Туризм в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Апреля 2015 в 19:12, курсовая работа

Описание работы

Данная работа включает в себя три главы. В первой главе рассмотрена история туризма в России, а так же те периоды, которые она в себя включает. Предпосылки туризма и первый туризм в Древней Руси. Просветительский период и цели туризма в этот период. Предпринимательский период, образование первых туристических организаций в России. Развитие туризма в познавательно-экскурсионной направленности, становление и развитие разных видов спортивного туризма.

Файлы: 1 файл

_Turizm_v_Rossii.docx

— 60.95 Кб (Скачать файл)

Международный туризм в России и других странах СНГ переживает не самые лучшие времена, что связано, прежде всего, с политической и экономической нестабильностью. Эти обстоятельства отпугивают, с одной стороны, потенциальных иностранных гостей от визитов в вышеназванные страны, а с другой - иностранных бизнесменов от вложения денег в развитие туристской инфраструктуры этих стран. Туристский бизнес в России находится в стадии глубокой структурной перестройки, институционального становления, формирования внутриотраслевых, межотраслевых, межрегиональных и внешнеэкономических связей. В полной мере это относится к процессу формирования туристской инфраструктуры, соответствующего сегмента рынка труда, системы государственного регулирования туристской деятельности». Для решения этих проблем российское правительство 26 февраля 1996 г. утвердило разработанную ГКФТ России Федеральную программу развития туризма в Российской Федерации.«Становление в России современного высокоэффективного и конкурентоспособного туристского комплекса как основной цепи программы связано с решением ряда актуальных задач, таких, как создание нормативно-правовой базы и основ системы государственного регулирования туристской деятельности, формирование современного отечественного туристского рынка на основе развития конкуренции, углубления специализации и кооперации в работе туристских предприятий, обеспечение условий для развития различных видов внутреннего и въездного туризма, интеграции России в систему мирового туристского рынка и развитие международного сотрудничества в области туризма». Программа будет проводиться в два этапа.

Первый этап рассчитан на полтора года, в основном, по мнению авторов, для вывода туризма из состояния структурного кризиса, формирования правовых и организационных механизмов его защиты, а также предполагает развитие материальной базы в рамках реконструкции и завершения строительства туристских объектов, расположенных в районах с наиболее высоким туристским потенциалом. В результате реализации первого этапа программы ожидаются стабзация и начало постепенного роста внутреннего и въездного туризма на 4% ежегодно, а при определенных благоприятных условиях рост достигнет 8-9%, а ежегодный прирост валютных поступлений составит 1 млрд. долл. Согласно прогнозным оценкам к концу этого этапа в сфере туризма и сопряженных отраслей будет создано 60 тыс. рабочих мест [6, стр.78].

Второй этап более продолжительный, чем первый, с 1998 по 2005 г., предполагает активное строительство новых объектов для размещения туристов и туристской инфраструктуры, модернизацию существующей материальной базы, а также проведение широкомасштабной рекламной кампании по продвижению туристского продукта России на мировом рынке. В результате реализации второго этапа авторы Федеральной программы ожидают дальнейшего роста туристских потоков на 14-15%.В программе планируется реализовать мероприятия по кадровому и научному обеспечению, а к 2000 г. предполагается завершить работы по созданию современной системы подготовки кадров для сферы туризма. В рамках рекламно-информационного обеспечения развития международного туризма планируются следующие мероприятия:

 подготовка и создание базового  пакета информационно-рекламных  материалов о возможностях российского  рынка;

 участие организаций в проведении  международных туристских выставок;

 проведение рекламных кампаний  в прессе с целью формирования  положительного имиджа России;

 создание информационных банков  данных об отечественных и  зарубежных туристских фирмах;

 создание единой туристско-информационной  сети на территории России, ее  интеграция с аналогичными международными  сетями;

 реформирование сети заграничных  представительств ГКФТ с целью  придания им функций национальных  рекламно-информационных туристских  центров России за рубежом.

