Расширение НАТО на Восток в конце 20-начале 21 вв.

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2013 в 16:13, курсовая работа

Описание работы

С завершением «холодной войны» проблемы войны и мира приобрели новое звучание. Надежды на то, что XXI в. будет более безопасным для человечества, чем XXв., пока не оправдываются. Наблюдается рост числа неядерных, локальных, межгосударственных и внутригосударственных конфликтов. В условиях роста разрушительной силы обычного оружия, последствия этих конфликтов становятся все более опасными. Сохраняются разногласия по многим вопросам, в том числе и относящимся к сфере военной безопасности, между Российской Федерацией и НАТО, которые остаются наиболее мощными в военном отношении державами современного мира.

Содержание работы

Введение 3

Глава I. Расширение НАТО после развала СССР 7
§1. Новая стратегия 7
§2. Расширение НАТО на Восток 13
§3. Трансформация НАТО 21

Глава II. Последствия расширения НАТО для России 27
§1. Последствия для России 27
§2. Позиция России 32

Заключение 36

Список используемой литературы 38

Файлы: 1 файл

Курсовая Гончаров Евгений.doc

— 193.50 Кб (Скачать файл)

В ПРМ участвуют 24 государства, включая Россию, страны СНГ и нейтральные страны Западной Европы (Австрия, Финляндия, Швейцария, Швеция). На практике ПРМ не только позволила интенсифицировать военно-политическое сотрудничество стран ЦВЕ с НАТО, но и способствовала подготовке некоторых из них к вступлению в альянс. К сентябрю 1995 г. альянс подготовил «Исследование по вопросу о расширении НАТО», где были сформулированы основные принципы и критерии этого процесса. Одновременно НАТО выступила с инициативой дальнейшей институционализации политического диалога с Россией. По существу к 1995 г. вопрос о расширении НАТО можно было считать решенным, хотя странам альянса еще предстояло в этой связи решить ряд конкретных проблем:

- определить круг государств, которые могли бы войти в  первую «волну» расширения, продумав  при этом политику в отношении  стран ЦВЕ, которым на данном этапе было бы отказано в возможности вступить в НАТО;

- урегулировать отношения  с Россией;

- определить перспективы  отношений, прежде всего с европейскими странами бывшего СССР и, в особенности с Украиной, которые в обозримой перспективе не могут рассчитывать на членство в НАТО.

10 декабря 1996 г. сессией  Совета НАТО было принято решение  о начале процесса расширения  альянса. Подготовка первой «волны»  расширения НАТО велась по  нескольким направлениям.

1. В 1996 - 1997 гг. группа секретариата НАТО провела переговоры с двенадцатью странами ЦВЕ, проявившими интерес к вступлению в альянс. По итогам переговоров был составлен доклад, обобщивший военные, политические и иные аспекты, связанные с приемом новых членов из числа государств ЦВЕ. Однако окончательное определение первых кандидатов на вступление в НАТО оставалось предметом споров вплоть до мадридского саммита НАТО. В Мадриде 8 июля 1997 г. приглашение вступить в НАТО получили три государства - Венгрия, Польша и Чешская Республика. После коротких переговоров 16 декабря 1997 г. с ними были подписаны протоколы о вступлении в НАТО. 12 марта 1999г. процесс ратификации протоколов завершился вступлением трех стран в НАТО.

2. С января 1997 г. между  НАТО и Россией состоялось  несколько раундов консультаций  и переговоров относительно совершенствования и развития механизмов политического диалога и согласования политики. Эти переговоры завершились подписанием в Париже 27 мая 1997 г. Основополагающего акта о взаимных отношениях, сотрудничестве и безопасности между Организацией североатлантического договора и Российской Федерацией.

