Феномен идентичности России: угрозы и перспективы как цивилизации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2013 в 23:40, курсовая работа

Описание работы

Поиск содержательного, полноценного ответа на вопрос о культурно-исторической сущности российского общественного организма, обладающего колоссальной, однако не простой для освоения территорией, специфическим миропониманием и реализующего собственную формулу миростроительства, отчасти напоминает юридическое расследование, в ходе которого фиксируются не только внешние признаки ситуации, но и внутренние, психологические мотивы поступков.

Содержание работы

Введение 2
Идентичность России 5
Россия как европейская страна 7
Россия как цивилизация 11
Взгляд на Россию со стороны евразийства 14
Жизнеспособность России как цивилизации 19
Угрозы на пути формирования России как цивилизации 22
В глобальном «интерьере» 26
«Концепция-2020» 28
Заключение 31
Список литературы 33

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ РАБОТА 2 курс Куканова.docx

— 67.17 Кб (Скачать файл)

В ХХ веке было уже невозможно представить себе рациональные действия власти большой страны без того, чтобы определить ее цивилизационную  принадлежность и траекторию развития. В переломные моменты именно здесь  возникают главные противоречия и конфликты, доходящие до гражданских  войн. В таких цивилизационных  кризисах активную роль всегда играет государство, переживая при этом внутренние расколы и конфликты.

В России начала ХХ века западники  и славянофилы, монархисты и либералы, большевики и меньшевики, эсеры и  анархисты мыслили о стране и  ее будущем в понятиях цивилизации. Их программы, направленные, казалось, на разрешение чисто социальных и  политических противоречий, на деле представляли собой разные образы будущего, разные цивилизационные проекты. Результатом  их сопоставлений, столкновений и синтеза  стал советский проект.

В основном споры шли о  проекте модернизации России, то есть о ее развитии во взаимодействии с  Западом, но уже у большевиков  в картине мироустройства на арену  выходят цивилизации Востока. Цивилизационное  строительство СССР шло под влиянием концепции евразийства – учения, в котором был систематизирован и «онаучен» длительный опыт формирования и развития Российской империи как евразийской цивилизации.

Цивилизация - категория  сопоставительная. Мы понимаем ее как  систему отличий нашей цивилизацииот иных, а схожие черты (которых, разумеется, большинство у всех культур и народов) воспринимаются как фон, о них практически не говорят. Сравнение «Россия–Запад» или «Франция-Англия» в цивилизационном плане ведется как оппозиция образов (этот подход и называется оппозиционизм), а часто и как «конфликт», понимаемый в широком смысле.

Проанализировав точки зрения о положении России в мире, наиболее подходящей, на мой взгляд, является позиция «Россия-цивилизация». Поэтому далее обозначаем, что Россия – одна из больших локальных цивилизаций со всеми необходимыми атрибутами. Она, однако, переживает длительный цивилизационный (системный) кризис.10

Учтем также, что застой не может быть длительным стационарным состоянием цивилизации. Признаки деградации некоторых структур цивилизации  появляются раньше, чем у систем более низкого уровня сложности (например, стран). Так, уже в 70-е годы проявились системные признаки кризиса  индустриализма как «матрицы» основного  уклада жизнеустройства промышленно  развитых стран. Тогда и возникла концепция «третьей волны» цивилизации, постиндустриализма и постмодернизма. Какого-то глубокого кризиса отдельных систем конкретных стран и государств (например, политических и экономических) еще не чувствовалось.

Точно так же, в 70-80-е годы и экономика, и военная мощь СССР были на подъеме, но мировоззренческая  основа все советского цивилизационного проекта явно погружалась в кризис. Его природу было трудно описать  в терминах формационного подхода, и приходилось давать ему неадекватные объяснения вроде «краха экономики» или «отсутствия многопартийности».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Угрозы на пути формирования России как цивилизации

Угрозы цивилизации выглядят как факторы снижения ее «жизнеспособности». В обыденное сознание вошел образ  гибели цивилизации. Приводятся примеры  таких исторических событий –  гибель Древнего Египта или Рима, гибель цивилизаций майя и ацтеков уже  на заре Нового времени. Иногда предсказывают  и гибель России как цивилизации.

Это надо понимать как художественные образы. В жестких, строгих понятиях эту гибель представить трудно. Ее мы воспринимаем лишь много веков спустя, оглядывая историю в длинном времени. На деле всегда имеет место постепенное смешение культур и населения, которое современниками не воспринимается как гибель цивилизации (точнее, гибель воспринимается как метафора). Древний Рим «погибал» четыре века, а затем переформатировался в Священную Римскую империю с латынью как общим языком церкви, культуры и образования, философией Аристотеля и множеством унаследованных от Рима ценностей. Византия тоже «погибала» три века, а цивилизация ацтеков и до сих пор активно «участвует» в жизни Мексики – достаточно посмотреть настенную живопись Мехико или почитать литературу.

