Туризм в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2013 в 13:48, курсовая работа

Описание работы

Можно выделить следующие задачи работы:
изучение развития туризма на современном этапе, в том числе социального туризма,
исследование социальных процессов, оказывающих влияние на развитие туризма (въездного, выездного, внутреннего),
анализ ситуации на рынке туристских услуг, проведение сегментации рынка потребителей туристских услуг.

Содержание работы

Введение 2
Глава 1. Общая характеристика туристской отрасли 4
1.1 Понятие "туристская индустрия" 4
1.2 Виды туризма 12
1.3 Социально-экономическое значение туризма (внутреннего, въездного, выездного) 15
1.4 Социальный туризм 18
Глава 2. Воздействие социальных процессов на развитие туризма (внутреннего, въездного, выездного) 28
2.1 Социальные процессы. Понятие и сущность 28
Заключение 37
Список использованной литературы 38

Файлы: 1 файл

туризм в россии.docx

— 49.15 Кб (Скачать файл)

Туризм (въездной, выездной, внутренний) как многоплановая и  активная форма отдыха способствует полному и всестороннему обновлению сил и внутренних ресурсов человека, затраченных на производстве и в  быту. Он предоставляет возможность  временно покинуть место постоянного  проживания, изменить характер деятельности, привычную обстановку и образ  жизни. Эффективность туризма в  восстановлении сил и трудоспособности человека, и следовательно, психофизиологических ресурсов всего общества, заключается  в разнообразии и активности видов  туристской деятельности.

Кроме того, развитая туристская индустрия позволяет решить задачу занятости местного населения, так  как туризм является одной из самых  трудоемких отраслей с большим количеством  работников, занятых обслуживанием  туристов. Как показывает практика, прием и обслуживание одного туриста  обеспечивает рабочие места 5-7 человека, что в значительной степени способствует смягчению такого явления, как безработица.

Туризм оказывает влияние  на повышение уровня жизни населения  туристских регионов, обеспечивая приток денежных средств, увеличивая доходы предприятий  туриндустрии и ее работников, развивая хозяйственную деятельность региона, направленную на туристов и местное  население.

1.4 Социальный туризм

Федеральный закон "Об основах  туристской деятельности в Российской Федерации" определяет социальный туризм как "путешествия, субсидируемые  из средств, выделяемых государством на социальные нужды", при этом отдельным  категориям российских туристов государство  в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации, предоставляет  льготы социального характера.

В странах Европейского союза  социальный туризм ассоциируется с  клиентурой с низкими доходами, которые  не позволяют получать высококачественные туристские услуги. Эта категория  граждан нуждается в льготах  социального характера. К ней  относятся в первую очередь многодетные  семьи, дети-сироты, воспитанники детских  домов и школ-интернатов, учащаяся и работающая молодежь, пенсионеры, инвалиды и малоимущие граждане. По оценкам отечественных экспертов, в Российской Федерации насчитывается  около 35 млн. пенсионеров и инвалидов. Основными источниками средств  для оказания целевой помощи наиболее уязвимым слоям населения являются федеральный и местный бюджеты. По некоторым экспертным данным, в 1996 г. в России социальную помощь на проведение отдыха и лечения получили около 160 тыс. пенсионеров и инвалидов.

В Советском Союзе организацией социального туризма занимались Центральный совет по туризму  и экскурсиям ВЦСПС (ЦСТЭ) и Бюро международного молодежного туризма (БММТ "Спутник") ЦК ВЛКСМ. Объем  обслуживания ЦСТЭ на 1989 г. составлял 42 млн. туристов и 226,1 млн. экскурсантов, а объем оказанных услуг за тот же период достиг 3 млрд. руб. при  численности работающих в системе 170 тыс. человек.

Объем обслуживания туристов БММТ "Спутник" в том же году составил 6,2 млн. человек, а объем  услуг - 365 млн. руб. (в ценах 1989 г) при  численности работающих около 7 тыс. человек.

Различного рода скидки и  льготы на предоставляемые туристские путевки превышали в ряде случаев 50-70% их стоимости и дотировались профсоюзами и другими общественными  организациями.

При рыночных отношениях указанные  выше системы социального туризма  распались, а их элементы превратились в коммерческие структуры, занимающиеся в основном международным туризмом. О своей приверженности к социальному  туризму заявила лишь Российская ассоциация социального туризма (PACT), являющаяся членом Международного бюро социального туризма (БИТС), организованного 7 июня 1963 г. в Брюсселе.

