Туризм как экономическое явление

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2013 в 19:59, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является изучения туристического рынка России и мира, для решения проблем возникающих в туристической деятельности, и влияющих на развитие экономики страны и мира.
Задачи:
• рассмотреть туризм, как экономическое явление;
• рассмотреть подходы к определению «туризм»;

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. Туризм как экономическое явление 7
1.1 Подходы к определению понятия «туризм» 7
1.2 Взаимодействие экономики и туризма 9
1.3 Туризм как социально-экономическое явление 10
1.4 Экономическая эффективность туризма 14
Глава 2. Анализ индустрии туризма 17
2.1 Современное состояние мирового туристического рынка и долгосрочные перспективы его развития 17
2.2 Въездной и выездной туризм РФ. 20
2.3 Исследование Астраханского туристского рынка. 27
Глава 3. Проблемы и перспективы развития туризма в России 30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 42
Список используемой литературы 45

Файлы: 1 файл

kursovaya_ekonomika.docx

— 559.40 Кб (Скачать файл)

Итак, в результате анализа  современного состояния мировой  туристской индустрии можно сделать  следующие выводы:

 •    несмотря  на политический и экономический  кризис, в туристском секторе  отмечается рост показателей  туристской деятельности;

 •    наблюдается  большая конкуренция среди регионов  в привлечении туристов;

 •    происходит  активное продвижение капиталов  отдельных туристских компаний  на зарубежные рынки;

 •    происходит  концентрация товаров и производства  услуг в туризме;

 •    в туризме  активно используется компьютерная  техника.

В связи с этим можно  наметить основные черты развития туризма  в предстоящее первое десятилетие XXI века:

  • постоянное влияние экономической и политической ситуации в мире на туризм;
  • определяющими факторами туризма станут социодемогра-фические изменения, электронная информация и коммуникационные системы;
  • поляризация деятельности туристских операторов, занятых как глобальным, так и средним и малым бизнесом;
  • одним из самых популярных регионов пребывания, видимо, станет

Южная и Юго-Восточная Азия. В  рамках этого потока будет усиливаться  роль международного туристского сектора  России как центра транзитного обслуживания туристов из За падной Европы, а также  сегмента выездного туризма из России в указанные регионы.

2.2 Въездной и выездной  туризм РФ.

Россия  располагает огромным потенциалом  как для развития внутреннего  туризма, так и для  приема иностранных  путешественников. У нее есть все  необходимое - огромная территория, богатое  историческое и культурное наследие, а в отдельных  регионах - нетронутая, дикая природа.

 

 

Рис. 2. Потенциал для развития туризма в РФ.

На схеме можно увидеть  потенциальные ресурсы РФ, привлекающие туристов.

 Территория  России  простирается с запада на восток  на 10 тысяч км и почти на 3 тысяч  км от северных арктических широт до южных субтропических. Разнообразие ландшафтов позволяет развивать множество видов туризма. Россия обладает большим количеством туристских ресурсов.

Рис. 3. Туристские ресурсы РФ   

У России есть курорты на южном Черном и северном Балтийском морях, что делает ее пригодной для  пляжного отдыха, лечения и оздоровления на море. Крайний Север предоставляет  шанс наблюдать северное сияние и  отправиться в этнические туры к  северным народам, а также участвовать  в сафари на оленях по тундре.

     Наличие гор  открывает возможности для   всех видов горного туризма  (альпинизма, спелеотуризма, пеших  походов, рафтинга по "кипящим"  горным рекам и  горнолыжного  туризма, маунтинбайка, полетов на  дельтоплане), а также курортного  лечения в местах, где есть  источники минеральных вод.

     Полноводные,  широкие и протяженные реки  Волга, Енисей, Лена буквально  созданы для  круизов, рыбной  ловли, сплавов на плотах, катамаранах  и лодках. Моря северо-запада страны - одно из направлений круизного  туризма. Многочисленные озера,  как правило, живописны и чисты.  Причем вода в них чиста  не только внешне: в Карелии  и на Байкале ее вполне можно  пить.

     Леса  центральной  России, предгорий Кавказа, тайга  Сибири и Дальнего Востока  полны зверей и птиц, что привлекает  любителей охотничьих туров. В  России достаточно мест с нетронутой, дикой природой, что создает идеальные  условия для проведения экологических  туров. В отличие от многих  европейских стран, путешествуя  по просторам России, турист может  за долгое время не встретить  людей. В Сибири за несколько  часов езды по шоссе, проложенному  прямо в лесу, можно не встретить  ни одной машины! Зато не исключено,  что удастся пару раз заметить  среди деревьев бурого медведя.  В Астраханской области во  время трансфера к месту рыбной  ловли в дельте Волги егерь  покажет фламинго, пеликанов и  других редких птиц. Конные походы  по сказочному краю - Алтаю не  оставят равнодушным никого из  любителей природы.

