Влияние ОФП на развитие физических качеств юных футболистов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2013 в 09:44, курсовая работа

Описание работы

Футбол — разнообразен и многолик. Он может объединять и вызывать резкую неприязнь, создавать добрые отношения и противостояние, ввергать целые страны в состояние эйфории или шока, быть красивым и элегантным или корявым, добрым или злобным. Словом, это футбол, и каждый его воспринимает по-своему. Соревнования в футболе являются не только способом определения победителя, но и главным средством подготовки футболиста, совершенствования его спортивного мастерства, контроля за уровнем подготовленности и т.д. Соревновательная деятельность оказывает большое воздействие на рабочие потенциалы организма футболистов.
Только в соревновательной деятельности наблюдаются максимальная скорость движений и действий, проявление максимальной силы и выносливости, координационная сложность. В настоящее время в нашей стране разработана стройная система соревнований по футболу, включающая в себя поэтапность, последовательность и чередование соревнований различного уровня и ранга.

Содержание работы

Введение

Глава I. Особенности развития физических качеств в футболе

1.1. Характеристика общей физической подготовки

1.2. Теоретико-практические основы развития физических качеств

1.3. Основы футбола как специальной деятельности. Техника и тактика игры

1.4. Физиологические особенности юных футболистов

1.5. Контрольные упражнения (тесты) для определения уровня развития физических качеств

Выводы по I главе

Глава II. Влияние общей физической подготовки на развитие физических качеств юных футболистов

2.1. Цель и задачи исследования

2.2. Методы исследования

2.3. Организация исследования

2.4. Результаты исследования и их обсуждение

Выводы по II главе

Заключение

Файлы: 1 файл

Влияние ОФП на развитие физических качеств юных футболистов.doc

— 588.50 Кб (Скачать файл)

9) возраста и пола;

10) скоростных природных способностей человека.

 

С физиологической точки  зрения быстрота реакции зависит  от скорости протекания следующих пяти фаз:

1) возникновения возбуждения  в рецепторе (зрительном, слуховом, тактильном и др.), участвующем  в восприятии сигнала; 

2) передачи возбуждения в центральную нервную систему;

3) перехода сигнальной информации  по нервным путям, ее анализа  и формирования эфферентного  сигнала;

4) проведения эфферентного сигнала  от центральной нервной системы  к мышце;

5) возбуждения мышцы и появления  в ней механизма активности.

Максимальная частота движений зависит от скорости перехода двигательных нервных центров из состояния  возбуждения в состояние торможения и обратно, т.е. она зависит от лабильности нервных процессов.

На быстроту, проявляемую  в целостных двигательных действиях, влияют: частота нервно-мышечной импульсации, скорость перехода мышц из фазы напряжения в фазу расслабления, темп чередования этих фаз, степень включения в процесс движения быстро сокращающихся мышечных волокон и их синхронная работа.

С биохимической точки  зрения быстрота движений зависит от содержания аденозинтрифосфорной кислоты  в мышцах, скорости ее расщепления  и ресинтеза. В скоростных упражнениях  ресинтез АТФ происходит за счет фосфорокреатинового  и гликолитического механизмов (анаэробно без участия кислорода). Доля аэробного (кислородного) источника в энергетическом обеспечении разной скоростной деятельности составляет 0—10%.

Генетические исследования (метод близнецов, сопоставление  скоростных возможностей родителей  и детей, длительные наблюдения за изменениями показателей быстроты у одних и тех же детей) свидетельствуют, что двигательные способности существенно зависят от факторов генотипа. По данным научных исследований, быстрота простой реакции примерно на 60— 88% определяется наследственностью. Среднесильное генетическое влияние испытывают скорость одиночного движения и частота движений, а скорость, проявляемая в целостных двигательных актах, беге, зависит примерно в равной степени от генотипа и среды (40 - 60%).

Наиболее благоприятными периодами для развития скоростных способностей как у мальчиков, так и у девочек считается возраст от 7 до 11 лет. Несколько в меньшем темпе рост различных показателей быстроты продолжается с 11 до 14—15 лет. К этому возрасту фактически наступает стабилизация результатов в показателях быстроты простой реакции и максимальной частоты движений. Целенаправленные воздействия или занятия разными видами спорта оказывают положительное влияние на развитие скоростных способностей: специально тренирующиеся имеют преимущество на 5—20% и более, а рост результатов может продолжаться до 25 лет.

Половые различия в уровне развития скоростных способностей невелики до 12—13-летнего возраста. Позже мальчики начинают опережать девочек, особенно в показателях быстроты целостных двигательных действий (бег, плавание и т.д.).

Задачи развития скоростных способностей.

