Отношения с США, как одно из основных западных направлений во внешней политики Азербайджана

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2013 в 21:42, курсовая работа

Описание работы

Отношения с развитыми Западными странами занимают одно из самых важных мест в нашей внешней политике. Наша страна придает большое значение отношениям с США. Азербайджан, ради укрепления возможности защиты своей безопасности, территориальной целостности и независимости, заинтересован и в дальнейшем развивать эти отношения. Ввиду того, что развитие этих отношений служит толчком для экономического и политического прогресса Азербайджана, реализации нефтегазовых проектов Каспийского моря и создания трансрегионального коридора, соединяющего Восток с Западом, сотрудничество между Азербайджаном и США выступает как основной элемент интеграции нашей страны в глобальную экономическую систему. Последние тенденции, наблюдаемые в мире, появление новых угроз, расшатывающих международную безопасность, потребовали еще большего укрепления сотрудничества между Азербайджаном и США.

Содержание работы

Введение …………………………………………………………………………3

Глава 1. Внешнеполитический курс Азербайджана…………………….……. 5


Глава 2. Развитие международных отношений между США и Азербайджаном.……………………………………………………………...…..8


Глава 3. Отношения с США, как одно из основных западных направлений во внешней политике Азербайджана в рамках международных организаций...12
. НАТО …………………………………………………………...….13
. ООН ………………………………………………………….…….16
. ОБСЕ …………................................................................................19

Заключение…………………………………………………………..…………..22

Список литературы ……………………………………………………..………24

Файлы: 1 файл

Курсовая - II курс - Отношения с США, как одно из основных западных направлений во внешней политики Азербайджана.docx

— 65.20 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ АЗЕРБАЙДЖАНСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

 

БАКИНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

 

 

 

Факультет Международных  отношений и мировой экономики

 

Кафедра дипломатии и современных интеграционных процессов

 

 

 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ  РАБОТА

 

студентки II курса гр. 107

Касумзаде Фидан Фарид гызы

 

По предмету Внешняя политика Азербайджана

 

на тему:

«ОТНОШЕНИЯ С США, КАК ОДНО ИЗ ОСНОВНЫХ ЗАПАДНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ ВО ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКЕ АЗЕРБАЙДЖАНА»

 

 

 

 

 

 

 

Научный руководительк.п.н. А.А. Сафарова

 

Заведующий кафедрой проф. И.К.Гусейнова

 

 

 

 

 

 

Баку  – 2012

 

Содержание

 

 

Введение …………………………………………………………………………3

 

Глава 1. Внешнеполитический курс Азербайджана…………………….……. 5

 

 

Глава 2. Развитие международных отношений между США и Азербайджаном.……………………………………………………………...…..8

 

 
Глава 3. Отношения с США, как одно из основных западных направлений во внешней политике Азербайджана в рамках международных организаций...12 

    1. .   НАТО …………………………………………………………...….13
    2. .   ООН ………………………………………………………….…….16
    3. .   ОБСЕ …………................................................................................19

 

Заключение…………………………………………………………..…………..22

 

Список литературы ……………………………………………………..………24

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                      Введение 

 «Одной из основных задач на пути укрепления   независимости республики является грамотная, компетентная внешняя политика, позволяющая отстаивать интересы Азербайджана на международной арене».

Г.А. Алиев

 

 

           Отношения с развитыми Западными странами занимают одно из самых важных мест в нашей внешней политике. Наша страна придает большое значение отношениям с США. Азербайджан, ради укрепления возможности защиты своей безопасности, территориальной целостности и независимости, заинтересован и в дальнейшем развивать эти отношения. Ввиду того, что развитие этих отношений служит толчком для экономического и политического прогресса Азербайджана, реализации нефтегазовых проектов Каспийского моря и создания трансрегионального коридора, соединяющего Восток с Западом, сотрудничество между Азербайджаном и США выступает как основной элемент интеграции нашей страны в глобальную экономическую систему. Последние тенденции, наблюдаемые в мире, появление новых угроз, расшатывающих международную безопасность, потребовали еще большего укрепления сотрудничества между Азербайджаном и США. Азербайджан, являясь важным союзником США в регионе, продолжает развивать эти стратегические отношения.  
Отношения между Азербайджаном и США основываются на общих интересах в таких сферах, как безопасность, энергетика, а также в сфере демократических и экономических преобразований. 
           Крепкие взаимоотношения между Азербайджаном и Соединенными Штатами очень важны для национальной и энергетической безопасности обеих стран. Эти страны должны понять важность такого сотрудничества и принять меры для дальнейшего укрепления двусторонних отношений. 
Тесные отношения  между США и Азербайджаном были установлены с подписанием "контракта века", который предусматривает участие заключивших его компаний в разработке азербайджанских нефтяных месторождений. 
           Получив колоссальные инвестиции от США и других западных стран, Азербайджан добился быстрого роста ВВП. 
Важно отметить, что ключевую роль в улучшении двусторонних отношений между двумя странами сыграли инвестиции американских корпораций в нефтяной сектор Азербайджана. При администрации Клинтона интерес США к региону начал усиливаться. Особенно это касалось Азербайджана, что объясняется его энергоресурсами. Администрация Клинтона проявила к этой стране исключительный интерес, когда Соединенные Штаты  официально подписали с Азербайджаном инвестиционный контракт на 10 миллиардов долларов по разработке его нефтяных месторождений.

