Чеченский кризис

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2014 в 20:22, курсовая работа

Описание работы

Актуальность работы. Последние десятилетия XX века характеризуются заметным увеличением количества и масштабов аварий, катастроф и чрезвычайных ситуаций. В предупреждении и ликвидации природных (землетрясения, наводнения, извержения вулканов и др.), техногенных (аварии и катастрофы в промышленности и на транспорте), биолого-социальных (особо опасные и широко распространенные инфекционные заболевания, эпидемии и др.), экологических и социально-политических (войны, общественные беспорядки, терроризм, межнациональные и межэтнические конфликты) чрезвычайных ситуаций важную роль играет не только деятельность подразделений МЧС России, но и учет многих региональных и социально-психологических факторов.

Содержание работы

Введение 3
1 КОРНИ И ФОРМЫ МЕЖЭТНИЧЕСКИХ КОНФЛИКТОВ………7
1.1 Причины и факторы существования межэтнических конфликтов 7
1.2 Формы межнациональных конфликтов 13
2 ЧЕЧЕНСКИЙ КОНФЛИКТ 14
2.1 Предыстория, война……………………………………………………........16
2.2 Пути урегулирования чеченского конфликта…………………...................21
Заключение 25
Список использованных источников и литературы 27

Файлы: 1 файл

Чеченский конфликт.docx

— 66.98 Кб (Скачать файл)

Влияет  на  них  и   форма   государственного   устройства:   унитарное государство  или  федеративное.  Многие  считают  федеративное   государство демократическим способом «решения национального вопроса».

Что касается влияния политического строя, то, естественно,  возможности культурного,  плюрализма  намного   шире   в   демократическом   гражданском обществе, чем при тоталитарных или авторитарных  режимах,  характеризующихся высоким уровнем этнической дискриминации. Так, с  тоталитарными  режимами  в Германии и Испании связаны массовая этническая дискриминация, чистки.

Проблема действий элит, мобилизации ими этнических чувств во имя важных для этносов целей — очень существенный политический  параметр,  направляющий межэтнические отношения. Не случайно роли лидеров придается особое  значение в конфликтологических теориях.  В  развитии  межэтнических  отношений  элита выполняет ряд функций:

  • 1) «задает» идеологию толерантности  или  вражды; 
  • 2) вырабатывает  политику,  которая  будет  направлена  на  примирение,  снятие предубеждений или, наоборот, будет стимулировать фаворитизм; 
  • 3)  направляет деятельность средств массовой информации, которые играют  громадную  роль  в формировании  межэтнических   установок   и   стереотипов;  
  • 4)   определяет образовательные   программы,   влияющие   на   предотвращение    или    рост предубежденности, борется за власть знаний посредством знаний; 
  • 5)  наконец, она служит как бы образцом поведения.

Демонстрация такого поведения способна задавать  определенный  настрой.

Например, встречи президента США Б. .Клинтона с  представителями  этнических и  расовых  общин  —  поляками,  индейцами,  неграми   —   особенно   широко транслируются средствами массовой  информации.  Такие  действия  президента, конечно, являются демонстрацией его политики.

При любом типе государственного  и  политического  устройства  политика государства, проводимая в отношении «меньшинств», играет большую роль,  как, впрочем, и в целом этническая политика, которая касается и большинства,  или доминирующего этноса.

При всем разнообразии политики, проводимой правительством, в ней  можно выделить  два  основных  направления,  которые  касаются  этнических  групп: интегрирующая  политика  (ее  иногда  называют  унифицирующей)  и   политика культурного  плюрализма.  Интегрирующую  политику   сегодня   демонстрирует, например, Эстония: тот,  кто  не  знает  эстонского  языка  и  культуры,  не является  здесь  гражданином   государства.   Но   именно   эта   республика подвергается жесткой критике как изнутри, так и извне.

Пример плюралистической политики дает Украина, в которой принят нулевой принцип гражданства (т.е. все живущие на территории  государства  независимо от  национальности  и  времени  проживания   получили   гражданство),   есть Декларация прав народов. Такую же политику демонстрирует  Россия.  Сам  факт наличия двух государственных языков в  большинстве  республик  РФ,  а  также принятие  Закона  о  национально-культурной  автономии  свидетельствуют,   о намерениях осуществлять плюралистическую политику.

   

1.2 Формы межэтнических  конфликтов

Самый простой способ определения формы этнического конфликта – отнесение его к вооруженным или невооруженным.

Вооруженные конфликты (насильственные):

•  региональные войны – вооруженные столкновения с участием регулярных войск и использованием тяжелого вооружения. Карабахский, Абхазский, Таджикский, Южноосетинский, Приднестровский, чеченский конфликты.

•  краткосрочные вооруженные столкновения – продолжаются несколько дней и сопровождающиеся жертвами. Столкновения в Фергане, Оше, Осетино-Ингушское, - всего около 20. Такие столкновения часто называют «конфликтами-бунтами», «конфликтами-погромами», «конфликтами неуправляемых эмоций».

