Подздамская конференция и ее итоги

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Июня 2013 в 12:35, реферат

Описание работы

17 июля ровно в 12 часов дня лимузин главы Советского правительства
остановился у подъезда "малого Белого Дома" в Бабельсберге. Ближайшие
помощники президента Г. Воган и Дж. Вордеман вышли навстречу гостям. И.
В. Сталин был в форме генералиссимуса, с белым кителем с большими
золотисто-красными эполетами. Ему только что было присвоено это высшее
воинское звание. В знак признания успехов и исторических побед Красной
Армии в Великой Отечественной войне. Вместе со Сталиным прибыл В.
Молотов и, в качестве переводчика, советник Наркоминдела С. А.
Галунский.

Файлы: 1 файл

Жанны.docx

— 43.54 Кб (Скачать файл)

УО «Новогрудский  государственный торгово-экономический  колледж»

Реферат по теме:

Подздамская конференция  и ее итоги

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила

 Свирская  Жанна Петровна

Учащаяся  группы БДп-1

 

 

 
 
 
 
Литература  
Сталин встречается с Трумэном  
 
17 июля ровно в 12 часов дня лимузин главы Советского правительства  
остановился у подъезда "малого Белого Дома" в Бабельсберге. Ближайшие  
помощники президента Г. Воган и Дж. Вордеман вышли навстречу гостям. И.  
В. Сталин был в форме генералиссимуса, с белым кителем с большими  
золотисто-красными эполетами. Ему только что было присвоено это высшее  
воинское звание. В знак признания успехов и исторических побед Красной  
Армии в Великой Отечественной войне. Вместе со Сталиным прибыл В.  
Молотов и, в качестве переводчика, советник Наркоминдела С. А.  
Галунский.  
 
В ходе состоявшейся беседы Трумэн и Сталин обсудили повестку дня  
конференции, причем Сталин внес несколько дополнений, включая вопрос о  
режиме Франко в Испании. Трумэн, как бы пропустив мимо ушей замечание  
относительно Франко, спросил, в котором часу, по мнению Сталина, было бы  
удобно встретиться на первом пленарном заседании. Сталин ответил, что  
Молотов и Иден договорились о 17 часах сегодня, 17 июля. Бирнс в шутку  
напомнил о хорошо известной привычке Сталина работать по ночам и вставать  
поздно на следующий день. Сталин в тон ему ответил, что его привычки по  
окончании войны изменились.  
 
-- Что касается режима Франко, -- уже серьезным тоном продолжал  
Сталин, -- то я хотел бы разъяснить мою точку зрения. Франкистский режим  
не явился результатом внутреннего развития в Испании. Он был навязан  
Испании Германией и Италией и поэтому представляет опасность для  
Объединенных Наций. Режим Франко опасен и вреден, поскольку в Испании  
предоставляют убежище различным осколкам фашизма, поэтому мы думаем, что  
надо покончить с этим режимом...  
 
Трумэн как бы невзначай заметил, что он уже встречался с  
Черчиллем. Сталин реагировал на это спокойно. Он лишь упомянул, что  
позиция англичан недостаточно ясна относительно войны в Японии. что  
касается русских и американцев, продолжал Сталин, то они выполнят свои  
обязательства.  
 
Специфика обстановки  
 
Советский Союз добился принятия конференции совместных решений о  
денацификации, демократизации и демилитаризации Германии как единого  
целого. Известно, что США и Англия в годы войны разработали план  
расчленения Германии на несколько отдельных государств, преимущественно  
сельскохозяйственного характера. Тем самым Вашингтон и Лондон  
Рассчитывали одним махом покончить с опасным конкурентом и создать  
благоприятные условия для империалистичных махинаций в центре Европы.  
Этим планам не суждено было свершиться, поскольку СССР с самого начала  
занимал в отношении к ним отрицательную позицию. Выступая 9 мая 1945 г.  
в День Победы, глава Советского Правительства И. В. Сталин заявил, что  
Советский Союз "не собирается ни расчленять, ни уничтожать Германию". В  
утвержденном на Потсдамской конференции Соглашении о политических и  
экономических принципах для руководства при обращении с Германией в  
начальный контрольный период были поставлены следующие цели: Полное  
разоружение и демилитаризация Германии; Уничтожение национал-  
социалистической партии и ее филиалов, роспуск всех нацистский  
учреждений; предотвращение всякой нацистской и милитаристской  
деятельности и пропаганды; подготовка к окончательной реконструкции  
германской политической жизни. В разделе об экономических принципах  
четко указывается, что Германия должна рассматриваться как единое  
экономическое целое и, что германскую экономику следует децентрализовать  
с целью "уничтожения существующей чрезмерной концентрации экономической  
силы, представленной особенно в форме картелей, синдикатов, трестов и  
других монополистических соглашений".  
 
