Регулирование международной торговли

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2013 в 12:50, контрольная работа

Описание работы

Целью настоящей работы являются разновидности торговых ограничений и их последствия для мировой торговли.
Для достижения данной цели необходимо решить следующий ряд задач:
- рассмотреть тарифные и нетарифные ограничения в регулировании международной торговли;
- рассмотреть таможенные пошлины и их виды;
- проанализировать влияние таможенного тарифа на производителей, потребителей и благосостояние страны;
- рассмотреть последствия торговых барьеров для мировой торговли

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
1. Тарифные и нетарифные ограничения в регулировании международной торговли 4
2. Таможенные пошлины и их виды 9
3. Влияние таможенного тарифа на производителей, потребителей и благосостояние страны 12
4. Последствия торговых барьеров для мировой торговли 15
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 18
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Файлы: 1 файл

КР-2 по МИР. ЭК. - исправленная.doc

— 157.50 Кб (Скачать файл)

Выделяют следующие  основные методы скрытого протекционизма5:

1) Технические барьеры – скрытые методы торговой политики, возникающие в силу того, что национальные технические, административные и иные нормы и правила построены так, чтобы препятствовать ввозу товаров из-за рубежа. Наиболее распространенные барьеры технического характера – требования о соблюдении национальных стандартов, о получении сертификатов качества импортной продукции, о специфической упаковке и маркировке товаров, о соблюдении определенных санитарно-гигиенических норм, включая проведение мероприятий по охране окружающей среды, о соблюдении усложненных таможенных формальностей и требований законов о защите потребителей и многие другие. Например, правительство Франции, чтобы ограничить импорт японских видеокассет, решило пропускать все их партии через одну тесную таможню в небольшом городке Пуатье, что не позволяло быстро провозить в страну большие партии. Товары, импортируемые в США, должны быть маркированы на английском языке четкими, не стираемыми и не смываемыми до момента продажи надписями.

Технические барьеры  далеко не всегда являются только методом  протекционизма. Во многих случаях их введение продиктовано не столько желанием оградить внутренний рынок, сколько заботой о защите населения.

2) Внутренние налоги и сборы (domestic taxws and charges) – скрытые методы торговой политики, направленные на повышение внутренней цены импортного товара и сокращение тем самым его конкурентоспособности на внутреннем рынке. Могут вводиться как центральными, так и местными органами государственной власти. Налоги, накладываемые в основном на импортные товары, весьма разнообразны и могут быть прямыми (налог на добавленную стоимость, акцизный налог, налог на продажу) или косвенными (сборы за таможенное оформление, регистрацию и выполнение других формальностей, портовые сборы). Внутренние налоги и сборы играют дискриминационную роль только в том случае, если они накладываются только на импортные товары, при том что товары местных производителей налогообложению не подлежат. Если же правила внутреннего налогообложения одинаковы как для национальных товаров, так и для импортных, то такая политика может рассматриваться как политика создания равных стартовых условий для конкуренции в цене и качестве. Во многих случаях внутренние налоги превышают по стоимости размер импортной пошлины и, более того, их ставка может изменяться в зависимости от внутренней конъюнктуры местного рынка.

3) Политика в рамках государственных закупок (state procurements) – скрытый метод торговой политики, требующий от государственных органов и предприятий покупать определенные товары только у национальных фирм, даже несмотря на то, что эти товары могут быть дороже импортных. Наиболее типичным объяснением такой политики являются требования национальной безопасности. Например, американское правительство по закону 1933 года, получившему название «Акт "Покупай американское"», платило на 12% больше, а для оборонных товаров – на 50% больше американским поставщикам по сравнению с иностранными.

4) Требование о содержании местных компонентов (local content requirement) – скрытый метод торговой политики государства, законодательно устанавливающего долю конечного продукта, которая должна быть произведена национальными производителями, если такой продукт предназначается для продажи на внутреннем рынке. Обычно требование о содержании местных компонентов используется развивающимися странами в рамках политики импортозамещения, которая предполагает создание и наращивание национальной базы производства импортируемых товаров, с тем, чтобы в дальнейшем отказаться от их импорта. Правительства развитых стран используют требование о содержании местных компонентов, чтобы избежать перемещения производства в развивающиеся страны с более дешевой рабочей силой и сохранить тем самым уровень занятости.

 

2. Таможенные  пошлины и их виды

 

Таможенная пошлина6 (customs duty) – обязательный взнос, взимаемый таможенными органами при импорте или экспорте товара и являющийся условием импорта или экспорта.