Невооруженные конфликты

Таких насчитывается более 100 на постсоветском пространстве.

•  институциональные – в противоречие приходят нормы конституций, законодательства, реализующие идеологемы конфликтующих сторон. Такая форма конфликта не всегда сопровождается межобщинными конфликтами. Пример – Татарстан середины 90-х. Основные субъекты: властные структуры, партии, организаторы общественных движений.

•  манифестирующие – митинги, демонстрации, голодовки, акции гражданского неповиновения. Основные субъекты: массы людей.

•  идеологические – конфликт идей. Основные субъекты: представители политической, научной, художественно-творческой элиты.

 

2 ЧЕЧЕНИСКИЙ КРИЗИС

В 1991г. СССР развалился на множество отдельных государств, сначала из союза вышли самые молодые члены – страны Балтии, затем страны Средней Азии. В наши же дни появилась реальная угроза распада России на отдельные самостоятельные государства, в качестве которых не прочь провозгласить себя не только некоторые национально–территориальные, но и административно-территориальные образования.

Надо учесть и то, что каждая из территориальных исторически сложившихся общностей обладает особым региональным самосознанием. Это порой находит свое отражение в практике противопоставления себя другим регионам и народам местном патриотизме и предпочтениях.

Под влиянием постоянного неудовлетворения собственным национальным статусом у значительной части общества сформировалась установка на активные действия в конфликтной ситуации на стороне своей национальной группы.

Это ярко проявилось на Северном Кавказе, особенно в осетино-ингушском конфликте, когда в результате действий национал-экстремистских элементов пролилась кровь, с обеих сторон имеются жертвы и разрушения, появились беженцы и заложники. В сложном положении российские власти вынуждены были пойти на применение силовых методов для создания необходимых условий с целью локализации конфликта и его преодоления. Но этот вынужденный шаг усилил негативное отношение к Центру, рост антирусских настроений.

В ряду причин, ведущих к этническим распрям, стоят пространственные притязания и разворачивающаяся борьба за передел территории, инспирируемые национальными движениями, подчас становящимися по мере своей радикализации явно националистическими. Пусть большинство из них не пользуется широкой поддержкой не исключено, что при дальнейшем ухудшении социально-экономических условий и углублении кризиса она резко возрастет.

Эта война является неотъемлемым звеном в цепи вооруженных конфликтов и войн, происходящих в Азербайджане, Армении, Грузии, Молдове, Таджикистане и порожденных целеустремленным возбуждением агрессивного национализма, приходом к власти социальных групп, партий и политиков, уповавших на насилие в решении назревавших проблем.

 

2.1 Предыстория, война

Предыстория, война

А началось все с Кавказской войны. С образованием в ХVIв. Московского централизованного государства русские развернули военно-колониальную экспансию1, в том числе и в кавказском направлении. Ее побудительные мотивы были связаны с геостратегическими соображениями. В эпоху Екатерины II продвижение России на юг стало особенно интенсивным. Военно-колонизаторская и классово-эксплуататорская политика России вызвала протест горских общественных «низов» против пришлых и «собственных» угнетателей. С 80-гг. ХVIIв. на территории Чечни и Дагестана подобные строения находят выход в антиколониальных и антифеодальных восстаниях под религиозным флагом.

Социальной базой войны принято считать чеченских и дагестанских общинников, главной целью – освобождение от царских колонизаторов, катализатором служили идеи мюридизма2 и лозунги газавата3. В этом столкновении горцами руководили выдающиеся предводители, самым ярким из которых был имам Шамиль, глубокий знаток Корана, стратег и организатор, преданный идеалам национальной независимости с социальной справедливости. В ходе войны он сумел объединить разрозненные и враждовавшие общины, впервые создав на территории горной Чечни и Дагестана военно-теократическое4 государство – имамат. Благодаря массовой поддержке и своим незаурядным качествам вождя Шамиль на долгие годы обеспечил себе стратегические преимущества над русской армией и морально-политический перевес над влиянием русского царизма на Северо-восточном Кавказе.

В августе 1859г. Шамиль с горсткой верных ему мюридов сдался главнокомандующему русской армии на Кавказе Барятинскому.

Завершение Кавказской войны позволило России прочно утвердиться на Северном Кавказе, который, сохраняя яркое своеобразие, постепенно становился неотъемлемой административно-политической и экономической частью империи.

Кавказская война имела огромные геополитические последствия. Установились надежные коммуникации между Россией и ее закавказской периферией. России удалось, наконец, прочно обосноваться в самом уязвимом и стратегически очень важном секторе Черного моря – на северо-восточном побережье.

Война

Военно-полицейская операция по устранению криминального режима Дудаева, разоружению  и задержанию бандитов неожиданно обернулась войной. Неожиданностью для военно-политического руководства России явилось наличие в Чечне хорошо подготовленной армии.