Даже самое страшное нашествие  или ядерная война не могут  «уничтожить» Россию или ее народ. Но они могут настолько изменить материальные и культурные условия  бытия народа России, что произойдет разрыв непрерывности в развитии сложившегося в России жизнеустройства. Это значит, в короткое по историческим меркам время Россия будет так  «переформатирована», что наши предки, «взглянув с небес», ее бы не узнали - даже если бы названия городов и  имена людей остались прежними. Гибель России – это «стирание» ее центральной  мировоззренческой матрицы и  ценностной шкалы. Такая катастрофа очень маловероятна, но одновременная  деградация многих системообразующих  для России структур делает ее в  принципе возможной.

Каков эффект буквального  понимания метафоры «гибели России»? Он выражается в том, что все двадцать лет тяжелого кризиса все внимание общества направлено на конъюнктурные, злободневные проблемы и отвлечено  от фундаментальных угроз. Все мы увлечены необходимостью спасать Россию от немедленной гибели, и нет времени  задуматься о массивных медленных  процессах, которые подтачивают  ее основания. Что если взглянуть на ход событий в более долгой перспективе, подумать о подготовке оборонительных рубежей против угроз, которые еще не подошли вплотную.

По мере возможности не стоит применять аналогию цивилизации с организмом. Биологическая метафора предлагает слишком похожий образ, и мы невольно впадаем в гипостазирование – принимаем понятие за реальную устойчивую сущность. Более целесообразно использовать простую аналогию, полезную для структурирования проблемы – живучесть корабля. Представим себе Россию как корабль, плывущий во времени и в многомерном пространстве бытия. Эта механическая метафора не слишком вульгаризирует проблему и в то же время не позволяет забывать, что это всего лишь метафора

Читаем: «Живучесть судна - способность  судна при получении повреждений  сохранять свои эксплуатационные и  мореходные качества».

В чем сходство, допускающее  эту аналогию? Корабль и цивилизация  – сложные конструкции. Оба они  – продукт культуры, а не «организмы», творение Природы (или божественных усилий). Они движутся во внешней  среде, отграниченные от нее специально и сложно построенными барьерами, через  которые осуществляется «обмен веществ, энергии и информации» со средой. Эта среда подвижна и бывает агрессивной, создавая угрозы (вызовы), чреватые гибелью. Гибелью грозят и столкновения с  «гомологом» - кораблем (иногда целенаправленно  вражеским) или цивилизацией. Обе  системы живучи только в том случае, если они обладают:

    • «корпусом» и его инфраструктурой («переборками», системами транспорта, связи и пр.);
    • источником энергии и двигателем достаточной мощности;
    • средствами познания окружающей реальности (навигационными инструментами, картами и лоциями, радиолокаторами и эхолотами, информационными средствами);
    • средствами защиты (оружие, боеприпасы, кадры и организация);
    • сплоченной и мотивированной общностью людей с необходимой структурой ролевых функций (команда, нация и т.д.);
    • управляющей и организующей подсистемой, задающей цель, курс, способ действий.

Порча, деградация или поломка  всех этих подсистем ведут к снижению живучести (жизнеспособности). Это снижение, приближаясь к критическому порогу, грозит «гибелью».

Конечно, есть подсистемы цивилизации, которые находятся за рамками  аналогии с кораблем. Корабль живет  недолго, он легко выдерживает ремонт и «пересборку» (например, замену машины, капитана и команды) без утраты его идентичности. Иное дело – цивилизация.

Например, жизнеспособность цивилизации как системы, существующей в «большом времени», требует ее постоянного воспроизводства. Оно  в высшей степени зависит от «генетического аппарата» и механизмов репродуктивной функции. Если все механизмы, которые  обеспечивают воспроизводство цивилизации, начинают давать сбои или повреждают ее генетические программы, цивилизация  может быть переформатирована (вплоть до «гибели») за два-три поколения, то есть, за полвека – даже при удовлетворительном функционировании остальных механизмов и агрегатов.

Итак, проводя ассоциации и дальше, можно сказать, что Россия вынырнула после «демократической революции» в виде обрубка, уродливо переформатированная «ельцинизмом». Теперь ее жизнеспособность определяется действиями команды и теми штормами, которые могут возникнуть во внешней среде по независящим от нас причинам.

