Туризм в патриотическом воспитании молодежи на примере Беларуси

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Мая 2012 в 21:07, контрольная работа

Описание работы

Патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда являлось одной из важнейших задач современной школы, ведь детство и юность — самая благодатная пора для привития священного чувства любви к Родине. Под патриотическим воспитанием понимается постепенное и неуклонное формирование у учащихся любви к своей Родине.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...3

1. Основы патриотического воспитания………………………………………4-7

2. Роль туризм в патриотическом воспитании молодежи на примере Беларуси………………………………………………………………………..7-10

Заключение……………………………………………………………………….11

Список литературы………………………………………………………………12

Файлы: 1 файл

Туризм.doc

— 90.50 Кб (Скачать файл)

                 В настоящее время общественное развитие республики требует воспитания социально активных, самостоятельных, творческих личностей, адаптированных к условиям современной жизни. А это невозможно без решения таких задач как[3, c.70-72]:           

– ознакомление детей с историей и современностью родного края;

– формирование у детей представления о различных сторонах жизни своего края и его жителей;

– развитие у школьников стремления знать свой край; (это, пожалуй, один из ключевых элементов, так как именно от интереса к объекту изучения зависит, насколько хорошо дети будут знать историю своей малой родины);

– способствование развитию патриотического отношения к малой родине;

– создание условий для изучения проблем развития края, формирования у школьников видения своего места в решении этих проблем, развитие установки на необходимость внести личный вклад в совершенствование его жизни;

– способствование адаптации школьников к действительности своего края, профессиональному самоопределению;

– способствование становлению и развитию учебно-воспитательных коллективов, семьи;

– способствование развитию личностных качеств учащихся.

             Участвуя в туристских мероприятиях, учащиеся восстанавливают свои силы, укрепляют физическое и психическое здоровье. Оздоровительной составляющей здесь принадлежит особая роль. Сегодня учащиеся значительную часть времени проводят в закрытых помещениях,  поэтому даже однодневный туристский поход является эффективным средством оздоровления и профилактикой заболеваний. Свежий воздух, двигательная активность, умеренные физические нагрузки — все это способствует укреплению здоровья юных туристов.  Однодневные походы и экскурсии могут выполняться недалеко от учебного заведения, ведь в каждом уголке Беларуси, в каждом городе, посёлке, деревне есть свои природные особенности, специфические черты истории и культуры, составляющие тот феномен, который формирует у молодого поколения интерес и привязанность к родному краю, его патриотические чувства, исто­рическое сознание, социальную активность.

            Любовь к Отечеству начинается с любви к своей «малой родине»: городу, селу, лесу, речушке.  Без любви к Родине и уважения к ее истории и культуре невозможно воспитать гражданина и патриота своей Родины, сформировать у детей чувство собственного достоинства, положительные качества личности.

Углубленные знания о родном крае, его прошлом и настоящем, его людях,  природе, культуре, истории способствуют воспитанию гражданина, который уважает традиции своего народа, неравнодушен к судьбе страны, к судьбе своей «малой родины».

              В Концепции воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь отмечено, что воспитание тесно связано с повседневной жизнью, с особенностями жизнедеятельности в регионах. Человек всегда является частью целого: народа, нации, религиозной общности, с которыми он связан неразрывными духовными связями как субъект соответствующей культуры. Особое значение имеет такая выделенная в Концепции задача воспитания, как формирование патриотизма и гражданственности, основанных на любви к своей земле, народу, языку, уважении к истории Отечества, его культуре[4].

             Одной из наиболее действенных форм патриотического воспитания является проведение  походов по местам боевой славы белорусского народа, во время которых можно возложить цветы и привести в порядок памятники,     познакомиться с историческими местами и мемориальными комплексами, провести   соревнования. В отличие от пассивных форм воспитательной работы (встреч с интересными людьми, бесед, утренников, уроков мужества) туристические походы позволяют поставить каждого участника, в уникальные, с точки зрения воспитания, условия, когда абстрактные идеи приобретают конкретную реальность. 

              Условиями эффективности гражданско-патриотического воспитания учащихся средствами экскурсионно-туристической деятельности являются[7]:

1.   Использование творческого потенциала учащихся. Именно экскурсионно-туристическая деятельность, в которой учащиеся вступают в непосредственный контакт с окружающим миром, позволяет им реализовывать свою потребность в познавательной и физической активности, открывать «секреты» окружающего мира, формировать образ Родины.

2.   Процесс познания Родины реализуется в предметно-наглядной, активной форме, когда учащиеся непосредственно видят, слышат, осязают окружающий мир. Они глубже воспринимают его в более ярких, эмоционально насыщенных, запоминающихся образах, чем те, которые предстают перед ними со страниц книг, учебных пособий.

