Регулирование фискальной политики на государственном уровне

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Октября 2012 в 15:14, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы изучить фискальную политику государства, ее виды и типы, а также рассмотреть механизм встроенных стабилизаторов.
В связи с указанной целью будем решать следующие задачи:
- дать понятие государства и его фискальной политики, рассмотреть ее инструменты;
- рассмотреть виды и типы фискальной политики;
- изучить сущность;
- рассмотреть воздействие фискальной политики на совокупный спрос и предложения;
- выделить достоинства и недостатки такой политики;
- сделать выводы по изложенному материалу по теме работы.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………..3-4
Глава 1. Фискальная политика государства: виды и типы……………..5-13
Понятие государства и его фискальной политики, ее инструменты……5-10
Стимулирующая и сдерживающая политика как основные виды фискальной политики……………………………………………………………………11-12
Типология фискальной политики …………………...……………………13-13

Глава 2. Регулирование фискальной политики на государственном уровне…………………………………………………………………………14-22
2.1. Инструменты недискриционной политики ……………………………14-16
2.2. Влияние фискальной политики на совокупный спрос и предложение……………………………………………………………………17-19
2.3. Плюсы и минусы фискальной политики………………………………..20-22

Заключение……………………………………………………………………..23-25
Список использованной литературы………………………

Файлы: 1 файл

Фиксальная политика.doc

— 143.50 Кб (Скачать файл)

В связи с чем, часть совокупного объема производства оказывается недопроизведенной из-за сокращения величины частных инвестиционных расходов в результате роста ставки процента благодаря проведению правительством стимулирующей фискальной политики.

2. Наличие внутреннего лага. Внутренний лаг – это период времени между возникновением необходимости изменения политики и принятием решения о ее изменении.

Решения об изменении  инструментов фискальной политики принимает  правительство, однако введение их в  действие невозможно без обсуждения и утверждения этих решений законодательным органом власти, в России – это Государственная Дума. Только после принятия закона Госдумой, закон приобретает юридическую силу. Эти обсуждения и согласования требуют достаточно большой промежуток времени. Тем более, что они вступают в действие, начиная только со следующего финансового года, что еще больше увеличивает лаг. За этот период времени экономическое положение может сильно измениться.

Например, если первоначально в экономике была рецессия, и были разработаны меры стимулирующей фискальной политики, то в момент начала их действия в экономике уже может начаться подъем. В результате чего, дополнительное стимулирование может привести экономику к перегреву и спровоцировать инфляцию, тем самым оказать дестабилизирующее действие на экономику. Или наоборот, меры сдерживающей фискальной политики, разработанные в период бума, из-за наличия продолжительного внутреннего лага могут усугубить спад.

3. Неопределенность. Этот недостаток характерен не только для фискальной, но и для монетарной политики. Неопределенность касается проблемы идентификации экономической ситуации.

Нередко бывает трудно точно определить, момент, когда заканчивается период рецессии и начинается оживление или момент, когда подъем превращается в перегрев. Но так как в разных периодах цикла необходимо применять стимулирующую или сдерживающую политику, ошибка в определении экономической ситуации может привести к дестабилизации экономики; проблемам в определении величины изменений инструментов политики государства в каждой данной экономической ситуации.

Даже в случае, если экономическая ситуация определена правильно, то не всегда можно точно определить, насколько, нужно увеличить государственные закупки или сократить налоги, чтобы обеспечить подъем в экономике и достижение потенциального объема выпуска, но не его превышение, т.е. как при этом не допустить перегрев и ускорение инфляции. И, наоборот, при проведении сдерживающей фискальной политики как не привести экономику в состояние депрессии.

4. Дефицит бюджета. Представители неоклассического направления в экономической теории, к которым относятся монетаристы, сторонники теории экономики предложения и теории рациональных ожиданий считают дефицит государственного бюджета одним из важнейших недостатков фискальной политики.

