Методика семейная фотография

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2015 в 10:41, доклад

Описание работы

Современную жизнь трудно представить без фотографии и, в то же время, человек пресыщен визуальными образами, окружающими его. Фотография, прочно вплетенная в канву повседневности, организует реальность в соответствии со своими законами.Создавая снимки или рассматривая их, человек обращается к осознанию
своего бытия в этом мире и неизбежности наступления небытия

Файлы: 1 файл

Методика семейная фотография.docx

— 22.49 Кб (Скачать файл)

Методика семейная фотография

Современную жизнь трудно представить без  фотографии и, в то же время, человек пресыщен визуальными образами,  окружающими его. Фотография, прочно вплетенная в канву повседневности, организует реальность в соответствии со своими законами. Создавая снимки или рассматривая их, человек обращается к осознанию

своего бытия в этом мире и неизбежности наступления небытия. На  фотографиях он видит себя, свою семью, запечатленные фрагменты  окружающего мира – застывшие мгновения безвозвратно и незаметно ускользающего прошлого. Семейная фотография – уникальный этнологический источник, позволяющий обогатить и расширить наши представления о семейных отношениях между каждым членом семьи. Эти визуальные свидетельства, созданные с целью зафиксировать значимые моменты жизни семьи, позволяют изучать не только внешние характеристики образа семьи, но и техники

саморепрезентации, образцы поведения и заветные идеалы. Мир семьи на фотографии – это сконструированная социокультурная реальность людей, взглянувших на мир через объектив фотоаппарата и получивших власть останавливать мгновения, позируя перед камерой, осознанно формируя собственную идентичность и создавая фотохронику семейной истории.

На основе данной техники можно проанализировать влияние прошлого семьи на ее настоящее. Эта техника поощряет членов семьи подвергать сомнению семейные мифы, правила, системы верований и роли, которые они играют. Методика используется для диагностики и коррекции семейных взаимоотношений.

Задание заключается в том, что психолог просит клиента принести 4/5 фотографии, которые ему понравятся, те фотографии при виде которых клиент испытывает определённые эмоции, воспоминания. Существенным оказывается порядок представлений фотографий и то, как это осуществляется. Особое внимание заслуживает очередность: какая фотография является первой, какая - последней. Имеет значение и скорость показа, степень интереса или тревожности, а также поведение испытуемого во время всего действия: серьезный или шутит или нервничает и т.д. Таким образом, обсуждается содержание каждой фотографии и рассматривается, насколько близки друг к другу изображенные на них члены семьи, уровень формальности во взаимоотношениях между ними, а также присутствие или отсутствие тех или иных родственников на снимке.

Психолог задает вопросы о людях и местах, изображенных на фотографии, об общем настроении, атмосфере, царившей на снимке. Предлагаются примерно следующие вопросы: «Кто эти люди на фотографиях?»; «Помните ли вы, что происходило во время съемки?»; «Какие чувства вызывало совместное времяпрепровождение в кругу семьи в этот день?»; «Кто делал этот снимок?»; «Что случилось после того, как фотограф щелкнул объективом фотоаппарата?»; «Расскажите, пожалуйста, об этой комнате»; «Почему люди одеты именно так, а не иначе?»

Интерпретация фотографий

И так,  испытуемый принес 4 фотографии. Психолог попросил его разложить перед собой на столе, 4 эти фотографии. Следующее, о чем спросил психолог: «Какую фотографию вы бы хотели обсудить первой, второй, третье и четвертой?».

Фотография №1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

На этой фотографии изображены бабушка (Анна) и дедушка (Федя) по материной линии. Год, когда была сделанная эта фотография, клиент не смог сказать, так как сам не знает. Знает то, что на тот момент его еще не было на свете. На фотографии видно, что это было лето или же поздняя весна (май), где-то в парке. Эти детали, как оказалось имеют большое значение для клиента, так как клиент, очень любит позднюю весну и раннее лето. Это одна из причин была выбрана эта фотография. Возраст, приблизительно 50-60. Психолог задал следующий вопрос: «Почему вы выбрали фотографию именно родителей вашей матери первыми?» На что клиент ответил: «Своих бабушку и дедушку, я плохо помню. Дедушку я потеряла, еще когда мне было 4 года. Можно сказать, я вообще его не помню. Ему тогда было 72 года. Но мама часто мне говорила, что дедушка меня очень любил. И мне очень обидно, что нет не единой фотографии там где я с дедушкой (Федей). А вот бабушку (Анну), я помню, но тоже смутно, хотя когда ее не стало, мне было 9 лет. Она все время обо мне заботилась, когда мама была на работе или не успевала все делать. Так же, что для меня главное я бы хотела по больше узнать этих людей, ведь они мои родные». Психолог задал следующий вопрос: «Какие чувства вызывает эта фотография». Клиент присмотрелся к фотографии и ответил: «Вы знаете, у меня много чувства вызывает эта фотография и эти чувства какие-то смешанные. Грустно, что их больше нету, грустно, что я мало их помню, мало с ними провела время, чувство тоски. Но тем неимении у меня возникает чувство тепла, домашнего уюта глядя на бабушку с дедушкой. Они вроде бы и родные мне, но и далеки от меня». Психолог: «Что вы можете сказать, о их взаимоотношениях?».  Клиент: «Ну, как мне мама рассказывала, отношения у них были не всегда гладкие, бывали, ссоры, не понимания. Но, по словам матери, бабушка всегда могла уладить спокойно, любую сору, скандалов как таковых и не было, так как бабушка по натуре была спокойной женщиной и никогда не доводила все до конфликта. Она была мудрой женщиной и по этому «семейное гнездо» держала в порядке и в спокойствие. Я думаю, по этой причине дедушка и женился на бабушке и после не бросил ее. Как мне кажется, это была нормальная семья». Психолог спросил у клиента следующее: «У бабушки и дедушки были дети и сколько их было и почему их нету на фотографии?» Клиент ответил: «Конечно были дети, двое, моя мама и мой дядя он же и мой крестный отец. Выбрала я эту фотографию там где нету всей семьи в месте, так как хотела представить отдельно бабушку и дедушку». Делая вывод об этой фотографии психологом, можно сказать, что в семье всеми делами занималась бабушка, от дедушки помощь была, но больше та, которая требовала мужской силы или умение починить или построить. Воспитанием детей так же больше занималась бабушка. В общем в семье был матриархат, но без ущемление мужских прав дедушки.

Фотография №2.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

На этой фотографии изображены дедушка (Иван) и бабушка (Елена) родители отца клиента. Опять же когда и где было сделано клиент ответь не смог в связи с тем, что сам не знает. Было сказано только то, что на этой фотографии бабушка и дедушка еще довольно таки молодые, им здесь 30-40 лет. По словам бабушки она была одета в зелено-бархатное платье с темно-зелеными туфлями. А какого цвета была одежда у дедушки клиент, не знает. Психолог задал такой вопрос «Расскажите мне, что вы чувствуете, гладя на эту фотографию?» Клиент долго молчал минуты 3. Потом ответил: «Вы знаете мне бы хотелось быть там в качестве фотографа и видеть их эмоции до фотографирования и после. Вы знаете мне тяжело сказать, что я чувствую глядя на эту фотографии. Выбрала я ее по тому, что дедушка и бабушка тут молоды и хорошо выглядят. Они полны энергии, жизни, кажется, что вся жизнь у них еще впереди. И это меня радует. Ведь я видела как им тяжело в старости лет и думать, что меня это же ждет, не очень бы хотелось. Мне много кто говорит, что я очень похожа на бабушку, какие-то черты лица у нас с ней даже руки одинаковые по строению. И видеть ее старой на фото мне не очень хотелось бы. Что я точно могу сказать эта фотография не вызывает у меня плохих эмоций, но и таковой радости нету. Какого-то тела не хватает на этой фотографии. Психолог: «Как вы считаете, какие были отношения между дедушкой и бабушкой?» Клиент: « Ну отношения не всегда были гладкими, ссоры, конфликты были. Скорей всего из-за того что дедушка не помогал бабушке. Уже когда он вышел на пенсию, он больше начал помогать. А так бабушка сама всем распоряжалась по дому и воспитанием детей то же она занималась». Психолог: «А сколько детей было у бабушки и дедушки, и почему их нет на фотографии?» Клиент: «Детей было у них трое две тети и мой папа. А одна из теть моя крестная мама. Их нет на этой фотографии по той причине, что наверное они есть на другой, а я взяла именно эту фотографию так как мне она больше понравилась». Психолог: « А какие у вас были отношения у вас с бабушкой и дедушкой?» Клиент призадумался и ответил так: «С бабушкой Леной у меня очень близкие отношения, она мне почти как вторая мама, я ей могу рассказать все, если допустим маме не могу этого сказать. Она меня всегда поддерживает.  А вот с дедушкой Ваней у меня были не близкие отношения, мне казалось, что он мне не доверяет, но иногда он проявлял свою заботу ко мне как к внучке. Возможно я бы сейчас смогла бы наладить наши отношения, но к большому сожалению его нет сейчас в живых. Я думаю, что возможно наши с ним отношения наладились, после того как я сама изменилась и стала более коммуникабельной». На этой фотографии психолог заметил, что семья сама по себе не очень сплочённая и все домашнее обязанности легли на плечи бабушки. 

 

 

 

 

 

Фотография №3

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

На этой фотографии изображено несколько членов семьи клиента и он в том числе. По словам клиента на этой фотографии с права родители клиента (мама Татьяна и папа Сергей), рядом с ними сам клиент. По средине сидит невестка с племянницей клиента, а слева фотографии сидит двоюродный брат (Никита) клиента и ее тетя (крестная мама Екатерина). Эта фотография была сделана летом в 2011 года на поминках дедушки Ивана. Фотографию сделал родной старший брать по папиной линии (Олег) клиента. На самих поминках присутствовали еще несколько родственников: бабушка Елена, тетя Люда, племянница София (еще одна). Гладя на эту фотографии у клиента возникает чувства тепла, уюта, что семья дружная. Отношения у клиента со всеми присутствующими на данной фотографии хорошее, но клиент признает, что не всегда ладит со своим отцом. А также слабо поддерживаются отношения с невесткой (Мариной) и племянницей Софией (которая изображена на этом фото). Очень редко видеться со своим двоюродным братом (Никитой). А с остальными у клиента хорошие отношения.

 

 

 

 

 

Фотография № 4

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Данная фотография сделана в тот же день когда и 3-я, тем же фотографом. Но только здесь видно других членов семьи, которые в первый раз не попали на предыдущее фото. Видно появилась бабушка (Лена), которая сидит с лева и ниже маленькая племянница (Соня), ее тетя Люда пытается удержать на месте, чтобы получилось фото. На этой фотографии нет матери клиента. И того получается, что на фотографии только члены семьи по папиной линии.

 

 

 

 


Информация о работе Методика семейная фотография