Регулирование фискальной политики на государственном уровне

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Октября 2012 в 15:14, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы изучить фискальную политику государства, ее виды и типы, а также рассмотреть механизм встроенных стабилизаторов.
В связи с указанной целью будем решать следующие задачи:
- дать понятие государства и его фискальной политики, рассмотреть ее инструменты;
- рассмотреть виды и типы фискальной политики;
- изучить сущность;
- рассмотреть воздействие фискальной политики на совокупный спрос и предложения;
- выделить достоинства и недостатки такой политики;
- сделать выводы по изложенному материалу по теме работы.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………..3-4
Глава 1. Фискальная политика государства: виды и типы……………..5-13
Понятие государства и его фискальной политики, ее инструменты……5-10
Стимулирующая и сдерживающая политика как основные виды фискальной политики……………………………………………………………………11-12
Типология фискальной политики …………………...……………………13-13

Глава 2. Регулирование фискальной политики на государственном уровне…………………………………………………………………………14-22
2.1. Инструменты недискриционной политики ……………………………14-16
2.2. Влияние фискальной политики на совокупный спрос и предложение……………………………………………………………………17-19
2.3. Плюсы и минусы фискальной политики………………………………..20-22

Заключение……………………………………………………………………..23-25
Список использованной литературы………………………

Файлы: 1 файл

Фиксальная политика.doc

— 143.50 Кб (Скачать файл)

Рис. 1 Виды фиксальной политики10

 

1а. Стимулирующая                                 1б. Сдерживающая политика

 

На рисунке «1а» представлена стимулирующая фискальная политика, применяемая при спаде. Ей цель состоит в сокращении рецессионного разрыва выпуска и снижения уровня безработицы. Она направлена на повышение совокупного спроса.  Стимулирующая (или другое название)  бюджетно-налоговая политика   (фискальная   экспансия) проводится   в   период   кризиса, в результате чего повышаются государственные расходы и соответственно понижаются налоги, что может привести к дефициту бюджета. Данная политика рассчитана на ближайшее будущее. В случае применения данного вида политики в более долгосрочной  перспективе, то это приведёт к   расширению   предложения   факторов   производства   и   росту экономического потенциала.

Осуществление этих целей  связано с проведением  комплексной  налоговой реформы,  сопровождающейся   ограничительной   кредитно-денежной   политикой Центрального  Банка РФ  изменением  оптимизации  структуры   государственных расходов.

Для нее характерны следующие  изменения основных инструментов: увеличение государственных закупок; снижение налогов; увеличение трансфертов.

На втором рисунке  «1б», представлены сдерживающая фискальная политика, которая используется, чаще при перегреве экономики. Основной целью сдерживающей политики является сокращение инфляционного разрыва выпуска и снижение инфляции. Она, прежде всего, направлена на сокращение совокупного спроса.  Сдерживающая  бюджетно-налоговая  политика   (фискальная   рестрикция) осуществляется в период бума и инфляции, включает  снижение  государственных расходов, повышение налогов и приводит к избытку госбюджета.

Цель такой политики - это  ограничение циклического  подъема экономики. При проведении сдерживающей политики снижаются государственные расходы,  увеличиваются  налоги  или происходит комбинирование этих мер. В не долгосрочной перспективе, введение такой политики позволит снизить инфляцию спроса целей роста  безработицы  и  спада  производства.  В  более  долгосрочной перспективе, растущие налоги могут  послужить основой для спада совокупного предложения и/или  значительного замедления  экономического  развития. Это вероятно тогда, когда сокращение государственных расходов осуществляется пропорционально  по  всем статьям  бюджета  и  не  создается  приоритетов  в  пользу   государственных инвестиций в инфраструктуру рынка труда. Инструментами сдерживающей политики могут быть сокращение государственных закупок; увеличение налогов; сокращение трансфертов.

    1. Типология фискальной политики

 

В экономике различают  следующие типы фискальной политики: дискреционная и недискреционная. У недискриционной политики есть еще одно название – автоматическая. Данные типы зависят от того, какие методы используются – прямые или косвенные. Рассмотри подробно указанные типы.

Под дискреционной фискальной политикой понимают изменение на законодательном уровне величины государственных закупок, налогов и трансфертов с целью стабилизации экономики. Инструментами, используемые при дискреционной политике, могут быть общественные работы, изменение трансфертных платежей, манипулирование налоговыми ставками.

Недостатки такой политики заключаются в том, что существует вероятность большого временного разрыва между принятием решений и их воздействия на экономику и административные издержки.

Под автоматической политикой понимается пассивная форма фискальной политики, при назначении которой необходимые изменения в уровнях государственных расходов и налогов вводятся автоматически. К инструментам недискриционной политики можно отнести так называемые, встроенные стабилизаторы: изменение в налоговых поступлениях; социальные выплаты, например пособие по безработице, субсидии определенным слоям населения.