Инструментами стимулирующей фискальной политики, проводимой при спаде и направленной на увеличение совокупного спроса, выступает увеличение государственных закупок и трансфертов, что влечет за собой дополнительные расходы бюджета, и уменьшение налогов, то есть доходов бюджета, что ведет к росту дефицита государственного бюджета. Предложения Кейнса еще называют дефицитным финансированием.

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Подведем итоги изученного и изложенной в данной курсовой работе материала на тему «Фискальная политика государства: виды и типы. Механизм встроенных стабилизаторов».

Под фискальной политикой понимаются меры, которые предпринимает правительство с целью стабилизации экономики с помощью изменения величины доходов и/или расходов государственного бюджета. Фискальная политика также имеет название бюджетно-налоговой.

Основными целями фискальной политики являются стабилизация экономического роста, решение проблемы периодически возникающего цикла безработицы, стабилизации уровня цен, чем решается проблемы инфляции.

Инструментами фискальной политики выступают государственные закупки, налоги, трансферты.

В Российской Федерации  государственные закупки, регулируются федеральным законом N 94-ФЗ от 21.07.2005 г. «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд».

Под налогами понимаются обязательные платежи, взимаемые органами государственной власти с юридических и физических лиц в целях материального обеспечения деятельности государства.

Под трансфертами понимается односторонняя передача денежных средств, товаров, услуг, иных материальных ценностей на безвозмездной и безвозвратной основе в виде предоставления компенсации. С помощью трансферта региональные и местные бюджеты, органы социальной защиты населения получают средства для финансирования обязательных выплат населению: пенсий, стипендий, пособий, компенсаций, других социальных выплат, установленных государственным законодательством и нормативными актами органов местного самоуправления.

В зависимости от положения и развития экономики в определенный момент, инструменты фискальной политики могу использоваться по двум видам фискальной политики: это стимулирующая политика и сдерживающая политика.  Цель стимулирующей политики состоит в сокращении рецессионного разрыва выпуска и снижения уровня безработицы. Она направлена на повышение совокупного спроса.  Стимулирующая политика   проводится   в   период   кризиса, в результате чего повышаются государственные расходы и соответственно понижаются налоги, что может привести к дефициту бюджета. Данная политика рассчитана на ближайшее будущее. В случае применения данного вида политики в более долгосрочной  перспективе, то это приведёт к   расширению   предложения   факторов   производства   и   росту экономического потенциала.

Сдерживающая фискальная политика, используется при перегреве экономики. Основной целью сдерживающей политики является сокращение инфляционного разрыва выпуска и снижение инфляции. Цель такой политики - это  ограничение циклического  подъема экономики. При проведении сдерживающей политики снижаются государственные расходы,  увеличиваются  налоги  или происходит комбинирование этих мер. В не долгосрочной перспективе, введение такой политики позволит снизить инфляцию спроса целей роста  безработицы  и  спада  производства.  В  более  долгосрочной перспективе, растущие налоги могут  послужить основой для спада совокупного предложения и/или  значительного замедления  экономического  развития. Инструментами сдерживающей политики могут быть сокращение государственных закупок; увеличение налогов; сокращение трансфертов.

Механизм воздействия встроенных стабилизаторов представляет собой нормы, которые начинают действовать без дополнительных усилий или внесения изменений в законодательство правительством, то есть действуют автоматически и влияют на определенные уровни государственных расходов и налогов.  Автоматический стабилизатор - любая мера, которая имеет тенденцию увеличивать дефицит государственного бюджета (или сокращать его положительное сальдо) в период спада и увеличивать его положительно сальдо (или уменьшать его дефицит) в период инфляции без необходимости принятия каких-либо специальных шагов со стороны правительства.

К плюсам фискальной политики, можно отнести:

- эффект мультипликатора. 

- отсутствие внешнего лага (задержки).

- наличие автоматических стабилизаторов.

К недостаткам фискальной политики можно отнести:

1. Эффект вытеснения.

2. Наличие внутреннего лага.

3. Неопределенность.

