Чеченский кризис

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2014 в 20:22, курсовая работа

Описание работы

Актуальность работы. Последние десятилетия XX века характеризуются заметным увеличением количества и масштабов аварий, катастроф и чрезвычайных ситуаций. В предупреждении и ликвидации природных (землетрясения, наводнения, извержения вулканов и др.), техногенных (аварии и катастрофы в промышленности и на транспорте), биолого-социальных (особо опасные и широко распространенные инфекционные заболевания, эпидемии и др.), экологических и социально-политических (войны, общественные беспорядки, терроризм, межнациональные и межэтнические конфликты) чрезвычайных ситуаций важную роль играет не только деятельность подразделений МЧС России, но и учет многих региональных и социально-психологических факторов.

Содержание работы

Введение 3
1 КОРНИ И ФОРМЫ МЕЖЭТНИЧЕСКИХ КОНФЛИКТОВ………7
1.1 Причины и факторы существования межэтнических конфликтов 7
1.2 Формы межнациональных конфликтов 13
2 ЧЕЧЕНСКИЙ КОНФЛИКТ 14
2.1 Предыстория, война……………………………………………………........16
2.2 Пути урегулирования чеченского конфликта…………………...................21
Заключение 25
Список использованных источников и литературы 27

Файлы: 1 файл

Чеченский конфликт.docx

— 66.98 Кб (Скачать файл)

В основу российской политики на Кавказе должны быть заложены следующие элементы:

  1. Познание и последовательное обеспечение на практике единства интересов народов России и всего Кавказа. Развитие взаимоотношений между государствами в кавказском регионе на взаимовыгодной, равноправной, партнерской основе, на базе взаимного доверия и открытости;

  1. Исключение силовых методов при решении спорных вопросов между отдельными этносами и со стороны государства. Подписание меморандума о ненасилии. Проявление гибкости и доброй воли в поисках решения назревших проблем;

  1. Соблюдение прав личности независимо от национальной принадлежности, в том числе право на выбор собственной культурной идентичности и право на удовлетворение интересов и запросов, связанных с этнической принадлежностью;

  1. Коренное изменение криминальной обстановки в регионе.

Главная цель кавказской политики Российской Федерации – обеспечить межнациональное согласие, мир, экономическое благополучие, использование и развитие общего культурно-исторического наследия народов на основе всестороннего учета, согласования и реализации интересов каждого из них.

В отношении Чечни наиболее разумной представляется гибкая и сбалансированная стратегия, избегающая форсированных решений и оставляющая для России возможность использования различных рычагов воздействия на чеченское руководство. Это предполагает:

  а) в сфере транспортировки нефти – согласие на полное восстановление и работу нефтепровода через Чечню;

б) в финансовой области – поиск средств для Чечни, в том числен и совместный с целью поддержки социально значимых сфер (пенсии, здравоохранение, образование, правоохранительная система). При этом добиваясь признания соответствующих социальных законов РФ и оговариваемых федеральным Центром условий использования и контроля средств;

в) совместная разработка и реализация программ первоочередных мер по восстановлению и развитию Чеченской Республики;

  г) в миротворческой сфере – готовность к продолжению переговоров об основах взаимоотношений с Чечней на основе согласованных и подписанных соглашений и договоров.

Кавказ устал от противостояния и конфликтов, от неопределенности и непоследовательности, от беспомощности власти при всесилии бандитов и воров. Поэтому крайне важны единство и активность созидательных сил на Кавказе, а созидание и мир здесь невозможны на основе антироссийских настроений.

