Отношения с США, как одно из основных западных направлений во внешней политики Азербайджана

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2013 в 21:42, курсовая работа

Описание работы

Отношения с развитыми Западными странами занимают одно из самых важных мест в нашей внешней политике. Наша страна придает большое значение отношениям с США. Азербайджан, ради укрепления возможности защиты своей безопасности, территориальной целостности и независимости, заинтересован и в дальнейшем развивать эти отношения. Ввиду того, что развитие этих отношений служит толчком для экономического и политического прогресса Азербайджана, реализации нефтегазовых проектов Каспийского моря и создания трансрегионального коридора, соединяющего Восток с Западом, сотрудничество между Азербайджаном и США выступает как основной элемент интеграции нашей страны в глобальную экономическую систему. Последние тенденции, наблюдаемые в мире, появление новых угроз, расшатывающих международную безопасность, потребовали еще большего укрепления сотрудничества между Азербайджаном и США.

Содержание работы

Введение …………………………………………………………………………3

Глава 1. Внешнеполитический курс Азербайджана…………………….……. 5


Глава 2. Развитие международных отношений между США и Азербайджаном.……………………………………………………………...…..8


Глава 3. Отношения с США, как одно из основных западных направлений во внешней политике Азербайджана в рамках международных организаций...12
. НАТО …………………………………………………………...….13
. ООН ………………………………………………………….…….16
. ОБСЕ …………................................................................................19

Заключение…………………………………………………………..…………..22

Список литературы ……………………………………………………..………24

Файлы: 1 файл

Курсовая - II курс - Отношения с США, как одно из основных западных направлений во внешней политики Азербайджана.docx

— 65.20 Кб (Скачать файл)

          1997 стал поворотным моментом в стратегических интересах США, когда с помощью американских нефтяных компаний правительство Соединенных Штатов осознало геостратегическую важность Каспийского морского бассейна и начало специальную стратегию в отношении региона.

          В августе 1997 года Президент Клинтон пригласил Президента Алиева в Вашингтон. Там же был подписан новый контракт о разведке нефтяных месторождений. В дополнение к этому, Клинтон обещал лоббировать в Конгрессе снятие американских экономических санкций против Азербайджана.5 Более того, заговорили о разработке многосторонних маршрутов трубопровода из региона Каспийского моря. С этого момента США начали кампанию по привлечению внимания и стратегической важности маршрута Баку-Тбилиси-Джейхан, как части . Таким образом, были запущены проекты Баку-Тбилиси-Джейхан и Баку-Тбилиси-Эрзерум.6 
Параллельно с этим было запланировано восстановление и возобновление старого трубопровода через Россию, что предположительно должно было убедить Россию не слишком протестовать против главного проекта - БTД. 7

          Билл Клинтон и Гейдар Алиев подписали в Вашингтоне совместное политическое заявление, благодаря чему этот визит стал главной вехой в двусторонних отношениях. Вслед за этим в 1999 году на Стамбульском саммите ОБСЕ президенты США, Грузии, Азербайджана, Туркмении и Казахстана, а также премьер-министр Турции подписали декларацию о Каспийском энергетическом развитии и транзиту.

          Все это вывело отношения с Азербайджаном на качественно иной уровень. Хотя интерес США был в полной мере чисто прагматическим, это новое сотрудничество было очень выгодно для обеих сторон, поскольку США поддерживали финансовую и политическую независимость молодого государства. В то же самое время американские нефтяные компании стали защитниками интересов правительств каспийских государств в Вашингтоне, привлекая внимание к природным ресурсам и значению Каспия, поддерживая каспийские политические вопросы и выдвигая регион на повестку дня вашингтонских политических дебатов, поддерживая призывы отменить 907-ю поправку.8 
           Ситуация радикально изменилась после террористических атак на Соединенные Штаты 11 сентября 2001 года. Роль государств-партнеров в Центральной Азии и Кавказе была существенно пересмотрена. Энергетические интересы, будучи всё еще сильными, уже не были основными в американской политике относительно Азербайджана и уступили интересам в области безопасности. С этого момента две страны были связаны взаимной преданностью глобальной войне против террора. Азербайджан занял особое положение как дружественное мусульманское государство с важным географическим местоположением. 
           Готовность Азербайджана к помощи имела незамедлительные последствия и сопровождалась применением президентского приостановления действия 907-й поправки на ежегодном уровне. В результате, Азербайджан стал получать существенную военную и иную поддержку от США, но в то же несравнимую по объемам с помощью, предоставляемой соседним странам, возможно из-за проблем с применением демократических стандартов. В то время, как вопросы нарушения демократии не позволяют американо-азербайджанским отношениям быть более теплыми, у Баку все еще есть потенциал для того, чтобы стать более важным партнером для США.9