4. Дефицит бюджета. Представители неоклассического направления в экономической теории, к которым относятся монетаристы, сторонники теории экономики предложения и теории рациональных ожиданий считают дефицит государственного бюджета одним из важнейших недостатков фискальной политики.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

 

  1. Федеральный закон от 21.07.2005 N 94-ФЗ (ред. от 20.07.2012) «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» // справочно-поисковая система «Консультант+»
  2. Абель Э., Бернанке Б.  Макроэкономика. - 5-е изд. - СПб.: Питер, 2010. - 768
  3. Власенко Н.А. Теория государства и права. - М.: Юристъ, 2011. - 416 с.
  4. Кузнецов Б.Т. Макроэкономика.  - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2011. -  458 с.
  5. Ломакин В.К. Мировая экономика: учебник.- М.: «ЮНИТИ-ДАНА», 2008.- 671 с.
  6. Мелехин А.В. Теория государства и права. - 2-е изд.- М.: 2007. — 640 с.; Консультант Плюс, 2009
  7. Хропанюк В.Н. Теория государства и права.- 3-е изд., дополн. и испр. - М.: Эксмо, 2008. - 384 с.
  8. Тарасевич Л.С., Гребенников П.И., Леусский А.И. Макроэкономика. - 6-е изд., испр. и доп. - М.: Высшее образование, 2006. - 654 с.
  9. Туманова Е.А., Шагас Н.Л. Макроэкономика. Элементы продвинутого подхода.- М.: ИНФРА-М, 2004. - 400 с.
  10. Тюрина А.Д., Шилина С.А. Макроэкономика. Конспект лекций. - М.: Эксмо, 2008. - 160 с.
  11. Шевчук Д.А. Макроэкономика. Конспект лекций. - М.: Дело, 2009. - 145 с.
  12. Юрьева Т.В., Марыганова Е.А. Макроэкономика. - М.: ЕАОИ, 2008. - 286 с.

1 Власенко Н.А. Теория государства и права. - М.: Юристъ, 2011. - 416 с.

2 Мелехин А.В. Теория государства и права. - 2-е изд.- М.: 2007. — 640 с.; Консультант Плюс, 2009

3 Хропанюк В.Н. Теория государства и права.- 3-е изд., дополн. и испр. - М.: Эксмо, 2008. - 384 с.

4 Абель Э., Бернанке Б.  Макроэкономика. - 5-е изд. - СПб.: Питер, 2010. - 768 с.

5 Кузнецов Б.Т. Макроэкономика.  - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2011. -  458 с.

6 Федеральный закон от 21.07.2005 N 94-ФЗ (ред. от 20.07.2012) «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» // справочно-поисковая система «Консультант+»

7 Тарасевич Л.С., Гребенников П.И., Леусский А.И. Макроэкономика. - 6-е изд., испр. и доп. - М.: Высшее образование, 2006. - 654 с.

8 Туманова Е.А., Шагас Н.Л. Макроэкономика. Элементы продвинутого подхода.- М.: ИНФРА-М, 2004. - 400 с.

9 Туманова Е.А., Шагас Н.Л. Макроэкономика. Элементы продвинутого подхода.- М.: ИНФРА-М, 2004. - 400 с.

10 Тарасевич Л.С., Гребенников П.И., Леусский А.И. Макроэкономика. - 6-е изд., испр. и доп. - М.: Высшее образование, 2006. - 654 с.

11 Юрьева Т.В., Марыганова Е.А. Макроэкономика. - М.: ЕАОИ, 2008. - 286 с.

  1. 12 Тарасевич Л.С., Гребенников П.И., Леусский А.И. Макроэкономика. - 6-е изд., испр. и доп. - М.: Высшее образование, 2006. - 654 с.

13 Тарасевич Л.С., Гребенников П.И., Леусский А.И. Макроэкономика. - 6-е изд., испр. и доп. - М.: Высшее образование, 2006. - 654 с.

14 Тарасевич Л.С., Гребенников П.И., Леусский А.И. Макроэкономика. - 6-е изд., испр. и доп. - М.: Высшее образование, 2006. - 654 с.


Информация о работе Регулирование фискальной политики на государственном уровне