Рождение фотографии: изобретения Ньепса, Талбота и Даггера

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Мая 2013 в 01:12, реферат

Описание работы

Химическая предыстория фотографии начинается в глубокой древности. Люди всегда знали, что от солнечных лучей темнеет человеческая кожа, искрятся опалы и аметисты, портится вкус пива. Оптическая история фотографии насчитывает примерно тысячу лет. Самую первую камеру-обскуру можно назвать «комнатой, часть которой освещена солнцем». Арабский математик и ученый X века Альгазен из Басры, который писал об основных принципах оптики и изучал поведение света, заметил природный феномен перевёрнутого изображения. Он видел это перевёрнутое изображение на белых стенах затемнённых комнат или палаток, поставленных на солнечных берегах Персидского залива, — изображение проходило через небольшое круглое отверстие в стене, в открытом пологе палатки или драпировки. Альгазен пользовался камерой-обскурой для наблюдений за затмениями солнца, зная, что вредно смотреть на солнце невооруженным глазом

Файлы: 1 файл

ФОТОДЕЛО.doc

— 112.00 Кб (Скачать файл)

Современная российская фотография — понятие непростое. Если фотография советского периода 1970–1980-х гг. еще поддается систематизированному анализу (чаще всего в тесной связи с социальной атмосферой в стране тех лет), то фотография сегодняшних дней до сих пор практически никак не позиционировалась. Между тем, вторая половина 1990-х гг. является очень важным периодом фотографической ситуации в России.

На это время  в жизни страны приходятся перемены, напрямую на ней сказавшиеся: прорыв в отечественное культурное пространство «либеральных ценностей» через современное западное искусство, кинематограф, телевидение, глянцевые журналы. Появилась возможность сравнивать, выбирать и делать выводы.

  1. Устройство пленочного фотоаппарата «Зенит»/«ФЭД».

В любом плёночном  фотоаппарате есть:

объектив

затвор (его  роль может исполнять крышка объектива)

корпус. Защищает светочувствительный материал от засветки посторонним светом в процессе съёмки. Вместе с оправой объектива или  объективной доской может служить  для наводки на резкость.

кассета со светочувствительным  материалом (в одноразовых фотоаппаратах ею может служить корпус). Защищает светочувствительный материал от засветки посторонним светом до съёмки, после съёмки и до обработки.

Все остальные  элементы фотоаппарата не оказывают  непосредственного влияния на техническое  качество снимка и могут как присутствовать в конструкции, так и отсутствовать. Они определяют удобство и оперативность работы с фотоаппаратом, обеспечивают точность кадрирования (видоискатель), помогают фотографу в определении параметров съёмки (экспонометр, автоматика фокусировки и экспозамера) и упрощают получение снимков в сложных условиях (фотовспышка, стабилизатор изображения и т. п.).

Внешние части и органы управления

Традиционные  внешние части и органы управления современного плёночного фотоаппарата:[1]

кнопка спуска — её нажатие в выбранный момент времени инициирует съёмку кадра. Часто имеет резьбу для спускового тросика;

видоискатель  — оптическая система, помогающая фотографу  точно определить границы снимаемого кадра. Может иметь диоптрийную  поправку под зрение фотографа, наглазник для защиты глаза, отдельную лупу точной наводки на резкость (в двухобъективных зеркальных фотоаппаратах), светозащитную шахту, параллактические метки для удобства съёмки на близких расстояниях. В сложных дальномерных аппаратах имеет механизм коррекции параллакса, совмещённый с дальномером;

взвод завтора  и перемотка плёнки — в механических аппаратах осуществляется специальной  головкой или курком, практически  всегда эти действия совмещены. Во многих современных аппаратах по окончании съёмки происходит автоматическая перемотка плёнки на следующий кадр и взвод затвора;

обратная перемотка  плёнки — исполнена в виде отдельной  кнопки или головки обратной перемотки. Может отсутствовать в аппаратах, осуществляющих перемотку из кассеты  в кассету («Старт», «Агат-18»). Отсутствует в аппаратах, кассеты которых имеют сразу два отделения, подающее и приёмное, а также в аппаратах среднего формата. Может осуществляться аппаратом автоматически по окончании плёнки;

орган наводки  на резкость. Обычно исполнен как кольцо на объективе, но может наличествовать отдельное колёсико на аппарате («Киев-4»). Отсутствует на аппаратах, у которых объектив установлен на гиперфокальное расстояние. Может отсутствовать как орган управления на аппаратах с автофокусом;

установка экспопары. Традиционно устанавливаются раздельно два параметра — выдержка и диафрагма. У простых моделей шкальных аппаратов устанавливается связанно, часто по символам погоды («Эликон-535», «Агат-18»). Отсутствует на полностью автоматических аппаратах;

изменение фокусного  расстояния объектива («Зум») у аппаратов  с переменным фокусным расстоянием  объектива;

автоспуск —  таймер, заставляющий аппарат произвести съёмку с регулируемой задержкой  после нажатия на специальную  кнопку или кнопку спуска;

синхроконтакт и/или горячий башмак для подключения внешней фотовспышки;

штативное гнездо;

встроенная  фотовспышка;

резьба крепления  светофильтров и насадок (обычно на оправе объектива). Иногда набор  светофильтров находится в аппарате и переключается специальным  рычагом или колесом;

дальномер на дальномерном фотоаппарате, совмещён с видоискателем (кроме некоторых фотоаппаратов, например, самой первой «Лейки» и  её копий, «ФЭД» и «Зоркий»);

узел присоединения  объектива к аппарату для систем со сменной оптикой. Байонет или резьбовое соединение;

узел переключения режимов работы автоматики при наличии  оной;

ЖК дисплей  показа режимов работы и параметров съёмки;

дополнительная  лампа подсветки автофокуса (Pentax Z1P);

замки открытия и закрытия задней или нижней крышки аппарата для смены кассеты с плёнкой. Отсутствуют в одноразовых аппаратах. В некоторых аппаратах конструктивно совмещены с головкой обратной перемотки («Зенит 11», модификации фотоаппарата «Зенит-ЕТ»);

экспонометр (несопряжённый, как в «Зените-Е» или связанный  частично, как в «Зените-TTL» с полуавтоматической установкой экспозиции);

датирующая крышка (впечатывает  в кадр дату и время съёмки);

элементы питания;

узлы крепления ремешка  для ношения;

Внутренние узлы (помимо вышеперечисленных)

Фотоаппарат содержит взаимосвязанные механические, оптические и электронные узлы:[2]

в некоторых  затворах — специальный анкерный механизм, отмеряющий длительные (1/15-1 с) выдержки;

механика взвода затвора и перемотки плёнки:

приёмная катушка (возможно, с кассетой), на которую наматывается отснятая плёнка;

фрикционный механизм, обеспечивающий постоянное натяжение  плёнки при перемотке;

зубчатый валик, связанный с перфорацией плёнки, вместе с кулачковым механизмом обеспечивает строго определённый шаг перемещения плёнки на один кадр;

в аппаратах  одноступенного процесса — валики «продавливания» фотоматериала  и нож для отрезания;

фильмовый канал, состоящий из:

кадрового окна;

подпружиненного прижимного столика;

дополнительных  роликов, обеспечивающих необходимый  изгиб плёнки в окрестностях фильмового канала (встречается не на всех аппаратах, обычно в конструкции кинокамер. Пример — «Старт»);

отрезного ножа (например, в аппарате «Старт»), служащего  для повышения оперативности  смены кассет и минимизации потерь полезной длины плёнки при перемотке из кассеты в кассету;

видоискатель  зеркального фотоаппарата:

механизм подъёма  зеркала и само зеркало;

матовое стекло и/или коллективную линзу, возможно, сменные (Pentax *ist Ds);

пентапризму или  пентазеркало, возможно съёмную вместе с окуляром («Старт», «Алмаз-103», «Pentacon-Six», «Киев-6С»), возможно, заменяемую на шахту;

индикатор режимов  работы в поле зрения видоискателя;

индикатор системы  экспозамера в полуавтоматических фотоаппаратах (стрелочный в «Зенит-TTL»  или светодиодный в «Зенит-12сд»);

окуляр;

механизм воздействия  на «прыгающую» диафрагму объектива  в процессе съёмки;

механизм синхронизации  вспышки;

TTL-датчики: системы  автофокуса, энергии вспышки, экспозиции;

процессор системы  автоматики;

контакты, обеспечивающие передачу информации от аппарата сменному объективу и/или обратно;

механические узлы («поводок»  в байонете у Pentax) для передачи информации от аппарата сменному объективу и/или  обратно

10. Основные фотожанры

В XX веке, когда  техника фотографии достаточно усовершенствовалась, появились достаточно чувствительные фотографические материалы и удобные фотоаппараты, фотография превратилась из технического курьёза в один из типов изобразительного искусства, родственного живописи, но отличающегося от неё. Особое место и значение фотографии в художественной культуре связано с технической, научной сущностью фотографии. Важнейшим свойством фотографии является её достоверность, подлинность запечатлённых событий. Одновременно с этим, изображение, как и в живописи или рисунке, несёт в себе художественное обобщение, раскрытие внутреннего смысла показанной ситуации, характер изображаемого человека и многое другое. По сути своей, фотограф является художником, располагающим определёнными «красками» — фототехникой и фотоматериалами.Фотограф использует изобразительные средства фотографии (точка съёмки, ракурс, линейная композиция, план, перспектива, освещение), родственные изобразительным средствам живописи. Дополнительным инструментом является химико-фотографическая обработка. Часть современных жанров фотографии повторяет соответствующие жанры живописи, часть же специфична только для фотографии. Фотография является одной из дисциплин в категории «Визуальные искусства» на Международных Дельфийских играх (МДС), а также одной из номинаций на Молодёжных Дельфийских играх России.

ФОТОРЕПОРТАЖ Фоторепортаж. В практике современной фотографии он занимает особое место Фоторепортаж – основной метод работы современных фоторепортёров. Этот термин пришёл в фотографию из журналистики и первоначально обозначал сообщение сведений об определённом событии, которое автор – фоторепортёр видел собственными словами. Принцип фоторепортажа состоит в том, что фотограф фиксирует подлинную жизнь, не вмешиваясь в её течение, стремясь передать на снимке её подлинную суть. Основополагающая черта фоторепортажа – строгая документальность. Но, фотографируя действительность, репортёр не может гарантировать, что снятый им материал будет полностью соответствовать реальной жизни, реальному факту, который решено было запечатлеть. Сделанные снимки заключают в себе авторское отношение к материалу, поэтому результат фоторепортажа в немалой степени зависит от личности фотографа. Его позиция может быть активной или пассивной, правильной или ошибочной, но она неминуемо отражается в выборе тему, в использовании технических средств, определении съёмочных точек, ракурсов, крупных планов и т.д. Талант и правильная позиция автора дают возможность правдиво показать ход события, глубоко вскрыть суть явления, объективно характеризовать героя. В случае неточного понимания фотографом своей задачи от него могут ускользнуть важные детали, а это сместит смысловые акценты, и в итоге репортаж может исказить действительность. Фоторепортаж как метод съёмки факта не ограничен временными или тематическими рамками. Одно явление фотограф снимает в течение нескольких минут, за другими ему приходится следить целые дну и месяцы. Некоторые ситуации можно сныть из укрытия, другие – только находясь с аппаратом в гуще события. Всё бесконечное разнообразие жизненных явлений может быть отражено на фотографиях, снятых репортажным методом. Иногда фоторепортёр не выделяет конкретных героев, но возможны варианты, где репортажно будет снят портрет одного человека. Итогом репортажа об одном и том же событии может быть нейтральная информация, и остропроблемная постановка важного вопроса. Репортаж подразумевает свободное течение события, незаданность действий героя, неожиданность поведения людей. Чтобы фотограф на ходу в процессе съёмки мог осмыслить и правильно реагировать на всё, что будет происходить перед фотоаппаратом, он должен быть готов к любым поворотам действия. Фоторепортёр ведёт съёмку, включившись в поток жизни, выхватывая и живого непосредственного течения события отдельные его фазы, которые должны представлять цельную объективную картину. Как бы фотограф ни готовился к съёмке, он никогда не сможет точно предугадать всё. Что произойдёт на съёмочной площадке. Исключение составляют только события, развивающиеся точно по протоколу. В обычных условиях фотограф одновременно должен следить за действием, осмысливать его, принимать решение, реагируя на неожиданные изменения ситуации. Хороший фоторепортёр не обращается к показу второстепенных, случайных деталей, как бы интересны или привлекательны они ни были. Это позволит ему не упустить главное в развивающемся событии. Опыт  показывает, что фоторепортаж удаётся тогда, когда автор имеет свою точку зрения, свой взгляд на событие, которое преподносит зрителям. Оставаясь наедине с действительностью, мгновенно перерабатывая информацию, анализируя её и выражая результаты осмысления действиями, фотограф не может разобраться в сложных связях, взаимосвязях и взаимодействиях явлений, если он не определил для себя направление творческого поиска. Сама съёмка – не самоцель. Важно показать, для чего это сделано. Без такого точного ориентира фотограф увидит объект репортажа как скопление явлений, не подчинённых никаких законам и не поддающиеся никакому рациональному изменению. А это неминуемо отразится на качестве снимаемого материала Фоторепортеру нужно, как это ни парадоксально, уметь отказываться от всего, что выглядит парадоксально, уметь отказываться от всего, что выглядит живописно, но не является нужным, необходимым для репортажа. Поверхностное значение материала, неумение его глубокого осмыслить приводит к поверхностной фотоинформации, которая не вскрывает суть и не отображает образную характеристику события.

ФОТОПОРТРЕТ Хороший фотопортрет, сделанный фотохудожником, позволяет зрителю увидеть в чертах конкретной личности образ-тип, персонифицирующий собой людей определенной социальной категории. Такой фотопортрет показывает типическое через индивидуальное, раскрывает за внешним внутреннее. Внутренний мир человека всегда составляет основное содержание художественного фотопортрета. Определенное психологическое состояние может послужить даже отдельной темой. Этим объясняется, в частности, существование сюжетных фотопортретов под отвлеченными названиями: «Отдых» «Сон», «Раздумье», «Мечты»... Фотография фиксирует и поведение людей, они выказывают себя уже самой манерой держаться — позой, жестикуляцией, мимикой. Художественные фотопортреты, подобно живописным, разделяются на индивидуальные и групповые. Далее, в свою очередь на головные, погрудные (или бюстовые), поясные, поколенные, фигурные (в рост). Фотопортреты получили теперь самое разнообразное назначение. Они не только самостоятельное произведение искусства, но и объективный научный документ, анатомический атлас, информационная иллюстрация, книжная обложка, плакат и т. д. В практике фотографирования утвердилась также классификация, исходящая из приемов получения фотопортрета. Различают фотопортреты: репортажный, исключающий инсценировку, и поставленный (то есть режиссерски подготовленный). Всякий иной вид фотопортрета обусловлен самим объектом. Скажем, детский портрет. Дети — самые беспокойные натурщики. Их активное противодействие какой-либо нарочитости обязывает прибегать к моментальной и по возможности незаметной съемке. Некоторые разновидности фотопортретов вызваны исключительно практическими требованиями (например, паспортный). Бытовой фотографии известен также интимный и семейный фотопортреты, отличающиеся стандартной композицией. Массовая продукция съемочных ателье неизбежно несет печать штампа и нередко связана с требованиями заказчиков. Самостоятельный творческий подход здесь удается проявить лишь при наличии маневренной аппаратуры. По сравнению со всеми существующими видами фотопортрет отличается особо точной конкретизацией составляющих его элементов. Поэтому малейшее изменение их взаимосвязи ведет к снижению портретного сходства, а с этим и к утрате достоверности. На изобразительное качество фотопортрета влияют не только приемы съемки, но и последующая обработка позитива. О стилевых признаках фотопортрета судят по его оптическому рисунку, световому балансу, крупности плана и т. д. Линейная и воздушная перспектива, передающая глубину пространства, в фотопортрете не играет такой доминирующей роли, как, скажем, в пейзаже. Зато существенное значение имеет тональное распределение светотеней на объемной форме головы и рук. Масштаб основного объекта изображения предопределяют планы — крупный, средний и общий. Фотопортрет крупного плана фиксирует особенности формы лица, передает его выражение, мимику, улыбку. В фотопортрете среднего плана акцент смещается на позу и жест — на движение всей фигуры. Наконец, общий план показывает человека в окружающей его обстановке (интерьере или пейзаже). Крупноплановый головной фотопортрет не исключает предметного фона. Причем его атрибуты могут находиться даже между фотоаппаратом и объектом. Допустим, человек сфотографирован через стекло окна вагона. Фотопортретам среднего, общего плана присуща сюжетность, позволяющая дать единичному образу широкое истолкование. Социальную, профессиональную и психологическую характеристику персонажа здесь дополняет предметная обстановка, в которой он находится. В индивидуальных фотопортретах учитывается поворот головы и положение туловища. Портретируемый может находиться фронтально к аппарату (анфас), или на три четверти к нему (труакар), или боком (в профиль). Профильный фотопортрет — несколько обособленный вид изображения. Возможности характеристики внешности в нем ограничены. Фотопортрет в профиль более оправдывает себя, если череп не деформирован, а черты лица крупные и пропорционально сложены. Но и при гармонии всех частей головы очень важно сохранить их тональное согласование, так как темная масса волос обычно резко контрастирует со светлым лицом.  