В нашей чеченской политике должны быть отражены принципиальные, общие подходы к урегулированию взаимоотношений с этой республикой. В нынешних условиях особое значение, с этой точки зрения, т.е. с точки зрения позитивного развития двусторонних отношений между федеральным Центром и органами власти Чечни, имеют следующие соображения:

    • твердое и согласованное подчеркивание в выступлениях политических и государственных деятелей всех эшелонов власти, в средствах массовой информации мысли о том, что полнокровное, финансовое, экономическое, социальное, гуманитарное сотрудничество с Чечней предполагает признание последней своего вхождения в состав РФ, а через нее и во все мировое сообщество с его общепризнанными международными правовыми нормами и правами. Не надо заигрываний: никакое местное шариатское право (при всем уважении к национальным традициям) не может стоять выше международного. Одновременно мы должны быть готовы на основе соблюдения принципа территориальной целостности Российского государства предоставить Чеченской Республике самую широкую самостоятельность, самую широкую автономию в решении важнейших вопросов собственного национального развития в рамках территории нашего государства, закрепив это, быть может, специальным федеральным законом;
    • безусловную реализацию достигнутых договоренностей по восстановлению экономики и социальной сферы по выплате пенсий и пособий чеченским гражданам РФ необходимо рассматривать в самой тесной связи с результативностью усилий руководства Чеченской Республики, направленных на ее демилитаризацию, защиту прав человека, в том числе русской части населения, укрепления общественной безопасности, борьбу с преступностью;
    • важнейшее условий позитивного решений российско-чеченской проблемы – это ликвидация нынешнего реального статуса Чечни как своего рода заповедника российской и международной преступности, как фактического криминального центра Северного Кавказа, да и всего юга Росси (включая наркобизнес, торговлю оружием и даже людьми). С этой целью необходимы как оказание конкретного содействия чеченским лидерам в попытках обуздать действий откровенно преступных групп, включая ваххабитов, так и осуществление плана надежного прикрытия границ и путей сообщения с Чечней. Такого прикрытия, которое, с одной стороны, существенно ограничило бы возможности территории Чечни, а с другой – минимизировало бы реальную опасность экспорта оттуда гражданской междоусобной войны, если она там запылает, на сопредельные территории, особенно на Дагестан и Ингушетию.

Иначе говоря, наша политика в этой самой горячей точке Кавказа, юга России должна сочетать планомерные, рассчитанные на долговременную перспективу, действия по изменению объективных обстоятельств, породивших сам российско-чеченский конфликт, с эффективным оперативным вмешательством в развитие событий, в том числе в случае необходимости и с применением разнообразных, но исключительно защитных силовых мер.

Интересы России, всех народов Кавказа, безопасное и устойчивое развитие этого уникального региона требуют от всех участников кавказской политики ответственных и верных шагов. Путь, по которому идет сегодня Кавказ и выстраивается кавказская политика, требует существенной корректировки. Иначе Кавказ не реализует в XXI веке свой потенциал, а будет занят конфликтами. Это не в интересах народов Кавказа, это не в интересах России.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Причиной возникновения этнического конфликта может стать посягательство на территорию проживания этноса, стремление этносов выходить из-под «имперского обруча» и создавать независимые территориально-государственные образования.

Борьба за природные ресурсы, приоритеты в трудовой деятельности, социальные гарантии – всё это вызывает этнические стычки, которые в дальнейшем перерастают в крупномасштабный конфликт.

Прогнозирование, предупреждение и разрешение этнических конфликтов – важная задача современной науки.

Чеченский конфликт, несомненно, может быть решен посредством «урегулирования», если под этим понимать стратегию сторон конфликта, направленную на «определенное компромиссное решение спора, которое, хотя и не полностью соответствует целям каждой из сторон, позволяет им достичь некоторых, если не всех, первоначальных целей».

Вместе с тем, стратегия урегулирования, предполагающая достижение конфликтующими сторонами компромисса на основе баланса их сил, характерна лишь для статусной модели конфликтного поведения, органичной, для сообщества, вступившего в зрелую стадию модернизации. Для традиционных же сообществ, ориентированных на гегемонистскую модель поведения, альтернативой решения конфликта путем урегулирования остается стратегия «покорения» или, если ни одна сторона не обладает необходимыми ресурсами для этого, происходит «замораживание» конфликта на неопределенный, как правило – длительный, период.