            После прихода к власти администрации Обамы интерес США к Азербайджану начал угасать. Так, Соединенные Штаты  не пригласили азербайджанского президента на ядерный саммит в Вашингтон, который состоялся в апреле 2010 года, хотя армянские и грузинские официальные лица в нем участвовали. Другим показателем ослабления двусторонних отношений стал тот факт, что США в течение года не назначали своего посла в эту страну, и его нет там и сегодня. В мае 2010 года Белый дом назначил послом США в Азербайджане Мэтью Брайзу. Армянское лобби в США попыталось воспрепятствовать данному назначению, обвинив Брайзу в близких отношениях с азербайджанским правительством. Спустя год Брайза покинул Азербайджан, поскольку Сенат США не утвердил его в этой должности. Геополитическое положение Азербайджана (он находится между такими странами, как Россия и Иран) делает эту страну важной для интересов национальной безопасности США. В то же время, быстро развивающаяся азербайджанская экономика и энергетические проекты, такие как Трансанатолийский газопровод, который исключительно важен для энергетической безопасности Европы, превращают Азербайджан в важного регионального игрока. Поддержка США очень существенна для будущих политических и экономических успехов Азербайджана. Властям Азербайджана необходимо развивать и укреплять демократию в стране, что поможет усилить американо-азербайджанское партнерство. Стратегам этой страны надо найти пути повышения привлекательности Азербайджана для прямых иностранных инвестиций, что поможет увеличить вложения капитала американских корпораций. Точно так же, азербайджанскому государству и негосударственным организациям следует информировать американских официальных лиц и народ этой страны о важности Азербайджана для национальной и энергетической безопасности США. Такие усилия со стороны Азербайджана помогут развитию двусторонних отношений между этими странами.

          С другой стороны, правительство США должно назначить и утвердить в должности своего посла в Азербайджане. Это станет отправной точкой для укрепления отношений между двумя государствами. Американскому правительству также необходимо усилить поддержку таким проектам как Nabbucco и Трансанатолийский газопровод, которые важны для энергетической безопасности Европы. Американские руководители должны содействовать корпорациям США, инвестирующим свои средства в энергетические и иные отрасли Азербайджана. Эти усилия помогут дальнейшему развитию экономических отношений между двумя странами. Следующей американской администрации также необходимо развивать военное сотрудничество с Азербайджаном, что очень важно для национальной безопасности двух стран и для мира на Кавказе и в Центральной Азии.10 
          Во время выступления на мероприятии, посвященном 20-летию установления дипломатических отношений между двумя странами, Адам Стерлинг, временный поверенный в делах США в Азербайджане отметил: 
«США всегда поддерживали и в будущем будут делать все что в их силах для поддержки развития Азербайджана как независимого демократического, миролюбивого и процветающего государства». 
По его словам, Азербайджан играет важную роль в сфере международной безопасности и борьбе с терроризмом:

"Азербайджанские и американские  солдаты стояли плечом к плечу  в Косово, Ираке и сейчас стоят  в Афганистане. Азербайджан для  поддержки операций НАТО в  Афганистане также был важным  транспортным маршрутом". 
На что замминистра иностранных дел Азербайджана, первый посол в Вашингтоне Хафиз Пашаев отметил, что несмотря на все препятствия и временные ухудшения, связи между двумя странами развились до уровня стратегического партнерства. По его словам, основу этого партнерства заложили в 1994 году общенациональный лидер Гейдар Алиев и Билл Клинтон. Пашаев отметил, что при поддержке США в Азербайджане были осуществлены энергетические проекты, а при поддержке Азербайджана США более эффективно обеспечивают безопасность и ведут борьбу против терроризма. "Мы хотим, чтобы США были более активны в продолжающемся долгие годы между Азербайджаном и Арменией процессе разрешения нагорно-карабахского конфликта ", - сказал он.

Замминистра также подчеркнул необходимость  расширения пределов партнерства США  и Азербайджана.11 
           Геополитические и экономические процессы, происходящие в постсоветский период во всем Кавказско-Каспийском регионе, в том числе и вокруг Азербайджана, привлекали и продолжают привлекать внимание западных специалистов-международников14. В то же время основное внимание в этих работах концентрируется на вопросах, касающихся энергетических проектов, осуществляемых в регионе, в то время как основные направления и приоритеты внешней политики Азербайджанской Республики, за редким исключением, остаются в тени. 
           Таким образом, можно констатировать, что, хотя некоторые аспекты данной проблемы и нашли свое отражение в ряде трудов как отечественных, так и зарубежных авторов, однако в целом в научной литературе на сегодняшний день отсутствуют специальные работы, посвященные анализу основных приоритетов внешней политики Азербайджанской Республики на современном этапе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 3. Отношения с США, как одно из основных западных направлений во внешней политике Азербайджана в рамках международных организаций 
 