Чеченские вооруженные силы, включая армию, войска МВД и департамента госбезопасности, ополчение, отряды самообороны и личной охраны высокопоставленных лиц, к началу событий имели 13 тыс. человек. В республике находилось еще 2500 добровольцев и наемников, преимущественно из соседних регионов России и стран СНГ. Здесь же было накоплено много оружия  и боеприпасов. В целом вооруженные формирования были хорошо вооружены и подготовлены.

Судя по всему, неожиданным оказалось для наших политиков и генералов выступление населения Чечни против ввода российских войск. Большая часть населения (до 80–90% жителей) восприняла ввод российских войск как вторжение враждебной армии, стремящейся покорить народ, отнять у него свободу и природные богатства, заставить жить по чуждым правилам. Можно упрекать чеченцев в непослушании, выступлении против своих же интересов. Но международное право признает законность подобных выступлений, когда народ берется за оружие, отстаивая свою свободу, интересы.

Протест и обида чеченцев, их стремление защитить святые ценности многократно усилились чувствами возмущения, гнева, мести за тысячи безвинно убитых, десятки тысяч раненых и разоренную жизнь сотен тысяч мирных жителей, а также за разрушение Грозного и других населенных пунктов. В Чечне сработали и «синдром депортации 1944 г.», и исторические и психологические особенности чеченского народа. Отсюда упорство военного и невоенного сопротивления Чечни.

Кремлевские власти изначально ожидали эффектных, победоносных действий российских войск. Ведь к Чечне были стянуты значительные по численности и оснащенности силы – бронетанковые, артиллерийско-ракетные, мотострелковые, воздушно-десантные, а также части и подразделения МВД, спецназа, ОМОНа и т.п. Кроме этого, российские генералы могли применять авиацию, тяжелую штурмовую технику. По данным зарубежной печати, группировка российских войск, привлеченных к действиям в Чечне, достигла к началу операции 35–40 тыс. человек, т.е. в три раза превосходила вооруженные силы Чечни. По мере нарастания трудностей и неудач российское руководство непрерывно наращивало группировку войск в Чечне за счет частей и подразделений не только из ближайших военных округов, но и из Уральского, Сибирского, Дальневосточного, а также с Тихоокеанского, Северного и Балтийского флотов. Война потребовала участия в ней практически всех видов российских Вооруженных Сил, исключая лишь ракетные войска стратегического назначения. По неутонченным данным, в войне с обеих сторон участвовало до 100–120 тыс. человек. Боевые действия приобрели исключительно ожесточенный характер.

Ход вооруженной борьбы в декабре 1994г. – первой половине января 1995г. сопровождался для российских войск серией неудач, а ночной штурм Грозного в новогоднюю ночь стал военной катастрофой. По зарубежным данным, из 250 единиц бронетехники большая часть была уничтожена, сотни российских военнослужащих погибли, многие попали в плен.

Неудачи боевых действий российских войск во многом объясняются тем, что перед ними ставились такие задачи, решение которых армии не свойственно. Государство не смогло организовать материально-техническое, политико-моральное, информационное и иное обеспечение войск. Генералы не смогли убедить руководство страны в том, что военно-полицейская операция требует времени для подготовки войск к боевым действиям в особых условиях, отбора для этого наиболее подготовленных военнослужащих, отработки и координации действий органов управления частей и соединений, участвующих в этой операции. 

В эскалации5 военных действий обнаружилось три этапа.

  • Первый – сосредоточение усилий сторон в борьбе за Грозный с эпизодическими всплесками стычек на коммуникациях, а также у других крупных населенных пунктов.

  • Второй – продолжение борьбы за Грозный, распространение действий на всю территорию республики, подготовка войсками условий для продолжения операций и боев после взятия российскими войсками Грозного.

  • Третий – смещение центра тяжести боевых действий на пространство гор, речных долин, ущелий, больших и малых сел, на линии стратегических систем передач энергии и энергоносителей, коммуникаций, инфраструктур жизнеобеспечения войск и др.

Разумеется, Россия, обладая несравненно большими людскими, материально-финансовыми и военными возможностями, может при сохранении политической стабильности и невмешательства других стран добиться своих целей и утвердить силой свое господствующее положение. 

В настоящее время бои в Чечне утихли. Жизнь возвращается в обычное русло, но Россия столкнулась с еще более жестоким сопротивлением чеченского народа – терроризмом, который уносит большое количество жизней не только в России, но и во всем мире. За 2003 год в России зафиксировано более 5 террористических актов и наиболее известный из них – Норд Ост, унесший более 100 жизней.

 

2.2 Пути урегулирования чеченского  кризиса

Бандитизм стал доходной формой политической борьбы и бизнеса. В комплексе это можно назвать этнобизнесом. В республиках Северного Кавказа продолжается рост безработицы и обнищания среди местного населения.

Информация о работе Чеченский кризис