Ассоциация Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2012 в 15:04, контрольная работа

Описание работы

Идея создания "Тихоокеанского сообщества", в основе которого лежало бы взаимовыгодное сотрудничество и взаимопонимание столь многоликого региона, витала в воздухе с начала 60-х годов XX века. Известные политики и экономисты по обе стороны обширного Тихого океана выдвигали множество различных планов и концепций относительно форм и принципов деятельности "Тихоокеанского сообщества".

Содержание работы

Введение
1. Общая характеристика АТЭС
2. Россия и АТЭС
3. Владивосток - столица саммита АТЭС-2012
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

Ассоциация Азиатско.doc

— 70.50 Кб (Скачать файл)

Ассоциация  Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества

 

 

 

 

Содержание

 

Введение

1. Общая характеристика  АТЭС

2. Россия и АТЭС

3. Владивосток - столица  саммита АТЭС-2012

Заключение

Список использованной литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Идея создания "Тихоокеанского сообщества", в основе которого лежало бы взаимовыгодное сотрудничество и  взаимопонимание столь многоликого  региона, витала в воздухе с начала 60-х годов XX века. Известные политики и экономисты по обе стороны обширного Тихого океана выдвигали множество различных планов и концепций относительно форм и принципов деятельности "Тихоокеанского сообщества".

Некоторые из этих предложений  смогли реализоваться. В 1967 г. был образован Тихоокеанский экономический совет (ТЭС), объединяющий крупнейшие компании и корпорации государств Азиатско-Тихоокеанского региона (в настоящее время в эту организацию входит более 1500 компаний). В 1980 г. получил жизнь Совет по тихоокеанскому экономическому сотрудничеству (СТЭС) - организация, состоящая из выступающих в качестве частных лиц представителей правительств, академических кругов и бизнеса стран Тихого океана. Появление этих организаций, безусловно, являлось шагом вперед к осуществлению давней мечты. Однако ни Тихоокеанский экономический совет, ни Совет по тихоокеанскому экономическому сотрудничеству не могли оказывать существенного влияния на развитие экономического сотрудничества, поскольку имели неправительственный статус.

Для упрочения экономических  связей и содействия развитию стран региона необходима была структура, где бы на высоком правительственном уровне обсуждались вопросы сотрудничества. В 1989 г. с инициативой создания межправительственного форума "Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество" (АТЭС) выступил премьер-министр Австралии Дж. Хоук. Летом 1989 г. в Канберре были определены основные принципы форума:

цель расширенного Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества состоит  в том, чтобы поддержать рост и  развитие региона и тем самым  способствовать росту и развитию мировой экономики;

при сотрудничестве необходимо учитывать неоднородность региона, включая различие социально-экономических  систем и уровней развития;

сотрудничество предусматривает  приверженность открытому диалогу  и консенсусу, уважение мнений всех участников;

сотрудничество должно быть основано на неформальном обмене мнениями между всеми экономиками-участницами  Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества;

сотрудничество должно осуществляться в тех областях экономики, где  оно будет отвечать общим интересам и будет взаимовыгодным;

в интересах экономик Азиатско-Тихоокеанского региона сотрудничество должно быть направлено на усиление открытой многосторонней торговой системы; оно не должно вести  к формированию торгового блока;

сотрудничество должно быть нацелено на увеличение выгод от взаимозависимости, как в рамках региональной, так и мировой экономики, в том числе посредством расширения потоков товаров, услуг, капиталов и технологий;

сотрудничество должно дополнять, а не подменять деятельность существующих в регионе организаций, включая межгосударственные организации, такие как АСЕАН, и неформальные консультативные организации, такие как СТЭС;

участие экономик в Азиатско-Тихоокеанском  экономическом сотрудничестве должно оцениваться на основе интенсивности экономических связей с регионом и может быть расширено на базе консенсуса всех участников.

1. Общая характеристика  АТЭС

 

АЗИАТСКО-ТИХООКЕАНСКИЙ ФОРУМ  ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОТРУДНИЧЕСТВА (АТЭС) – международная экономическая  организация, созданная для развития интеграционных связей между странами бассейна Тихого океана. В настоящее время объединяет экономики 21 страны самого разного уровня развития (Австралия, Канада, Китайская народная республика (КНР), Индонезия, Малайзия, Мексика, Новая Зеландия, Папуа-Новая Гвинея, Перу, Россия, Сингапур, США, Таиланд, Тайвань, Чили, Филиппины, Южная Корея, Япония).