3.1. НАТО

 
          В январе 1992 года президент Аяз Муталибов заключил договор о военном сотрудничестве с Турцией, государством-членом НАТО. 4 мая 1994 года президент Гейдар Алиев подписал документ о присоединении Азербайджана к программе «Партнерство во имя мира» (ПИМ). В середине 1997 года Азербайджан присоединился к документу Процесса Планирования и Анализа (ППА) НАТО и в том же году при штаб-квартире НАТО в Брюсселе открылось дипломатическое представительство Азербайджана. Совет североатлантического сотрудничества куда присоединился Азербайджан в 1997 году был переименован в Совет евроатлантического партнерства — СЕАП. В 2004 году Азербайджан присоединился к Концепции Оперативных Действий НАТО. В 2005 году НАТО и Азербайджан разработали первый ИПАП. В марте 2008 года был заключен второй, обновленный документ ИПАП.12

          Вооруженные силы Азербайджана реформируются по стандартам НАТО. Так 4-й армейский корпус с 1 января 2007 года перешёл на стандарты НАТО. В других армейских корпусах проводятся реформы при участии специалистов НАТО. Помимо реформ Азербайджан оказывает поддержку в проведении операций под руководством НАТО в Афганистане и до 2008 года в Косово. Подразделение численностью в два взвода из Азербайджана несут службу в составе турецкого контингента Международных сил содействия безопасности (ИСАФ) в Афганистане. Численность солдат было увеличено с 45 до 90 военнослужащих. Одними из основных направлений сотрудничества Азербайджан-НАТО является улучшение демократического контроля над вооружёнными силами, оборонное планирование и формирование оборонного бюджета, реорганизация структуры вооружённых сил с использованием норм и стандартов НАТО.13

           Азербайджан стремится к укреплению безопасности морского пространства и своих возможностей, необходимых для снижения незаконной деятельности в Каспийском море, и в этих целях сотрудничает с рядом государств-членов НАТО и региональных стран-партнеров. НАТО также поддерживает работу, направленную на укрепление безопасности границ.

           НАТО не играет непосредственной роли в переговорах, проводимых в рамках Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе с целью урегулирования конфликта между Азербайджаном и Арменией из-за отделившегося региона Нагорный Карабах. Тем не менее НАТО интересуется этим процессом и побуждает обе страны и впредь прилагать усилия, направленные на мирное урегулирование конфликта. Мирное урегулирование конфликтов – одна из важнейших ценностей для НАТО и одно из основных обязательств, которые все страны-партнеры берут на себя в момент присоединения к программе «Партнерство ради мира». 
           Реформы в секторе обороны и безопасности имеют принципиальное значение для развития Азербайджана, для достижения им поставленной цели – соответствовать евроатлантическим нормам и стандартам, а также для расширения евроатлантического сотрудничества. В этой области у НАТО и у отдельных государств-членов имеются значительный опыт и навыки, которыми Азербайджан может воспользоваться. Одна из приоритетных задач – вести работу по созданию демократического контроля над вооруженными силами. НАТО также помогает осуществлять процесс масштабных демократических и институциональных реформ, который идет в Азербайджане. 
           Продолжаются консультации по существующим в Азербайджане военно-образовательным структурам и методике, поскольку Министерство обороны заинтересовано в том, чтобы адаптировать их в соответствии с нормами и стандартами НАТО. В рамках процесса ПАРП и параллельно с ним НАТО и Азербайджан ведут сотрудничество по реорганизации частей и подразделений в соответствии со стандартами НАТО и улучшению сил и средств управления в каждом из видов ВС, а также совершенствованию тылового обеспечения. 
           Сотрудничая с НАТО и участвуя в мероприятиях, организуемых Евроатлантическим координационным центром реагирования на стихийные бедствия и катастрофы, Азербайджан развивает национальный потенциал реагирования на гражданские ЧС и ликвидации последствий бедствий и катастроф. Специальный поисково-спасательный взвод Азербайджана участвовал в ряде учений, проведенных Евроатлантическим координационным центром. Помимо этого, специалисты в области гражданского чрезвычайного планирования из НАТО и стран НАТО консультируют Министерство по чрезвычайным ситуациям Азербайджана по ряду вопросов, включая организационные вопросы и РХБЯ защиту. Азербайджан создает два отряда (поисково-спасательный и РХБЯ защиты), которые будут находиться в состоянии повышенной готовности и будут готовы к переброске для участия в операциях по оказанию помощи при бедствиях. 
           По линии программы «Наука ради мира и безопасности» Азербайджан получил гранты на реализацию около тридцати проектов сотрудничества. В число проектов входит взаимодействие в области улучшения качества воды в трансграничной зоне и защита системы снабжения питьевой водой от террористической угрозы. Азербайджан также участвует в проекте «Виртуальная шелковая магистраль», цель которого – улучшить доступ к Интернету для сотрудников высших учебных заведений и научных работников в странах Кавказа и Центральной Азии за счет использования спутниковой сети. 
           Еще одним ключевым направлением сотрудничества является улучшение доступа к информации и повышение осведомленности общественности о НАТО и о пользе сотрудничества НАТО и Азербайджана. В июле 2006 года Азербайджан и НАТО официально открыли в Баку Евроатлантический центр, который выполняет функцию основного центра информации о НАТО. 
           Отношения между НАТО и Азербайджаном начались в 1992 году с присоединением Азербайджана к Совету североатлантического сотрудничества (переименованному в 1997 году в Совет евроатлантического партнерства – СЕАП). Сотрудничество поступательно развивалось вслед за присоединением Азербайджана в 1994 году к программе «Партнерство ради мира» и после того, как в 1997 году Азербайджан стал участвовать в Процессе планирования и анализа ПРМ. С того момента, как в 2005 году НАТО и Азербайджан разработали первый ИПАП, все больший упор делается на поддержку процесса реформ, осуществляемых в Азербайджане. 14 
          Партнёрство ради мира — созданная в 1994 году программа военного сотрудничества НАТО с европейскими государствами и бывшими советскими республиками Закавказья и Центральной Азии, которые не являются членами организации. Первоначально охватывала 24 государства, их число периодически изменяется с присоединением новых государств к программе или вступлением государств, участвующих в программе, в НАТО.

