Контроль изготовления фотосхем и их оформление

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Апреля 2015 в 22:05, отчет по практике

Описание работы

Проблемы использования и оценки городских земель в условиях реформирования социально – экономического развития городского хозяйства, совершенствования системы земельного налогообложения, а также все усиливающегося антропогенного воздействия на окружающую природную среду города является составной частью единой государственной земельной политики, обеспечивающей необходимость комплексного подхода по улучшению и сближению взаимодействия между социальной и природной средой. Возрастающая техногенная нагрузка на окружающую природную среду города оказывает негативное влияние на качество городских земель, условий проживания населения и совокупную ценность городских территорий.

Содержание работы

Введение 3

1 Значение правильнной организации землевладения и землепользования с учетом охраны и воспроизводства рациональных взаимоотношений с окружающей средой 5

2 Экологические условия и нормативы интенсификации землевладения и землепользования 6

2.1.Экологические условия землевладения и землепользования 6

2.2 Нормативы интенсификация землевладения и землепользования 8

3 Компенсация ущерба за нарушения экологически неблагоприятных территорий 11

3.1 Экологическое страхование: состояние и перспективы развития 11

3.2 Административный порядок возмещения экологического вреда 16

3.3 Экологический иск как инструмент возмещения экологического вреда 20

4 Изъятие продуктивных земель для государственных и общественных

нужд и меры предотвращения загрязнения 26

4.1 Изъятие продуктивных земель для государственных и общественных

нужд 22

4.2 Меры предотвращения загрязнения 26

5 Земельный налог 27

Заключение

Файлы: 1 файл

курсовая работа- 6.docx

— 91.96 Кб (Скачать файл)

3 Компенсация ущерба за нарушения экологически неблагоприятных территорий

 

 

3.1 Экологическое страхование: состояние и перспективы развития

 

 

В развитых странах одним из эффективных способов возмещения экологического вреда является экологическое страхование, основная цель которого заключается в том, чтобы обеспечить (гарантировать) защиту тех, кто предъявляет исковые требования к неплатежеспособному должнику. В системе управления экологической безопасностью страхование ответственности за загрязнение окружающей среды и причинение вреда здоровью граждан направлено на осуществление социально-экономической, компенсационной и превентивной функции. Социально-экономическая функция экологического страхования заключается в том, что она является неотъемлемым элементом экономического механизма охраны окружающей среды, надежной гарантией прав граждан на благоприятную окружающую среду и возмещение вреда, причиненного здоровью. Закон Республики Казахстан «Об охране окружающей среды». Статья 26. Экономические методы охраны окружающей среды. Экономическими методами охраны окружающей среды являются: планирование и финансирование мероприятий по охране окружающей среды; установленные Налоговым кодексом Республики Казахстан платежи за пользование природными ресурсами; плата за загрязнение окружающей среды; установленные Налоговым кодексом Республики Казахстан платежи за охрану и воспроизводство природных ресурсов; экономическое стимулирование охраны окружающей среды; экологическое страхование; экономическая оценка и возмещение ущерба от загрязнения окружающей среды. Превентивная функция экологического страхования определяется несколькими факторами.

  • Во-первых, страховщик вправе проверять состояние безопасности на потенциально опасном объекте.

  • Во-вторых, страховщик может манипулировать ставками страховых платежей, понижая их при незначительной вероятности наступления страхового случая либо повышая при установлении факторов, свидетельствующих о повышенном риске (но не выше установленного законодательством размера).

  • В-третьих, страховщик в праве отказать в заключении договора, если вероятность наступления страхового случая у данного страховщика слишком велика (это будет дополнительным стимулом для предприятия, обязанного в соответствии с законом застраховать экологическую ответственность, для проведения мероприятий, понижающих степень экологического риска).

  • В-четвертых, страховщик вправе предусмотреть в договоре страхования меры экономического стимулирования безаварийной работы потенциально опасного объекта: возвращение части уплаченных страховых платежей либо понижение их ставки для данного страхователя.