           Теракты 11 сентября вывели сотрудничество между двумя странами на более высокий уровень. Азербайджан одним из первых выразил США безоговорочную поддержку в войне с терроризмом, предоставив свое воздушное пространство для проведения в Афганистане операции "Несокрушимая свобода". Азербайджан также стал первой мусульманской страной, направившей свои войска служить плечом к плечу с американскими военнослужащими в Ираке. В 1994 году Азербайджан присоединился к программе НАТО "Партнерство во имя мира", что помогло углубить американо-азербайджанское военное сотрудничество. Администрация Буша сосредоточилась  в основном на военном сотрудничестве, поскольку Соединенные Штаты  и Азербайджан подписали в 2002 году соглашение по этому вопросу.1 
           Спустя двадцать лет после получения независимости, Азербайджан представляет достаточно успешное государство и в состоянии строить международную и внутреннюю политику, сообразуясь со своими национальными интересами. Эксперт подчеркнул, что, несмотря на нестабильную обстановку в Нагорном Карабахе, Азербайджан обрел сильную национальную идентичность и трансформировался из советской республики в консолидированное государство.2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

      Глава 1. Внешнеполитический курс Азербайджана 
 
Внешняя политика Азербайджана призвана обеспечить благоприятные условия для выполнения задач внутренней модернизации. Азербайджанская дипломатия преследует одновременно две сверхзадачи - укрепить положение страны на международной арене, добившись при этом признания в роли регионального лидера; усилить давление на Армению и наращивать дипломатический потенциал в целях возвращения Карабаха и территорий, оккупированных армянскими силами вокруг сепаратистского анклава. 
Многовекторность, стратегия гибких альянсов, ставшая одним из основных принципов внешней политики Азербайджана еще во времена Гейдара Алиева и получившая дальнейшее развитие при Ильхаме Алиеве, - это не пустой звук. Такой принцип создает отличную возможность избегать ошибок в результате резких и поспешных действий, но одновременно обеспечивает потенциал для долгосрочного развития. Это дает более надежные гарантии проводить независимую политику в собственных национальных интересах, что было бы куда труднее в случае присоединения к некоему жесткому союзу.

Основные  геополитические игроки региона  известны. Каждый преследует свои цели и обладает разной способностью идти на компромиссы с соседями. Россия переживает весьма болезненный период переоценки своей роли на постсоветском  пространстве. Помимо России, Азербайджану приходится иметь дело с такими непростыми соседями, как Иран и Турция. Первая страна упрямо стремится к обладанию  ядерными технологиями, пусть даже ценой ссоры со всем западным миром. В определенной мере внешнеполитический курс Азербайджана постепенно превращается в ось стабильности во всем регионе.

В той же мере, в какой Азербайджан в  настоящее время выступает в  роли стратегического моста по транспортировке  нефти, в той же мере он может выступать  авторитетным посредником в диалоге  между странами региона и Западом. Этому во многом могут способствовать дружеские и ровные отношения  с США, в последнее время выступающими все более активным геополитическим  игроком в регионе. При этом Азербайджан  не раз заявлял, что не будет размещать  на своей территории американские военные  базы.

Важнейшим свидетельством признания возрастающей роли Азербайджана в обеспечении региональной безопасности, а также растущего авторитета его внешней политики в мире в целом стало избрание в уходящем году Азербайджана в число непостоянных членов Совета Безопасности ООН. Есть все основания полагать, что этот дипломатический успех будет использован в том числе для продвижения по пути карабахского урегулирования, привлечения на сторону Азербайджана новых международных союзников в данном вопросе.