В дальнейшем западные державы пошли на срыв достигнутой  
договоренности. Столкнувшись с невозможностью использовать всю  
Германию в своих империалистических целях, они решили вопреки  
духу и букве потсдамских соглашений превратить ее западную часть в  
плацдарм готовившейся агрессии против СССР. Был взят курс на  
ремилитаризацию Западной Германии и включении ее в военный блок НАТО.  
Тогда Советский Союз создал в восточной части страны Социалистическое  
государство Германскую Демократическую Республику.  
 
Для Советского союза треть встреча руководителей трех  
держав антигитлеровской коалиции имело особое значение. В основе  
Советской дипломатии была та же линия, которую Советский Союз  
проводил на протяжении всей своей истории. Трехсторонние соглашения,  
заключенные на конференциях глав правительств и на других международных  
форумах в годы совместных боевых действий, отражали интересы  
каждой из сторон. Разумеется, западные державы и тогда имели свои  
взгляды как на конкретные проблемы ведения войны, так и на  
послевоенное устройство. Но в условиях продолжавшейся борьбы против  
общего врага не было иной альтернативы, кроме достижения  
согласованной позиции, приемлемой для всех участников переговоров. Все  
это требовало немалых усилий, готовности пойти на разумный  
компромисс. Важное значение имело и то, что во главе  
правительства США стоял в военные годы такой реалистически мыслящий  
политик, как Рузвельт. Своей трезвой позицией он, не в пример Черчиллю не  
раз способствовал принятию в конечном счете разумного решения по самым  
острым вопросам.  
 
Важнейшими политическим итогом практики сотрудничества  
держав антигитлеровской коалиции как раз было то, что многие западные  
деятели, прежде всего американские, продемонстрировали готовность  
сотрудничества с советской стороной во время войны и в послевоенный  
период на равноправной основе. В какой мере был готов к такому  
решающему повороты Черчилль -- вопрос особый. Но он так или иначе  
оказался вынужденным поддерживать важнейшие положения этой политики.  
 
Президент Рузвельт и его единомышленники приложили немало усилий к  
тому, чтобы еще до окончания войны заложить основу политического и  
экономического послевоенного сотрудничества. Но сменившееся в Вашингтоне  
руководство начало поворачивать руль американской политики в другую  
сторону. Положительное решение, которое в конечном счете приняла  
Потсдамская конференция, были достигнуты прежде всего благодаря упорной  
борьбе советской дипломатии. Новое американское руководство не решилось  
порвать тогда с практикой военного сотрудничества, видимо потому, что  
чувствовало себя еще не совсем уверенно: новая администрация пришла к  
власти лишь за несколько месяцев до Потсдамской конференции.  
 
Итак, особенность Потсдамской конференции заключается в том, что,  
хотя по идее она могла увенчать целую серию военных конференций и  
ознаменоваться триумфом политики держав антигитлеровской коалиции,  
такая возможность была утрачена еще до начала ее работы. Двое из трех  
ее участников, а именно делегации из США и Великобритании, отправлялись в  
Берлин с прямо противоположными целями. Они уже приняли решение  
похоронить саму идею/ сотрудничать с Советским Союзом и шли по пути  
конфронтации с социалистической державой. Вопреки планам,  
разрабатывавшимся при Рузвельте, они возвращались к довоенному курсу,  
направленному на изоляцию СССР, на отстранения его от решения мировых  
проблем. Они были озабочены приобретением "позиции силы", с которой  
могли бы диктовать Советскому Союзу свою волю.  
 
Все же на том этапе правительство Трумэна еще не решалось открыто  
провозгласить свой новый курс и приняло участие в Потсдамской  
конференции. На то были свои причины: во-первых, открытый разрыв с СССР  
слишком шокировал бы тогда мировое общественное мнение, во-вторых,  
Вашингтон предвидел, что резкий поворот в политике США натолкнется на  
сильное сопротивление внутри страны.  
 
