Расширение НАТО

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2013 в 16:30, доклад

Описание работы

Расширение НАТО — процесс включения новых стран в НАТО. НАТО — военный союз, организация которого составляет систему коллективной защиты. Вступление новых членов в Альянс соответствует статье 10 Североатлантического договора, в которой провозглашается, что каждое европейское государство, которое способно развивать принципы настоящего Договора и способствовать безопасности в Североатлантическом регионе, может быть приглашено к присоединению к НАТО

Содержание работы

1. Суть расширения НАТО в 90-х и 2000-х годах
2. Интервенция НАТО на балканах
3. Совет Россия - НАТО

Файлы: 1 файл

Ответы на вопросы по НАТО.docx

— 34.98 Кб (Скачать файл)

Ответы на вопросы по НАТО:


  1. Суть  расширения НАТО в 90-х и 2000-х годах

  1. Интервенция НАТО на балканах

  1. Совет Россия - НАТО 

1. Расширение НАТО — процесс включения новых стран в НАТО. НАТО — военный союз, организация которого составляет систему коллективной защиты. Вступление новых членов в Альянс соответствует статье 10 Североатлантического договора, в которой провозглашается, что каждое европейское государство, которое способно развивать принципы настоящего Договора и способствовать безопасности в Североатлантическом регионе, может быть приглашено к присоединению к НАТО. Страны, желающие присоединиться, должны отвечать определённым требованиям и пройти многошаговый процесс, включающий в себя политический диалог и военную интеграцию. За процессом вступления наблюдает Североатлантический Совет.

Североатлантический Союз прошел 6 шагов  расширения. Первое, второе и третье расширение произошли еще до распада Советского Союза, в 1952 — (Греция, Турция), 1955 (Германия) и 1982 (Испания) годах соответственно.

После распада СССР, в зону расширения НАТО, несмотря на обещания, данные Михаилу Горбачёву, вошли  страны пост-социалистического лагеря. Так, в 1999 г. в блок были приняты Венгрия, Польша и Чехия.

По словам Патрика Бьюкенена,

Когда-то этот блок представлял собой  военный альянс свободных государств, призванный защитить Западную Европу от сталинской угрозы, но сегодня НАТО превратилось в неоимпериалистический блок, присвоивший себе право нападать, во имя демократии и соблюдения прав человека, на малые государства вроде Сербии.


24 апреля 1999 на саммите  НАТО в Вашингтоне в процедуру  вступления в НАТО был введен  этап т. н. «кандидатства». С тех пор страны, которые проявляли политическую волю к членству в Альянсе, сначала должны были присоединиться к Плану действий по членству в НАТО (ПДЧ), что означало их признание со стороны это организации как кандидатов на вступление, реализовать его (путём принятия годовых национальных программ, их выполнения и положительной оценки НАТО), а уже после того вести переговоры о вступлении. Все страны, которые вступали в Альянс с того момента, проходили через выполнение такого плана. Хотя участие в ПДЧ значительной мере содействует подготовке к вступлению в НАТО, она не является гарантией будущего членства.

Пятое расширение произошло  в марте 2004 г., когда в блок вошли сразу 7 государств: Болгария, Латвия, Литва, Румыния, Словакия, Словения и Эстония, выполнив всего по одной годовой национальной программе Плана действий после его предоставления этим странам в ноябре 2002 года.