     В богатой  истории России в разные времена  оставили свои следы викинги,  древние славяне, монголо-татары, половцы, скифы, шведы, тевтонцы, греки, генуэзцы и другие народы. Наши предки наследовали от  них внешность, веру, разные культуры, языки и традиции. Это стимулирует  развитие внутреннего туризма  - делает современных россиян  интересными друг другу. Великие  князья, монархи и императоры  присоединяли и теряли земли  и народы, путешественники заходили  все дальше в глубь Севера, Сибири и Дальнего Востока  и открывали новые просторы, реки, моря и океаны. Демократичные  и авторитарные государи, сменяя  друг друга, строили дворцы  и усадьбы, создавали музеи,  разрушали церкви и буддистские  храмы, оставляли после себя  мавзолеи, грандиозные высотные  здания, мощнейшие ГЭС и одновременно  лагеря для репрессированных, кукурузные  поля, открывали космическую эру,  создавали уникальные образцы  вооружения и восстанавливали  храмы. Все эти события и  поступки сделали Россию такой,  какой ее может увидеть каждый  в экскурсионном (культурно-познавательном) туре.

     Кроме природных  и историко-культурных предпосылок  развитию въездного туризма способствуют  некоторые социальные факторы.  Это высокая покупная способность иностранных валют, обеспечение свободы перемещения на большей части территории страны, включая такие перспективные в туристском отношении районы, как Дальний Восток, Сахалин, Курильские острова, Урал, Север России, а также Нижний Новгород и Самару, города, закрытые ранее для иностранных туристов.

     Въездной  и  внутренний туризм в России  представлен  большим разнообразием  его видов. Наиболее активно  развиваются экологический, спортивный, экстремальный, горнолыжный, познавательный, деловой, лечебно-оздоровительный,  круизный, рыболовный и охотничий,  событийный и гастрономический  виды туризма. Популярен также  индивидуальный и детско-молодежный  отдых.

Туризм  является одним  из лучших видов отдыха. У жителей  Российской Федерации появляется все  больше возможностей заниматься международным  туризмом благодаря тому, что наша страна активно участвует в международных  отношениях, улучшается экономика, совершенствуются технические средства, обеспечивающие транспорт и тд. С другой стороны, Россия богата разнообразными туристскими  объектами, способными привлекать туристов со всего мира. По этой же причине  Россия имеет потенциал для удовлетворения потребностей в туризме и отдыхе своих граждан, что при этом может  являться экономически выгодным как  для самих туристов, так и для  государства.

     Для того, чтобы  изучить тенденции, имеющие место  в этой сфере, проведем анализ схемы, дающей информацию относительно въездного и выездного туризма в РФ в 2010 г.

Рис. 4 Въезд иностранных  граждан в Россию в 2010.

Рис. 5. Выезд Российских граждан за рубеж в 2010г. 

На  основании данных, приведенных в  схеме, можно сделать несколько выводов. Прежде всего, о странах-лидерах по количеству посещений гражданами РФ в 2011 г.

Больше всего выездов  совершалось в Турцию и Египет. Объясняется это предпочтением  пляжного отдыха в относительно близких  странах, где предлагается высокий уровень сервиса по умеренным ценам. Китай является третьей по популярности страной, в основном, благодаря развитию шоп-туризма. Также довольно высокой популярностью пользуются такие страны, как Финляндия, Германия, Испания, далее идут другие Европейские страны. Снижение интереса к этим государствам объясняются достаточно высокими ценами и затруднениями при получении визы. Низкая популярность маршрутов в экзотические страны объясняется дороговизной перелета, а в США, Канаду также сложностями с получением визы.

  В Россию больше  всего гостей приезжает из  стран Европы, из США и Китая.  В первом случае это объясняется  близостью и относительной доступностью  всемирно известных российских  брендов, таких, как Красная  площадь и Кремль, Дворцовая набережная, Петергоф. Для жителей США, охотно  путешествующих по всему миру, с экономической точки зрения  несложно совершить перелет в  Россию и обратно, кроме того, столь богатая историческим и  культурным наследием страна  не может не привлекать их. То, что Россия и Китай являются  странами-соседями, является определяющим  фактором для высокой популярности  туристских поездок в РФ. Кроме  того, на всей протяженности Российско-Китайской  границы на протяжении многих  лет ведется активный культурный  обмен, что делает путешествия  более легкими в психологическом  плане. 

     Наименьший  интерес к России проявляют  туристы из стран Восточной  Европы и дальних стран, таких  как Филиппины, Малайзия, Куба. Эта  тенденция объясняется величиной  расстояния, разделяющего эти страны  и РФ, в результате чего немногие  туристы могут его себе позволить.