Известно, что для согласия необходимо стремление к этому по крайней  
мере двух партнеров, для ссоры -- достаточно воли одной стороны. Причем  
тот, кто поворачивает на дорогу конфронтации и войны, нуждается в  
соответствующих силовых средствах. Президент Трумэн и его окружение  
уповали на силу атомного оружия. Направляясь в Потсдам, американский  
президент с нетерпением ждал сообщения об испытании первой атомной бомбы.  
На борт крейсера "Августа", который вез его через Атлантику, регулярно  
шли шифровки о ходе подготовки к испытании в Нью-Мексико.  
 
 
Значение решений, принятых на Потсдамской конференции, трудно  
переоценить. 

 

 
Потсдамская конференция

 

 

Содержание

Сталин встречается с  Трумэном

Специфика обстановки

День первый

Дилемма атомной бомбы

В кулуарах конференции

1945 или 1947

Неудавшаяся атака Трумэна

Продолжение дискуссии

Литература 

 

Сталин встречается с Трумэном 17 июля ровно в 12 часов дня лимузин  главы Советского правительства  остановился у подъезда "малого Белого Дома" в Бабельсберге. Ближайшие  помощники президента Г. Воган и  Дж. Вордеман вышли навстречу гостям. И. В. Сталин был в форме генералиссимуса, с белым кителем с большими золотисто-красными эполетами. Ему  только что было присвоено это  высшее воинское звание. В знак признания  успехов и исторических побед  Красной Армии в Великой Отечественной  войне. Вместе со Сталиным прибыл В. Молотов  и, в качестве переводчика, советник Наркоминдела С. А. Галунский.

В ходе состоявшейся беседы Трумэн и  Сталин обсудили повестку дня конференции, причем Сталин внес несколько дополнений, включая вопрос о режиме Франко в  Испании. Трумэн, как бы пропустив  мимо ушей замечание относительно Франко, спросил, в котором часу, по мнению Сталина, было бы удобно встретиться  на первом пленарном заседании. Сталин ответил, что Молотов и Иден договорились о 17 часах сегодня, 17 июля. Бирнс в  шутку напомнил о хорошо известной  привычке Сталина работать по ночам  и вставать поздно на следующий день. Сталин в тон ему ответил, что  его привычки по окончании войны  изменились.

Что касается режима Франко, уже серьезным  тоном продолжал Сталин, -- то я  хотел бы разъяснить мою точку  зрения. Франкистский режим не явился результатом внутреннего развития в Испании. Он был навязан Испании  Германией и Италией и поэтому  представляет опасность для Объединенных Наций. Режим Франко опасен и вреден, поскольку в Испании предоставляют  убежище различным осколкам фашизма, поэтому мы думаем, что надо покончить  с этим режимом...

Трумэн как бы невзначай заметил, что он уже встречался с Черчиллем. Сталин реагировал на это спокойно. Он лишь упомянул, что позиция англичан недостаточно ясна относительно войны  в Японии, что касается русских  и американцев, продолжал Сталин, то они выполнят свои обязательства.

Специфика обстановки Советский Союз добился принятия конференции совместных решений о денацификации, демократизации и демилитаризации Германии как единого целого. Известно, что США и Англия в годы войны разработали план расчленения Германии на несколько отдельных государств, преимущественно сельскохозяйственного характера. Тем самым Вашингтон и Лондон Рассчитывали одним махом покончить с опасным конкурентом и создать благоприятные условия для империалистичных махинаций в центре Европы. Этим планам не суждено было свершиться, поскольку СССР с самого начала занимал в отношении к ним отрицательную позицию. Выступая 9 мая 1945 г. в День Победы, глава Советского Правительства И. В. Сталин заявил, что Советский Союз "не собирается ни расчленять, ни уничтожать Германию". В утвержденном на Потсдамской конференции Соглашении о политических и экономических принципах для руководства при обращении с Германией в начальный контрольный период были поставлены следующие цели: Полное разоружение и демилитаризация Германии; Уничтожение националсоциалистической партии и ее филиалов, роспуск всех нацистский учреждений; предотвращение всякой нацистской и милитаристской деятельности и пропаганды; подготовка к окончательной реконструкции германской политической жизни. В разделе об экономических принципах четко указывается, что Германия должна рассматриваться как единое экономическое целое и, что германскую экономику следует децентрализовать с целью "уничтожения существующей чрезмерной концентрации экономической силы, представленной особенно в форме картелей, синдикатов, трестов и других монополистических соглашений".

В дальнейшем западные державы пошли  на срыв достигнутой договоренности. Столкнувшись с невозможностью использовать всю Германию в своих империалистических целях, они решили вопреки духу и  букве потсдамских соглашений превратить ее западную часть в плацдарм готовившейся агрессии против СССР. Был взят курс на ремилитаризацию Западной Германии и включении ее в военный блок НАТО. Тогда Советский Союз создал в восточной части страны Социалистическое государство Германскую Демократическую  Республику.

Для Советского союза треть встреча  руководителей трех держав антигитлеровской коалиции имело особое значение. В  основе Советской дипломатии была та же линия, которую Советский Союз проводил на протяжении всей своей  истории. Трехсторонние соглашения, заключенные на конференциях глав правительств и на других международных форумах  в годы совместных боевых действий, отражали интересы каждой из сторон. Разумеется, западные державы и тогда имели  свои взгляды, как на конкретные проблемы ведения войны, так и на послевоенное устройство. Но в условиях продолжавшейся борьбы против общего врага не было иной альтернативы, кроме достижения согласованной позиции, приемлемой для всех участников переговоров. Все  это требовало немалых усилий, готовности пойти на разумный компромисс. Важное значение имело и то, что  во главе правительства США стоял  в военные годы такой реалистически  мыслящий политик, как Рузвельт. Своей  трезвой позицией он, не в пример Черчиллю не раз способствовал принятию, в конечном счете, разумного решения  по самым острым вопросам.

Важнейшими политическим итогом практики сотрудничества держав антигитлеровской коалиции как раз было то, что  многие западные деятели, прежде всего  американские, продемонстрировали готовность сотрудничества с советской стороной во время войны и в послевоенный период на равноправной основе. В какой  мере был готов к такому решающему  повороты Черчилль -- вопрос особый. Но он, так или иначе, оказался вынужденным поддерживать важнейшие положения этой политики.

Президент Рузвельт и его единомышленники  приложили немало усилий к тому, чтобы еще до окончания войны  заложить основу политического и  экономического послевоенного сотрудничества. Но сменившееся в Вашингтоне руководство  начало поворачивать руль американской политики в другую сторону. Положительное  решение, которое в конечном счете  приняла Потсдамская конференция, были достигнуты прежде всего благодаря  упорной борьбе советской дипломатии. Новое американское руководство  не решилось порвать тогда с практикой  военного сотрудничества, видимо потому, что чувствовало себя еще не совсем уверенно: новая администрация пришла к власти лишь за несколько месяцев  до Потсдамской конференции.

Итак, особенность Потсдамской  конференции заключается в том, что, хотя по идее она могла увенчать целую серию военных конференций  и ознаменоваться триумфом политики держав антигитлеровской коалиции, такая  возможность была утрачена еще до начала ее работы. Двое из трех ее участников, а именно делегации из США и  Великобритании, отправлялись в Берлин с прямо противоположными целями. Они уже приняли решение похоронить саму идею/ сотрудничать с Советским  Союзом и шли по пути конфронтации с социалистической державой. Вопреки  планам, разрабатывавшимся при Рузвельте, они возвращались к довоенному курсу, направленному на изоляцию СССР, на отстранения его от решения мировых  проблем. Они были озабочены приобретением "позиции силы", с которой  могли бы диктовать Советскому Союзу  свою волю.

Все же на том этапе правительство  Трумэна еще не решалось открыто  провозгласить свой новый курс и  приняло участие в Потсдамской  конференции. На то были свои причины: во-первых, открытый разрыв с СССР слишком  шокировал бы тогда мировое общественное мнение, во-вторых, Вашингтон предвидел, что резкий поворот в политике США натолкнется на сильное сопротивление  внутри страны.

Известно, что для согласия необходимо стремление к этому по крайней  мере двух партнеров, для ссоры -- достаточно воли одной стороны. Причем тот, кто  поворачивает на дорогу конфронтации и войны, нуждается в соответствующих  силовых средствах. Президент Трумэн и его окружение уповали на силу атомного оружия. Направляясь  в Потсдам, американский президент  с нетерпением ждал сообщения  об испытании первой атомной бомбы. На борт крейсера "Августа", который  вез его через Атлантику, регулярно  шли шифровки о ходе подготовки к  испытанию в Нью-Мексико.

День первый.