И дискреционная, и автоматическая фискальная политика играют важную роль в стабилизации экономической ситуации. Однако они являются недостаточными. Так, встроенные стабилизаторы в автоматической фискальной политике могут только ограничить размах и глубину колебаний экономического цикла, но полностью их устранить не могут.

Встроенные стабилизаторы – это инструменты, величина которых не меняется, но само наличие, которых автоматически стабилизирует экономику, стимулируя деловую активность при спаде и сдерживая ее при перегреве. Более подробно, о механизме встроенных стабилизаторов речь пойдет во второй части работы.

Глава 2. Регулирование  фискальной политики на государственном  уровне

2.1. Инструменты недискриционной политики

 

В данном разделе речь пойдет о недискриционной фискальной политики, в частности будет рассмотрен механизм воздействия встроенных стабилизаторов на экономику.

Встроенные стабилизаторы или как их называют автоматические – это такие нормы, которые начинают действовать без дополнительных усилий или внесения изменений в законодательство правительством, то есть действуют автоматически и влияют на определенные уровни государственных расходов и налогов.  Связано это с тем, что при изменении экономических условий в стране, согласно уже принятых законов, бюджетная или налоговая политика будет меняться автоматически, упреждая возможное развитие кризиса. Это так называемые автоматические антикризисные меры, призванные стабилизировать экономическое положение.

 Автоматический стабилизатор  — любая мера, которая имеет тенденцию увеличивать дефицит государственного бюджета (или сокращать его положительное сальдо) в период спада и увеличивать его положительно сальдо (или уменьшать его дефицит) в период инфляции без необходимости принятия каких-либо специальных шагов со стороны правительства.

Конечно, следует признать, что система встроенных стабилизаторов не является однозначной «панацеей», они всего лишь являются сдерживающими  барьерами, для увеличения периода  принятия решений, и не смогут преодолеть полностью экономические колебания. Для существенного влияния на экономику страну используется дискреционная фискальная и кредитно-денежная политика.

К автоматическим стабилизаторам относятся трансферы ( и налоги (в большей части – прогрессивные).

Основными автоматическими стабилизаторами являются трансфертные платежи (платежи, осуществляемые без соответствующего предоставления их получателям каких-либо товаров или услуг). В качестве примера можно привести выплаты пособий по безработице, пособий малоимущим слоям населения, субсидий субъектам малого предпринимательства в области сельского хозяйства.

 Также к стабилизаторам относится налоговая система, прежде всего прогрессивные налоги. К налогам относятся обязательные платежи, установленные государством для взимания с юридических и физических лиц.

Система внутренних стабилизаторов работает так: трансферы сокращаются во время экономического подъема и возрастают во время спада производства.

Пособия по безработице  или малоимущим слоям населения  как механизм встроенных стабилизаторов действует так, что общая сумма их выплат увеличивается при спаде (люди попадают под сокращение в период кризиса, в связи, с чем резко снижается уровень дохода) и сокращаются при буме, когда наблюдается чрезмерная занятость и соответственно происходит увеличение доходов. Эти пособия являются трансфертами, т.е. инъекциями в экономику. Их выплата способствует росту доходов, а, следовательно, расходов, что стимулирует подъем экономики при спаде. Уменьшение же общей суммы этих выплат при буме оказывает сдерживающее влияние на экономику.

Рассмотрим, как ведет  себя налоговая система при автоматической фискальной политике.

Подоходный налог при спаде: если уровень деловой активности сокращается, то величина налоговых поступлений уменьшается. При «перегреве» экономики, налоговые поступления увеличиваются. Однако ставка налога остается без изменений. В общем виде это выглядит так: при спаде изъятия минимальны, а при перегреве максимальны. В связи с чем, экономика как бы автоматически «остужается» при перегреве и «подогревается» при рецессии. Большее влияние на стабилизацию экономики оказывает прогрессивный подоходный налог.

 НДС (налог на добавленную стоимость) в качестве автоматического стабилизатора используется так, что при рецессии объем продаж сокращается, а поскольку НДС является косвенным налогом, частью цены товара, то при падении объема продаж налоговые поступления от косвенных налогов сокращаются. При перегреве, возникает противоположная ситуация, поскольку растут совокупные доходы, объем продаж увеличивается, что увеличивает поступления от косвенных налогов. Экономика автоматически стабилизируется.11

Необходимо отметить, как показывает мировой экономический  опыт, для развитых стран характерна дискреционная фискальная политика, которая регулирует экономику на две трети, а на одну треть за счет действия встроенных стабилизаторов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2. Влияние фискальной политики на совокупный спрос и предложение

 

Конечно, инструменты  фискальной политики – трансферты и налоги – не могут влиять только на совокупный спрос, не затрагивая при этом совокупное предложение.