Первая задача состоит  в необходимости разностороннего  развития скоростных способностей (быстрота реакции, частота движений, скорость одиночного движения, быстрота целостных действий) в сочетании с приобретением двигательных умений и навыков, которые осваивают дети за время обучения в образовательном учреждении. Для педагога по физической культуре и спорту важно не упустить младший и средний школьный возраст  - сенситивные (особенно благоприятные) периоды для эффективного воздействия на эту группу способностей.

Вторая задача - максимальное развитие скоростных способностей при  специализации детей, подростков, юношей и девушек в видах спорта, где  скорость реагирования или быстрота действия играет существенную роль (бег на короткие дистанции, спортивные игры, единоборства, санный, спорт и др.).

Третья задача совершенствование  скоростных способностей, от которых  зависит успех в определенных видах трудовой деятельности (например, в летном деле, при выполнении функций оператора в промышленности, энергосистемах, системах связи и др.).

Скоростные способности  весьма трудно поддаются развитию. Возможность повышения скорости в локомоторных циклических актах  весьма ограничена. В процессе спортивной тренировки повышение скорости движений достигается не только воздействием на собственно скоростные способности, но и иным путем - через воспитание силовых и скоростно-силовых способностей, скоростной выносливости, совершенствование техники движений и др., т.е. посредством совершенствования тех факторов, от которых существенно зависит проявление тех или иных качеств быстроты.

В многочисленных исследованиях  показано, что все вышеназванные  виды скоростных способностей специфичны. Диапазон взаимного переноса скоростных способностей ограничен (например, можно обладать хорошей реакцией на сигнал, но иметь невысокую частоту движений; способность выполнять с высокой скоростью стартовый разгон в спринтерском беге еще не гарантирует высокой дистанционной скорости и наоборот). Прямой положительный перенос быстроты имеет место лишь в движениях, у которых сходные смысловые и программирующие стороны, а также двигательный состав. Отмеченные специфические особенности скоростных способностей поэтому требуют применения соответствующих тренировочных средств и методов по каждой их разновидности.

Средства воспитания скоростных способностей

Средствами развития быстроты являются упражнения, выполняемые  с предельной либо околопредельной  скоростью (т.е. скоростные упражнения).

Их можно разделить  на три основные группы.

1. Упражнения, направленно  воздействующие на отдельные  компоненты скоростных способностей:

а) быстроту реакции;

б) скорость выполнения отдельных  движений;

в) улучшение частоты движений;

г) улучшение стартовой скорости;

д) скоростную выносливость;

е) быстроту выполнения последовательных двигательных действий в целом (например, бега, плавания, ведения мяча).

2. Упражнения комплексного (разностороннего) воздействия на все основные компоненты скоростных способностей (например, спортивные и подвижные игры, эстафеты, единоборства и т.д.).

3. Упражнения сопряженного воздействия: 

а) на скоростные и все  другие способности (скоростные и силовые, скоростные и координационные, скоростные и выносливость);

б) на скоростные способности  и совершенствование двигательных действий (в беге, плавании, спортивных играх и др.)

В спортивной практике для  развития быстроты отдельных движений применяются те же упражнения, что  и для развития взрывной силы, но без отягощения или с таким отягощением, которое не снижает скорости движении. Кроме этого используются такие упражнения, которые выполняют с неполным размахом, с максимальной скоростью и с резкой остановкой движений, а также старты и спурты.

Для развития частоты  движений применяются: циклические упражнения в условиях, способствующих повышению темпа движений; бег под уклон, за мотоциклом, с тяговым устройством; быстрые движения ногами и руками, выполняемые в высоком темпе за счет сокращения размаха, а затем постепенного его увеличения; упражнения на повышение скорости расслабления мышечных групп после их сокращения.

Для развития скоростных возможностей в их комплексном выражении  применяются три группы упражнений: упражнения, которые используются для  развития быстроты реакции; упражнения, которые используются для развития скорости отдельных движений, в том числе для передвижения на различных коротких отрезках (от 10 до 100 м); упражнения, характеризующиеся взрывным характером.

Методы воспитания скоростных способностей

Основными методами воспитания скоростных способностей являются:

1. методы строго регламентированного  упражнения;

2. соревновательный метод; 

3. игровой метод.

Методы строго регламентированного  упражнения включают в себя:

а) методы повторного выполнения действий с установкой на максимальную скорость движения;

б) методы вариативного (переменного) упражнения с варьированием скорости и ускорений по заданной программе  в специально созданных условиях.

При использовании метода вариативного упражнения чередуют 
движения с высокой интенсивностью (в течение 4—5 с) и движения с 
меньшей интенсивностью вначале наращивают скорость, затем поддерживают ее и замедляют скорость. Это повторяют несколько раз подряд.