БИТС является одним из присоединившихся членов Всемирной  туристской организации. В рамках ВТО  и БИТС регулярно проводятся семинары и конференции, посвященные проблемам  социального туризма. ВТО официально подтвердила цели социального туризма  в Манильской декларации по мировому туризму (1980 г): "Социальный туризм - это цель, к которой общество должно стремиться в интересах менее  обеспеченных граждан при использовании  ими прав на отдых".

Монреальская декларация "К гуманному и социальному ведению туризма", принятая Генеральной ассамблеей БИТС 12 сентября 1996 г., целиком посвящена проблемам социального туризма, который назван там "дизайнером общества и двигателем экономического развития".

 

Обеспечение доступности  туристского отдыха для всех, включая  многодетные семьи, молодежь и пожилых  лиц, требует разработки и осуществления  ряда конкретных мер, к числу которых  относятся определение социальной туристской политики государства, принятие собственных законодательных и  нормативных актов, создание социальной инфраструктуры, обеспечение систем и механизмов поддержки малообеспеченных слоев населения, подготовка работников системы социального туризма, включая  его организаторов, информационная работа и многое другое. Сотни миллионов  людей в мире путешествуют благодаря  социальному туризму. В статье 13 Монреальской декларации БИТС определены формальные категории туристских организаций, которые могут заниматься социальным туризмом: "К движению социального туризма может принадлежать любая туристская организация (ассоциация, кооператив, общество взаимопомощи, фонд, федерация, бесприбыльная организация и т.д.), которая в своем уставе или регламенте четко ставит задачи социального характера и цель обеспечения доступности путешествий и туризма для максимального количества людей, не ограничивая себя единственной целью получения прибыли". Принадлежность к организациям социального туризма должна подтверждаться условиями, изложенными ниже.

Предлагаемые виды деятельности нацелены на совместное решение социальных, просветительских и культурных задач, способствующих уважению и развитию человека.

Четко определяется целевая  клиентура, при этом отсутствует  какая-либо дискриминация по расовым, культурным, религиозным, политическим, философским или социальным признакам.

Неотъемлемым элементом  предлагаемого турпродукта является добавленная стоимость неэкономического характера.

Четко указываются стремления обеспечить гармоничную интеграцию социального туризма в местную  среду.

Вид деятельности и цена турпродукта социального туризма указываются в конкретных документах. Цены соответствуют заявленным социальным целям. Прибыль полностью или частично реинвестируется в улучшение качества туристских услуг, предлагаемых общественности.

Управление кадрами отвечает требованиям социального законодательства и нацелено на обеспечение удовлетворенности  работой и постоянное повышение  квалификации кадров.

Несмотря на достигнутые  успехи, упрочить свои позиции социальный туризм может только при наличии  долгосрочной продуманной социальной политики в области туризма на национальном, региональном и международном  уровнях.

Поскольку организациями  социального туризма извлечение прибыли как цель не ставится, а  общая тенденция в развитии международного туризма направлена на предоставление туристских услуг все более высокого качества, то учреждения социального  туризма сталкиваются в последнее  время со значительными трудностями, которые включают явления разного  порядка:

проблемы создания новой  или адаптации к современным  требованиям существующей материальной базы социального туризма;

отсутствие надлежащей законодательной  и нормативной базы;

информационные и психологические  проблемы, с которыми сталкиваются отдыхающие в системе социального  туризма;

растущие стандарты качества обслуживания социального туризма;

формы оказания материальной помощи клиентам социального туризма  и ряд других проблем.

Что касается форм оказания материальной помощи лицам, пользующимся услугами социального туризма, то одна из них - отпускные чеки, которые  можно использовать при покупке  турпродукта. Они получили в некоторых странах Европы достаточно широкое распространение. Так, системой отпускных чеков во Франции занимается Французская национальная ассоциация отпускных чеков, в Швейцарии - Швейцарская касса путешествий.

Отпускной чек - платежный  документ с высокой степенью защищенности от подделки. В своем исполнении они представляют собой подобие  чековой книжки и имеют определенную номинальную стоимость.

Для успешного функционирования системы отпускных чеков необходимо наличие и взаимодействие следующих  субъектов:

1. наличие агентства, уполномоченного  производить не необходимые операции  по чекам (эмиссию, продажу  и оплату);

2. оптовых покупателей  отпускных чеков (предприятия  профсоюзы);

3. носителей и пользователей  чеков (отдельные физические лица);

4. предприятий обслуживания  по отпускным чекам. 