Таким образом, экологическое страхование создает взаимную экономическую заинтересованность страхователей и страховщиков в снижении риска экологических аварий. Компенсационная функция экологического страхования состоит в обеспечении и реализации принципа полного возмещения экологического вреда. Кроме того, компенсация экологического вреда путем выплаты страхового возмещения находится в тесной взаимосвязи с другими механизмами возмещения экологического ущерба (выплата экологических пособий в административном порядке, предъявление исков о возмещении вреда, социальная защита и пр.). Нормативная база экологического страхования представлена общегражданским законодательством, а также специальным законодательством об экологической ответственности и страховании.  В юридической литературе высказано мнение, что правовое регулирование экологического страхования как специального вида страхования должно осуществляться отдельными законами либо группой нормативных правовых актов во главе с законом. Однако казахстанский законодатель уделил специфике экологического страхования только одну статью, помещенную в головном законодательном акте об охране окружающей среды: Закон Республики Казахстан «Об охране окружающей среды». Статья 32. Экологическое страхование. 1. Экологическое страхование представляет собой комплекс отношений, связанных с защитой имущественных прав физического или юридического лица (застрахованных) при наступлении риска ответственности по обязательствам, возникающим из договора вследствие причинения вреда окружающей среде, жизни, здоровью или имуществу других лиц. 2. Юридические лица и граждане, занимающиеся экологически опасными видами хозяйственной или иной деятельности, подлежат обязательному экологическому страхованию. Договор обязательного страхования может быть заключен только со страховщиком, имеющим лицензию на данный вид страхования. 3. Добровольное экологическое страхование осуществляется юридическими лицами и гражданами в силу их волеизъявления. Виды, условия и порядок добровольного экологического страхования определяются соглашениями между страховщиками и страхователями. 4. Порядок обязательного экологического страхования определяется законодательными актами Республики Казахстан. Таким образом, законодательство об охране окружающей среды лишь в общем виде определяет круг объектов, подлежащих обязательному экологическому страхованию, а также устанавливает формы экологического страхования: обязательное и добровольное. Учитывая, что экологическое страхование является специальным видом страхования, общие правила Гражданского кодекса (ГК) Республики Казахстан о страховании применяются и к экологическому страхованию, поскольку в законодательстве не установлено иное. В ГК Республики Казахстан определены основные виды страхования: личное и имущественное (ст.805). При добровольном страховании жизни и здоровья граждан страховщик принимает на себя обязательство уплатить страховое возмещение или его часть в случае воздействия на страхователя страхового события (присутствие в зоне экологической аварии и т.п.). В связи с тем, что добровольное личное страхование экологического ущерба здоровью осуществляется исключительно по инициативе граждан и за их счет, экологическое направление указанного вида страхования не выделяется ни в законодательстве, ни на практике. Поэтому из двух форм личного экологического страхования добровольного и обязательного, рассматриваемых с точки зрения защиты интересов граждан, подверженных вредным экологическим воздействиям, более предпочтительным является обязательное личное страхование, поскольку оно для них бесплатное. Традиционно обязательное личное страхование осуществлялось за счет работодателей в отношении работников определенных профессий, связанных с повышенным риском. Так, в законодательство об охране окружающей среды были включены отдельные нормы, регламентирующие вопросы обязательного страхования работников от рисков экологического происхождения. Например, Законом Республики Казахстан «Об использовании атомной энергии» на организации, осуществляющие деятельность по использованию атомной энергии, была возложена обязанность за свой счет осуществлять страхование работников и командированных лиц от риска радиационного воздействия (ст.18). С принятием Закона Республики Казахстан «О труде в Республике Казахстан» данное правило стало носить универсальный характер, поскольку обязанность по страхованию ответственности за нанесение вреда жизни и здоровью работников при исполнении ими трудовых обязанностей теперь возложена на всех работодателей (ст.8). Некоторые ученые называют и другие перспективные направления в развитии обязательного личного экологического страхования. В рамках имущественного экологического страхования можно выделить следующие подвиды: 1) страхование гражданско-правовой ответственности предприятий - источников повышенной опасности за причинение вреда жизни, здоровью и имуществу третьих лиц и окружающей среде в результате аварийного (внезапного и непреднамеренного) загрязнения (ст.811 ГК Республики Казахстан); 2) страхование природных объектов их собственниками либо иными титульными владельцами (ч.3 ст.809 ГК Республики Казахстан). Вместе с тем, для развития экономических методов охраны окружающей среды определяющее значение имеет обязательное страхование гражданско-правовой ответственности за причинение вреда жизни, здоровью или имуществу третьих лиц, а также окружающей среде в результате экологических аварий. Обязательному экологическому страхованию подлежат юридические лица и граждане, занимающиеся экологически опасными видами хозяйственной и иной деятельности (ч.2 ст.32 Закона Республики Казахстан «Об охране окружающей среды»). Перечень экологически опасных видов деятельности подлежит утверждению Правительством Республики Казахстан. Однако поскольку в законе четкие критерии для отнесения промышленных объектов к источникам повышенной опасности отсутствуют, а их перечень до настоящего времени не утвержден, регулирующая роль данной правовой нормы невелика. Прямое указание о необходимости обязательного страхования нефтяных операций содержится только в Указе Президента Республики Казахстан «О нефти». Так, статьей 55 названного Указа установлено, что подрядчики, осуществляющие нефтяные операции, обязаны застраховать: 1) риски ответственности, связанные с загрязнением окружающей среды, включая затраты по ликвидации последствий причиненного окружающей среде ущерба; 2) риски гражданско-правовой ответственности перед третьими лицами. При этом на подрядчиков, осуществляющих разведку и добычу на море, возложена обязанность страховать имущественные риски и риски ответственности таким образом, чтобы обеспечить страховое покрытие по следующим расходам:

- расходам по взятию  скважины под контроль;

- расходы по операциям  повторного бурения в случае  выхода скважины из под контроля;

- расходы по очистке  и локализации в случае загрязнения  моря;

- расходы по привлечению  специализированных компаний по  устранению аварийных ситуаций  и их последствий на море. В  целях реализации Указа «О  нефти» Президентом Республики  Казахстан издано постановление  № 2351 от 28 июня 1995 года, в соответствии  с которым Кабинету Министров  Республики Казахстан поручено  разработать и утвердить порядок  и условия обязательного страхования  нефтяных операций. Во исполнение  данного поручения постановлением  Правительства Республики Казахстан  № 916 от 18 июля 1996 года было утверждено  «Положение о порядке организации  и условиях проведения обязательного  страхования нефтяных операций», однако спустя два месяца действие  данного постановления было приостановлено  до особого распоряжения Правительства. Несмотря на то, что Указ «О нефти» содержит правовую норму, прямо обязывающую подрядчиков осуществлять обязательное страхование нефтяных операций, отсутствие подзаконного нормативного правового акта, регламентирующего порядок и условия такого страхования, существенно затрудняет процесс ее реализации. Специфика страхования экологических рисков не отражена должным образом ни в страховом законодательстве, ни в законодательстве об охране окружающей среды. Поэтому можно с уверенностью утверждать, что в настоящее время институт обязательного экологического страхования гражданско-правовой ответственности предприятий за вред, причиненный окружающей среде и здоровью граждан в результате экологических аварий, пока не получил надлежащего оформления. Несмотря, на то, что и в теории, и на практике еще не сложилось единого общепризнанного подхода к определению понятия экологического вреда и экологических рисков, в юридической литературе уже встречаются отдельные попытки классификации экологических рисков. Так, выделяются следующие категории экологических рисков:

- риски техногенных аварий;

- риски природного характера,  в том числе опасные геологические  явления (землетрясения, оползни, вулканы  и т.п.),  гидрометеорологические  и гелиогеофизические явления (сильный  ветер, дождь, паводок, крупный град, снегопад, метель и пр.), природные  пожары (лесные, торфяные) и т.п.;

- риски, связанные с изменением  качественного состояния природных  ресурсов, например, аварийное загрязнение  земель и недр токсикантами промышленного происхождения; порча и уничтожение плодородного слоя почвы (в том числе катастрофические проявления водной эрозии почв, сопровождающиеся смывом почвенного покрова при ливне и стоке талых вод); обвалы земной поверхности в результате выработки недр при добычи полезных ископаемых и пр.  В числе характерных особенностей страхования ответственности за вред, причиненный загрязнением окружающей среды специалисты называют:

- крупные размеры и  многообразие видов экологического  вреда;

- сложность в определении  точного момента наступления  страхового случая;

- необходимость строгого  учета степени риска, обеспечиваемого  проведением предварительных обследований, а также периодических проверок  и инспекций объектов, подлежащих  страхованию, получением дополнительных  сведений для определения вероятности  наступления страхового случая;

- обеспечение доступа  страховщиков к статистической  базе данных для оценки вероятности  наступления страхового события, а также наличие научно обоснованных  методик исчисления страховых  платежей;

- необходимость в установлении  пределов ответственности страховщика  во времени и по объему по  конкретным возможным видам загрязнения  и пр. Необходимо подчеркнуть, что  развитие экологического страхования  в Казахстане осложняется не  только отсутствием надлежащей  правовой базы, но и состоянием  экономики в целом, а также  тяжелым финансовым положением  предприятий - источников повышенной  опасности. Кроме того, поскольку  институт экологического страхования  появился сравнительно недавно, трудности в проведении экологического  страхования связаны также с  отсутствием необходимого опыта  и квалифицированных кадров - страховщиков, экологов, юристов. Вместе с тем, отсутствие у государства и  предприятий средств на мероприятия  по предотвращению последствий экологических аварий на производстве обусловливает актуальность проблем, связанных с развитием правового регулирования обязательного экологического страхования, поскольку только таким способом будет гарантироваться возмещение экологического вреда независимо от финансового положения причинителя.

 

3.2 Административный порядок возмещения экологического вреда

 