          Суть программы ПРМ – это партнерство между отдельной страной и НАТО, создаваемое на индивидуальной основе, в соответствии с особыми потребностями этой страны, причем каждое из участвующих правительств выбирает, на каком уровне и в каком темпе это партнерство будет реализовано совместно с НАТО.

Политические обязательства

          Официальной основой программы «Партнерство ради мира» является Рамочный документ, в котором излагаются конкретные положения для каждой из стран-партнеров. Каждая страна-партнер берет на себя ряд серьёзных политических обязательств: сохранять демократическое общество; соблюдать принципы международного права; выполнять обязательства, вытекающие из Устава ООН, Всеобщей декларации прав человека, Хельсинкского заключительного акта и международных соглашений о разоружении и контроле над вооружениями; воздерживаться от угрозы или применения силы против других государств; не нарушать существующих границ государств; разрешать споры мирным путем. Страны также обязуются способствовать прозрачности государственной системы оборонного планирования и формирования оборонного бюджета, обеспечивать демократический контроль над вооруженными силами, развивать потенциал, необходимый для ведения совместных действий с НАТО в рамках миротворческих и гуманитарных операций. Как закреплено в Рамочном документе, государства-члены НАТО обязуются проводить консультации с любой страной-партнером, если, по мнению этой страны, существует прямая угроза ее территориальной целостности, политической независимости или безопасности. Этим механизмом воспользовались, например, Албания и бывшая Югославская республика Македония 1 во время кризиса в Косово.15 
 
                                                            3.2. ООН 
 
           Организация Объединенных Наций — международная организация, созданная для поддержания и укрепления международного мира и безопасности, развития сотрудничества между государствами.

           ООН остается универсальным форумом, наделенным уникальной легитимностью, несущей конструкцией международной системы коллективной безопасности, главным элементом современной многосторонней дипломатии.

           Основы её деятельности и структура разрабатывались в годы Второй мировой войны ведущими участниками антигитлеровской коалиции. Название «Объединённые Нации» было впервые использовано в Декларации Объединённых Наций, подписанной 1 января 1942 года.

           Устав ООН был утверждён на Сан-Францисской конференции, проходившей с апреля по июнь 1945 года, и подписан 26 июня 1945 года представителями 51 государства. 
           В период с апреля по ноябрь 1993 года Совет Безопасности Организации Объединенных Наций принял 4 резолюции по нагорно-карабахскому вопросу, которые были обращены как к армянской, так и азербайджанской сторонам конфликта, призвав их, прежде всего, к прекращению военных и враждебных действий, к выводу войск с контролируемых территорий при обеспечении безопасности армянского населения Нагорного Карабаха, прекращению блокады и т.п., чтобы, тем самым, разрядить вооруженную стадию конфликта, перевести его урегулирование в мирное русло.

Информация о работе Отношения с США, как одно из основных западных направлений во внешней политики Азербайджана