История АТЭС

Основана в г. Канберра (Австралия) по инициативе премьер-министра Австралии Б. Хоука в 1989. Первоначально  в нее вошли 12 стран - 6 развитых государств бассейна Тихого океана (Австралия, Канада, Новая Зеландия, США, Южная Корея, Япония) и 6 развивающихся государств Юго-Восточной Азии (Бруней, Индонезия, Малайзия, Сингапур, Таиланд и Филиппины). К 1997 в АТЭС входили уже почти все основные страны тихоокеанского региона: новыми членами стали Гонконг (1993), КНР (1993), Мексика (1994), Папуа -Новая Гвинея (1994), Тайвань (1993), Чили (1995). В 1998, одновременно с приемом в АТЭС трех новых членов – России, Вьетнама и Перу – введен 10-летний мораторий на дальнейшее расширение состава членов Форума. Заявления на вступление в АТЭС подали Индия и Монголия. Созданию АТЭС предшествовало долгое развитие в 1960–1980-х в азиатско-тихоокеанском регионе более локальных экономических союзов – АСЕАН, Тихоокеанского экономического совета, Конференции по тихоокеанскому экономическому сотрудничеству, Южно-тихоокеанского форума и т.д. Еще в 1965 японский экономист К. Кодзима предлагал создать Тихоокеанскую зону свободной торговли с участием промышленно развитых стран региона. Процесс взаимодействия активизировался в 1980-е, когда страны Дальнего Востока стали демонстрировать высокий и стабильный экономический рост.

Цели деятельности Форума были официально определены в 1991 в Сеульской декларации. Это:

– поддержание экономического роста стран региона;

– укрепление взаимной торговли;

– ликвидация ограничений  на передвижение между странами товаров, услуг и капиталов согласно нормам ГАТТ/ВТО (см. ВТО).

В середине 2000-х в странах-участниках АТЭС проживало более 1/3 населения мира, в них производилось около 60% мирового ВВП и велось около 50% мировой торговли. Эта организация стала одним из трех (наряду с ЕС и НАФТА) наиболее влиятельных в современном мировом хозяйстве интеграционных блоков. Хотя АТЭС является самым молодым из «тройки» крупнейших экономических интеграционных блоков, он уже стал важным средством содействия торговле и экономическому сотрудничеству в регионе. Экономическая зона АТЭС является самой динамично развивающейся в масштабах планеты, ей предсказывают роль главного лидера мировой экономики 21 в.

Особенности АТЭС как регионального  интеграционного блока. АТЭС включает страны, очень сильно отличающиеся по уровню экономического развития. Например, среднедушевые показатели США и  Папуа – Новой Гвинеи различаются на три порядка.

Для взаимодействия очень  разнородных стран-участниц АТЭС выработаны механизмы, гораздо менее формализованные, чем правила ЕС и НАФТА.

1) Сотрудничество только  в экономической сфере. С самого  начала АТЭС рассматривал себя  не как политически сплоченную группировку стран, а как свободную «совокупность экономик». Термин «экономика» подчеркивает, что эта организация обсуждает экономические, а не политические вопросы. Дело в том, что КНР не признавал самостоятельной государственности Гонконга и Тайваня, поэтому они официально считались не странами, а территориями (Тайвань и в середине 2000-х по-прежнему имеет такой статус).

2) Почти полное отсутствие специального  административного аппарата. АТЭС  образован как свободный консультативный  форум без какой-либо жесткой организационной структуры или крупного бюрократического аппарата. Секретариат АТЭС, расположенный в Сингапуре, включает только 23 дипломата, представляющих страны-члены АТЭС, а также 20 местных наемных сотрудников. Главной формой организационной деятельности Форума с 1993 являются ежегодные саммиты (неформальные встречи) лидеров стран АТЭС, в ходе которых принимаются декларации, подводящие общий итог деятельности Форума за год и определяющие перспективы дальнейшей деятельности. Чаще проходят встречи министров иностранных дел и внешней торговли стран-участниц. Главными рабочими органами АТЭС являются Деловой консультационный совет, три комитета экспертов (комитет по торговле и инвестициям, экономический комитет, административно-бюджетный комитет) и 11 рабочих групп по различным отраслям экономики.

3) Отказ от принуждения, примат  добровольности. АТЭС не является  организацией с полномочиями  правопринуждения при разрешении  конфликтов (как, например, ВТО ). Напротив, АТЭС работает только на основе консультаций и достижения консенсуса. Главным движущим стимулом выступают позитивные примеры «соседей», стремление им следовать. Страны АТЭС официально демонстрируют приверженность принципу открытого регионализма, что обычно трактуют как свободу выбора членами АТЭС конкретных механизмов либерализации торговли.

4) Приоритетное внимание к информационному  обмену. Основным элементом процесса  взаимодействия стран-членов АТЭС  является открытый обмен информацией.  Можно сказать, что ближайшей  целью этого экономического объединения является не столько единое экономическое, сколько единое информационное пространство. Идет обмен, прежде всего, информацией о бизнес -проектах стран-участниц. Рост информационной открытости дает возможность бизнесменам каждой из стран включаться в предпринимательскую деятельность на всей территории АТЭС.