3. Одновременно с принятием  решения о расширении НАТО  в июле 1997 г. в Мадриде была  подписана Хартия об особом партнерстве между Организацией североатлантического договора и Украиной, предусматривающая установление регулярного политического диалога в рамках Комиссии НАТО - Украина, развитие между ними политического и военного сотрудничества.18

4. 16 января 1998 г. в Вашингтоне  была подписана Хартия партнерства между США и странами Балтии, в которой зафиксирована поддержка Соединенными Штатами намерения Латвии, Литвы и Эстонии присоединиться в будущем к европейским и трансатлантическим организациям, в том числе к НАТО. Хартией предусмотрено создание четырехсторонней комиссии по наблюдению за реализацией закрепленных в ней принципов.

5. На встрече министров иностранных  дел стран, входящих в ССАС, 30 мая 1997 г. в Синтре (Португалия) вместо ССАС был учрежден Совет евро-атлантического партнерства (СЕАП) составе государств, входящих в НАТО и участвующих в ПРМ (всего 44 члена). Учреждение СЕАП было призвано усовершенствовать механизм многосторонних политических консультаций НАТО с государствами-партнерами, предоставляя последним несколько более широкие возможности для участия в подготовке и принятии решений относительно операций и мероприятий, в осуществлении которых они принимают участие. СЕАП собирается на уровне министров иностранных дел дважды в год и ежемесячно - на уровне послов.

6. Весной 1997 г. министры  обороны и иностранных дел  стран НАТО приняли решение  о модификации ПРМ, получившей  название «Расширенная программа партнерства ради мира». Речь идет о расширении практики многосторонних и индивидуальных политических консультаций между НАТО и государствами-партнерами; о большей ориентации индивидуальных программ партнерства на отработку возможностей оперативного взаимодействия вооруженных сил различных стран; о расширении возможностей участия государств-партнеров в процессе принятия решений НАТО и планировании мероприятий в рамках ПРМ.

С точки зрения НАТО, меры, принятые на разных направлениях, призваны разрешить дилеммы, перед которыми альянс оказался в процессе начавшегося  расширения на Восток.

 

§3. Трансформация НАТО

Этот процесс можно рассматривать в трех плоскостях: географической, военно-политической и оперативно-технической.

В географическом отношении после расширения альянса в 2004 г. на семь новых стран (добавив 45 млн. жителей). Через несколько лет происходит следующий этап принятия стран в состав НАТО.19

В 2009 г. входят Албания, Хорватия. После этого, вплотную встанет вопрос о вступлении в НАТО, помимо оставшихся Балканских стран, ближайших соседей России: Украины, Грузии, Молдовы, Азербайджана (все они официально подали заявку на принятие или официально заявили о таком желании).

Первый этап расширения приблизил НАТО к границам РФ на 500-600 км, второй – еще на 500 км и на участке 400 км (Латвия и Эстония) соприкоснулся с российской территорией. Если через один или два этапа к альянсу присоединится Украина, Грузия, Азербайджан, то НАТО продвинется на восток еще на 1000 км с запада и 200 км с юга и получит дополнительно 2000 км общей границы с РФ.

Уже сейчас, после расширения союза в 2009 г., число государств-членов НАТО превысило число стран, участвующих в программе Партнерство во имя мира , которое рассматривается почти всеми ими (кроме России, Белоруссии и некоторых других) как подготовительный этап к формальному вступлению в альянс. После упомянутых двух следующих этапов расширения количество новых участников превысит число прежних государств-членов времен холодной войны.20

Другой важнейший, хотя и менее заметный момент состоит  в том, что ряд государств СНГ  и ОДКБ весьма интенсивно сотрудничают с НАТО в преобразовании своих органов управления, вооруженных сил, их оперативных принципов и технического оснащения по стандартам НАТО. Здесь лидируют Украина, Грузия, Молдавия, Казахстан, Азербайджан (при активном вовлечении Турции). Это означает, что задолго до формального принятия в НАТО важнейшие соседи, экономические партнеры и союзники РФ станут фактическими участниками другого военно-политического альянса, его базовой инфраструктуры и возможных операций под руководством США. 21

К тому же, сужается внешний  рынок военных поставок российских вооружений и военной техники, военно-техническое сотрудничество РФ с соседями (в том числе, с Украиной по техническому надзору за стратегическими ракетами России). Новые члены блока переориентируются на западные поставки, и этот процесс уже начинается на Украине и в Грузии.