На саммите НАТО в Бухаресте в апреле 2008 г. было принято решение о принятии в НАТО Хорватии и Албании. Македония, выполнив к этому времени уже девять годовых национальных программ ПДЧ, не была принята из-за вето Греции, наложенного по причине споров о названии страны. Специально к этому саммиту два постсоветских государства — Украина и Грузия, формально «проявили политическую волю к членству». Так, Президент Украины Ющенко В. А., премьер-министр Тимошенко Ю. В. и председатель Верховной рады Яценюк А. П. 11 января 2008 года написали так называемое «письмо трёх», в котором просили НАТО о предоставлении Украине ПДЧ. Дословно: «…Надеемся, что достигнутый Украиной прогресс в рамках Интенсифицированного диалога по вопросам членства и соответствующих реформ в ближайшее время будет признан Альянсом… В настоящее время Украина заинтересована в присоединении к Плану действий относительно членства. Рассчитываем на то, уровень готовности нашего государства к новым свершениям станет основой для позитивного ответа во время следующего саммита стран НАТО в Бухаресте». Но вручение Грузии и Украины Плана для членства в НАТО отложили, в частности, Германия и Франция. Всенародный опрос на Украине на данный момент не проводился; только на основании его результатов могло быть принято решение о вступлении или не вступлении в НАТО. 2 апреля 2010 года Виктор Янукович ликвидировал межведомственную комиссию по вопросам подготовки страны к вступлению в НАТО и национальный центр по вопросам евроатлантической интеграции.

В августе 2010 года председатель правительства России В. В. Путин заявил, что в ходе вывода советских войск из Восточной Европы тогдашний генеральный секретарь НАТО сказал, что СССР должен быть уверен в том, что НАТО не будет расширяться дальше существующих на тот момент границ.

2. Всплеск интеграционной активности европейских стран контрастировал с положением на Балканах. Особенно тяжелая ситуация складывалась в Боснии и Герцеговине, где вооруженные столкновения между этно-религиозными общинами сопровождались массовыми {?} жестокостями и нарушениями прав человека. В целях координации подходов к урегулированию положения на Балканах была сформирована под эгидой ООН Контактная группа по бывшей Югославии в составе России, США, Великобритании, Франции и Германии. Ее задачей было найти способ примирения сторон и предложить план урегулирования – прежде всего в Боснии. В1992-1994 гг. представители ООН, Евросоюза и Контактной группы подготовили несколько вариантов плана раздела Боснии на сербскую, мусульманскую и хорватскую части. Ни один из проектов не получил одобрения воюющих сторон.

Правительство Сербии, страдавшей от введенных против нее международных  санкций, стало побуждать боснийских сербов смягчить подход к предлагаемым планам урегулирования, угрожая сократить  помощь Республике Сербской. Белград  стал сворачивать военную помощь правительству Р.Караджича.

Администрация США после  прихода к власти Б.Клинтона в 1993 г. пришла к выводу о необходимости  применить силу против боснийских сербов и поддерживающей их Сербии. Под  воздействием США руководство НАТО приняло решение использовать вооруженные  силы для вмешательства в Боснии с целью положить конец кровопролитию. В 1994 г. по инициативе США в Боснии была создана Мусульмано-хорватская федерация для более успешной борьбы с боснийскими сербами. Вашингтон выступал за отмену эмбарго на поставку оружия сараевскому правительству и за нанесения силами НАТО воздушных ударов по позициям боснийских сербов.

28 февраля 1994 г. ВВС альянса  впервые применили на территории  бывшей Югославии оружие, сбив  четыре сербских военных самолета. После этого масштабы вмешательства  НАТО в боснийский конфликт  стали увеличиваться. В декабре  1995 г. в Боснию и Герцеговину  для предупреждения военных столкновений  между общинами были введены  сухопутные войска НАТО. Их размещение  было произведено по санкции  Совета безопасности ООН. 

Правительство Сербии вело себя осторожно. Президент С.Милошевич  пришел к выводу о целесообразности тайного компромисса с президентом  Хорватии Ф.Туджманом о «размене»: Сербия согласилась бы смириться с подавлением хорватами сопротивления сербов внутри Хорватии – в Сербской Крайне, а Хорватия за это не стала бы возражать против отделения от Боснии сербских частей и их вхождения в Сербию. Судьба Мусульмано-хорватской федерации в этом случае тоже бы не интересовала Белград и ее могла бы поглотить Хорватия.