Важной формулой в данном случае является утверждение: «корабль должен тонуть, не опрокидываясь». Достойно тонуть, не справившись с непосильным вызовом – значит равномерно исчерпать весь потенциал жизнеспособности. Во время перестройки СССР именно «перевернулся», чего почти никто не мог и ожидать, настолько большим еще был запас плавучести. Остойчивость была утрачена раньше плавучести.

В приложении к России мы можем вспомнить большие бури – революцию 1917 г. и Великую отечественную  войну. В обоих случаях корабль  «Россия» продемонстрировал поразительно высокую остойчивость. В 1917 г. Российская империя легла на дно, но не опрокинулась, и была быстро поднята, «отремонтирована»  и модернизирована под флагом СССР. А при Горбачеве «корабль»  перевернулся.

 

 

 

 

 

 

 

В глобальном «интерьере»

Что же приходится сегодня  пересматривать и переосмысливать  политикам и генералам, отвергать  либо принимать интеллектуалам и  предпринимателям, чем необходимо обладать или жертвовать жителям не слишком  совершенного и меняющегося мира?

Мир - пространство все более конкурентное, арена непрекращающейся борьбы за будущее, за его образ, за реализацию собственной формулы миростроительства. Борьбы, в которой состязаются не только проекты и концепты, но подчас - обозначив тот или иной «конец истории» - искажаются, деформируются каналы постижения новизны, обращая фрустрированный исторический взор вспять, к мифической заводи эпического золотого века.

Современный мир - это ристалище  острого соперничества, в котором  противника порою пытаются лишить самого чувства будущего, замкнув его  исторический и социальный горизонт.

На подобную ситуацию можно, конечно, смотреть «широко закрытыми  глазами», используя прежние представления  о природе социального космоса, и продолжать действовать устоявшимися, привычными методами. Однако останется  ли при этих условиях Россия в «новом смелом мире» на достойном месте, увидим ли мы ее вообще либо сбудутся слова, прозвучавшие тревожной нотой на рубеже веков: «Россия - это не данность, а проблема» и «пришла пора подумать о мире без России»?

Взрывные, быстрые перемены в антропологической вселенной  востребовали стратегическую инициативу и эффективную методологию, адекватные открывшимся обстоятельствам, наметившимся горизонтам. Необходимы внятный язык и категориальный аппарат для  инновационных форм практики.

Жизненно важной оказывается  логика, основанная на преадаптации, в той или иной степени апробированная в среде венчурных предприятий. Необходимо заранее определять лики эпохи и режиссировать курс в бурных водах глобального транзита.

Конечно, возникает искушение  простых решений - почти по Гоголю: суммировать хорошее, отсечь плохое, приставив нос одного персонажа  к лицу другого для достижения якобы идеального результата. Но к  реальной политике, где кишмя кишат  дьявольские альтернативы, это вряд ли имеет отношение.

Мир - несовершенен, в нем  преобладают кровь, пот и слезы. Прикладная же, конъюнктурная политология  привыкла рассуждать, приспосабливаясь к логике административных структур, реагирующих главным образом  на текущие угрозы, обращая внимание на окна возможностей лишь «post factum». В результате упорно проявляется одна и та же тенденция: мифотворчество, метафоричность, прикрываемые упованиями на то, что «и не такое переживали», что «Россия всегда с честью выходила из трудностей».

Но энтузиазм и умное  действие - это не сентиментальность, не повторение заклинаний «я все же верю». Для достижения исторических высот, для воплощения стратегии  духа необходимы нравственный, интеллектуальный подвиг, культурная и моральная реформация, преодоление себя и обстоятельств.

 

 

 

 

 

«Концепция-2020»

На заседании Государственного совета, состоявшегося 21 июля 2006 года, была разработана «Концепция долгосрочного  социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 года» (далее –  «Концепция-2020» или «Концепция») в соответствии с поручением президента РФ. Основной целью «Концепции-2020»  ее заказчики, кураторы и авторы называют определение путей и способов повышения благосостояния российских граждан, укрепления национальной безопасности, динамичного экономического развития, укрепления позиций России в мировом  сообществе.

Речь идет о «прорывных», инновационно-модернизационных реформах. К 2020 году предусматривается не только резкий количественный рост экономики, но и качественный переход на инновационный тип хозяйствования, поведения, психологического мироощущения. Правда, за обилием цифр и показателей не слишком просматриваются конкретные методы и механизмы реализации «Концепции».

«Концепция-2020» все еще  не принята в качестве официального документа. Попытки сделать это были, однако всякий раз обнаруживались недочеты и неувязки. Предполагается утвердить проект до конца текущего года после широкого предварительного обсуждения, в том числе с участием правительственных и парламентских структур.

Информация о работе Феномен идентичности России: угрозы и перспективы как цивилизации