадает с понятием таможенной пошлины).

В большинстве случаев  используются нетарифные методы регулирования, к которым относятся такие количественные методы, как: количественные ограничения (квотирование и контингирование); лицензирование; «добровольные» ограничения экспорта и методы скрытого проекционизма: технические барьеры, внутренние налоги и сборы; политика проводимая в рамках государственных закупок; требования о содержании местных компонентов.

Следствием любой таможенной защиты является снижение совокупного благосостояния нации. Использование таможенного тарифа для ограничения импорта ухудшает потребительские возможности. Покупатель вынужден платить за импортные товары либо большую сумму денег, либо приобретать их в меньших количествах. Введение импортного тарифа может привести к ухудшению условий внешней торговли в каждой из торгующих стран. Импортный тариф вызывает рост обменного курса страны — инициатора его введения. Как следствие возможно уменьшение объемов сбыта экспорта в зарубежные страны и в конечном счете — сокращение экспортного производства.

Использование тарифной системы защиты приносит желаемые результаты в следующих случаях: при действительном ограничении импорта и создании отечественным производителям условий для развития производства; при проведении тщательного анализа и избирательной политики установления высоких и низких тарифов; когда страна-импортер обладает властью монопсонии; когда введение таможенных тарифов является одним из основных источников доходов государственной казны; если производство некоторой отечественной продукции является предметом национального престижа; при проведении политики перераспределения дохода внутри страны и создании основ экономической и социальной защиты более бедных слоев населения; с целью создания производства и запасов определенной продукции.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

  1. Буглай, В. Б. Международные экономические отношения : учеб. пособие / В. Б. Буглай, Н. Н. Ливенцев. - М.: Финансы и статистика, 2008. – 614 с.
  2. Дадалко, В. А. Мировая экономика : учеб. Пособие / В. А. Дадалко - Минск: Ураджай, Интерпрессервис, 2001. - 592 с.
  3. Киреев, А. П. Между народная экономика : в 2 ч.: учеб. пособие для вузов / А. П. Киреев - М. : Междунар. отношения, 2007. - 592 с.
  4. Макконнелл, К. Экономикс / К. Макконнелл, С. Брю. - М.: Республика, 2000. – 523 с.
  5. Овчинников, Т. П. Международная экономика : учеб. Пособие / Т. П. Овчинников - СПб.: Изд-во Михайлова В. А., 2008. - 384 с.
  6. Шкуропат А. В. Мировая экономика. Часть 1. (конспект лекций) /  А. В. Шкуропат , М. В.  Терский М.В., Л. И. : Александрова – Владивосток, ВГУЭС, 2009. –  413 с.

1 Овчинников, Т. П. Международная экономика : учеб. Пособие / Т. П. Овчинников -  СПб.: Изд-во Михайлова В. А., 2008. – С. 58.

2 Овчинников, Т. П. Международная экономика : учеб. Пособие / Т. П. Овчинников -  СПб.: Изд-во Михайлова В. А., 2008. – С. 64.

3 Дадалко, В. А. Мировая экономика : учеб. Пособие / В. А. Дадалко - Минск: Ураджай, Интерпрессервис, 2001. – С. 168.

4 Овчинников, Т. П. Международная экономика : учеб. Пособие / Т. П. Овчинников -  СПб.: Изд-во Михайлова В. А., 2008. – С. 57.

5 Буглай, В. Б. Международные экономические отношения : учеб. пособие / В. Б. Буглай, Н. Н. Ливенцев. - М.: Финансы и статистика, 2008. – С. 284.

6 Дадалко, В. А. Мировая экономика : учеб. Пособие / В. А. Дадалко - Минск: Ураджай, Интерпрессервис, 2001. – С. 215.

7 Овчинников, Т. П. Международная экономика : учеб. Пособие / Т. П. Овчинников -  СПб.: Изд-во Михайлова В. А., 2008. – с. 76.

8 Дадалко, В. А. Мировая экономика : учеб. Пособие / В. А. Дадалко - Минск: Ураджай, Интерпрессервис, 2001. – С. 112.

9 Буглай, В. Б. Международные экономические отношения : учеб. пособие / В. Б. Буглай, Н. Н. Ливенцев. - М.: Финансы и статистика, 2008. – С. 285.

10 Шкуропат А. В. Мировая экономика. Часть 1. (конспект лекций) /  А. В. Шкуропат , М. В.  Терский М.В., Л. И. : Александрова – Владивосток, ВГУЭС, 2009. – С. 246.

11 Шкуропат А. В. Мировая экономика. Часть 1. (конспект лекций) /  А. В. Шкуропат , М. В.  Терский М.В., Л. И. : Александрова – Владивосток, ВГУЭС, 2009. – С. 248.

12 Буглай, В. Б. Международные экономические отношения : учеб. пособие / В. Б. Буглай, Н. Н. Ливенцев. - М.: Финансы и статистика, 2008. – С. 307.

Информация о работе Регулирование международной торговли