Одним из важнейших направлений  внешнеполитической деятельности Баку является укрепление его роли в общеевропейской  системе энергобезопасности.

Ильхам Алиев понимает, что в  условиях все более обостряющейся  конкуренции между Россией и  Западом в лице ЕС и США вокруг вопросов энерготранзита именно к Азербайджану переходит, по сути, решающее слово.

В настоящее  время страна имеет три маршрута поставок нефти, и это создало  во всем Каспийском регионе совершенно новую ситуацию. Впервые в мире Каспийское море было объявлено открытым для иностранных компаний. Впервые  добываемая на Каспии нефть посредством  нефтепроводов стала поставляться на международные рынки. Согласно экспертным подсчетам, минимальные запасы только газа в Азербайджане составляют 2 триллиона  кубометров. Но они могут достигнуть и 5 триллионов кубометров. Этого хватит, по меньшей мере, на сто лет не только самой стране, но и европейским  потребителям.

Азербайджан поддерживает, как неоднократно отмечал Ильхам Алиев, все инициативы диверсификации поставок энергоресурсов. Еще во время первого президентского срока Ильхама Алиева был осуществлен  пуск основных экспортных трубопроводов - Баку - Тбилиси - Джейхан для экспорта нефти с большого месторождения  АЧГ и газопровода Баку - Тбилиси - Эрзурум с месторождения Шах-Дениз. Азербайджан стал производить необходимые  объемы газа для собственного потребления  и экспорта, не только освободившись  от российских поставок, но и сам  несколько лет назад превратившись  в крупнейшего регионального  продавца газа российскому "Газпрому". Реализация различных транспортных проектов, таких как железная дорога Баку - Тбилиси - Карс, создание прямого  железнодорожного сообщения с Ираном, подключает Азербайджан к глобальным транспортным коридорам, для юго-восточной  Европы Азербайджан становится мостом в Центральную Азию.3 
          Говоря o  присущих  внешней политике Азербайджана  особенностях,  следует особо отметить  и такие важные факторы,

как проведение гибкой, прагматичной и взвешенной политики,

соответствующей тенденции развития международных, региональных  и   межгосударственных  отношений,  оказание  предпочтения  созданию  отношений  с   соседними  cтpaнaми,  выдвижение на первый план партнерских  отношений  с  ведущими,  оказывающими  ощутимое  влияние  на мировую  политику странами,  необходимость  согласования  интересов  Азербайджана с их интересами. В  силу  того,  что  Азербайджан  избрал  путь  строительства демократического и правового государства, его внешняя политика также отражает все прогрессивные достижения мирового

опыта, цивилизованные международные  нормы и отрицает все 

виды  этнических   и  религиозных  ограничений. 

          Строительство  в Азербайджане независимого  государства, укрепление  независимости,  обеспечение  безопасности,  территориальной  целостности,  экономических  интересов  и  т.д. требовали  проведения  многосторонней  внешней  политики, отличающейся  своеобразными  особенностями,  задачами  и тактическими ходами. Для  того,  чтобы  добиться  необратимости независимости страны, постепенного вывода ее из традиционной сферы влияния,  рационального  использования  исторически  сформировавшихся экономических, политических и культурных связей в интересах независимости, обеспечения Азербайджану достойного места в системе взаимоотношений Запада и Востока, проводилась  разветвленная  и  сбалансированная  политика, не  затрагивающая интересы государств региона.

          Социально-экономическое   развитие Азербайджана,  его  последовательные шаги по осуществлению глобальных экономических  проектов,  способствующих  политическому  развитию, а также его миролюбивая политика  создали благоприятную почву  для  претворения  этой  идеи   в  жизнь. Однако  агрессорская  политика  Армении,  затягивание  решения  конфликтов  значительно  усложняют  реализацию  идеи «Общекавказского  дома».  
Для защиты независимости и интересов государственности,

для решения при поддержке международного сообщества возникающих в этой области проблем азербайджанская дипломатия провела масштабную работу и в области создания крепких связей  с  международными  и  региональными  организациями, присоединения к регулируемой принципами взаимовыгодного сотрудничества  большой  мировой  политике.  Были,  в  частности,  определены  и  реализованы  новые  пути  и  возможности

плотной  интеграции,  создания  всесторонних  отношений с ООН, Европейским  Союзом, Советом Европы,  ОБСЕ,  СНГ, ОИК, объединяющей страны исламского мира, ЭКО, где представлены  страны  Ближнего  и Среднего  Востока,  объединяющей  причерноморские  страны  организацией  Черноморского экономического сотрудничества и др.