Таможенные пошлины  выполняют три основные функции7:

  • фискальную, которая относится и к импортным, и к экспортным пошлинам, поскольку они являются одной из статей доходной части государственного бюджета;
  • протекционистскую (защитную), относящуюся к импортным пошлинам, поскольку с их помощью государство ограждает местных производителей от нежелательной иностранной конкуренции;
  • балансировочную, которая относится к экспортным пошлинам, установленным с целью предотвращения нежелательного экспорта товаров, внутренние цены на которые по тем или, иным причинам ниже мировых.

В настоящее время  существует несколько подходов к  классификации таможенных пошлин8.

1) По способу взимания выделяют следующие виды таможенных пошлин:

  • адвалорные – начисляются в процентах к таможенной стоимости облагаемых товаров (например, 20% от таможенной стоимости);
  • специфические – начисляются в установленном размере за единицу облагаемого товара (например, 10 долл. за 1г);
  • комбинированные – сочетают оба названных вида таможенного обложения (например, 20% от таможенной стоимости, но не более 10 долл. за 1г).

2) По объекту обложения выделяют следующие виды таможенных пошлин:

  • импортные – пошлины, которые накладываются на импортные товары при выпуске их для свободного обращения на внутреннем рынке страны. Являются преобладающей формой пошлин, применяемой всеми странами мира для защиты национальных производителей от иностранной конкуренции;
  • экспортные – пошлины, которые накладываются на экспортные товары при выпуске их за пределы таможенной территории государства. Применяются крайне редко отдельными странами, обычно в случае больших различий в уровне внутренних регулируемых цен и свободных цен мирового рынка на отдельные товары, и имеют целью сократить экспорт и пополнить бюджет;
  • транзитные – пошлины, которые накладываются на товары, перевозимые транзитом через территорию данной страны. Встречаются крайне редко и используются преимущественно как средство торговой войны.

3) По характеру таможенных пошлин выделяют следующие их виды:

  • сезонные – пошлины, которые применяются для оперативного регулирования международной торговли продукцией сезонного характера, прежде всего сельскохозяйственной. Обычно срок их действия не может превышать нескольких месяцев в год, и на этот период действие обычного таможенного тарифа по этим товарам приостанавливается;
  • антидемпинговые – пошлины, которые применяются в случае ввоза на территорию страны товаров по цене более низкой, чем их нормальная цена в экспортирующей стране, если такой импорт наносит ущерб местным производителям подобных товаров либо препятствует организации и расширению национального производства таких товаров;
  • компенсационные – пошлины, накладываемые на импорт тех товаров, при производстве которых прямо или косвенно использовались субсидии, если их импорт наносит ущерб национальным производителям таких товаров.

4) При классификации  таможенных пошлин по времени  действия выделяют:

  • автономные считаются постоянно действующими;
  • временные вводятся на определенный период времени (например, на период применения экономических санкций);
  • сезонные используются в определенное время года сроком, как правило, не более 4 месяцев.

При всех национальных различиях  таможенные тарифы имеют ряд общих черт, характеризующих их экономическое значение и применение9.

Во-первых, существует обратно  пропорциональная зависимость между  уровнем развития экономики страны и уровнем таможенного обложения  пошлинами импорта. Чем более  развита экономика, тем, как правило, ниже ставки тарифов. Это связано с тем, что конкурентоспособность продукции страны достаточно высока и нет необходимости, за редким исключением, защищать внутренний рынок от аналогичной иностранной продукции высокими таможенными пошлинами. Например, в Швеции и Швейцарии они в среднем составляют 4 и 3 % соответственно, а в Венгрии — 16%, Югославии — 11 %.

Во-вторых, структура  таможенного тарифа у основного  большинства стран построена  по принципу эскалации, т. е. увеличения пошлин по мере роста степени обработки товара. Сырье обычно ввозится без пошлин либо облагается минимальными ставками, на полуфабрикаты устанавливаются средние по уровню пошлины, а на готовые изделия — наиболее высокие. Так, в США и Японии средний уровень таможенных пошлин на готовые изделия составляет 5-6 %, а на сырье — менее 1 %.

В-третьих, таможенные тарифы обычно имеют не одну, а несколько  колонок с различными ставками пошлин, предназначенных для взимания с  одного и того же товара, но поступающего из разных стран. Чаще всего встречаются тарифы с двумя колонками пошлин: одна — с более низкими пошлинами, предназначенными для обложения товаров, ввозимых из стран, с которыми имеется договоренность о снижении таможенных тарифов, другая — со значительно более высокими пошлинами. В международной торговой практике существуют таможенные тарифы с тремя, четырьмя и большим числом колонок пошлин. Например, таможенный тариф Японии имеет четыре колонки — с автономными и конвенциональными пошлинами, а также с преференциальными — для развивающихся государств и с сезонными пошлинами.