При значительном загрязнении окружающей среды и крупном экологическом ущербе государство берет на себя организацию мероприятий по преодолению негативных последствий, оказанию экстренной помощи и выплате населению пособий в возмещение экологического вреда. В части 5 статьи 69 Закона Республики Казахстан «Об охране окружающей среды» предусмотрено, что граждане, пострадавшие вследствие чрезвычайной экологической ситуации, а также проживающие в зонах экологического бедствия, имеют право на возмещение причиненного им вреда, включая получение компенсаций, льгот и других форм социальной защиты. Таким образом, право граждан на получение в административном порядке денежных компенсаций реализуется по мере решения более общего вопроса - о придании территории соответствующего статуса. Закон Республики Казахстан «Об охране окружающей среды». Статья 68. Чрезвычайная экологическая ситуация. Чрезвычайная экологическая ситуация - неблагополучная экологическая обстановка, возникшая на определенной территории в результате деятельности человека или стихийных сил природы, характеризующаяся глубокими и устойчивыми отрицательными изменениями окружающей среды, опасными для жизни и здоровья людей, сохранения растительного и животного мира.  При чрезвычайной экологической ситуации на отдельных территориях республики могут быть запрещены или ограничены отдельные виды хозяйственной деятельности и природопользования, проводятся оперативные меры по восстановлению (воспроизводству) природных ресурсов, оздоровлению окружающей среды, социальной защите населения в порядке, предусмотренном законодательством. Вышеприведенное определение экологической ситуации как чрезвычайной указывает на принципиальную возможность выявить ее специфику. К этому следует добавить, что опасная деградация окружающей среды на той или иной территории может быть следствием как крупных промышленных аварий, так и длительного правомерного, но экологически несбалансированного развития. Закон Республики Казахстан «Об охране окружающей среды». Статья 69. Зоны экологического бедствия. 1. Территории с чрезвычайной экологической ситуацией объявляются зонами экологического бедствия, если вследствие неблагополучной экологической обстановки нанесен существенный вред здоровью населения и (или) произошли разрушения естественных экологических систем, деградация флоры и фауны. Таким образом, основными критериями для объявления территории зоной экологического бедствия являются масштабы негативных изменений окружающей среды (разрушение естественных экологических систем, деградации, флоры и фауны), а также наличие существенного вреда здоровью населения. Кроме того, различие между чрезвычайной экологической ситуацией и зоной экологического бедствия определяется в зависимости от обратимости либо необратимости неблагоприятных изменений, сроков, которые требуется для восстановления приемлемого состояния окружающей среды. Как правило, зонами чрезвычайной экологической ситуации объявляются такие территории, где возникли такие неблагоприятные и опасные для людей изменения окружающей среды, которые физически обратимы и могут быть исправлены в сравнительно короткий промежуток времени. Таковы случаи аварий на нефтепроводах, на железнодорожном и автомобильном транспорте, а также наводнения, землетрясения и пр. Что касается зон экологического бедствия, то таковыми являются обширные территории, на которых в результате человеческой деятельности или стихийных явлений природы произошли необратимые и не поддающиеся исправлению в исторически обозримый срок негативные экологические изменения, ограничивающие или исключающие постоянное проживание людей на этих территориях. Чрезвычайная экологическая ситуация на той или иной территории Республики Казахстан объявляется Правительством Республики Казахстан, зоны экологического бедствия - законами Республики Казахстан. Поскольку действующее законодательство не устанавливает четких правовых критериев для объявления чрезвычайной экологической ситуации или экологического бедствия, решение вопроса об установлении чрезвычайного режима на той или иной территории со всеми вытекающими социальными, экономическими и финансовыми последствиями допускает значительную долю усмотрения органов исполнительной и законодательной власти. С момента введения в действие Закона Республики Казахстан «Об охране окружающей среды» и до настоящего времени решений о признании каких-либо территорий зонами чрезвычайной экологической ситуации Правительство не принимало. В отдельных случаях принимались решения о выделении денежных средств на ликвидацию последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Так, например, в целях ликвидации последствий селевого потока, произошедшего 14 июля 1999 года в урочище Медеу в бассейнах рек Малая  Алматинка  и   Есентай, постановлением Правительства Республики Казахстан от 20 октября 1999 года № 1576 было выделено 316 млн. тенге, для ликвидации последствий пожара на ТЭЦ-6 в г. Кзыл-Орде распоряжением Премьер-министра Республики Казахстан от 21 января 1997 года № 8-р было выделено 10 млн. тенге. Вместе с тем нужно иметь виду, что правовой режим зон чрезвычайной ситуации природного или техногенного характера существенно отличается от правового режима зоны чрезвычайной экологической ситуации, о чем прямо указано в статье 2 Закона Республики Казахстан «О чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера». Что касается территорий со статусом зоны экологического бедствия, то в настоящее время в Республике Казахстан официально объявлено две таких зоны - Приаралье и Семипалатинский ядерный полигон. Главная причина экологического кризиса в Приаралье - резкое падение уровня Аральского моря. Вызванное неоправданным увеличением