Для проведения всех перечисленных мероприятий по рекламно-информационному развитию международного туризма, кроме последнего, по программе выделялось на 1995-1997 гг. около 5,4 млрд. руб. (в ценах 1995 г.). Для проведения последнего мероприятия 4,2 млн. долл. было распределено поровну по годам. Членство России в ВТО, участие в генеральных ассамблеях, заседаниях исполкома и других мероприятиях, проводимых по линии ВТО, в указанный трехгодичный период обошлось бы по 100 тыс. долл. в год, а что касается участия России в организации и проведении международных туристских выставок, создании единого национального стенда, то на такое международное сотрудничество из казны пришлось бы выделить по 56 тыс. долл. в первые два года и 58 тыс. долл. в третий год. Для столицы России московское правительство также разработало Концепцию развития международного туризма в Москве до 2005 г., согласно которой планируется произвести реконструкцию существующих гостиниц и построить новые на 38 тыс. гостиничных мест. По предварительным оценкам, на это потребуется 5,9 млрд. долл., которые Правительство Москвы намерено получить от приватизации, валютных отчислений от гостиниц в бюджет города, налогов на проживание иностранных гостей и др [5, стр.41].

Число прибытий иностранных туристов в Москву достигло 10,6 млн. человек, валютные поступления при этом составили 2,4 млрд. долл. Для формирования нормативно-правовой базы развития туризма очень важным и своевременным стало принятие в конце 1996 г. Федерального закона о туризме. «Закон определил принципы государственной политики, которая направлена на установление правовых основ единого туристского рынка в Российской Федерации, на регулирование отношений, возникающих при реализации прав граждан на отдых, туризм и путешествие» Как гласит статья 3 Закона: «Государство, признавая туристскую деятельность одной из приоритетных отраслей экономики РФ, содействует туристской деятельности и создает благоприятные условия для ее развития; определяет и поддерживает приоритетные направления туристской деятельности; формирует представление о Российской Федерации как стране, благоприятной для туризма; осуществляет поддержку туристов, туроператоров, турагентов и их объединений». Приоритетным направлением государственной поддержки является развитие внутреннего и въездного, социального и самостоятельного туризма, из которых первые два вида нацелены на устранение дефицита платежного баланса РФ. Из других стран бывшего СССР аналогичные законы уже приняты на Украине и в Грузии. Межпарламентской ассамблеей стран-членов Содружества принят рекомендательный законодательный акт «Об основных принципах сотрудничества государств-участников СНГ в областях туризма». В ближайшем будущем в России большое внимание будет уделено стимулированию инвестиционной активности в сфере туризма. Допускается возможность прямых государственных инвестиций с последующим возмещением расходов из бюджета с помощью реализации государственной собственности на фондовом рынке. А для привлечения частного капитала для строительства объектов индустрии туризма государство планирует освобождать от налогов средства, направляемые на эти цели, а также от таможенных пошлин на импорт материалов и оборудования и т.д [8, стр.73].

В будущем индустрия туризма в России и других странах СНГ может возрасти за счет франчайзинговых договоров и контрактов на управление. Этот подход подразумевает следующую схему: государство владеет землей, приватизированная государственная гостиница гостиничная компания владеет имуществом, а иностранная компания инвестирует деньги на реконструкцию восстановление гостиницы, в дальнейшем возвращая их за счет доли в прибыли. От делового туризма будет зависеть дальнейшее развитие высокоразвитых отелей в крупных городах - деловых центрах. Согласно структурной теории спроса в гостиничном бизнесе Клейнуорта-Бенсона страны Восточной Европы и бывшего СССР находятся в первой фазе, когда в экономике доминируют добывающие и производственные отрасли. Деловые путешественники в основном являются работниками служб маркетинга и сбыта разных учреждений. По мере роста сферы услуг страны войдут во вторую фазу и число бизнес-туров увеличится. В третьей фазе, когда установлены корпоративные структуры в сфере услуг, количество деловых путешественников остается на высоком уровне, однако темпы роста ниже, чем во второй фазе. Для сравнения континентальная Европа по этой теории входит во вторую фазу, а Великобритания - в третью. Это говорит об огромном потенциале делового туризма в России и странах СНГ [3, стр.98].