5) Отказ от жесткого планирования  перспектив эволюции Форума. На  конференциях АТЭС многократно  поднимался вопрос о создании  Азиатско-Тихоокеанского экономического  сообщества, APEC как зоны свободной торговли и инвестиций. Однако огромная разнородность стран-участниц препятствует исполнению этих планов. Поэтому даже в середине 2000-х АТЭС является скорее дискуссионным форумом, имеющим некоторые черты интеграционного объединения, чем таким объединением в полном смысле слова. Курс на создание АРЕС зафиксирован в ряде официальных документов (например, в Богорской Декларации 1994 и в Манильской программе действий 1996), но вхождение в АРЕС намечено лишь к 2010 для промышленно развитых стран-участниц и к 2020 для развивающихся стран.

 

2. Россия и  АТЭС

 

Заявку на вступление в Форум Россия подала в марте 1995 года. В 1998 на Ванкуверском саммите Россию приняли в АТЭС как полноправного члена.

С момента присоединения в 1998 г. к АТЭС наша страна последовательно наращивает активность в его рамках. Президент Российской Федерации регулярно принимает участие в саммитах АТЭС.

Россия рассматривает  форум «Азиатско-тихоокеанское экономическое  сотрудничество» (АТЭС) в качестве одного из важнейших и перспективных институтов интеграции в районе «тихоокеанского кольца». По своему экономико-географическому охвату и «президентскому» формату Форум - самая представительная и не имеющая аналогов в АТР многосторонняя структура диалога и взаимодействия по ключевым вопросам торговли, инвестиций, экономического и технического сотрудничества, а также острейшим общемировым проблемам и вызовам.

Россия инициативно участвует в процессе обновления и реформирования АТЭС, имеет весомый голос в дискуссиях по проблематике борьбы с международным терроризмом и различным аспектам безопасности, в т.ч. в сфере торговли и финансов, а также безопасности личности, которые прочно вошли в число профилирующих тем работы Форума. Один из важных результатов саммита в Сантьяго - одобрение по инициативе России и США руководящих принципов контроля над перемещением в регионе АТЭС переносных зенитно-ракетных комплексов (ПЗРК). По настоянию России в итоговых документах акцентирована необходимость опоры контртеррористической активности АТЭС на соответствующие международно-правовые документы, в частности, резолюцию 1566 СБ ООН, а также важность активизации взаимодействия Форума с профильными международными организациями и институтами.

Расширяется участие российских представителей в отраслевых министерских встречах, заседаниях рабочих и экспертных групп АТЭС по таким актуальным вопросам, как торговля, инвестиции, финансы, малое и среднее предпринимательство, энергетика, транспорт, рыболовство, стандартизация и др., а также в атэсовских выставках и семинарах.

В 2004 г. запущена первая российская инициатива общерегионального масштаба - о создании в рамках АТЭС Диалога по цветным металлам (ДЦМ), где за Россией закреплено место сопредседателя (совместно с Чили). В мае 2005 г. состоялось Первое полноформатное заседание ДЦМ, результаты работы которого были высоко отмечены на встрече Министров торговли АТЭС (июнь 2005 г., о. Чеджудо, Республика Корея).

В контексте масштабных трагических последствий, вызванных цунами в Индийском океане (декабрь 2004 г.), Россия выступила одним из инициаторов по созданию в рамках АТЭС механизма сотрудничества в области повышения готовности государств региона к чрезвычайным ситуациям.

Реализовано решение о присоединении России к «первопроходческой инициативе» о движении к участию в обновленной Киотской конвенции об упрощении и гармонизации таможенных процедур, что стало возможным в связи со вступлением в силу новой редакции Таможенного кодекса Российской Федерации. В начале 2005 г. одобрен российский проект в АТЭС по повышению энергоэффективности экономики, на заключительной стадии находится рассмотрение проекта о применении «лучших образцов» практики, накопленной экономиками АТЭС в области электронной торговли и государственных закупок.

Закрепляется практика проведения мероприятий АТЭС на российской территории. В 2002 г. в России прошли Форум по деловому сотрудничеству в области инновационного предпринимательства, заседание Рабочей группы АТЭС по телекоммуникациям, Инвестиционный симпозиум и масштабная инвестиционная ярмарка АТЭС. Хорошую оценку в АТЭС получили результаты международного тест -семинара по формированию благоприятных условий для функционирования рынка цветных металлов (Братск, август 2003 г.). В июне 2004 г. в Москве состоялась Международная конференция АТЭС «Взаимодействие малого и крупного бизнеса».

Информация о работе Ассоциация Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества