Изобретение письменности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2013 в 05:47, контрольная работа

Описание работы

Цель работы – охарактеризовать процесс развития письменности.
Задачи:
1) определить этапы информационного развития общества;
2) рассмотреть историю развития письменности: от древности до наших времен;
3) определить эволюционирующую и изобретенную письменность.

Файлы: 1 файл

изобрет. письменности.doc

— 91.00 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

Введение

 

Необходимость в письменности всегда была неразрывно связана с практической деятельностью человека. Люди очень долго учились писать, передавая свой опыт из поколения в поколения. По мере увеличения потребностей в письменности и развития методов выражения своих мыслей, накопления информации, возникали и развивались различные приспособления – от узелков и до современных сверхмощных компьютеров.

История создания письменности уходит в глубь веков. Она увлекательна и поучительна.

Актуальность темы обусловлена  высокими темпами развития письма и новых языков (языков программирования) в современном мире, что обуславливает необходимость систематизации информации о ней.

Цель работы – охарактеризовать процесс развития письменности.

Задачи:

1)  определить этапы информационного  развития общества;

2) рассмотреть историю развития  письменности: от древности до  наших времен;

3) определить эволюционирующую  и изобретенную письменность.

Объект исследования – письменность.

Предмет исследования – процесс  развития письменности.

Методы исследования – литературный обзор, хронологический, историко-генетический, обобщение.

 

1. Этапы информационного  развития общества

 

В истории человеческого общества несколько раз происходили радикальные изменения в информационной области, которые можно назвать информационными революциями.

Первая информационная революция  была связана с изобретением письменности. Изобретение письменности позволило накапливать и распространять знания. Цивилизации, освоившие письменность, развивались быстрее других. достигали более высокого культурного и экономического уровня. Примерами могут служить Древний Египет, страны Междуречья, Китай. Позднее переход к алфавитному способу письма сделал письменность более доступной и способствовал смещению центров цивилизации в Европу (Греция, Рим).

Вторая информационная революция (в середине XVI в.) была связана с  изобретением книгопечатания. Стало  возможным не только сохранять информацию, но и сделать ее массово-доступной. Все это ускорило развитие науки и техники, помогло промышленной революции, Книги перешагнули границы стран, что способствовало началу сознания общечеловеческой цивилизации.

Третья информационная революция (в конце XIX в.) была обусловлена прогрессом средств связи. Телеграф, телефон, радио позволили оперативно передавать информацию на любые расстояния. Эта революция совпала с периодом бурного развития естествознания.

Четвертая информационная революция (в 70-х гг. XX в.) связана с появлением микропроцессорной техники и, в частности, персональных компьютеров. Вскоре после этого возникли компьютерные телекоммуникации, радикально изменившие системы хранения и поиска информации.

В настоящее время в мире накоплен огромный информационный потенциал, которым люди не могут пользоваться в полной мере в силу ограниченности своих возможностей. Это привело к необходимости внедрения новых технологий обработки и передачи информации и послужило началом перехода от индустриального общества к информационному. Этот процесс начался с середины XX в. [5, с. 148].

2. Развитие письменности: от древности до наших времен

 

Современное буквенное письмо кажется  довольно простым и удобным. На самом  деле оно вобрало огромное количество правил, условных отношений и различных открытий. Корни письменности уходят в глубокую древность. Примерно с IX по II тысячелетия до н. э. люди начали использовать фигурки животных или просто предметы (палочки, камни) для «записи» и учета скота, т. е. открыли предметное письмо.

На протяжении древней истории  возникало множество примитивных  типов и систем письма, и большинство  из них не имеет ничего общего с  современным письмом. Древние изобретения  человечества, похожие на письмо (но письмом не являющиеся), называются предписьменностями. На основе некоторых предписьменностей возникло письмо. Другие так и остались тупиковыми путями человеческой мысли, из которых не развилось ничего нового, хотя своим целям – учитывать скот или передавать простые сообщения они служили достаточно хорошо. Для передачи информации и для запоминания первобытные народы использовали «палочное» письмо. Самым примитивным его примером является наклонно воткнутая в землю на обочине палка, информирующая о длине пути и возможных на нем препятствиях и опасностях. Не стали источником письменности, например, палочки с зарубками. Предметным письмом считаются и такие древние способы передачи информации как вампумы и кипу.

Вампумы – это шнуры с нанизанными на них раковинами разного цвета или пояса, сплетенные из таких шнуров. Североамериканские индейцы (ирокезы и некоторые другие) использовали вампумы, чтобы передавать информацию. Количество, цвет и взаиморасположение раковин были значимы (например, белый цвет означал мир, фиолетовый–войну), так что с помощью большого числа раковин составляли довольно сложные сообщения. Ракушечное письмо отнюдь не было монополией индейцев. В качестве мнемонического средства пользовались и пользуются им многие народности в Африке (письмо «инивари»).

Кипу (узелковое письмо) – ученые до сих пор не пришли к однозначному выводу, была ли письменность у инков. Ни одно настоящее государство не может существовать без письменности: необходимо вести постоянный учет, передавать сообщения о событиях в стране, распоряжения. Создатели громадного государства – крупнейшего в доколумбовой Америке – должны были иметь письмо. Однако его так и не обнаружили. Похоже, что письмо инков (а, точнее, предписьменность) просто имело слишком необычный вид. Кипу (на языке индейцев кечуа – «узел») – оригинальное порождение инкской культуры; это шерстяные или хлопчатобумажные веревки, к которым привязывали ряды шнурков. Число шнурков на одной веревке доходило до сотни, а на них навязывали узлы различной формы. Количество и форма узлов обозначала числа. Наиболее удаленные от веревок узлы соответствовали единицам, чуть ближе располагались десятки, еще ближе – сотни, затем тысячи. С помощью этих узелков, напоминающих костяшки счет, выражалось любое число, а цвет шнура обозначал тот или иной предмет. Бурый цвет символизировал картофель, желтый – золото, красный – войнов и т. д. Кипу позволяло чиновников передавать различную информацию о налогах, числе войнов в той или иной провинции, обозначать людей, ушедших на войну, количество погибших, родившихся или умерших и многое иное. Расшифровывали информацию специальные толкователи кипу – кипу-камайокуна. Главным среди них был личный секретарь Верховного правителя инков–Великого Инки, подающий ему сводную информацию. Испанцы, столкнувшиеся с кипу, были потрясены той быстротой и точностью, с которой им выдавались нужные сведения. Взяв в руки кипу, кипу-камайокуна сразу начинал читать по шнурам и узлам. Голос чтеца едва успевал за движениями глаз и рук.

Предписьменностью была и пиктография (греческое рисуночное письмо). Как нетрудно догадаться из названия, используя пиктографию, сообщения передавались при помощи рисунков. К этой предписьменности, по-видимому, относится и наскальная живопись.

Пиктография используется и в современном  мире. Так, рисунок вилки и ножа на дорожном знаке, означающий, что по близости находится какая-то забегаловка, это самая натуральная пиктограмма. Другой пример –обозначения видов спорта на спортивных соревнованиях. Пиктограммы удобны, поскольку не связаны с конкретным языком и всем понятны. Но именно поэтому они непригодны для записи речи и письмом не являются.

Вообще, существуют только два основных принципа письма: идеографический и  фонетический. Внешний вид идеографических  символов не связан с принципами звучания слов, он зависит от социальных традиций, от материала для письма и от письменных инструментов. К идеографическим системам относятся: шумерское письмо (позднее–аккадское, IV-I до н. э.), эламское (XXIII-IV до н. э.), египетское (XXX до н. э. -V н. э.), хеттское (XV-VII до н. э.), китайское (c XIII до н. э.), майя (IV-XVI н. э.), атцекское (до XVI). Еще не дешифрованы письменные памятники в долине Инда (XXV-XX до н. э.), о-ва Пасхи (XIV-XIX н. э.). Возможно, в их основе лежит идеографическая система письма.

Пиктография – внеязыковая знаковая система, поскольку она напрямую выражает мысли, а не слова и предложения. И, тем не менее, именно из нее произошло древнейшее словесное письмо. Многие народы, создав пиктографию, так и не сумели изобрести письмо. Про некоторые явления трудно сказать, что перед нами, предписьменность, или уже письмо. Например, ученые до сих пор спорят о табличках с острова Пасхи, об атцетском письме и других предписьменностях. Настоящее письмо возникает только тогда, когда изображение становится не рисунком, а знаком, абстракцией. Об этом превращении говорит возможность употреблять такой знак в переносном значении, передавать и другие слова, которые так же или похоже звучат. Подобным образом записывают и современные ребусы. Аналогично было устроено и древнее письмо. Ребусный принцип эпизодически встречался и в предписьменностях. В знаковой системе, используемой африканским народом йоруба, шесть раковин означают «привлекательный» (а шнур с шестью раковинами–что-то вроде любовного послания). Этот знак появился потому, что слова «шесть» и «привлекательный» звучат на языке йоруба одинаково– [efa]. Так возникает знаковая связь между звучащей речью и начертанием – основа любой письменности. Система письма майя возникла в первые века нашей эры. Пиктографическая основа его легко угадывается. Письмо майя решительно отличается от живописи, хотя писца обильно иллюстрировали текст миниатюрными картинками. Как показывают исследования немногочисленных дошедших до нас памятников письменности майя, в ней используется примерно 270 знаков. Гласные при письме не учитывались, слово определялось по согласным. Материалом для письма служила кора фикуса или – реже – шкура ягуара. Вырезанные из этого материала длинные ленты (10 м и больше) складывались гармошкой. Так создавались летописи, календари, молитвенники и пр. Известно, что у майя существовали обширные библиотеки, но они были разрушены испанскими завоевателями из религиозного фанатизма.

Родина письма – Древний Восток. Наиболее древней считается письменность шумеров, живших в Междуречье, в Передней Азии. Шумерское письмо возникло более 5 тыс. лет назад. Среди древнейших оригинальных письменностей были системы письма в Эламе (государство в Передней Азии), в Египте, долине Инда, Китае, в Малой Азии у хеттов, а также на Крите. В Центральной Америке у индейцев майя в I тысячелетии н. э. появилась самая молодая из древних письменностей. Из всех этих систем письма до наших дней сохранилась только китайская.

Египетская  иероглифическая письменность в  течении 14 веков представляла собой  волнующую загадку для ученых мира. Геродот, Страбон, Диодор Сицилийский говорили об иероглифах как о непонятных рисунках-письменах. В IV веке Гораполлон дал подробное описание значений иероглифов. Следуя заложенной им традиции толкования, в иероглифах видели каббалистические, астрологические и гностические тайные учения; вычитывали отрывки из Библии, халдейские, еврейские и даже китайские тексты. Ученым, нашедшим в себе смелость отказаться от многовековой традиции, оказался француз Франсуа Шампольон (XIX в.), раскрывший загадку египетской иероглифики. Он предположил, что иероглифы–это не письмена-рисунки (на что они так похожи по форме), а обозначения букв и слогов. Опираясь на свою догадку, Шампольону удалось расшифровать надписи на Египетских памятниках и гробницах.

Существует гипотеза, что из шумерского письма происходят все остальные письменности (кроме письма майя). Шумерское письмо хорошо изучено, известна его многовековая эволюция от пиктограмм к словесным знакам и затем к словесно-слоговым. Однако ни подтвердить, ни опровергнуть эту гипотезу ученым не удается – слишком мало известно о столь отдаленной истории. Наиболее ранние образцы шумерской письменности – это бирки (обычно из глины) с печатью и пометкой о количестве, которые привязывали к предметам или животным. Затем появились более сложные учетные таблицы. Выдающимся достижением шумеров было то, что количество они обозначали отдельным знаком. Например, пяти коровам соответствовали пять овалов и изображение коровы, а не пять рисунков коровы, как в различных предписьменностях. Постепенно система усложнялась. Появились стандартные знаки–иероглифы, с помощью которых было легче изображать конкретные часто упоминающиеся вещи–солнце, корову, птицу и т. д. Знаки-рисунки начали использовать и для близких по смыслу слов: например, иероглиф «солнце» стал означать «яркий», «свет», «день». Для некоторых понятий использовалась комбинация знаков. Так, слово «рабыня» обозначали двумя рисунками – женщины и горы, – поскольку рабынь в Шумер привозили обычно с гор. Постепенно значки все менее походили на рисунки. У шумеров появились стандартные условные знаки, состоявшие из клинообразных черточек, очень отдаленно напоминавшие прежние рисунки. Возможно, внешний вид шумерского письма связан с тем, что знаки выцарапывали на мокрой глине. По форме клинообразных черт шумерское письмо и его наследники в Междуречье назвали клинописью.

Труднее всего было изображать абстрактные  понятия, имена собственные, а также  различные служебные слова и морфемы. В этом помогал ребусный принцип. Например, в шумерском письме знак стрелы использовали не только для слова стрела, но и для слова жизнь, которое звучало так же – [ti]. Постоянно применяя ребусный принцип, шумеры закрепили за некоторыми знаками уже не словесное значение, а звуковое чтение. В результате возникли слоговые знаки, которые могли обозначать некоторую короткую последовательность звуков, чаще всего слог.

Таким образом, именно в Шумере впервые сформировалась связь между звучащей речью и написанными знаками, без которой невозможна реальная письменность. Использование знаков для обозначения звуковой оболочки слов именуется фонетизацией. Она характерна для всех словесно-слоговых письменностей. В них появляются знаки трех типов: словесные, слоговые и вспомогательные – детерминативы. Слоговые знаки используются как самостоятельно, так и для сопровождения словесных знаков, чтобы уточнить их произношение. Детерминативы обозначали общие понятия и всегда присоединялись к другим знакам, поясняя их смысл. С собственным именем Ашшур связывались детерминативы город, страна или божество, чтобы было понятно, о каком Ашшуре идет речь – боге, городе или стране. Переход от рисунка к фонетическому письму виден в том, как мексиканцы передали на письме звуки латинского pater noster: они изобразили рядом: знамя (по-мексикански pan), камень (te), плод кактуса (notsch), и опять камень (te); получилось, в результате, звукосочетание pante notschte, т. е. возможно близкая для мексиканцев передача латинских звуков pater noster.

В словесно-слоговых системах письменности было очень много различных знаков. Это весьма неудобно, т.к. все их необходимо было запоминать; кроме того, не для всех языков эта система подходит. В китайском языке слова не изменяются по падежам, числам, временам и другим грамматическим категориям. Поэтому иероглиф, т. е. словесный знак – всегда читается одноязычно. Например, в русском языке, если бы мы пользовались подобной письменностью, к знаку «стол» пришлось бы каждый раз приписывать фонетические знаки для окончаний: «стол»-ом, «стол»-а и т. п. Поэтому китайская письменность, попав в свое время в Корею и Японию прижилась там не очень хорошо: в корейском и японском языках развита система словоизменения. Однако у словесных знаков есть и известные преимущества. Понять такой текст можно и не зная его произношения. В Китае люди, говорящие на разных диалектах, не понимают друг друга, настолько по-разному они произносят слова. А написанный текст понятен всем.

На основе слоговых знаков древних  словесно-слоговых письменностей возникли чисто слоговые системы письма. Среди наиболее известных слоговых письменностей клинописные (древнеперсидская, аккадская и другие наследники шумерского письма), западносемитские (наследники древнеегипетской иероглифики) и две японские слоговые системы (наследницы китайского письма).

Информация о работе Изобретение письменности