Одним  из  важнейших  направлений,  задач,  стоящих  перед азербайджанской  дипломатией  на  всех  этапах  строительства независимого  государства,  было  преодоление  агрессии  Армении, восстановление нарушенной территориальной целостности республики и выдворение оккупантов с территории страны, завоевание поддержки международного  сообщества,  связанной  с решением  нагорно-карабахской  проблемы. 4

 

 

 

Глава 2. Развитие международных отношений между США и Азербайджаном

 

          После распада Советского Союза Азербайджан был для США малоизвестным партнером, затерянным среди многих других новых игроков на политической арене. США рассматривали новообразованные независимые страны в качестве буферной зоны вокруг России - государства, ставшего преемником Советского Союза. Вашингтонская политика в этот период была направлена на то, чтобы просто сохранить регион свободным от доминирования другой сверхдержавы. Принципиальным вопросом было ослабление сохраняющегося российского влияния и прекращения абсолютной зависимости новых государств от Москвы.

          В то же время интересы США были довольно абстрактными и неопределенными. Первым шагом стало установление дипломатических и открытие посольства США в Баку в марте 1992 года. В тот же год Соединенные Штаты начали осуществлять свою главную программу - Freedom Support Act (Закон о Поддержке Свободы), призванной удовлетворить потребности евразийских стран в гуманитарной сфере, вопросах демократии, создании рыночной экономики, инвестициях и др.

В тот период положение Азербайджана было менее предпочтительным, нежели у соседней Армении, чьи интересы усиленно лоббировала в Конгрессе  и Америке в целом армянская  диаспора.  Согласно Отчету Хельсинкской организации Human Rights Watch, Соединенные  Штаты вели тогда двойную политику по карабахскому конфликту: одна велась с Капитолийского холма, другая из Белого дома. В то время, как Государственный  Департамент США пытался играть роль честного посредника, осуждая  изгнание гражданского населения и  злоупотребление обеими сторонами  правами человека, Конгресс занял  откровенно проармянскую позицию.

          Главным успехом армянского лобби стала 907-я поправка в вышеназванный закон, принятая Конгрессом. Согласно поправке запрещалось оказание Азербайджану американской правительственной помощи, пока он "не прекратит блокаду и другое активное использование силы против Армении", за исключением действий по разоружению и нераспространению ядерного оружия. Усилия Азербайджана по аннулированию 907-й поправки не достигли цели.

907-я поправка препятствовала  развитию отношений между Баку  и Вашингтоном. До террористической  атаки на Соединенные Штаты  11 сентября 2001 года, ставшей поворотным  пунктом в американо-азербайджанских  отношениях, ограничения были сняты  с целью разрешить американскую  правительственную помощь в гуманитарной  сфере, в вопросах демократизации, безопасности границ, нераспространении ядерного оружия и т.д. 
          С другой стороны, американские частные нефтяные компании были намного более заинтересованы и работе с Азербайджаном, чем официальный Вашингтон, склонный считать СНГ сферой российского влияния. Работа американских нефтяных инвесторов была нелегкой, учитывая острое соперничество с британской BP за доступ к нефтяным месторождениям Азербайджана, и недостаток доверия, усилившегося в связи с 907-й поправкой. Однако с приходом к власти Гейдара Алиева ситуация после длительных переговоров изменилась. 20 сентября 1994 года Алиев и консорциум главных нефтяных компаний собрался в Баку на церемонию подписания контракта по эксплуатации азербайджанского нефтяного месторождения Азери-Чыраг-Гюнешли, названного местными аналитиками “контрактом века”. Это положило начало официальному американскому присутствию в регион. Более двадцати Соглашений о разделе производства (PSA) было подписано в последующие годы. 
          Такое активное сотрудничество между правительством Азербайджана и деловыми кругами США усилило интерес Вашингтона к Азербайджану. Американская внешняя политика в отношении региона в большей степени была основана на энергетической заинтересованности. Кроме того, столь крупная и влиятельная компания, как Amoco, имела свои голоса в Конгрессе и управляла финансовыми рычагами.

Информация о работе Отношения с США, как одно из основных западных направлений во внешней политики Азербайджана