Если не принимать  всерьез рассуждения о НАТО как  о средстве поддержания демократии и праве народов выбирать себе союзы, то возможное расширение НАТО на территорию СНГ преследует несколько  целей:

- создать для НАТО  и ее политико-бюрократических структур новый «фронт работ», продлив жизнедеятельность союза, созданного в иных исторических условиях и для других задач;

- сделать необратимым  распад СССР, исключить возрождение  в будущем в какой-либо форме  «Российской империи», что, помимо всего прочего, считается несовместимым с развитием российской демократии;

- развалить СНГ, отколов  от него страны ГУАМ;

- поддерживать озабоченность  Москвы делами «ближнего зарубежъя», ослабляя тем самым ее возможности  распространения влияния в сопредельные регионы (Балканы, Турция, БСВ, Персидский залив, Южная Азия);

- уязвимость РФ на  ПСП должна по идее делать  ее более уступчивой в отношении  США в глобальных проблемах  (Ирак, Иран, КНДР, КНР);

- расширение базовой  инфраструктуры и плацдармов  для операций США и НАТО вне зоны ответственности в Персидском заливе, Южной Азии, на западных рубежах КНР.

В военно-политическом отношении трансформация НАТО идет не столь быстро и явно, но все  же достаточно существенно. Союз более  не предназначен всецело для противостояния единому общему противнику, каким был Варшавский договор до конца 80-х годов. В отсутствие на Западе единого мнения и ясного понимания перспектив внутреннего и внешнеполитического развития России, сохраняется концепция коллективной обороны. Согласно статье V-й Североатлантического договора, командные структуры и некоторые силы - прежде всего, в лице тактического ядерного оружия США в Европе и ядерных сил Великобритании и Франции, а также солидной группировки сил ВМС и ВМС, ПЛО, ПВО, частей радиолокационной разведки и интегрированных систем управления.22

Но  вместе с тем, растущую роль играют новые военно-политические функции  альянса: миротворческие операции в  Европе и за ее пределами, а также  силовые акции вне традиционной Евро-Атлантической зоны ответственности, в первую очередь на Ближнем и Среднем Востоке, в зоне Персидского залива и Южной Азии и, возможно, в перспективе на пост-советском пространстве (ПСП). Такие операции обосновываются целями борьбы с локальной и региональной нестабильностью, этническими и религиозными конфликтами, нарушениями прав человека и национальных меньшинств, международным терроризмом и распространением оружия массового уничтожения (ОМУ).

В настоящее  время НАТО осуществляет пять миротворческих операций под мандатом ООН: Босния, Косово, Южная Сербия, Македония (операция передается Европейскому Союзу) и Афганистан. Эти ограниченные акции выявили недостаточность сил НАТО по количеству и особенно по качественным показателям и поставили вопрос о более широких преобразованиях командной системы и сил союза. 

Что касается отношений с Россией, НАТО готова идти весьма далеко в военно-политическом сотрудничестве по широкому кругу конкретных направлений, включенных в повестку дня Совета России-НАТО (СРН), но занимает твердую позицию по нескольким ключевым моментам:

-  Россия в обозримый период не рассматривается как потенциальный новый член НАТО (в чем там всегда ссылаются и на отсутствие такого намерения со стороны РФ);

  • Россия не получит в какой-либо форме права вето на решения и акции НАТО где бы то ни было, кроме российской территории;
  • возражения РФ против дальнейшего расширения НАТО мягко, но неуклонно парируются;
  • не признаются исключительные военно-политические права РФ на пространстве бывшего СССР;
  • не проявляется интереса к дальнейшим соглашениям по сокращению вооружений и даже к ратификации адаптированного ДОВСЕ от 1999 г.23