3.   Изучение окружающей действительности проводится по гносеологической спирали – от своего дома, улицы до города, области, страны. Важная составляющая: «Великое – рядом». Происходит комплексное освоение окружающего мира: природы, истории, культуры, краеведения, экономики изучаемого региона.

            Добиться эффективности, достичь цели, решить задачи можно только лишь при грамотной организации экскурсий и туристических походов.

            В наше время особенно актуально возрождение исторического и духовного наследия нашего народа. В решении этой задачи важную роль играет краеведение, ибо каждый человек гордится своей «малой родиной». Краеведение воспитывает чувство сопричастности к делам предков, т.е. национальное самосознание, заставляет задуматься о своих корнях, делах минувших и настоящих в их сопряжении, неразрывности и преемственности в длинной череде поколений не в виде готовых истин и формул, а в непрерывном поиске, исследовании, изучении. Это является важным средством активизации внимания и интереса учащихся к учебным предметам и, одновременно, является мощным средством развития когнитивных и креативных способностей ребенка. Патриотизм   формируется в ходе работы с историческими материалами, раскрывающими традиции белорусского народа; героическую борьбу, подвиги, талант лучших сынов Отечества; воспитывающими нравственные качества государственных, политических и общественных деятелей и др.; непримиримость к врагам; уважение к атрибутам государственности (Флагу, Гербу и Гимну) страны[5, c.202-204].

              Чем полнее и содержательнее получены знания о родном крае, его людях, прошлом и настоящем, тем эффективнее решается одна из главных воспитательных задач – формирование человека, который уважает и почитает традиции своего народа, гордится его материальной и духовной культурой, является социально ответственным, неравнодушным к судьбе своей родины.

              Таким образом, туризм воспитывает молодежь, способную любить и понимать  свой народ, сопереживать и помогать людям, гордиться своей принадлежностью к Беларуси.

      

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение.

                Новые экономические отношения, возникшие в настоящее время в нашей республике, обострили проблемы в детско-юношеском туризме, требуют изменений в подходах и механизмах организации деятельности по развитию массового детского туризма. Ведь туризм, краеведение и средства спорта являются традиционными формами обучения и воспитания молодежи. Специальные методики использования экскурсий, путешествий, систематические занятия спортом, массовые мероприятия спортивно-оздоровительной направленности способствуют приобщению детей, подростков и молодежи к здоровому образу жизни, пониманию своей истории.

              Беларусь – страна с древней и богатой историей, самобытной культурой, поэтому туризм в патриотическом воспитании молодежи является приоритетным направлением развития разносторонне развитой личности.

           Формирование чувства патриотизма не может ограничиваться только вербальным изложением знаний о стране и закреплением в сознании информации о правах и обязанностях гражданина. Поэтому важной является практическая подготовка молодежи к активному участию в общественной жизни, включение их в сознательную деятельность по выполнению гражданских обязанностей, основанных на традициях прошлого нашего народа.

             Туристическая работа способствует развитию самостоятельности, творческой активности.

              Углубленные знания о родном крае, его прошлом и настоящем, его людях,  природе, культуре, истории способствуют воспитанию гражданина, который уважает традиции своего народа, неравнодушен к судьбе страны, к судьбе своей «малой родины».

           Таким образом, можно сделать вывод о том, что туризм является неотъемлемой частью патриотического воспитания молодежи. Только увидев собственными глазами места боевой славы, побеседовав с ветеранами, участниками боевых действий, можно почувствовать гордость за свою страну и своих людей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы:

1.      Богомазова Т.И. Воспитание гражданственности и патриотизма студенческой молодежи. Часть I.- Могилев, 2007;

2.      Буторина Л. А. Воспитание патриотизма средствами образования. М.: Каро, 2005;

3.      Константинов Ю.С., Куликов В.М. Педагогика школьного туризма: Учебно-методическое пособие. М.: ЦДЮТиК МО РФ, 2002;

4.      Концепция воспитания детей и учащейся молодежи Республики Беларусь.- Мн., 2007;

5.      Митрахович С.С. Детский туризм  и краеведение Беларуси.- Мн.: РИТФУТ, 2003;

6.      Яковлев Д. Е., Касимова Т. А. Патриотическое воспитание школьников: Методическое пособие. М.: Айрис-пресс, 2005;

7.      [Электронный ресурс].- Режим доступа: www.ripo.unibel.by/



Информация о работе Туризм в патриотическом воспитании молодежи на примере Беларуси