В июне 1995 г. с молчаливого  согласия С.Милошевича хорватские вооруженные  силы смогли подавить сопротивление  сербов в Сербской Крайне и захватили всю ее территорию. Это сопровождалось этническими чистками и многочисленными жертвами среди мирного сербского населения. Десятки тысяч сербов бежали из Хорватии в Сербию.

Несмотря на эту жертву руководство Сербии не смогло добиться присоединения сербских частей Боснии. Во второй половине 1995 г., опираясь на резолюцию Совета безопасности ООН № 836 (принятую 4 июня 1993 г.) и в координации с командованием сил ООН по защите «зон безопасности», вооруженные силы НАТО начали наносить авиаудары по позициям боснийских сербов. Силы Р.Караджича не могли им противостоять. Действия НАТО в Боснии вышли за рамки мандата ООН и превысили пределы миротворческой операции.

Это вызвало возражения Российской Федерации. Хотя российское руководство  в 1992-1994 гг. поддерживало действия Евросоюза  и США в бывшей Югославии, после  массированных бомбовых ударов по сербам Москва выступила с протестами. Внутри России, в Государственной Думе, поднялась волна критики президента Б.Н.Ельцина и министра иностранных  дел А.В.Козырева, которых левая  оппозиция и значительная часть  умеренных сил обвиняли в проведении курса, противоречащего национальным интересам России. Но возражения Москвы не изменили хода событий.

Потерпев ряд военных  поражений, сербские силы в Боснии согласились  на переговоры. В ноябре 1995 г. в г. Дейтоне (США) состоялась встреча лидеров  Сербии, Хорватии, Боснии и Герцеговины  при участии представителей России, США и ЕС, в ходе которой был  парафирован текст мирных соглашений по урегулированию боснийского конфликта. Босния и Герцеговина были превращены в конфедерацию из двух частей –  Республики Сербской и Мусульмано-хорватской федерации – со слабым центральным правительством. 14 декабря 1995 г. в Париже состоялось подписание соглашений об урегулировании между Хорватией, Сербией и Боснией и Герцеговиной. Соглашение фактически предусматривало разрешение конфликта на основе массового перемещения гражданского населения – из хорватских и мусульманских районов бежали сербы, из сербских – уцелевшие там мусульмане и хорваты. Был разрушен принцип совместного проживания разных этнических групп, которые сосуществовали в Боснии и Герцеговине на протяжении веков.

Столица страны г. Сараево отошла к зоне общего мусульмано-хорватского управления. Сербское население города покинуло его. Каждое из двух образований имело право формировать собственную армию. Лицам, виновным в военных преступлениях, запрещалось занимать государственные посты, они подлежали розыску и передаче Международному трибуналу, созданному в 1993 г. Большинство обвиняемых оказалось сербами – в том числе лидеры боснийских сербов Р.Караджич и Р.Младич, а впоследствии и сам президент Сербии С.Милошевич.

Для наблюдения за выполнением  Дейтонских соглашений в соответствии с резолюцией Совета безопасности № 1031 были созданы международные вооруженные  силы, общее командование которыми было возложено на НАТО. В состав многонациональных сил {?} (преобразованных  в 1998 г. в Силы по стабилизации –  СФОР) вошел – по настоянию сербских сторон – российский воинский контингент. Он был выведен из Боснии в 2003 г.

3.  В 1997 г. НАТО и  Россия подписали Основополагающий  акт о взаимных отношениях, сотрудничестве  и безопасности, в котором была  заложена формальная основа отношений  между НАТО и Россией. Подписание  Основополагающего акта привело  к разработке двусторонней программы  консультаций и сотрудничества  в рамках Совместного постоянного  совета (СПС). 
 
В 2002 г. данные отношения получили новый импульс и наполнились новым содержанием после подписания Римской декларации «Отношения между НАТО и Россией: Новое качество», в результате которой был создан Совет Россия-НАТО. На встрече в Риме главы государств и правительств достигли договоренности о расширении возможностей сотрудничества в областях, вызывающих общий интерес, а также о совместном противодействии общим угрозам и рискам для безопасности собственных стран. 
 