  Диаграмма иллюстрирует  большую разницу между тем,  насколько популярны различные  страны среди российских туристов  и то, насколько популярна Россия  среди туристов этих стран.  Для большинства стран выезд  российских туристов значительно  превышает въезд граждан этих  стран в Россию. Самая значительная  разница наблюдается при сравнении  стран, пользующихся наибольшей  популярностью у русских: Турция, Египет, Китай. Для остальных стран с подобным перевесом выезд превышает въезд в два раза и более (за исключением Германии, для которой показатели въезда и выезда приблизительно одинаковы).

     Для некоторых  стран характерна обратная ситуация: въезд превышает выезд. Это  прежде всего касается США,  Канады и Великобритании, а также  Австралии, Японии, Швеции. Объясняется  это экономическим и политико-правовым  факторами. Во-первых, большее количество  жителей названных стран может  позволить себе путешествие в  Россию – по сравнению с  гражданами РФ, выезжающими в  эти страны. Во-вторых, визовый режим  в России значительно проще,  чем в перечисленных государствах, что также влияет на выбор,  который совершают туристы.

     На основании  анализа данных, приведенных в схеме, можно сделать вывод о том, что Россия, обладая значительным туристским потенциалом с точки зрения природных, культурный и исторических ресурсов, не реализует его в полной мере. Это проявляется, в первую очередь, в следующей тенденции: низкий интерес к России иностранных туристов при высоком интересе граждан РФ к туризму за рубежом и значительно меньшем спросе на туризм внутри своей страны.

     Это приводит  к двум последствиям, которые  негативно сказываются, в первую  очередь, на экономике РФ. Во-первых, вследствие низкого притока иностранных  туристов этот источник прибыли  используется лишь в незначительной  степени. Следует отметить, что  въездной туризм в некоторых  странах является основной статьей  доходов государства. Это красноречиво  говорит о важности въездного  туризма как экономического фактора.  Во-вторых, большое количество выездов  туристов за границу обуславливает  вывоз капитала из страны, что  негативно отражается на экономическом  развитии страны в целом.

2.3 Исследование Астраханского  туристского рынка.

Сегодня туризм занимает весьма заметное место в экономике региона  – на 1000 ее жителей приходится до 50 туристов. Культурно-исторические и  природные памятники области  известны далеко за ее пределами. Астраханский кремль посещает до 700 тыс. человек в  год.

Недалеко от Астрахани  находится Сарай-Бату – бывшая столица  Золотой Орды. Лотосы и фламинго – символы биосферного заповедника  в дельте Волги. Осенью минувшего  года в Астрахани был открыт оперный  театр в типично «астраханском» стиле на 1200 мест – безусловно, лучший из построенных в России в постсоветское  время.

Астраханские бренды –  арбуз, вобла, тот же лотос – давно  известны на туристическом рынке. Пару лет назад в Астрахани был  открыт первый бизнес-отель уровня 5*. Всего же в 600-тысячном городе насчитывается  более 150 объектов размещения.

И все же... До 80% областной  туристической сферы составляет рыболовно-охотничий туризм – в  дельте Волги сегодня насчитывается  около 500 баз, гостиниц и гостевых домов  разной вместимости для рыбаков. Еще 7% турпотока приходится на деловой  туризм, а остальные виды туризма  не «набирают» и 13%. Такая структура, по мнению руководителей астраханского  туризма, нуждается в серьезной  корректировке. Иными словами, не только рыбой и арбузами жива астраханская земля.

Она, например, имеет прекрасные условия для развития этнотуризма  – в Астраханской области живут  представители 160 национальностей, народностей  и этносов, исповедующих христианство, мусульманство и буддизм. Многие уникальные исторические памятники  сохранились до сих пор, например, Белая мечеть и недавно восстановленный  Владимирский собор. В области живут  мастера уникальных промыслов –  чаканоплетения, изготовления сувениров  из рыбьей чешуи и т. д.

Исключительно богата область  кулинарными традициями – о них  рассказывает недавно изданная по инициативе губернатора Александра Жилкина книга «Кулинарное путешествие в Каспийскую столицу». Книга представляет собой не только увлекательное чтение, но и подробный рассказ о местных, формировавшихся на протяжении веков и с участием разных народов, блюдах (в первую очередь, рыбных), о которых в Центральной России вряд ли кто-то слышал. Таких, в частности, как рахманка из разных видов рыб, вялеха отварная, астраханская тюря и мклак (нижняя губа сома). Любое из этих блюд в окружении других, более привычных, десятков различных видов ухи, к примеру, могло бы стать темой для особого, гастрономического маршрута. Некоторые кухни, как, допустим, ловецкую (ловцы – рыбаки, живущие в низовьях Волги), впору заносить в гастрономическую Красную книгу.

Информация о работе Туризм как экономическое явление