Факторы, способствующие развитию международного туризма в России. Несмотря на то, что въездной туризм сдерживают многие факторы: политическая и экономическая нестабильность, обострение криминогенной обстановки и террористические акты, законы стран ближнего зарубежья, формальности стран и дополнительные сборы, сокращение маршрутов, которые прежде, как правило, проходили через республики, отсутствие необходимой материальной базы, массированная антиреклама России на Западе, негативная информация об общественном и политическом положении России и многие другие, Россия обладает потенциалом развития международного туризма.

Этому могут способствовать:

 Освоение рынков сбыта и  широких сфер приложения капитала, привлекающих компании из-за рубежа;

 Обеспечение свободы перемещения  на большей части территории  страны;

 Развитие индустрии туризма.

В освоении рынков сбыта большое значение имеют следующие факторы: Повышение достоверности информации о международном туризме, т.е. сбор информации, обследование, исследование международного туризма, аналитико-диагностическая деятельность на основе полученной информации. Проблема статистической информации о туризме в России ещё остается. Сегментирование туристского рынка, т.е. предоставление услуг по вкусам, интересам, привычкам, возможностям и т.д. С обострением конкуренции следует ловить малейшие оттенки потребительского спроса.

Рыночный сегмент должен отвечать ряду условий:

 по географическому принципу;

 по геодемографическому принципу (запросы городского и сельского  населения);

 по демографическому принципу (заключается в делении рынка  на группы по возрасту, полу  потребителей);

 по социально-экономическому  признаку, учету уровня доходов.

Главным поставщиком туристов являются страны с высоким уровнем жизни, но в них выделяется дифференциация доходов. В середине 80-х годов в СССР основную массу туристов из США составляли лица с годовым семейным бюджетом от 20 до 75 тыс. американских долларов; в середине 90-х годов вследствие резкого увеличения цен на услуги в России такие поездки могли позволить себе главным образом семьи, чей годовой доход превышал 50 тыс. американских долларов [8, стр.302].

-сегментирование по психографическому  признаку (образ жизни людей).

В мировой практике этот туризм получил широкое распространение. Наука «Психология» помогает сегодня туризму в определении, в выделении типов туристов.

-сегментирование по поведенческому  признаку (однородные группы людей, по характеру, реакции, поведению);

-многомерное сегментирование, по  нескольким переменным (семейное  положение, холостые, уровень доходов, село, город и др.).

Анализируя спрос рынка с этой точки зрения, следует сказать, что сегментация рынка туризма России сегодня отстает от мировых стандартов. Изучение туристского спроса. Спрос меняется вместе с развитием общества. Некоторые спросы видоизменяются, другие отмирают, следует учитывать эластичность спроса, т.е. зависимость от дохода потребителя, временные рамки, сезонность, пространство и современные тенденции туристского спроса. Так с середины 80-х годов в мировом туризме обозначились две тенденции: увеличение средней продолжительности жизни и снижение уровня рождаемости привели к более высокой доле в туризме лиц старших возрастов, и вторая тенденция происходит под влиянием социально-экономических факторов. Сильное воздействие оказал мировой экономический кризис. Он сопровождается резким падением покупательских способностей. Это вызвало дробление отпускного периода и рост непродолжительных поездок [13, стр.36].

Обеспечение свободы перемещения на большей части территории страны зависит от развития в следующих направлениях: Россия может предоставить туристские услуги с целью отдыха и развлечений на такой огромной, богатой природными красотами территории; В начальном этапе развития находится и деловой туризм. Страны Европы: Германия, Испания, Швеция, Швейцария, Бельгия занимают сегодня особое место в деловом туризме. Стремительно развивается бизнес-туризм на американском континенте. Слабо меняется в России и география туризма: поездки в виде поощрения, за успехи в работе, делах. США по-прежнему являются основным «поставщиком» премированных туристов.

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Богатое культурное наследие и природное разнообразие ставит Россию на заметное место в мире среди стран с потенциальным ростом туризма. В стране находятся 24 объекта Всемирного наследия ЮНЕСКО. Различные регионы и этносы в России имеют большое разнообразие традиций. Основные туристические маршруты в России представляют собой посещение старой и новой столиц России, санаторно-курортных учреждений Краснодарского и Ставропольского краев, Калининградской области, горнолыжных курортов Кавказа и Сибири, путешествие по «Золотому кольцу России», круизы по Волге, круизы на ледоколе в национальный парк «Русская Арктика», дальние поездки по Транссибирской магистрали, с посещением Алтайских гор и озера Байкал, путешествия к вулканам Камчатки и в Приморье. В настоящее время в России сфера услуг и туристическая инфраструктура проходят период обновления, согласно утвержденной правительством федеральной целевой программе «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011—2018 годы)». В самых живописных и востребованных туристами регионах России были созданы туристические особые экономические зоны, которые предполагают благоприятные условия для организации туристического бизнеса [9, стр.13].