 

3. Влияние таможенного  тарифа на производителей, потребителей  и благосостояние страны

 

Исследования зарубежных экономистов показали, что следствием любой таможенной защиты является снижение совокупного благосостояния нации. Использование таможенного тарифа для ограничения импорта ухудшает потребительские возможности. Покупатель вынужден платить за импортные товары либо большую сумму денег, либо приобретать их в меньших количествах.

Анализ тарифа с помощью  кривых спроса и предложения дает возможность определить в денежных единицах, во сколько обходится потребителю  и производителю введение тарифа.

Первоначально рассмотрим влияние таможенного тарифа на потребителей (см. рисунок 1)10.

Рисунок 1 - Влияние тарифа на поведение потребителя

 

В отсутствие тарифа импорт товара “Х” осуществлялся бы свободно по мировой цене – 160 долл. Конкуренция между иностранной и отечественной продукцией привела бы к тому, что цена отечественного товара также бы установилась на уровне 160 долл. Потребители покупали бы по этой цене у отечественных производителей 60 тыс. штук., а импорт составил бы 80 тыс. штук товара”Х” в год, доводя общий объем потребления до 140 тыс. штук. Кривая спроса позволяет подсчитать, сколько выигрывают потребители от возможности приобретения товара “Х”. Вся площадь фигуры треугольника ACE, ограниченная кривой спроса и линией мировой цены, показывает выигрыш от приобретения товаров по данной цене.

Тариф в 20 долл. увеличивает  стоимость товара ”Х” на 10 % и сокращает выигрыш потребителя от его покупки до величины, равной площади треугольника BCD. В результате совокупный спрос сокращается с 140 тыс. до 120 тыс. Чистые потери потребителя образуют область a+b+c+d.

Отечественные производители, выпускающие конкурирующую с  импортом продукцию, выигрывают от введения тарифа только в том случае, когда  его следствием является действительное ограничение импорта. Чем дороже обходится потребителю иностранный товар, тем с большей охотой они обращаются к отечественным производителям, которые выигрывают за счет роста продаж и от более высоких цен (устанавливающихся благодаря введенному тарифу).

На рисунке приводится анализ тарифного эффекта с точки зрения интересов производителя11.

Рисунок 2 - Влияние тарифа на поведение производителя

 

Тариф увеличивает прибыль отечественных производителей на величину зоны (а). Однако этот выигрыш не перекрывает потерь потребителей. Причина проста – производители получают преимущество за счет повышения цен только в отношении отечественных товаров, тогда как потребители вынуждены платить одинаково высокую цену как за отечественные, так и за импортные товары. Таким образом, если сравнивать зоны проигрыша потребителей и зоны выигрышей производителей, то введение тарифа в целом привело к потерям.

Пока тариф лишь частично ограничивает импорт, то есть не является запретительным, он приносит доход государству. Размер этого дохода равняется произведению ставки тарифа и объема импорта, им облагаемого (область с рисунок 1). Сумма, полученная государством от взымания пошлин, может служить различным целям: на социальные программы, на снижение подоходного налога и др.

Введение импортного тарифа может привести к ухудшению  условий внешней торговли в каждой из торгующих стран. Импортный тариф  вызывает рост обменного курса страны — инициатора его введения. Как следствие возможно уменьшение объемов сбыта экспорта в зарубежные страны и в конечном счете — сокращение экспортного производства.

Между тем при некоторых  условиях использование тарифа может  оказаться более эффективной  мерой, чем экономическая пассивность. Важным является нахождение оптимального импортного тарифа для государства, потребителя и производителя.

Использование тарифной системы защиты приносит желаемые результаты в следующих случаях12:

  • при действительном ограничении импорта и создании отечественным производителям условий для развития производства, производители выигрывают как за счет роста объемов продаж, так и благодаря установлению более низких цен по сравнению с импортным товаром;
  • при проведении тщательного анализа и избирательной политики установления высоких и низких тарифов. Так, Венесуэла, Колумбия и Эквадор, желающие развивать отечественное сборочное производство, договорились об установлении высоких (до 35 %) импортных пошлин на готовые автомобили и одновременно поддерживают низкие (3-5 %) пошлины на комплектующие изделия;
  • когда страна-импортер обладает властью монопсонии, т. е. монополии покупателя, поставщики проекции при таких условиях, как правило, вынуждены идти на снижение цен;
  • когда введение таможенных тарифов является одним из основных источников доходов государственной казны, что характерно для развивающихся стран;
  • если производство некоторой отечественной продукции является предметом национального престижа;
  • при проведении политики перераспределения дохода внутри страны и создании основ экономической и социальной защиты более бедных слоев населения;
  • с целью создания производства и запасов определенной продукции для экономического благосостояния или обороноспособности страны, в том числе в будущем.

 

4. Последствия  торговых барьеров для мировой торговли

Информация о работе Регулирование международной торговли