  Оперативно-тактическая и военно-техническая трансформация НАТО наряду с расширением на восток инфраструктуры и войск и сил, выделенных в состав союза, включает:

  • сокращение коллективных сил блока (с начала 90-х годов на 35% сухопутных войск, на 30% военно-морских и на 40% военно-воздушных);
  • американские войска за тот же период уменьшились втрое, с 300 до 112 тыс. солдат и через 3-4 года сократятся еще в четверо - до 30 тыс. чел.;
  • в общей сложности силы НАТО «отстают» от потолков изначального ДОВСЕ по личному составу на 42%, по бронетехнике и артиллерии на 25%, по боевым вертолетам и самолетам на 45%;
  • преобразование крупных «тяжелых» объединений и соединений в более «легкие» и мобильные для выполнения локальных задач нового типа;
  • передислокация и разукрупнение военных баз, в том числе создание «опорных пунктов» в Польше, Венгрии, Румынии и Болгарии;
  • формирование Сил Реагирования НАТО (СР) – экспедиционного корпуса численностью 21 тыс. чел. и средств стратегической мобильности  для участия в совместных с США операциях вдали от традиционной зоны ответственности союза;
  • рассматривается вопрос о размещении объектов и средств стратегической ПРО США на территории старых (Великобритания) и новых (Польша, Чехия и др.) членов союза.

Рост  числа государств-членов НАТО не ведет  автоматически к наращиванию  суммарной численности войск  и сил союза из-за опережающего сокращения армий отдельных стран, особенно войск США на континенте, а также Германии, Франции, Италии, Испании, Польши и др.24

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава II. Последствия расширения НАТО и позиция России

§1. Последствия для России

Военные последствия. Придвижение военной инфраструктуры блока к границам РФ значительно (примерно второе) увеличивает досягаемость его тактической ударной авиации (включая носителей ядерного оружия), а также средств предупреждения, боевого управления и разведки вглубь российской территории.

Но при сохранении тысяч ядерных боезарядов на стратегических и оперативно-тактических средствах РФ и США (даже после сокращений первых по Договору о СНП), это принципиально не скажется на угрозе разоружающего ядерного удара по российским силам сдерживания и их системе предупреждения и боевого управления. Во всяком случае, на фоне той угрозы, которую в любом случае создают американские ракетные силы морского базирования ввиду числа их боеголовок (около 1000 на боевом дежурстве), точности попадания в цель и мощности, а также подлетного времени (10-15 мин для БРПЛ при 15-60 мин для ударной авиации).25

Вместе с  тем, в случае выхода РФ из Договора по РСД-РСМ от 1987 г., о возможности  чего заявлялось на уровне министра обороны, ситуация России может существенно  ухудшится. Если программы производства и размещения в Европе американских крылатых и баллистических ракет будут возобновлены, то с учетом продвижения НАТО на ПСП их подлетное время до основных баз стратегических ядерных сил и пунктов управления РФ сократится до 5-7 мин, усилив угрозу разоружающего и обезглавливающего ядерного удара.26 

Объективно  расширится возможность НАТО по нанесению  ударов высокоточным обычным оружием  по стратегическим целям РФ. Однако, поскольку основными носителями такого оружия являются крылатые ракеты тяжелых бомбардировщиков и подводных лодок США, продвижение союза на восток мало повлияет на их возможности.

Размещение  объектов ПРО США в Центральной  и Восточной Европе (ЦВЕ), хотя официально не направлено против России, объективно улучшило бы их систему предупреждения и сопровождения ракетных пусков с территории РФ. Однако это не сказалось бы существенно на российском потенциале сдерживания: с учетом числа и траекторно-скоростных параметров антиракет, запускаемых с территории ЦВЕ, даже российские МБР в западной части ее европейской территории были бы мало затронуты, не говоря уже о базах в ее восточной части, на Урале и в Сибири27

Информация о работе Расширение НАТО на Восток в конце 20-начале 21 вв.