Основные принципы функционирования данной системы заключается в  следующем:

1. определенное агентство  осуществляет эмиссию чеков на  требуемую сумму. 

2. оптовый покупатель предварительно  оплачивает их стоимость и  распределяет среди работников  предприятия с предоставлением  скидок (скидки разные).

3. работник предприятия  рассчитывав за чек единовременно  или в рассрочку. 

4. полученные предприятием  обслуживания чеки (гостиницы, магазины  и т.д.) обналичиваются в агентстве, где была произведена эмиссия

Данная система позволяет  обеспечивать целенаправленный расход средств, снижение налогов, усовершенствовать  систему скидок в предприятиях обслуживания.

Таким образом, социальный туризм понимается как сектор туристского  рынка, где покупатели получают субсидии из средств, выделяемых государством на социальные нужды, или иных источников покрытия, в целях создания условий  для путешествий и отдыха школьникам, работающей и учащейся молодежи из малообеспеченных семей, пенсионерам, ветеранам и инвалидам, т.е. лицам, которым государственные и иные организации оказывают социальную поддержку. Интересно отметить, что  в высокоразвитых странах, таких, как  США и Германия, социальный туризм как вид дотируемого туризма  отсутствует. Известно и одно из положений  Гаагской декларации 1989 г., в котором  провозглашается, что государства  не могут тратить на туризм больше того, что они надеются от него получить. Таким образом, центральная проблема социального туризма, наиболее сложная  и трудноразрешимая, состоит в  поиске источников его финансирования, а при наличии таковых - в системе  добросовестного распределения  финансовых средств среди малоимущих категорий лиц, имеющих по тем  или иным критериям предпочтительное право на льготы в нем. Можно предположить, что при отсутствии надлежащих правовых норм, законодательной базы, финансовых и кадровых документов социальный туризм может превратиться в кормушку для  недобросовестных лиц.

В силу экономических и  социальных проблем создание систем "отпускных чеков" и социального  туризма в России в ближайшее  время представляется достаточно проблематичным, так же, как и принятие проекта  Федерального закона "О социальном туризме", обсужденного в ходе парламентских  слушаний в Государственной Думе в июне 1998 г.

"Закон о социальном  туризме" не получил поддержку  думского большинства. 

Вот основные положения Проекта  Федерального Закона "О социальном туризме", который, как ожидается, будет слушаться в феврале-марте 2005 года.

С целью поддержки и  развития социального туризма, большей  его доступности для слабозащищенных социальных слоев и привлечения инвестиций в эту сферу государство предусматривает для предприятии, учреждении, организации и граждан, вкладывающих собственное имущество и средства, свои интеллектуальный продукт в развитие социального туризма в России, следующие преимущества:

при лицензировании в сфере  социального туризма лицензионный сбор не взимается при наличии  профессионального образования, специальной  подготовки и аттестации работников социального туризма;

осуществляется безвозмездная  целевая сертификация;

вводится шкала размеров налогообложения, пошлин и иных сборов на услуги, оказываемые учреждениями социального туризма, в том числе  при реализации отрывного талона, отпускного чека, членской карты, маршрутного  листа и маршрутной книжки участника  социального туризма на туристско-оздоровительные  и экскурсионно-познавательные мероприятия, а также работы и услуги по производству, тиражированию, прокату туристско-спортивного  инвентаря и туристской продукции, а также по налогам на имущество  организаций социального туризма, на содержание жилищного фонда и  объектов социально-культурной сферы;

освобождаются от налогообложения  земли, занятые объектами социального  туризма;

при оказании туристских услуг  социального характера налог  на добавленную стоимость на социальный туристский продукт преобразуется  в не подлежащую налогообложению  социальную туристскую ренту, полностью  направляемую на поддержку и развитие социального туризма;

не признается объектом налогообложения  и не подлежит налогообложению реализация на территории РФ туристских товаров, работ и услуг при условии  их финансирования исключительно и  непосредственно за счет займов, кредитов или безвозмездной финансовой помощи, предоставляемых международными и  общероссийскими общественными  организациями или физическими  лицами, межгосударственными или  социально-экономическими организациями (в рамках социального партнерства), одной из сторон кото-рых является РФ или общероссийская общественная организация, общероссийский орган управления в социальном туризме...;

образовательные учреждения социального туризма освобождаются  от налога на имущество, налога на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы, земельного налога, транспортного  налога, налога на пользователей автомобильных  дорог, от сбора на нужды образовательных  учреждений;

Информация о работе Туризм в России