С 1994 г. в политическом руководстве страны оформились именно эти два подхода к решению чеченского конфликта: первый - «военная победа», которой, по мысли ее сторонников, мешают политические обстоятельства - приказы о прекращении вооруженных действий в тот момент, когда «победа близка» и, якобы, создаются условия для полного «уничтожения боевиков»; второй подход склоняется к «урегулированию» за счет переговорного процесса и принятия политического решения вместо военного.

Чередование этих двух подходов, непоследовательное проведение как первого, так и второго создает реальную перспективу «замораживания» чеченского конфликта, поскольку в основе каждого из них лежат диаметрально противоположные стратегии «управления» конфликтом.

Интересы России, всех народов Кавказа, безопасное и устойчивое развитие этого уникального региона требуют от всех участников кавказской политики ответственных и верных шагов. Путь, по которому идет сегодня Кавказ и выстраивается кавказская политика, требует существенной корректировки. Иначе Кавказ не реализует в XXI веке свой потенциал, а будет занят конфликтами. Это не в интересах народов Кавказа, это не в интересах России.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

 

        1. Авксентьев В.А. Этническая конфликтология. В 2 ч. Ставрополь, 2002.

        1. Авксентьев В.А Основные теоретические концепции современной этноконфликтологии // Этнические проблемы современности. Выпуск 7: Проблемы культуры межнационального общения и межкультурной коммуникации.- Ставрополь: Изд-во СГУ, 2001.

        1. Авксентьев В.А., Шаповалов В.А. Современная этнополитическая конфликтология: от простоты к сложности // Политическая конфликтология перед новыми вызовами. Воронеж, 2001.

        1. Амелин В. В. Межнациональные конфликты на рубеже 80-90-х годов. - М., 1993.

        1. Доронченков А.И. Русские между прошлым и будущим // Русская ментальность как социально-философская проблема на рубеже XX–XXI веков. Материалы Междун. науч.-теорет. конф. 13–15 мая 1998. Орел, ГТУ, 1998.

        1. Дробижева Л.М. Этнические конфликты //Социальные конфликты в меняющемся российском обществе (детерминация, развитие, разрешение) // Полис.-2000-№2.

        1. Дуглас М. Джонсон. О программе разрешения межнациональных конфликтов //Кентавр -2002. - март-апрель.

        1. Запрудский Ю. Г. Социальный конфликт (политологический анализ). Ростов-н/Д., 1992.

        1. Здравомыслов А.Г. Социология конфликта. М., 1997.

        1. Картунов А.В., Маруховская О.А. Парадигмальный анализ закономерностей этнополитической конфликтологии // Политическая конфликтология перед новыми вызовами. Воронеж, 2001.

        1. Маценов Д.Н. Западные политологи о межнациональных отношениях в СССР //МЭиМО. -2001. - № 8.

        1. Овчинников В. С. Политические конфликты и кризисные ситуации // Социал-полит. науки. -1990. - № 10.

        1. Санистебан Л. С. Основы политической науки. - Москва, 1999.

        1. Этингер Я. Межнациональные конфликты в СНГ и международный опыт // Свободная мысль. -1993. - № 3.

 

1 Экспансия – расширение сферы господства монополистических объединений, групп капиталистов, капиталистических государств, осуществляемое как экономически, так и внеэкономическими методами.

2 Мюридизм – термин для названия национально-освободительного движения Сев. Кавказа против царизма во время Кавказской войны 1817-1864гг.

3 Газават – «священная война» мусульман против иноверцев.

4 Теократия – форма правления, при которой глава государства (обычно монархического) является одновременно его религиозным главой.

5 Эскалация – расширение, наращивание вооружений, постепенное усиление, распространение  конфликта, обострение (положения).


Информация о работе Чеченский кризис