безвозвратного водозабора из впадающих в него рек, и нерациональное использование водных ресурсов. Превышение безопасных норм изъятия водных ресурсов в бассейне Аральского моря привело к подъему уровня грунтовых вод, заболачиванию, засолению орошаемых земель, а избыточное введение пестицидов - к накоплению их в почве, загрязнению коллекторно-дренажных вод, сбрасываемых в реку Сырдарью, вода которой используется для водоснабжения населения. Новая суша, возникшая в результате отступления Аральского моря, стала очагом выноса мелкозема и солей. Пыль переносится на расстояние свыше 200 км. Общая масса солей, выпадающих на поверхность в районе Приаралья, в среднем равна 520 кг/га. Как подчеркивается в национальном плане действий по гигиене окружающей среды, утвержденном постановлением Правительства Республики Казахстан от 9 июня 2000 года №878, проблема Приаралья - не только экологическая, она является трагедией для здоровья людей. Здесь один из самых высоких уровней заболеваемости туберкулезом на территории СНГ. Смертность от туберкулеза постоянно растет и составляла в 1992 году - 11,7 и в 1999 году - 27,8 на 100 тыс. населения. Для региона также характерен один из самых высоких уровней заболеваемости анемией в мире. Расширяются и активизируются природные очаги таких особо опасных инфекций, как чума, крымская геморрагическая лихорадка, лейшманиозы и др. Интенсивное иссушение и засоление земель в дельте, глубокая деградация экологических систем, животного и растительного мира Аральского моря и прилегающих к нему территорий, резкое повышение заболеваемости населения, высокая смертность, особенно материнская и детская, прослужили причиной принятия Закона Республики Казахстан от 30 июня 1992 года «О социальной защите граждан, пострадавших вследствие экологического бедствия в Приаралье», в соответствии с которым казахстанская часть Приаралья была объявлена зоной экологического бедствия. Указанным законом установлены границы зон экологической катастрофы, экологического кризиса и экологического предкризисного состояния, а также определен круг лиц, имеющих правовой статус пострадавших вследствие экологического бедствия в Приаралье. До 1 апреля 1999 года определенным категориям лиц, пострадавшим вследствие экологического бедствия в Приаралье, оказывалась весьма существенная социальная поддержка, включавшая в себя выплату единовременных и ежегодных компенсаций, предоставление скидок на оплату коммунальных услуг, бесплатное обеспечение лекарствами, предоставление частично погашаемых беспроцентных ссуд на индивидуальное или кооперативное жилищное строительство и пр. С 1 апреля 1999 года действие некоторых статей указанного закона было приостановлено, в связи с чем в настоящее время реально осуществляются только следующие компенсационные мероприятия: 1) населению, проживающему в зоне экологического бедствия, ежегодно предоставляются дополнительные оплачиваемые трудовые отпуска с одновременным оказанием материальной помощи на оздоровление в размере месячной тарифной ставки или должностного оклада, а также применяются повышающие коэффициенты к пенсиям, должностным окладам и стипендиям; 2) гражданам, пострадавшим вследствие экологической катастрофы, предоставлено право на получение денежных компенсаций за утраченное недвижимое имущество и возмещение расходов, связанные с переездом на новое место жительства, а также право на первоочередное получение земельных участков и беспроцентной ссуды на индивидуальное жилищное строительство с ее погашением на 50%. Административный порядок компенсации ущерба, причиненного здоровью граждан в результате испытаний на Семипалатинском испытательном ядерном полигоне, введен Законом Республики Казахстан от 18 декабря 1992 года «О социальной защите граждан, пострадавших вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском испытательном ядерном полигоне». Всем гражданам, имеющим правовой статус пострадавших вследствие ядерных испытаний (ст.10 Закона), должна была быть выплачена единовременная денежная компенсация за каждый год проживания на загрязненной территории. К слову, многие из них не получили свои деньги до настоящего времени, что также свидетельствует о низком качестве правового регулирования контроля за расходованием целевых бюджетных средств, направляемых на реализацию экологических программ по оказанию помощи населению. Кроме того, законом установлены надбавки к пенсиям и должностным окладам, а также предусмотрено предоставление ежегодных дополнительных оплачиваемых отпусков (ст.13). Женщинам, проживающим на территориях, подвергшихся воздействию ядерных испытаний, предоставлено право на более продолжительный отпуск по беременности и родам. Детям и подросткам до 18 лет по медицинским показаниям бесплатно предоставляются путевки на лечение в санитарно-оздоровительных учреждениях (ст.14). В Законе Республики Казахстан «Об охране окружающей среды» предусмотрено, что мероприятия по воспроизводству природных ресурсов, оздоровлению окружающей среды, оказанию медицинской помощи населению в зоне экологического бедствия разрабатываются и осуществляются дифференцированно по определенным подзонам в соответствии с республиканскими целевыми программами, утверждаемыми Правительством (ч.3 ст.69). На их реализацию из государственного бюджета направляются крупные финансовые средства. Однако вопрос о расходовании указанных средств, а также порядке осуществления контроля за их целевым использованием совершено не решен в законодательстве, что является помехой в достижении поставленных задач. Подводя итог, необходимо указать, что характерными признаками административного порядка возмещения экологического вреда, отличающими его от других способов возмещения, являются следующие:

- выплата компенсаций  и осуществление иных реабилитационных  мероприятий производятся по  решению органов законодательной  власти;

- компенсационные мероприятия  проводятся на соответствующей  территории в связи с признанием  ее зоной экологического бедствия;

- источником финансирования  компенсационных мероприятий являются  средства республиканского и  местных бюджетов.

Существенной особенностью административного порядка возмещения экологического вреда является то, что он применяется (при наличии к тому оснований) независимо от включения механизма судебного или страхового возмещения вреда.

 

 

3.3 Экологический иск как  инструмент возмещения экологического  вреда

 

 

Экологические иски граждан являются одним из новейших инструментов законодательства Республики Казахстан в сфере охраны окружающей среды. В дореформенный период возмещение экологического вреда допускалось только по искам уполномоченных государственных органов, а сам экологический вред рассматривался как вред, причиненный окружающей среде и ее отдельным объектам. В качестве основного достоинства нового законодательства можно назвать официальное признание экологических прав граждан, а также существенное расширение судебной компетенции. Права граждан на жизнь и здоровье - естественные права человека, принадлежащие ему от рождения. В дореформенной период охрана жизни и здоровья граждан традиционно понималась как защита от насильственных посягательств на личность. С принятием закона Каз.ССР от 18 июня 1991 года «Об охране окружающей природной среды в Казахской ССР» интересы граждан в чистом и здоровом природном окружении получили статус законных интересов, признаваемых государством и защищаемых правовыми средствами. В Конституции независимого Казахстана, принятой 28 января 1993 года, были обозначены новые приоритеты: права и интересы личности провозглашены высшей ценностью, а право граждан на благоприятную для жизни и здоровья окружающую природную среду возведено в ранг конституционного права. Дальнейшее развитие политической системы общества обусловило снятие каких-либо ограничений на возможность обращения в суд. Право на судебную защиту экологических прав (в том числе право возмещения экологического вреда) стало пониматься как право абсолютное, реализуемое в качестве общего дозволения. Однако утверждать, что действующее законодательство Республики Казахстан в сфере судебной защиты экологических прав является совершенным, было бы преждевременно. Обращаясь к выяснению вопроса о том, насколько эффективно обеспечиваются интересы лиц, обратившихся к помощи правосудия с целью разрешения конфликта, вызванного нарушением норм экологического законодательства, прежде всего нужно отметить следующее. Существенным недостатком Закона Республики Казахстан «Об охране окружающей среды» является умолчание о праве граждан адресовать непосредственно государству требования о возмещении вреда, причиненного здоровью. Так, в части 1 статьи 86 Закона Республики Казахстан «Об охране окружающей среды» установлено, что юридические и физические лица, причинившие вред здоровью граждан вследствие нарушения законодательства об охране окружающей среды, обязаны возместить вред в соответствии с действующим законодательством». Впервые возможность предъявления экологических исков в защиту неопределенного круга лиц была предусмотрена Законом Республики Казахстан «Об охране окружающей среды», предоставившим гражданам и общественным объединениям право на обращение в суд с требованием об ограничении либо прекращении экологически вредной деятельности. В статье 8 нового Гражданского процессуального кодекса (ГПК) Республики Казахстан, принятого в июле 1999 года, официально закреплен институт группового (коллективного) иска. Вместе с тем, упоминание о защите неопределенного круга лиц содержится лишь в указанной статье, а в целом процессуальное законодательство не отражает специфику рассмотрения таких дел, что можно назвать существенной недоработкой нового ГПК. По вопросу о том, какие именно экологические иски могут предъявляться в защиту неопределенного круга лиц, ГПК Республики Казахстан отсылает к материально-правовым нормативным актам. К сожалению, действующее законодательство об охране окружающей среды при определении требований, которые могут предъявляться в защиту экологических прав неопределенного круга лиц, ограничивается вышеназванными исками об ограничении или прекращении экологически вредной деятельности. Однако потребность в защите экологических интересов большой группы лиц, персонифицированный состав которой неизвестен, возникает гораздо чаще. Помимо этого, рассмотрение экологических исков, предъявленных в защиту неопределенного круга лиц, позволит достичь наибольшего социального эффекта, поскольку одновременно будут защищаться как публичные, так и частноправовые интересы. Отсутствие развитых форм процессуальной защиты экологических прав неопределенного круга лиц, существенно затрудняет реализацию конституционного права граждан на благоприятную для жизни и здоровья окружающую среду.

Информация о работе Контроль изготовления фотосхем и их оформление