Саммит СРН 2008 г. в Бухаресте является первым подобным мероприятием с момента подписания Римской декларации. На встрече будет рассмотрена деятельность СРН последних шести лет, направленная на осуществление принципов и задач, предусмотренных в Римской декларации, а также возможные меры, призванные повысить их эффективность в будущем. 
 
За последние шесть лет Совет Россия-НАТО разработал ряд проектов по практическому сотрудничеству в следующих сферах, представляющих общий интерес. 
 
Практическое сотрудничество СРН 
 
Борьба против терроризма 
 
Сотрудничество между НАТО и Россией в области борьбы против терроризма осуществляется в форме регулярного обмена информацией, углубленных консультаций, совместной оценки угроз, планирования использования гражданских служб в случае терактов, диалога на высоком уровне о роли вооруженных сил в борьбе против терроризма, а также изучения выводов и опыта недавних террористических актов и научно-технического взаимодействия. Государства-члены НАТО и Россия также осуществляют сотрудничество и в других областях, связанных с борьбой с терроризмом, таких как пограничный контроль, нераспространение ОМУ, управление использованием воздушного пространства и ядерная безопасность. 
 
В декабре 2004 г. на заседании СРН на уровне министров иностранных дел был утвержден комплексный План действий СРН по терроризму, направленный на повышение уровня общей координации и стратегического сотрудничества в рамках СРН. С декабря 2004 г. осуществляется совместная предварительная подготовка российских кораблей для участия в военно-морской контртеррористической операции НАТО «Активные усилия», проходящей в Средиземном море. Первым кораблем, принявшим участие в данной операции в сентябре 2006 г., стал сторожевой корабль ВМФ России «Пытливый». Год спустя в сентябре 2007 г. второй сторожевой корабль ВМФ России - «Ладный» - приступил к участию в операции. В 2008 г. ожидается поочередное участие дополнительных российских кораблей. 
 
Сотрудничество по Афганистану 
 
Обучение и подготовка персонала из Афганистана и стран Центральной Азии по борьбе с наркотиками. 
 
Реализация пилотного проекта СРН по обучению и подготовке персонала из Афганистана и стран Центральной Азии по борьбе с наркотиками началась по инициативе министров иностранных дел стран-членов СРН в декабре 2005 г. Проект призван оказать содействие в противодействии угрозе незаконного оборота наркотиков из Афганистана. Данная инициатива направлена на наращивание местного потенциала и укрепление региональных связей и сотрудничества за счет обмена совместным опытом стран Альянса и России с офицерами среднего звена из Афганистана и стран Центральной Азии (Казахстана, Киргизии, Таджикистана, Туркменистана и Узбекистана). Проект осуществляется при сотрудничестве с Управлением ООН по наркотикам и преступности. Учебные курсы предоставлялись на территории России и Турции в специализированных центрах повышения квалификации. Кроме того, во всех шести государствах-участниках инициативы проводятся мобильные курсы подготовки. Летом 2007 г. члены СРН приветствовали готовность Финляндии внести свой вклад в осуществление данной инициативы. В рамках проекта СРН уже прошли подготовку около 450 офицеров из шести стран, для которых предназначается данная программа. 
 
Наземные транзитные перевозки для обеспечения деятельности МССБ 
 
В марте 2008 г. была заложена основа договоренности, призванной способствовать осуществлению транзитных перевозок через российскую территорию невоенных грузов НАТО, государств-членов НАТО и других стран, принимающих участие в деятельности Международных сил содействия безопасности в Афганистане, для целей обеспечения деятельности МССБ в соответствии с Резолюцией Совета Безопасности ООН 1386. 
 