Соревновательный метод  применяется в форме различных  тренировочных состязаний (прикидки, эстафеты, гандикапы - уравнительные соревнования) и финальных соревнований. Эффективность данного метода очень высокая, поскольку спортсменам различной подготовленности предоставляется возможность бороться друг с другом на равных основаниях, с эмоциональным подъемом, проявляя максимальные волевые усилия.

Игровой метод предусматривает  выполнение разнообразных упражнений с максимально возможной скоростью  в условиях проведения подвижных  и спортивных игр. При этом упражнения выполняются очень эмоционально, без излишних напряжений. Кроме того, данный метод обеспечивает широкую вариативность действий, препятствующую образованию «скоростного барьера».

Специфические закономерности развития скоростных способностей обязывают  особенно тщательно сочетать указанные выше методы в целесообразных соотношениях. Дело в том, что относительно стандартное повторение движений с максимальной скоростью способствует стабилизации скорости на достигнутом уровне, возникновению «скоростного барьера». Поэтому в методике воспитания быстроты центральное место занимает проблема оптимального сочетания методов, включающих относительно стандартные и варьируемые формы упражнений.

Методики воспитания скоростных способностей

Воспитание быстроты простой двигательной реакции.

В настоящее время  в физическом воспитании и спорте достаточно ситуаций, где требуется  высокая быстрота реакции, и ее улучшение  на одну десятую или даже на сотые  доли секунды (а речь часто идет именно об этих мгновениях) имеет большое  значение. Основной метод при развитии быстроты реакции метод повторного выполнения упражнения. Он заключается в повторном реагировании на внезапно возникающий (заранее обусловленный) раздражитель с установкой на сокращение времени реагирования.

Упражнения на быстроту реакции вначале выполняют в облегченных условиях (учитывая, что время реакции зависит от сложности последующего действия, ее отрабатывают отдельно, вводя облегченные исходные положения и т.д.). Например, в легкой атлетике (в беге на короткие дистанции) отдельно упражняются в скорости реакции на стартовый сигнал с опорой руками о какие-либо предметы в положении высокого старта и отдельно без стартового сигнала в быстроте выполнения первых беговых шагов.

Как правило, реакция  осуществляется не изолированно, а  в составе конкретно направленного двигательного действия или его элемента (старт, атакующее или защитное действие, элементы игровых действий и т.п.). Поэтому для совершенствования быстроты простой двигательной реакции применяют упражнения на быстроту реагирования в условиях, максимально приближенных к соревновательным, изменяют время между предварительной и исполнительной командами (вариативные ситуации).

Добиться значительного  сокращения времени простой реакции  трудная задача. Диапазон возможного сокращения ее латентного времени за период многолетней тренировки примерно 0,10 - 0,15 с.

Простые реакции обладают свойством переноса: если человек  быстро реагирует на сигналы в  одной ситуации, то он будет быстро реагировать на них и в других ситуациях. [12, 37] 

 

Понятие о выносливости

Выносливость - важнейшее  физическое качество, проявляющееся  в профессиональной, спортивной практике (в той или иной степени в  каждом виде спорта) и повседневной жизни. Она отражает общий уровень  работоспособности человека. В теории физического воспитания под выносливостью понимают способность человека значительное время выполнять работу без снижения мощности нагрузки её интенсивности или как способность организма противостоять утомлению.

Выносливость - многофункциональное  свойство человеческого организма и интегрирует в себе большое число процессов, происходящих на различных уровнях: от клеточного до целостного организма. Однако, как показывают результаты современных научных исследований, ведущая роль в проявлении выносливости принадлежит факторам энергетического обмена веществ и вегетативным системам, которые его обеспечивают, а именно сердечно- сосудистой, дыхательной, а также ЦНС.

Выносливость как качество проявляется в двух основных формах:

1. В продолжительности работы без признаков утомления на данном уровне мощности;

2. В скорости снижения работоспособности при наступлении утомления.

Выносливость – способность  человека длительному выполнению какой-либо двигательной деятельности без снижения ее эффективности. Выносливость необходима в той или иной мере при выполнении любой физической деятельности. В одних видах физических упражнений она непосредственно определяет спортивный результат (ходьба, бег  на средние и длинные дистанции, велогонки, бег на коньках на длинные дистанции, лыжные гонки), в других – позволяет лучшим образом выполнить определенные тактические действия (бокс, борьба, спортивные игры и т.п.); в-третьих – помогает переносить многократные кратковременные высокие нагрузки и обеспечивает быстрое восстановление после работы (спринтерский бег, метания, прыжки, тяжелая атлетика, фехтование и пр.).

Информация о работе Влияние ОФП на развитие физических качеств юных футболистов