В предыдущем разделе, мы отметили, что сокращение налогов и увеличение трансфертов используются для стабилизации экономики, с помощью стимуляции роста совокупных расходов, деловой активности и уровня занятости.

Но, если принимать во внимание кейнсианскую модель экономики, сущность которой состоит в том, то экономика в течение долгого времени может быть в состоянии определенного равновесия, который предполагает более низкий объем производства по сравнению с тем, который был бы совместим с полной занятостью. На весь период нахождения экономики в таком состоянии, объем производства в значительной степени определяется величиной спроса, так что на уровень производства можно воздействовать денежно-кредитной и налогово-бюджетной политикой. Основной ролью экономической политики является стимулирование экономического роста со стороны предложения.

Так, в кейнсианской модели одновременно с ростом совокупного выпуска снижение налогов и рост трансфертов обусловливает рост уровня цен. На рисунке 1а, отрезок от Р1 до Р2 представляет собой мерой, провоцирующей инфляцию. На рисунке 1б отрезок от Р1 до Р2 означает снижение уровня цен, что способствует антиинфляционным мерам. В связи с чем, когда экономика «перегрета» в период бума, в качестве инструментов снижения деловой активности и стабилизации экономики может использоваться увеличение налогов и снижение трансфертов.12

Но, поскольку предприятия рассматривают налоги как издержки, то рост налогов ведет к сокращению совокупного предложения, а сокращение налогов – к росту деловой активности и объема производства. Вопросом воздействия налогов на совокупное предложение занимался американский экономист, основоположник концепции «экономической теории предложения Артур Лафферу. На рисунке 2 представлена кривая Лаффера, с помощью которой он показал воздействие изменения ставки налога на общую величину налоговых поступлений в государственный бюджет. Принято считать, что эта кривая является гипотетической, так как свои выводы Лаффер делал не на основе анализа статистических данных, а на основе гипотезы.

Рис. 2. Кривая Лаффера

Используя налоговую  функцию: Т = t Y, Лаффер показал, что существует оптимальная ставка налога (t опт.), при  которой налоговые поступления максимальны (Т max.). Если увеличить ставку налога, то уровень деловой активности (совокупный выпуск) снизится, и налоговые поступления сократятся, поскольку уменьшится налогооблагаемая база (Y). Для борьбы с одновременным спадом производства и инфляцией, Лаффер предложил такую меру, как снижение ставки подоходного налога и налога на прибыль корпораций.13

Это связано с тем, что в отличии от воздействия снижения налогов на совокупный спрос, увеличивающего объем производства, но провоцирующего инфляцию, влияние этой меры на совокупное предложение имеет антиинфляционный характер (рис.3), т.е. рост производства (от Y1 до Y*) сочетается в этом случае со снижением уровня цен (от Р1 до Р2).14

 

Рис. 3. Воздействие  снижения налогов

на совокупное предложение

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.3. Плюсы и  минусы фискальной политики

 

Если говорит о плюсах фискальной политики, то к ним можно отнести:

- эффект мультипликатора.  Мультипликатор – это коэффициент, показывающий зависимость изменения валового продукта от изменений инвестиций. Этот эффект подразумевает, что все инструменты такой политики, имеют перемноженный эффект воздействия на величину равновесного совокупного выпуска.

- отсутствие внешнего лага (задержки). Внешний лаг – это период времени между принятием решения об изменении политики и появлением первых результатов ее изменения. Когда правительством принято решение об изменении инструментов фискальной политики, и эти меры вступают в действие, результат их воздействия на экономику проявляется достаточно быстро.

- наличие автоматических стабилизаторов. Поскольку эти стабилизаторы являются встроенными, то правительству не нужно предпринимать специальных мер по стабилизации экономики. Стабилизация (сглаживание циклических колебаний экономики) происходит автоматически.

При очевидных плюсах и достоинствах фискальной политики, также необходимо отметить и ее минусы, недостатки.

К недостаткам фискальной политики можно отнести:

 1. Эффект вытеснения. Суть эффекта состоит в том, что рост расходов бюджета в период спада (когда инструментами являются увеличение государственных закупок и/или трансфертов) и/или сокращение доходов бюджета (налогов) ведет к мультипликативному росту совокупного дохода, что увеличивает спрос на деньги и повышает ставку процента на денежном рынке. Ну а так как кредиты, в первую очередь, берут организации, то удорожание кредитов ведет к сокращению частных инвестиций, т.е. к «вытеснению» части инвестиционных расходов фирм, что ведет к сокращению величины выпуска.

Информация о работе Регулирование фискальной политики на государственном уровне