Россия, несмотря на свой колоссальный туристический потенциал, занимает весьма скромное место на мировом туристическом рынке. На долю въезжающих в Россию туристов приходится примерно 1% мирового туристского потока. Это низкий показатель, учитывая, что культурно-исторический и природный потенциал России гораздо выше, чем во многих странах, с традиционно высокой туристской посещаемостью [2 , стр.10].

На сегодняшний день Россия страна, которая только развивает в себе туризм, как отрасль экономики и скрывает в себе множество возможностей для развития необычных видов туризма.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

  1. Закон РФ от 05.02.2007г. № 12-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации».
  2. Александрова А.Ю. Международный туризм [Текст] : Учебное пособие для вузов. / А.Ю. Александрова - М.: Аспект Пресс, 2001. - 470 с. ISBN 5-7567-0139-7.
  3. Бурдейный М.А. Отдых в России и за рубежом [Текст] / М.А. Бурдейный. - М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2005. – 208с. ISBN: 5-305-00146-3 978-5-305-00146-4.
  4. Волков Ю.Ф. «Введение в гостиничный и туристский бизнес» [Текст] / Ю.Ф. Волков. -Ростов н/д.: Феникс, 2003 - 348с. ISBN: 5-222-03367-8.
  5. Дехтярь Г.М. Индустрия туризма: Правовые акты: Туристская деятельность [Текст] / Г.М. Дехтярь. – ФиС, 2005 – 288с. ISBN: 5-279-02965-3.
  6. Долматов Г.М. Правовые основы туристского бизнеса [Текст]  Учебное пособие для вузов. / Г.М. Долматов. - М.:, МИГМиТ, 1997.-164 с. ISBN 686-249-291-9.
  7. Гуляев В.Г. Туризм: экономика и социальное развитие. [Текст] научное издание / В.Г. Гуляев. – М.: Финансы и статистика, 2003.-304с. ISBN 827-545-532-6.
  8. Квартальнов В.А. Туризм [Текст] / В.А. Квартальнов. – Финансы и статистика, 2000. – 320с. ISBN 975-844-94-3.
  9. Остроумов О.В. Туризм. Продвижение российского турпродукта: возможности и реальность [Текст] / О.В. Остроумов. - ФиС, 2007. – 128 с. ISBN: 978-5-279-03202-0.
  10. Сенин, В.С. Организация международного туризма [Текст] / В.С. Сенин. – Финансы и статика, 2003. – 400 с. ISBN: 5-279-02409-0.
  11. Соколова М.В. История туризма [Текст] /М.В. Соколова.- М.: Мастерство, 2002. - 352 с. ISBN 5-7695-1707-7.
  12. Ушаков, Д.С. Технологии въездного туризма [Текст] / Д.С. Ушаков. - Ростов н/Д : ИКЦ "МарТ", 2006. – 384 с. ISBN: 5-241-00681-8.
  13. Фролова Т.А.  Экономика и управление в сфере социально-культурного сервиса и туризма [Текст] / Т.А. Фролова. - Таганрог, 2010. – 237с. ISBN 686-249-291-7.
  14. Холловей Дж. К. Туристический бизнес[Текст] Пер. с англ. изд / Дж. К. Холловей. - Москва, 2007. – 798 с. ISBN 966-346-299-Х.
  15. Чудновский А.Д., Жукова М.А. Управление индустрией туризма России в современных условиях [Текст] : Учебное пособие / А.Д. Чудновский. М.А. Жукова, – М.: КНОРУС, 2007. - 416с. ISBN 5-85971-187-5.
  16. Туризм в России. [Текст] / 2004. Офиц. издание. - М.: Госкомстат РФ, 2004. - С. 164. ISBN 686-249-291-9.

Информация о работе Туризм в России