17 июля около 5 часов после  полудня в тенистый тихий парк  дворца Цецилиенхоф огласился  шумом моторов и скрежетом  тормозов: участники Потсдамской  конференции съезжались на первое  пленарное заседание. Англичане  прибыли раньше всех. Через несколько  минут прибыла группа Трумэна,  вслед за ней подъехали машины  с Советской делегацией.

Непосредственно за столом в креслах  с высокими спинками расположились  главы делегаций, а в обычных  креслах -- их ближайшие советники. Журналистам  и фотокорреспондентам было предоставлено 10 минут, чтобы заснять это историческое событие. После того как они покинули зал, было предложено избрать председателем  конференции Трумэна.

Первое заседание началось с  согласования повестки дня конференции. Трумэн предложил рассмотреть вопрос о создании специального совета министров  иностранных дел, для урегулирования вопроса о мирных переговорах. Далее  он сказал о необходимости обсудить и утвердить принципы, которыми должен руководствоваться Контрольный  совет для Германии. Перейдя к  вопросу об обязательствах, взятых союзными державами на Ялтинской  конференции, президент отметил, что  многие из этих обязательств остаются невыполненными, в частности, что  касается Декларации об освобожденной  Европе. Трумэн предложил, чтобы настоящая  конференция рассмотрела этот вопрос. Прием Италии в Организацию Объединенных Наций президент также поставил в ряд проблем, принадлежащих  обсуждению.

Излагая свои соображения по повестке дня, Сталин сказал, что следовало  бы обсудить вопрос об восстановлении дипломатических отношений с  бывшими сателлитами Германии. Необходимо также поговорить о режиме в Испании. Затем глава Советского правительства  упомянул проблемы Танжера, Сирии и  Ливана как возможные темы обсуждения. Что касается польского вопроса, то, по мнению Сталина, его необходимо обсудить в аспекте решения тех  вопросов, которые вытекают из факта  установления в Польше национального  правительства национального единства и необходимости, в связи с  этим, ликвидация эмигрантского польского  правительства в Лондоне.

Эти предложения не вызвали возражений.

Участники встречи, по предложению  Трумэна, договорились начинать пленарное  заседание не в 5, а в 4 часа после  полудня.

-- Если это принято, -- сказал  Трумэн, -- отложим рассмотрение вопросов  до завтра до четырех часов  дня.

Но перед тем, как заседание  было закрыто, произошел любопытный диалог: "СТАЛИН.... Только один вопрос: почему господин Черчилль отказывает русским в получении их доли германского  флота?

ЧЕРЧИЛЛЬ. Я не против. Но раз задаете  мне вопрос, вот мой ответ: флот должен быть потоплен или разделен.

СТАЛИН. Вы за потопление или за раздел?

ЧЕРЧИЛЛЬ. Все средства войны -- ужасные  вещи.

СТАЛИН. Флот нужно разделить. Если господин Черчилль предпочитает потопить флот, -он может потопить свою долю, я свою долю топить не намерен.

ЧЕРЧИЛЛЬ. В настоящее время  почти весь германский флот в наших  руках.

СТАЛИН. В том то и дело, в том  то и дело. Поэтому и надо нам  решить этот вопрос. " Советское правительство  уже имело неприятный опыт с итальянскими трофейными судами, захваченными западными  державами.

Естественно, что оно сочло необходимым  проявить такую настойчивость в  отношении германского флота.

Дилемма атомной бомбы.

18 июля в 1 час 15 минут дня  президент Трумэн прибыл на  виллу Черчилля. Британский премьер  пригласил его на ланч. Трумэн  захватил с собой только что  поступившую из Вашингтона телеграмму  о результатах испытания атомной  бомбы в Нью-Мексико. Ознакомив  Черчилля с его содержанием,  президент поднял вопрос о  том, что и как следует сообщить  по этому поводу Сталину.

Трумэн считал, что если ознакомить советских представителей с подробностями  взрыва, то это лишь ускорит их вступление в войну против Японии, чего он вообще предпочел бы избежать. Оба западных лидера полагали, что поскольку больше нет нужды в советской помощи на Дальнем Востоке, то самое лучшее было бы вообще ничего русским не говорить. Но это в дальнейшем могло иметь  отрицательные последствия. Вставал  кардинальный вопрос: каким образом  и что именно сказать Сталину. Взвесив различные возможности, собеседники пришли к тому, что  лучше всего рассказать о бомбе  невзначай, как бы мимоходом, когда  Сталин Будет отвлечен какими-то своими мыслями.

Информация о работе Подздамская конференция и ее итоги