В начальный период развития фотографии была распространена еще другая разновидность профильного фотопортрета — силуэт. Черный плоскостный контур профиля головы или фигуры создается источником света, скрытым позади затененного объекта. Своеобразным видом фотопортрета является также автопортрет. Автопортрет можно использовать и в сложной по форме композиции, как это попытался сделать Л. Лазарев, соединивший собственное изображение с профилем другого человека. Фототехника предоставляет широкие возможности разнообразить архитектонику фотопортрета. Нетрудно получить фотопортрет, в котором, фоном будет, скажем, двойной силуэт той же головы. Соединением нескольких негативов, впечатыванием на фон другого снимка и прочими приемами добиваются самых неожиданных эффектов.  Как курьез мы воспринимаем теперь «двойной» фотопортрет А. И. Герцена, сделанный его двоюродным братом — выдающимся русским фотографом С. Л. Левицким. На фотопортрете совмещены две тождественные фигуры в профильном повороте: Герцен сидит на стуле перед стоящим напротив... Герценом. Этот шуточный фотопортрет Александр Иванович Герцен подарил своей дочери Ольге с такой надписью: «Два папы, экзаменующие Ольгу — или совещающиеся после экзамена. 10 апреля 1865 г.» Фотографии доступен и жанр сатирического фотопортрета. Одно время в этой области успешно работал известный фотохудожник Г. Петрусов, проявивший тонкое чувство юмора и техническое мастерство. Фотопортреты подобного жанра получают прибегая к растягиванию мокрого позитива, к изгибанию бумаги при печатании, наложению негативов и другим приемам. Лондонский фотограф Виджи даже сконструировал специальный объектив, дающий шаржированное изображение лица. Разумеется, фотокарикатуры не имеют ничего общего с обычными карикатурами, но они показывают, какими разнообразными приемами располагает современный фотограф при создании фотопортрета. «Фотоэтюд» — нередко читаем под снимком. Как показывает сама подпись, этот вид фотопортрета не претендует на законченное выражение темы, содержания. Он является, скорее, подготовительной работой к чему-то более значительному. Поэтому его можно по аналогии приравнять к этюду в живописи. Технология фотографических процессов неизменно сказывалась на эволюции форм фотопортрета. Снимок, получаемый с негатива контактной печатью, долгое время оставался в пределах формата пластинки. Отсюда распространение фотопортретов — «визиток» (размером с визитную карточку) и так называемых «кабинетных» фотопортретов. Ограниченный размер отпечатков породил взгляд на фотографию как на искусство малых форм. Только с переходом на проекционное печатание (увеличение) открылась возможность получать фотопортреты любого размера. Огромные фотоплакаты и панно ныне не редкость. Прогресс фототехники расширил сферу применения фотопортретов. Изменились и сами методы съемки. Появление малоформатной камеры, высокочувствительной эмульсии, светосильных объективов значительно развило фоторепортаж. Без репортажной съемки не может быть и живых жанровых сюжетов. Оперативная документация подлинных фактов и явлений дает правдивую картину человеческих отношений, убедительно отражая красоту и величие образа нашего современника. К числу сюжетных фотопортретов следует отнести также снимки, показывающие человека непосредственно у рабочего места в трудовой обстановке. Особенность производства, профессиональные атрибуты — вся атмосфера действия служит добавочной характеристикой образа (А. Шишкин, «Сеятель»). Жанровые сюжеты имеют в своей основе какую-либо жизненную ситуацию. Таким фотопортретам присуща событийность, динамичность. Действующие лица изображаются в их взаимоотношениях друг с другом — в столкновении или общности интересов и чувств. Жанровый снимок нередко обращается в групповой фотопортрет, если автор сумел раскрыть индивидуальный характер каждого персонажа. Групповой фотопортрет очень труден для съемки. Только умелое техническое исполнение позволяет показать в нем типические черты человеческого характера. В рубрику групповых фотопортретов входят также снимки различных делегаций, сотрудников учреждений, выпускников учебных заведений и тому подобные. Авторы такого рода снимков зачастую вынуждены ограничиваться лишь чистой документацией. Отдельное место занимает так называемый «официальный» фотопортрет. Вольное истолкование образа здесь совершенно исключено. Съемки, обычно осуществляемые на месте пребывания официального лица (на съезде, приемах, встречах), поручаются, как правило, наиболее квалифицированным профессионалам.

Информация о работе Рождение фотографии: изобретения Ньепса, Талбота и Даггера