Военное сотрудничество 
 
Одним из ключевых направлений работы СРН также является подготовка к проведению возможных совместных военных операций в будущем. В целях повышения оперативной совместимости вооруженных сил НАТО и России была создана программа, важной составляющей которой является подготовка и проведение учений. Утверждение Политико-военных указаний по повышению уровня оперативной совместимости войск (сил) России и стран НАТО на заседании СРН на уровне министров обороны, состоявшемся в июне 2005 г., придало дополнительный импульс развитию усилий в данном направлении. Договоренности о военных связях и взаимодействии укрепляются как на уровне Оперативного командования НАТО, так и в Москве. Кроме того, ратификация Соглашения о статусе сил ПрМ в мае 2007 г. будет способствовать дальнейшему развитию сотрудничества между вооруженными силами и в других практических областях. 
 
Поисково-спасательные операции на море 
 
Работа по линии поисково-спасательных операций на море интенсифицировалась после подписания рамочного соглашения о сотрудничестве в данной области в феврале 2003 г. В июне 2005 г. Россия приняла участие в самых крупномасштабных поисково-спасательных учениях в истории НАТО «Сорбет Рояль». Приобретенный опыт и установившиеся в ходе данного учения связи способствовали успешному проведению спасательной операции в реальных условиях в августе 2005 г. у побережья российского полуострова Камчатка. В 2008 г. Россия планирует принять участие в еще более масштабном учении «Болд Монарх». 
 
Оборонная реформа и сотрудничество 
 
Инициативы, предпринятые в области оборонной реформы, направлены на развитие вооруженных сил, управление кадровыми и финансовыми ресурсами, реформу оборонной промышленности, управление последствиями оборонной реформы, а также затрагивают оборонные аспекты борьбы против терроризма. К данным инициативам относится разработка Политико-военных указаний по повышению уровня оперативной совместимости войск (сил) России и стран НАТО, которая была принята на заседании СРН на уровне министров обороны в июне 2007 г. Директива призвана содействовать в подготовке вооруженных сил России и НАТО для участия в возможных совместных операциях. 
 
Центр социальной адаптации Россия–НАТО 
 
Центр социальной адаптации Россия–НАТО для уволенных в запас военнослужащих был создан в Москве в июле 2002 г. Для расширения деятельности центра в марте 2003 г. были открыты шесть региональных филиалов. Свыше 2000 бывших военнослужащих из вооруженных сил России прошли переподготовку. Около 85% из них нашли работу в гражданском секторе в результате обучения или содействия, полученного в отделе Центра по трудоустройству. 
 
Оборонно-промышленное сотрудничество 
 
Комплексное «Исследование сотрудничества между Россией и НАТО в области оборонной промышленности, исследований и технологий», запрос на проведение которого поступил в январе 2005 г., предположительно позитивным образом скажется на будущем сотрудничестве в данных областях. Отчеты по результатам двух этапов исследования были опубликованы в июне 2007 г., а рекомендации и идеи по дальнейшей работе обсуждаются в рамках СРН. 
 
Кризисное регулирование 
 
Россия и НАТО имеют давнюю историю сотрудничества в области кризисного регулирования. С 1996 г. по 2003 г. из всех стран, не являющихся членами Альянса, Россия вносила крупнейший вклад в миротворческие операции под эгидой НАТО. С 2002 г. СРН предпринял ряд шагов, направленных на дальнейшее укрепление сотрудничества в данной области, в частности утвердив в сентябре 2002 г. «Политические аспекты общей концепции совместных миротворческих операций России и НАТО». Данные шаги нашли свое отражение во время процедурного учения, прошедшего в три этапа с мая 2003 г. по сентябрь 2004 г. 
 
ПРО ТВД 
 
В 2003 г. было проведено исследование по вопросам противоракетной обороны театра военных действий, призванной обеспечить защиту войск в совместных районах действий, в рамках которого оценивались возможные уровни оперативной совместимости систем ПРО ТВД России и стран НАТО. По данному направлению также проводились три командно-штабных учения, первое из которых прошло в Соединенных Штатах в марте 2004 г., второе – в Нидерландах в марте 2005 г. и третье – в России в октябре 2006 г. В Германии в январе 2008 г. также проводилось учение на базе компьютерного моделирования. Исследования в области оперативной совместимости, компьютерные учения и КШУ призваны заложить основу для дальнейших усилий по повышению оперативной совместимости и разработке механизмов и порядка проведения совместных операций в области ПРО ТВД. 
 
Инициатива по сотрудничеству в воздушном пространстве 
 
Значительный прогресс был достигнут по линии Инициативы по сотрудничеству в воздушном пространстве (ИСВП), направленной на укрепление сотрудничества между государствами СРН в области наблюдения за воздушным пространством и организации воздушного движения в целях повышения транспарентности, предсказуемости и усовершенствования коллективных сил и средств, необходимых для противодействия террористической угрозе в воздухе. Технический ввод в эксплуатацию осуществляется с конца 2007 г., а ввод системы в полную эксплуатацию рассчитан на конец 2008 г. Параллельно были достигнуты позитивные результаты по линии разработки замысла операций, концепции учений и подготовки и порядка согласования, а также договоренности по правовым вопросам. На начальном этапе системы, разработанные в рамках инициативы, вводятся в действие между Норвегией, Польшей, Турцией и Россией. 
 
Нераспространение ОМУ 
 
В рамках СРН развивается диалог по растущему количеству вопросов, связанных с нераспространением оружия массового уничтожения. Для укрепления существующих договоренностей по нераспространению ОМУ были выдвинуты конкретные рекомендации. В целях рассмотрения возможностей практического сотрудничества в области защиты от ядерного, биологического и химического оружия проводился ряд углубленных дискуссий и семинаров для экспертов. На самом последнем семинаре, состоявшемся в сентябре 2007 г. во Флоренции в Италии, эксперты и официальные лица из России и стран НАТО обсудили угрозы распространения ОМУ и вызовы в данной области. В ходе неформальных переговоров особое внимание уделялось распространению баллистических ракет и ядерному терроризму. 
 
Контроль над вооружениями 
 
СРН также является форумом для ведения открытой дискуссии по вопросам, связанным с контролем над обычными вооружениями, в том числе по вопросам ДОВСЕ, Договора по открытому небу, а также по мерам укрепления доверия и безопасности. 
 
Вопросы ядерного оружия 
 
В ядерной области экспертами был разработан глоссарий терминов, организовывались обмены мнениями по вопросам ядерных доктрин и стратегии. Наблюдатели также приняли участие в полевых учениях по реагированию на инциденты с использованием ядерного оружия в России (2004 г.), в Великобритании (2005 г.), Соединенных Штатах (2006 г.) и Франции (2007 г.). 
 
Планирование использования гражданских служб в чрезвычайных ситуациях 
 
Значительный прогресс был достигну по линии развития сотрудничества в области планирования использования гражданских служб в чрезвычайных ситуациях и реагирования на чрезвычайные ситуации. Ликвидация последствий террористических актов стала одним из основных направлений деятельности. Два учения, проведенных в России – в Богородске (2002 г.) и в Калининграде (2004 г.), а также учения, состоявшиеся в Монтелибретти в Италии (2006 г.) способствовали выработке конкретных рекомендаций по ликвидации последствий. Очередное командно-штабное учение планируется в Норвегии в 2009 г. В 2003 г. была предпринята российско-венгерская инициатива по созданию Сил и средств быстрого развертывания в целях повышения способности стран СРН обеспечивать защиту гражданского населения от стихийных бедствий и техногенных катастроф, а также террористических актов с использованием ОМУ. 
 
Новые угрозы и вызовы 
 
В рамках Комитета «Наука ради мира и безопасности» в формате СРН ведется перспективная работа по противодействию новым угрозам и вызовам в рамках технического сотрудничества. К ключевым рассматриваемым областям относятся экологическая безопасность, экологический терроризм, психологические последствия терроризма, кибернетическая безопасность, защита от химических, биологических, радиоактивных и ядерных веществ, а также обнаружение взрывчатых веществ.

 


Информация о работе Расширение НАТО